Наглядные методы. Наблюдения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наглядные методы. Наблюдения

2018-01-28 192
Наглядные методы. Наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Подготовка к наблюдению.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.
Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.
Руководство наблюдением.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.
Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
Пример
Наблюдение за развитием лягушки (с детьми подготовительной к школе группы)
Бурые травяные лягушки откладывают икру вскоре после того, как водоемы освободятся от льда и вода слегка прогреется. Комья лягушачьей икры плавают на поверхности воды. Сигналом того, что икрометание началось, является далеко раздающееся кваканье. В это время и следует провести целевую прогулку на водоем. Понаблюдав с детьми за поведением лягушек (обычно они во множестве собираются на водоеме), воспитатель специальным сачком отлавливает комочек икры. Транспортировать икру лучше в закрытой стеклянной банке. В уголке природы икру следует поместить в невысокую стеклянную банку с плавающими листьями растений или веточкой традесканции.
Рассматривая икринку, следует отметить цвет (более темный сверху и светлый снизу) и размер (с булавочную головку). Через 8—10 дней из икринок появятся головастики. К наблюдению за ними следует привлечь всех детей группы. Надо определить форму головастиков, отметить, как прикрепляется головастик к растению, обратить внимание на отсутствие рта (рот появится только через несколько дней). Детям можно дать задание— проследить, когда появится рот.
Следующее наблюдение целесообразно провести уже за плавающими головастиками. При этом можно заметить, что у них исчезли присоски. Дети увидят, как головастики челюстями скоблят поверхность листьев и стеблей растений. После этого устанавливают, что изменилось у головастика, как изменились его внешний вид, поведение.
Через 2—3 дня после наблюдения головастиков выпускают в водоем, так как дальнейшее содержание их в уголке природы довольно затруднительно — они требуют обильного корма. Последующие наблюдения проводятся во время целевых прогулок на водоем. Каждый раз воспитатель отлавливает 1—2 головастиков, помещает их в банку с водой с тем, чтобы можно было внимательно рассмотреть. Наблюдения проводят, когда у головастика исчезнут жабры (а сам он станет похож на шарик с хвостом), или когда появятся задние ножки, затем передние. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при появлении ног у головастиков сильно уменьшается хвост. Интересно отловить маленького лягушонка с остатком хвоста и, пустив в небольшой тазик, рассмотреть.
При каждом наблюдении воспитатель вначале направляет внимание детей на определенное состояние животного и его поведение, а затем на сравнение с тем, каким его видели в прошлый раз. Вопросы предлагает того же характера, что и в первых наблюдениях. Полезно вести дневник наблюдения (в виде рисунков) и при каждом очередном наблюдении использовать рисунок предыдущего наблюдения для сравнения. В заключительном наблюдении детям предлагают вспомнить, каким был головастик, когда только появился из икринки, на что был похож, какие ноги (передние или задние) выросли первыми, когда головастик стал похож на лягушку. После каждого наблюдения отловленных животных следует выпускать в водоем.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных. обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.
В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). Использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.
Пример
Рассматривание листьев, плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени (с детьми подготовительной к школе группы)
Цель. Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям (3—4 дерева, 2 кустарника). Обобщать представления об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников: у одних — листья только желтые (береза, липа), у других — красные и желтые (клен и др.). Закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам.
Организация наблюдения. К занятию необходимо подготовить таблицы с изображением знакомых детям деревьев (в зеленом наряде), конверты с листьями, коробочки с плодами и семенами для каждого из детей. На столе у воспитателя — коробки для листьев.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая была погода, когда они ходили на экскурсию, рассказать о красоте парка (леса), о том, какие деревья они там видели. Затем вывешивает поочередно на подставку таблицы с изображением знакомых деревьев и кустарников. В каждом случае просит детей назвать дерево (куст), найти в конверте и коробочке листья, плод, семена, показать и отложить в сторону.
