Отношение индуизма к реинкарнации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Отношение индуизма к реинкарнации

2018-01-28 198
Отношение индуизма к реинкарнации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Реинкарнация в индуизме составляет целую доктрину. В Индии она так сильно укоренилась в сознании людей, что стала его неотъемлемой частью. Одни из первых упоминаний о сансаре (реинкарнации) сообщают: «Подобно тому, как гусеница, достигнув одной травинки, взбирается на другую, сжимаясь, точно так же и этот атман, сбросив свое тело, изгоняет свое незнание, сжимаясь, начинает другое восхождение». Другими словами, душа переходит в новое тело и начинает новую жизнь в этом мире.

Индуистские мудрецы пытались решить извечную проблему существования добра и зла и устранить противоречие между непредвиденными бедствиями и неравенством, царящим на земле. Так появился закон кармы, согласно которому проявляющиеся в жизни достоинства и недостатки будут вознаграждены или наказаны в последующем существовании.

Вся жизнь человека подчиняется закону кармы, что в переводе означает «действие». У индуса только тогда будет хорошая карма, когда он живет соответственно социальным и религиозным нормам, в противном случае человек обретет плохую карму.

Действия и поступки человека определяют его будущее в каждом перерождении. «Все люди рождаются с зачатками характера, в большей части подготовленного в предыдущих жизнях, а его внешность определяет наследственность. Поэтому человек является зодчим своего жребия и строителем своей судьбы», – говорил философ Никилаланда. Конечная цель каждого индуиста – выход из круга перерождений и воссоединение с Брахманом, высшей реальностью. Этого можно достигнуть при стремлении к приемлемому поведению и особому познанию.

Учения брахманов гласят: «Мы – души, вечно возвращающиеся на землю». Есть мифические упоминания о реинкарнации и в ранних Упаншидах. Согласно им, Луна считается вратами небесного мира, в которые входят все те, кто ушел из этой жизни. Отпускает она только того, кто правильно отвечает ей. Остальных Луна изливает обратно на Землю в виде дождя.

В этом мире люди возрождаются в облике льва, рыбы, человека, или кого‑либо другого, «сообразно со своими поступками и знаниями».

Со временем учение о реинкарнации избавилось от мифической окраски и соединилось с доктриной нравственного миропорядка. Согласно ей, после смерти «я» человека растворяется в океане Абсолюта, иначе нарушилась бы вся справедливость. Ведь во время пребывания на земле каждый человек по‑своему проходит жизненный путь.

Брахманы в свое время также использовали теорию реинкарнации в своем учении, хотя она довольно трудно с ним совмещалась. Согласно брахманизму, человек после смерти полностью сливается с мировым Атманом (душой) и его личность исчезает вместе с сознанием.

После смерти существует только один Атман, точнее Брахман. Он в результате великой Игры или своего падения вновь выталкивает из себя бытие. В прямом смысле слова перевоплощения не происходит, так как в нем участвует только один Атман. Это он входит в мир, разделяется на индивидуумы, чтобы потом вновь вернуться в первоначальное Единство.

Смерть не означает в брахманизме свободу. Греховное томление, приведшее Брахмана к рождению мира, продолжает жить и после смерти тела. «Я» обречено возвратиться на землю, «ввергнуться в поток бытия, из которого его вышвырнуло». Поэтому человеку необходимо постоянно помнить, что его поступки, невежество не пройдут даром. Закон кармы повергнет Атмана в новую жизнь, вероятно, даже в тело животного.

В этом учении не существует свободы выбора, духа и личной ответственности, но в нем много противоречий.

 

 

Создатель Вселенной Брахман

 

Например, если бы душа перевоплощалась, то после смерти и перед новым воплощением она должна была бы сбросить с себя все земное. Осталось бы только чистое, лишенное всяких качеств «я». Но в таком случае ни о каких возрастающих от жизни к жизни способностях не может быть и речи.

Другое несоответствие заключается в следующем: в космических циклах этого учения существует только одно действующее начало – Атман‑Брахман, поэтому реинкарнация в принципе не может рассматриваться как перевоплощение определенной личности. Для человека остается один единственный закон – карма, которая овладевает Атманом, входящим то в одно, то в другое тело.

В любом случае учение о сансаре в брахманизме рассматривается как зло. Земная жизнь не имеет цены, а единственное, что достойно бессмертия – это Единый. Мир и человек выходят из него и в конце концов подлежат уничтожению, так они являются только ошибкой.

В этом и заключается главное отличие индуизма от христианства в вопросе понимания личности. У христиан личность не является частью Абсолюта, но все же обладает исключительной ценностью.

В индуизме личность не имеет ценности, так как отождествляется с Абсолютом. Поэтому ее воплощение приравнивается к злу. Вышедшие из Брахмана мир и человек обязательно должны вернуться в Молчание, породившее их. Истинное спасение для брахманиста заключается в свободе от желаний, от мира. Путь к достижению этого лежит через аскезу йоги. «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так и мудрец, отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Духу, что выше высокого».

Аскеза может прервать кармическую связь и открыть душе дорогу к Бессмертному. Для этого необходимо сначала избавиться от желаний, так как тот, кто имеет их и думает о них, вновь рождается здесь и там.

Но тот, у кого совершенный Атман, после исполнения своего желания исчезает в этом мире.

Тому, кто достигнет совершенства, становятся чужды любовь, ненависть, добро и зло. Свобода от желаний считается истинной свободой. Тот, кто обрел ее – достиг спасения. Это и есть бессмертие.

Таким образом, согласно доктрине индуизма, вечная индивидуальная душа стремится к слиянию с Мировой душой. Соединению мешает поток постоянно меняющихся проявлений природного бытия. На пути к конечному спасению Атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма которых определяется кармой, поступками человека, совершаемыми в течение жизни и его помыслами.

 

ГЛАВА 4

Иудаизм

 

Иудаизм – официальная религия еврейского народа, существующая около двух тысяч лет и распространенная исключительно среди евреев.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.