Система методов вокальной работы с детьми — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Система методов вокальной работы с детьми

2018-01-05 1418
Система методов вокальной работы с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методом обучения называется совокупность приемов и спо­собов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями и навыками и вме­сте с тем способствует его воспитанию и развитию.

Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познава­тельные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизирован­ным видам деятельности.

На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффектив­ным представляется такое обучение, которое основывается на ка­ком-либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в со­вершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.

Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложи­лись свои методы, отражающие специфику певческой деятельнос­ти: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстратив­ный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический метод

Основоположником этого метода, как и русской вокальной шко­лы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.

Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться прежде всего на метод обуче­ния, получивший название «концентрический». Выражение «концентрический» принадлежит Н.И.Компанейскому, который в 1903 г. впервые опубликовал «Упражнения М.И.Глинки для усовершенствования голоса».

Этот метод мож­но назвать универсальным, так как он лежит в основе методичес­ких систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.

М. И. Глинка рекомендовал «...сперва усовершенствовать натураль­ные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «...Упражнения раз­виваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса»'.

Из приведенной цитаты очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он гово­рит возвышенным голосом, а когда находится в подавленном со­стоянии, то голос его звучит на более низких топах. Следователь­но, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.

Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрос­лых певиц, обычно расположен в пределах сим - ре1. По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. Поэтому упражнения М. И. Глинки и начинаются от до', что приводит в недоумение тех специалистов, которые считают, что примарные тоны голоса у детей находятся в диапазоне фа1 — ля'.

Следует напомнить, что в голосе человека есть несколько регист­ров. Звукообразование в спокойном речевом голосе обычно осуще­ствляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ре­бенок пользуется в речи фальцетной манерой, что и примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.

Данные наших экспериментальных исследований природы пев­ческого голоса детей свидетельствуют о том, что у каждого голосо­вого регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не со­впадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения учителя настроить голоса детей на тот или иной харак­тер звучания. М.И.Глинка начинал работу со взрослыми певцами с середины голоса, которая, как он считал, расположена в зоне спо­койной речи, т.е. речевой доминанты. А так как речевой голос функ­ционирует обычно по типу грудного регистра, то, следовательно, основоположник русской вокальной школы рекомендовал начинать работу с певцами с середины грудного регистра.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:

• плавное пение и без придыхания;

• при вокализации на гласную, например а, должна звучать чи­стая фонема;

• непринужденное пение, свобода голосообразования;

• при пении рот открывать умеренно;

• не делать никаких гримас и усилий;

• петь не громко и не тихо;

• уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;

• петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;

• без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», прямо попадать в ноту;

• соблюдать последовательность заданий при построении во­кальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном зву­ке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположен­ных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяю­щиеся скачки с последующим поступенным заполнением, затем арпеджио и гаммы;

• нельзя допускать, чтобы ученики уставали, так как кроме пор­чи голоса это ничего не принесет; петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Все эти советы можно считать универсальными, так как они в полной мере относятся к работе не только со взрослыми, по и с детскими голосами.

Вместе с тем, что касается самой сути метода — постепенного расширения звукового диапазона голоса концентрическими кру­гами вокруг его центра, — то в работе с детьми- «гудошниками» или взрослыми учениками с невыявленными вокальными способнос­тями он не совсем подходит. В таких случаях возможны и другие методические подходы, связанные с регистровой перестройкой голосообразования. Однако сказанное относится только к началь­ному этапу вокальной работы. Когда же налажена координация между слухом и голосом, сформированы элементарные навыки осознанного управления регистрами своего голоса и резонирова­нием звука, тогда можно использовать и концентрический метод. На последующих этапах работы данный метод необходим для сгла­живания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем ди­апазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.

Фонетический метод

В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разно­му. Фонетический метод в работе с детьми является одним из спо­собов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Как уже упоминалось, каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном на­правлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

Трудно составить общий план упражнений, целесообразный для развития всех голосов или даже однотипных, из-за индивидуаль­ных особенностей учащихся. Однако замечено, что гласный звук у отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, что обусловило его наиболее частое употребление при коллективном обучении пению в хоре.

При индивидуальном обучении возможны варианты: если хо­рошо звучит гласный а, то следует начинать с пего, при заглублен­ном звуке лучше использовать и, а при плоском звучании — о или у. В процессе пения гласные принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания. Непременным условием этого является стабилизация положения гортани при пении различных фонем — признак хорошо поставленного голоса.

В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой — без толчка и перерыва в звучании. Более сложным считается упражнение с па­узами между фонемами, поскольку ученик должен уметь фикси­ровать в сознании расположение артикуляционных органов при пении первой фонемы и сохранять это расположение и во время паузы, и при пении других гласных. Таким образом формируется навык пения разных гласных в одной позиции. Поэтому пропева- пие ряда гласных в той или иной последовательности всегда пре­следует цель добиться какого-то определенного тембрового звуча­ния голоса по образцу первой фонемы.