Далее воспитатель предлагает положить листья рядом, определить, чем они отличаются друг от друга. То же можно проделать с плодами и семенами. Если кто-либо из детей затрудняется в сравнении, он напоминает об использовании приемов обследования, соответствующими вопросами побуждает детей вспомнить, какие листья были на деревьях летом: «Какого они цвета сейчас? Какого цвета листья разных деревьев?» В заключение предлагает детям разложить листья по коробочкам, стоящим у него на столе. Дети выполняют задание поочередно.
Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2—3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.
При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассматриванию животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.
Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».
При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразные сюрпризные моменты: раздается стук в дверь, заходит... котенок; или: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают — в корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.
В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, перед посадкой рассматривают луковицу, обследуют влажность и сыпучесть песка во время игры с ним). Организуя наблюдения с малышами, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действиям подставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок и т. д.
Пример. Наблюдение за щеглом (с детьми первой младшей группы)
Участвуют 14 детей (одна подгруппа). Воспитатель приносит клетку со щеглами. Дети радостно реагируют: «Птички! Ой, птички!» Педагог сообщает, как называются птицы (щеглы), предлагает покормить их, спрашивает, кто из детей хочет помочь. Все наперебой изъявляют желание: «Я хочу! Я!» Воспитатель показывает семена подсолнуха. «Что это?» — спрашивает у малышей. Дети называют: «Семечки». Затем он дает семечки одному ребенку и предлагает насыпать их в кормушку. Дети наблюдают за действиями ребенка, а затем с интересом смотрят, как щеглы клюют. Воспитатель объясняет: «Они клюют семечки. Клювом клюют. Покажите, как клюют». Дети имитируют движение, показанное воспитателем.
Далее он ставит в клетку ветку рябины. Предлагает посмотреть, что будут делать щеглы. Малыши с радостью отмечают: «Сели. На веточку сели». Воспитатель просит детей посмотреть, что делают щеглы. «Они ягоды кушают... Они носиком ягоды трогают», — отвечают дети. «Да, щегол ягодки клюет клювом». Но вот птица насытилась, вспорхнула, села на веточку. Девочка заметила, как щегол это сделал: «Он сел на палочку и лапки так положил». (Показывает.) «Лапками щегол держится за веточку», — уточняет воспитатель.
После наблюдения воспитатель ставит клетку на высокую подставку. «Пусть щеглы отдохнут», — говорит он и предлагает детям поиграть.
Средняя группа. Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.). Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, погодой, птицами.
В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме последовательной постановки вопросов и заданий.
Цель наблюдения часто связывается с трудом («Рассмотрим птичку и поучимся ухаживать за ней — она будет жить в нашем уголке природы») или изобразительной деятельностью. Но все чаще используются познавательные цели, например пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать, и т. д.
Иногда воспитатель предлагает загадку, отгадку которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Или сама загадка «предметная»: например, подумать, для какого животного приготовлен корм, затем проверить в ходе наблюдения правильность предположения.
Дети средней группы могут участвовать в создании обстановки, необходимой для наблюдения (подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению.
Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются два предмета (с одним из них дети уже знакомы). Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки.
Пример. Наблюдение за щеглами.
По предложению воспитателя дети рассаживаются полукругом. На столе стоит клетка со щеглами, закрытая тканью. Воспитатель сообщает, что в уголке природы будут жить новые птички и дети должны будут за ними ухаживать. Затем снимает ткань с клетки и предлагает посмотреть на птиц. Дети внимательно и с интересом рассматривают птиц: «Красивые какие...» — шепотом начинают разговаривать друг с другом, затем громко обращаются к воспитателю: «Людмила Сергеевна, это щеглы? Правда?» Она подтверждает догадку ребят: «Да, это щеглы». — «Нарядные какие щеглы!» — восклицает ребенок.
Воспитатель предлагает посмотреть и сказать, как дети отличат щеглов от других птиц, если увидят их на прогулке. Дети отвечают: «Они маленькие, и перышки у них разноцветные — желтые, красные»; «И беленькие есть перышки... И черные...»; «А клюв у щегла маленький...» Педагог предлагает посмотреть, где у птицы красные перышки: «У клюва... Еще красные перья есть и на лбу. Спинка и бока у него коричневые».
