Глава 45 Второй образ борьбы с падшими ангелами — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 45 Второй образ борьбы с падшими ангелами

2018-01-05 176
Глава 45 Второй образ борьбы с падшими ангелами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преподобный Нил Сорский, основываясь на наставлении святого Исаака Сирского, предлагает следующий способ борь­бы с греховными помыслами, — разумеется, когда брань не сильно действует и уступает этому способу. Этот способ зак­лючается в том, чтоб лукавые помыслы превращать в благие и добродетелями подменивать, так сказать, страсти[1212]. Напри­мер, если придет помысл гнева или памятозлобия, то полезно вспоминать о кротости и незлобии, о заповедях Господа, с угрозою воспрещающих гнев и памятозлобие; если придет помысл и ощущение печали, то полезно вспоминать силу веры и слова Господа, Который воспретил предаваться боязни и печали, уверив и заверив нас Своим Божественным обетова­нием, что и власы главы нашей изочтены у Бога, что ничего не может случиться с нами без Промысла и попущения Божиих. Преподобный Варсонофий Великий сказал: «Отцы гово­рят: если демоны увлекают ум твой в блуд, напоминай ему о целомудрии; если же увлекают в чревообъядение, приведи ему на память пост. Таким образом поступай и в отношении других страстей»[1213]. Так поступай, когда восстанут помыслы сребролюбия, тщеславия и прочие греховные помышления и мечтания. Этот способ, повторяем, весьма хорош, когда он оказывается достаточно сильным; он указан нам Самим Гос­подом[1214]. Но когда страсти взволнуются, ум омрачится и расте­ряется пред громадностию искушения, помыслы нападут с настойчивостию и неистовством: тогда не только против блуд­ных помыслов, но и против помыслов гнева, печали, уныния, отчаяния, словом, против всех греховных помыслов, самое надежное орудие — молитва с участием в ней тела. Пример этого показал и это заповедал нам опять Сам Господь. Объя­тый предсмертною тоскою, Спаситель мира молился, пре­клоняя колена, в саду Гефсиманском, и ученикам, не пони­мавшим приближавшейся великой скорби, сказал: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть [1215].

Глава 46 О сновидениях

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обра­щая внимание на свои сны, вредят себе: по этой причине необ­ходимо сделать здесь определение значения сновидений в че­ловеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряжен­ная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, ко­торая необходима для существования, и не может быть отде­лена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желу­док варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропуска­ет испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных меч­таний и размышлений человека, но являющееся самопроиз­вольно и самонравно по закону и требованию естества. Иног­да сновидение носит на себе несвязный отпечаток произ­вольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом, сно­видение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некото­рых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других, или какое-нибудь дру­гое значение. Как быть тому, на существование чего нет ника­кой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрство­вания нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они ста­раются придать нашим снам занимательность, а в нас возбу­дить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишает­ся правильности: это-то демонам и надо. Преуспевшим в са­момнении демоны начинают являться в виде Ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им вен­цы небесные, этим возводят на высоту самомнения и горды­ни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновлен­ном благодатию, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возника­ют в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от вос­поминания о смерти и о Суде Божием, — только эти помыс­лы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной Святым Крещением, и приносятся нам Ангела­ми Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, — так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный Суд. От таких сновиде­ний мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неве­домому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупо­сти к нам Божественной благодати — нет! — по той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходи­мое для нашего спасения. Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к пере­ходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Моисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни!., но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, то получил в ответ: аще Моисеа и Пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры [1216]. Опытпоказал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного Суда и других загробных ужасов, были потрясе­ны видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную: напротив того, не имев­шие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в Законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духов­ного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасе­ния, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность. — Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях нижеследующим образом: «Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими, или умирающими, или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своею тению и поку­шающемуся поймать ее. Бесы тщеславия соделываются в снови­дениях пророками, предугадывая, по пронырству своему, буду­щее и его предвозвещая нам, чтоб мы по исполнении видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит совер­шающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничего будущего не знают по предуведению: в про­тивном случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в Ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам об­щение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовско­го обольщения). Святые Ангелы показывают муку, Суд, смерть, отчего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сето­вания. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Ве­рующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий ника­кому сну — истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и Суд; если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов»[1217]. — Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором ино­ке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уеди­ненную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бе­совскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обра­щал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидений иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христи­ан, томимыми в адских муках. При этом демон — разумеется в образе Ангела или какого ветхозаветного праведника — дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил[1218]. — Достаточно сказанного для объяс­нения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и ка­кой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу до­верие к ним: и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совер­шенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Свя­той Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, — сказал преподобный Макарий Великий, — и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть»[1219]. И в бодрство­вании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне зем­ных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разу­мом и волею человеческими, действующие в прочих челове­ках бессознательно по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так, праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога Слова; во сне повелено ему бе­жать во Египет и возвратиться из него[1220]. Сновидения, посыла­емые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Глава 47


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.