Большое значение для тембра голоса имеет манера артикуля­ции: насколько широко открывается рот. активность артикуляци­онных органов, фонетическая чистота произношения, расположе­ние губ — на улыбке или округлое. Для нивелирования гласных, кроме стабильного положения гортани, необходимо сохранять и единую манеру артикуляции.

Произношение первой гласной в ряду других, включенных в упражнение, требует ярко выраженной фонетической определен­ности. Расположение артикуляционных органов, специфических для каждой фонемы, связано с соответствующей энергетической затратой подскладочного воздуха. Согласно исследованиям специ­алистов, воздушное давление под голосовыми складками увеличи­вается с уменьшением объема полости рта в такой последователь­ности: а — о — у — э — и. В этом же направлении постепенно утолщается рабочая часть голосовых складок, т.е. меняется регис­тровый режим, что и отражается на тембре голоса. Вот почему с целью выравнивания тембрового звучания гласных по образцу од­ной из них возникает необходимость нивелирования, т.е. сглажи­вания, их фонетической определенности. Как уже упоминалось, это обеспечивается стабилизацией положения гортани и способа ар­тикуляции.

Как же в работе с детьми этого добиться? Чаще всего при пе­нии различных фонем рекомендуется постоянно сохранять ощу­щение скрытого зевка. Однако следует учесть, что дети обычно понимают все буквально и от избыточности старания чрезмерно выраженный зевок может привести к перенапряжению мышц гор­тани и заглублению вокальной позиции. Тогда голос звучит глу­хо, как бы «заваленно» в макушку, так как головные резонаторы оказываются недостаточно озвученными. Поэтому зевок при пе­нии различных фонем должен быть очень умеренным, легким, особенно у маленьких детей. Таким образом, использовать прием пе­ния на зевке в работе с детьми, особенно на первом этапе работы, следует очень осторожно. Более приемлемым для первого этапа работы можно считать совет А. В.Свешникова, который на заня­тиях с хором мальчиков советовал им несколько раз широко зев­нуть перед тем, как начать петь, но не петь на зевке. Предшеству­ющий атаке звука зевок снимает мышечные зажимы голосового аппарата, служит моментом отдыха, активизирует мягкое нёбо, что является пусковым моментом для активной работы всего голосообразующего комплекса.

Достижение звонкости тембрового звучания голосов детей свя­зано с полноценной озвученностыо головных резонаторов, в част­ности с резонированием маски, что также зависит от способа арти­куляции в пении. При оценке на слух резонирующее звучание голоса характеризуется как пение в близкой вокальной позиции. Ее нахождению способствует ряд факторов:

• оценка учащимися качественных различий в звучании певчес­кого голоса с резонированием и без него;

• произношение слов в пении с единым артикуляционным ук­ладом губ: «на улыбке»;

• пение с закрытым ртом на согласных м или н;

• вокально-тренировочные упражнения на слогосочетания с со­норными согласными л, р, м, н, а также з, где голос преобладает над шумом;

• удержание раздутых ноздрей во время пения;

• самоконтроль за резонированием в области маски;

• если кончиками пальцев правой руки слегка потянуть вниз верхнюю губу, то это будет способствовать усилению ощущения резонирования;

• артикуляционный уклад в пении с округлыми губами возмо­жен, но при условии постоянного отслеживания полноценной вклю­ченности резонаторов, что относится уже к более поздним этапам работы.

Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не толь­ко для настройки певческого голоса на правильное звукообразова­ние, но и для исправления различных его недостатков, для чего ис­пользуются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Согласные, как известно, делятся на звонкие и глухие. По мере удаления места их образования > ~ губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность:

• звонкие — м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г;

• глухие — п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

Легче всего артикулируются полярные согласные м, г. Чем даль­ше от них к середине ряда, тем сложнее становится артикуляция. Поэтому дефекты артикуляции связаны с произношением всех со­гласных, кроме м, п, г, х, т.е. полярных. По мере удаления от по­люсов в образовании согласных начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка (его середина или конец), мягкое нёбо. Исправ­лять недостатки следует, но принципу последовательного введения в упражнения соседних звуков по приведенной таблице.

Особого внимания требуют глухие согласные, где голос полно­стью выключен. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не пев­ческой установке. Поэтому рекомендуется произносить их в нении особенно быстро, как бы «спрессованно» окружающими гласны­ми, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить расход дыхания (глухие согласные образуют­ся без звука, при утечке воздуха) и способствовать выработке кан­тилены. При вялой артикуляции произношение глухих согласных замедляется. Голосовая щель при этом задерживается в разомкну­том положении более длительное время, в результате чего появля­ется сип. Вот почему с самого начала вокальной работы необходи­мо заботиться о скорости переходных процессов при смене слогов и высоты звука. Для этого нужна особая активность артикуляции в пении, но без излишних напряжений и мышечных зажимов.

Фонетический метод применяется не только в упражнениях, по п на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным мате­риалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.