Воспитатель напоминает о том, что щеглы будут находиться в живом уголке и ребята будут помогать ухаживать за ними: чистить клетку, поить, кормить птиц. Он показывает корм (обходит детей с коробочкой, в которой лежат семена репейника и конопли). Предлагает двум детям насыпать корм в кормушки, посмотреть, как щеглы будут его клевать.
В средней группе дети начинают наблюдать и самостоятельно. Следует поощрять их, помогать понять наблюдаемое явление, иногда посоветовать использовать тот или иной прием, привлекать также внимание других детей к наблюдению, побуждать к рассказам о результатах своего наблюдения сверстникам.
Старшая группа. В процессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.
В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение.
В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках.
Пример. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель. Уточнить, представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле — спинке, боках, брюшке и хвосте -- плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуей, живут в воде).
Организация наблюдения. В аквариум в дополнение к прежним запускают новых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущие в аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними. Обращает внимание на то, что в аквариуме есть новые обитатели. «Какие они?» — спрашивает педагог. Если дети затрудняются ответить, задает дополнительные вопросы: «Большие рыбки или маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» После этого сообщает названия новых рыб, предлагает ребятам сравнивать их с теми, которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть, как берут его рыбки, как они плавают.
По мере надобности воспитатель задает дополнительные вопросы. Спрашивает, каких рыб еще знают дети, где живут рыбы. Соответствующими вопросами подводит их к выделению существенных признаков рыб и обобщению. Затем сообщает правила ухода за новыми рыбками. В конце занятия дает задание понаблюдать, как рыбки берут корм, сколько съедают, могут ли жить дружно со старыми рыбками.
В работе с детьми шестого года жизни длительные наблюдения становятся более дифференцированными: воспитатель привлекает внимание к менее ярким изменениям в природе. Например, наблюдая за ростом гороха, дети отмечают появление ростка, затем листьев, увеличение их количества, появление усов, бутонов, цветков. Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.
Подготовительная к школе группа. Особенность руководства наблюдениями в этой группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений — установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов. При сравнении дети используют и те представления, которые имеются в их опыте (сравнивают по памяти).
Часть заданий для длительных наблюдений воспитатель дает заранее, затем изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях он использует вопросы-задания (например: «Чем отличается новая птичка от той, что жила у нас раньше? Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего участка?» и др.). Дополнительные вопросы ставятся только тогда, когда дети в чем-либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия.
В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы — термометр, флюгер, лупы, рейки и т. д.
Пример. Рассматривание аквариума с рыбками.
Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налита вода). Сформировать понятие «рыбы» (это животные, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнению по памяти. Оживить интерес к аквариуму.
Организация наблюдения. Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель заранее подготавливает цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известны детям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или: «Почему всех их называют одним словом — «рыбы»?» При затруднении задает вопросы: «Где живут? Как передвигаются? Чем покрыто тело?»
Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб — под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?»
В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд, в нем все как в настоящем большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.
Можно спросить, кто еще живет в наших прудах, озерах; какие рыбы или другие животные. Вызвав таким образом интерес к новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро.
Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.
К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»
В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта, Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.
В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.
Далее, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.
В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А. Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.
Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.
К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.
Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.
Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие. В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я. Ярбусовой и др.).
В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.
Учебный экран. При ознакомлении детей с природой в детском саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы — росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные («Откуда стол пришел», «Про слонов») и очерковые кинофильмы («Кружка молока», «Рассказ колоска»). Диапозитивы и диафильмы («Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Лес и его обитатели», «Домашние животные в разное время года», «Животные — обитатели суши и водоемов» и др.) по статичности изображения приближаются к дидактическим картинам. Но они так же, как картины, дают возможность показать- явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений. Используются они во всех возрастных группах для первоначального формирования представлений о тех или иных явлениях природы, а также для их конкретизации, расширения и обобщения.
Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи с занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.
К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмот


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.