Глава 1.2. Особенности самовыражения в подростковом возрасте — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1.2. Особенности самовыражения в подростковом возрасте

2018-01-05 970
Глава 1.2. Особенности самовыражения в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В подростковом возрасте у многих детей появляется потребность в различных способах самовыражения.Самовыражение личности представляет собой естественную потребность каждого человека, потому рассмотрим наиболее часто встречаемые способы самовыражения подростков. Часто подростки начинают носить совершенно нелепые наряды, накладывают на себя немыслимое количество косметики, ведут себя слишком дерзко и агрессивно. Еще одна характерная форма самовыражения у подростков - принадлежность к какой-либо субкультуре (панки, готы, эмо, ролевики, толкинисты и т. д.). Молодые люди, вступив в тематическое сообщество, всей душой и телом предаются философии данного движения и примеряют на себя всю его внешнюю атрибутику. Окружающим эти способы самовыражения кажутся нелепыми, но сами подростки чувствуют себя вполне комфортно в своих ролях.

Самовыражение - это то, что должно приносить радость, эмоциональную наполненность. К сожалению, так происходит не всегда. Человек может выбрать для себя такую форму самовыражения, которая является опасной как для его жизни, так и для жизни окружающих. Например, это может быть демонстративное увлечение экстримом. Подростки, не осознавая ценности жизни, могут выполнять опасные трюки, при этом снимая друг друга на камеру мобильного телефона и выкладывая фото и видео в интернет, желая завоевать популярность в виртуальном сообществе[2].

По мнению психологов, увлечение экстремальнымиселфи характерно для подростков, чья реальная эмоциональная жизнь довольна бедна. Если ребенок имеет разнообразные интересы, любит рисовать или заниматься спортом, ему и в голову не придет идея поразить мир безумными селфи. А если у подростка занижена самооценка, жизнь его однообразна и скучна, тогда основным занятием становится общение с виртуальными друзьями. Посмотрите на неестественно радостные и счастливые лица на селфи многих подростков. Они стараются всему миру показать, какая «крутая» у них жизнь, и как она богата приключениями. Это и заставляет их лезть на крыши электричек и недостроенных домов. И возбуждение, которое они при этом испытывают, сродни наркотическому. Часто родители чрезмерно увлекаются наставлениями и критическими замечаниями по поводу внешности и поступков своих детей. Но в период взросления подросткам нужно совсем другое. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Ведь в каждом подростке надо рассмотреть неповторимуюличность, которую нужно уважать.

На формирование образа «Я» подростка влияют следующие факторы: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение, социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие - со стороны сверстников. Подростковый возраст характеризуется проверкой самооценки на прочность, именно в этот период для подростка становится важным его успешность, популярность в референтной группе.

Почему именно «selfie» становится для девочек-подростков частью их социальной жизни? Во-первых, «селфи» делают все. Это занятие может быть «прикольным», «крутым», «все так делают», «модным», «так принято в компании».

Во-вторых, с помощью «селфи» можно выстраивать самого себя и себя же контролировать и подправлять, формируя тем самым свой образ для окружающих. Этот образ может быть продиктован собственными убеждениями, и «селфи» может превратиться в истинное самовыражение, содержащее элементы творчества личности. Однако этот образ может содержать лишь напускное, внешнее следование современным требованиям и установкам социума, личность корректирует и подстраивает себя под тенденции моды и соответствующий времени образ «привлекательного» или «успешного/популярного» человека. В результате, индивидуальность, истинные эмоции и проявления личности подростка стираются, остается лишь «обложка».

В-третьих, узость поведенческого репертуара самопрезентации и самовыражения. Подросток выражает себя не через достижения в социальной деятельности, вхождение в определенную субкультуру, спорт, достижения в учебе, статус родителей, а через наиболее доступный и легкий способ заявить о себе миру.

В-четвертых, невозможность иным способом самоутвердиться, ощутить уверенность в себе и достигнуть положительной социальной оценки. В подростковом возрасте механизм закрепления того или иного действия, поведения по-прежнему прост - закрепление через положительное подкрепление - «…чем больше «лайков» я получаю, чем стабильнее одобрение от «друзей», тем вероятней, что так и следует выглядеть, так и следует себя вести». Рассматривая пестрящую новую фотографиями «френд - ленту», подросток заостряет свое внимание на тех, которые вызвали больше комментариев и положительно оценили. И так постепенно в его сознании формируется обобщенный образ того, что нужно делать, с кем общаться и как выглядеть, чтобы получить одобрительные возгласы[3].

Ситуация становится тревожной, когда:

- подросток полностью поглощается этим процессом, посвящая этому слишком много времени, откладывая решение жизненно важных вопросов;

- подросток становится эмоционально зависимым от самого процесса – он бурно реагирует, если ни одна из сделанных фотографий ему не нравится, если «лайков» меньше, чем ожидал; а критика и несогласие ранят до такой степени, что он удаляет страницу и все фотографии, становится раздражительным, не желающим идти на контакт. Чрезмерное же одобрение и положительные комментарии вызывают состояние эйфории, подросток начинает «гонку» за виртуальным одобрением.

- если подросток делает 2-3 фотографии себя или компании в день, и выкладывает их, это еще не зависимость, а вот если количество выставленных фотографий за сутки зашкаливает за 10 - 15, пора задуматься - это может свидетельствовать о неумеренной жажде себя снимать, и быть одним из признаков формирования не только социальной зависимости, но и более тяжелых нарушений.

- подросток выкладывает фотографии, принимая позы, мимику, внешний вид, которые не соответствует стадии психосексуального развития, характерной для данного возраста.

- чрезмерное стремление сделать уникальное фото, заставляет пренебречь правилами безопасности, пойти на риск, чтобы как можно громче заявить о себе, прославиться в социальных сетях благодаря комментариям и «репостам». Нередко данные фотографии делаются в местах, запрещенных для нахождения и несущих угрозу для жизни.

- появление суицидальных намерений (высказываний, поисков способа, чтение соответствующих статей, самоповреждения) вследствие получения негативной обратной связи от других «юзеров», или неоправданных ожиданий.

Следует помнить, что подростковый возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, поиске подтверждения собственной значимости для окружающих и мира в целом. Подросток ищет авторитетное лицо, на которое хочется ровняться и сообщество, к которому принадлежать. Для него становится важным, что о нем думают, как воспринимают, как на него смотрят. И «селфи», как один из способов коммуникации в современном мире служит все тем же целям – заявить о себе, установить коммуникацию и получить оценку от окружения.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.