Основы духовной жизни IV. Изучение Евангелия — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основы духовной жизни IV. Изучение Евангелия

2018-01-05 227
Основы духовной жизни IV. Изучение Евангелия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Христос Спаситель, придя на землю, возвестил челове­честву, как должен жить человек на земле, чтобы быть достойным неба.

Это явное откровение воли Божией о человеке было воз­вещено Спасителем человеку в Его Божественном учении. Учение Христа запечатлено в Святом Евангелии. Каждый, кто хочет узнать волю Божию, должен приступить к Еван­гелию — этой вечной Книге жизни, и в ней найдет он истину, следуя которой может унаследовать блаженство. Истина — Христос. «Христос,— говорит священномученик Петр Дамаскин, — сокровен в Евангелии; желающий найти Христа может найти Его в Евангелии»[1753].

Христос Спаситель всегда таинственно присутствует в Своем Евангелии; Евангелие есть тот прекрасный сад, в котором может найти Христа Мария — верная, ищущая Бога душа». «Кажется,— пишет святитель Игнатий,— дос­таточно прочитать одну главу Евангелия, чтобы познать говорящего в нем Бога»[1754].

Православная Церковь с глубоким благоговением отно­сится к Святому Евангелию. В храме Евангелие всегда на­ходится на престоле и символизирует присутствие на нем Самого Христа. Всенародно читать в храме Евангелие мо­гут только священнослужители, и, когда читается Еванге­лие, все внимают ему, как говорящему Христу. Когда Еван­гелие выносят из алтаря, впереди обязательно несут за­жженную свечу. После прочтения Евангелие полагается на аналое посреди храма, и все православные христиане, пре­клонив колена пред ним, как пред словом Божиим, со стра­хом и любовью лобызают его.

Епископ Игнатий считал, что Евангелие есть основа ду­ховной жизни христианина. Им должен он проверять пра­вильность своей духовной жизни — своего шествия по лест­нице духовного совершенствования. Каждый христианин должен внимательно слушать слово Божие, когда оно чита­ется в храме. Кроме того, дома ежедневно христианин дол­жен питать свою душу чтением Евангелия.

Епископ Игнатий подробно учит о том, с какими чув­ствами нужно читать Евангелие, чтобы извлечь из этого чтения назидание для своей души. «Раскрыв для чтения книгу — Святое Евангелие, — пишет он, — вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни (Ин. 12. 48)»[1755].

Приступая к чтению Книги Жизни, нужно предвари­тельно вознести молитву к Господу, чтобы Он Сам открыл наш ум к пониманию Его Закона; при этом нужно смирить свой гордый ум и успокоить все свои мятущиеся чувства, ибо Евангелие, по словам Владыки, «допускает к себе од­них смиренных». Читать Евангелие нужно вдумчиво, с бла гоговением и вниманием, потому что «каждая йота его ис­пускает луч жизни, а пренебрежение жизнью ведет к смер­ти»[1756]. При чтении Евангелия нельзя искать наслаждений, восторгов или блестящих мыслей, это может привести к ложному пути.

Евангелие — не простая книга, при чтении которой чи­татель обычно является посторонним зрителем повествуемых в ней событий. Нет, при чтении Евангелия все сказан­ное в нем нужно относить непосредственно к себе. 4Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, бесную­щихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находится в плену у демонов, подобно этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем»[1757].

Читать Евангелие нужно постоянно, и не просто читать, а благоговейно изучать его.

Епископ Игнатий советует каждому христианину усво­ить Евангелие настолько, чтобы ум человека, по его образ­ному выражению, «плавал в нем, жил в нем». По примеру преподобного Пахомия Великого, вменявшего своим уче­никам выучивать Евангелие наизусть, епископ Игнатий так­же советует изучать настолько Евангелие, чтобы оно стало достоянием нашей памяти. Он пишет: «Какое счастье, ка­кое богатство — стяжание Евангелия памятью! Нельзя пред­видеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течение земной жизни. Евангелие, принадлежащее памя­ти, читается слепым, узнику сопутствует в темнице, гово­рит с земледельцем на ниве... увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества»[1758].

Евангелие — книга духа, она понимается только духов­ным разумом; ум плотский не может воспринять ее. Только для того, кто оставил греховную жизнь, все плотские при­вязанности и наслаждения, Евангелие станет доступным и понятным. Человек, привязанный к земле, «читает букву, но слово жизни, как Дух, остается для него под непроница­емой завесою»[1759]. Чтение Евангелия должно быть неразрыв­но связано с осуществлением в жизни всего того, что оно заповедует. По мере исполнения евангельских заповедей будет открываться и бесконечная глубина Евангелия. «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия, ста­райся исполнять его заповеди, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью»[1760], — пишет святи­тель Игнатий.

Деятельное изучение Евангелия откроет человеку посте­пенно его греховность и то, каким должен быть новый, обновленный человек. Почерпая из Евангелия образ мыс­лей и действий, каждый христианин перерождается из че­ловека плотского в духовного, «созданного по Богу» (Еф. 4. 24). Зная, какое дивное воздействие оказывает Еванге­лие на человеческие души, владыка Игнатий писал: «Вели­кая и всесвятая книга — Евангелие! В нем изображен но­вый, богоподобный человек, а какие должны быть свойства нового человека — это являют Христовы заповеди. В них Христос открыл нам Свои свойства, Свой образ мыслей и действий. Вглядываясь в Евангелие, смотрясь в это зерка­ло на себя, мы можем мало-помалу узнавать наши недо­статки, мало-помалу выбрасывать из себя понятия и свой­ства ветхости нашей, заменять их мыслями и свойствами евангельскими, Христовыми»[1761].

Многие читают Святое Евангелие, но воспринять, по­нять его каждый может в соответствии со своим внутрен­ним миром; поэтому для правильного понимания Еванге­лия христианину непременно нужно читать и творения свя­тых Отцов[1762].

Евангелие открывает человеку Христа — Божию силу и Божию Премудрость. Познав Божественную Премудрость, христианин видит, насколько несовершенна мудрость чело­веческая, мудрость земная, и устремляет все свои силы, чтобы исполнением евангельских заповедей усвоить себя Божественной мудрости — Иисусу Христу.

Епископ Игнатий всем, кто прибегал к его духовному окормлению, непрестанно напоминал о необходимости дея­тельного усвоения Евангелия. Он бывал несказанно рад, когда видел, что его пасомые преуспевают в исполнении евангельских заповедей, когда усматривал своим духовным взором Евангелие, напечатленное в их душах. В одном из писем говорится: «Наконец, получил я от тебя, истинный о Господе друг мой, письмо по мысли моей, по сердцу! Когда прочитал я его, то услышались мне слова св. апостола Пав­ла: «несть Скиф и Варвар, Иудей и Еллин, мужеск пол и женск, но нова тварь о Христе Иисусе». Спаси тебя Господи за то, что ты меня утешила, дала увидеть Евангелие, напечатленное на душе, а не на бумаге. Пойми всю просто­ту сию, и всю глубину сию, и всю широту сию, и всю высоту сию»[1763].


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.