Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-05 | 1381 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики. Общие принципы дидактики — основа для всех специальных методик, в том числе вокальной.
Принципы обучения пению в России с давних времен формировались во взаимодействии с обучением родной речи. Они едины для взрослых и детей, для профессиональной и непрофессиональной певческой практики. Разница — в материале, объеме программ и отдельных методических приемах.
Анализ соответствующей литературы и практический опыт позволили нам выделить ряд общих и специфических принципов обучения пению. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее соответствующие задачам работы с детьми.
Принцип воспитания и всестороннего развития. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.
Певческий процесс, предполагающий общение с музыкальным искусством, — сам но себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Однако этот процесс может пойти и в нежелательном направлении, и не только по причине бездуховного и малохудожественного репертуара. Например, педагог развивает аналитические способности детей, предлагая им оценивать качество звучания своего голоса и голосов своих товарищей. При этом на уроке могут возникнуть ситуации, обидные для более слабых учеников. Задача педагога — не допускать таких ситуаций, воспитывая у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Тренируя умение учащихся различать эмоциональную выразительность вокального произведения по голосу и мимике исполнителя, учитель формирует у них способность замечать настроение окружающих людей, их внутреннее состояние. Однако самое главное, чтобы учитель, пользуясь ситуацией, пробудил у детей чувство сострадания, вызвал желание прийти на помощь, т.е. воспитывал чуткость к людям.
|
Овладение певческим искусством — большой груд, который требует волевых усилий, напряжения внимания, терпения и т.п. Направленность работы учителя на создание этих установок — один из главных моментов в организации всего учебного процесса.
Таким образом, эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению будет зависеть от направленности работы учителя на воспитание определенных личностных качеств учащихся, их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.
Принцип сознательности и творческой активности учащихся включает сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а также сознательное усвоение знаний, получение умений и навыков. Возможности для этого мы видим в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его проявлениях на основе самоконтроля.
Все задачи по развитию певческого голоса могут быть успешно решены лишь в том случае, если ученики научатся осознанно контролировать звучание собственных голосов. Они должны уметь не только слушать, но и слышать, т. е. обнаруживать как достоинства, гак и недостатки звучания голоса. Этому может способствовать прослушивание как в записи, так и в живом исполнении вокального звучания и его анализ. С этой целью рекомендуется вводить в практику устные и письменные задания, в которых предлагается система вопросов, стимулирующих умственные процессы учащихся.
Первые шаги на этом пути связаны с воспитанием у детей эстетического отношения к звучанию голоса: красиво или некрасиво получилось; что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания; нравится ли она и почему?
|
Вопросы следующего этапа работы должны относиться уже к более тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: каков тембр голоса; есть ли в голосе певческое вибрато; чистая ли интонация; правильное или неправильное звукообразование с точки зрения вокальной позиции (близкая или «заваленная») и т.д.
Все это, наряду с воспитанием слуха, формирует у детей эмоциональное отношение к музыке.
Принцип перспективности. Задача педагога — обеспечивать развитие учащихся, а не ориентироваться только на тот уровень, который якобы является характерным для данного возраста.
Принцип перспективности в учебной работе проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Это относится как к общему, так и специфически вокальному развитию. Вот почему в работу следует вводить фрагменты из произведений, заведомо более трудных, чем дети могут исполнить на данном этапе их развития, по которые увлекали бы их своим содержанием. Отдельные, особенно красивые мотивы или законченные фразы целесообразно включать в распевание - исполнять их в разных тональностях со словами или вокализировать на какой-либо слог («ку», «лю», «ма» и пр.).
Постепенно разучиваемые фрагменты укрупняются, и через какое-то время трудная песня становится уже доступной. В процессе такой работы обычно и происходит рост исполнительских возможностей учащихся. Этому же принципу следовали известные мастера своего дела, хормейстеры Д. И. Зарин, Б.Бочев, В.Г.Соколов и др.
К проблеме подбора песенного материала также следует подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможностей детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, однако без особой спешки (по Л. В. Занкову).
Принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включаемых в распевание и направленных на последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков. Многие вокальные навыки, особенно подвижность и гибкость, легко теряются, как только наступает перерыв в занятиях. Поэтому их необходимо постоянно развивать и поддерживать. Вот почему так необходимо организовать для детей занятия летом в хоровых лагерях, что давно уже вошло в практику работы лучших детских хоровых студий.
|
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся при коллективном характере обучения. Необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием индивидуальных природных различий. Отсюда и наблюдающееся в практике разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию голоса каждого ученика. Именно поэтому в современной дидактике воспитание и обучение рассматриваются как творческий процесс.
При индивидуальном подходе на коллективном занятии обычно учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, а также их певческий опыт и общее развитие.
Индивидуальный контроль в условиях хора осуществляется методами:
• визуального наблюдения за детьми;
• индивидуального прослушивания во время занятий хора:
• организации дополнительной внеклассной работы над постановкой различных музыкальных спектаклей-сказок, где дети выступают соло, поют дуэтами или малыми ансамблями;
• записи исполнения на магнитофон (на уроке, во время внеклассной работы, концерта, на радио и телевидении);
• фониатрических осмотров и наблюдения врачей.
Принцип посильной трудности. Границы возможностей каждого ученика, даже в пределах одного возраста, разные, ибо выносливость голоса имеет индивидуальный предел и часто не зависит от общей физической выносливости. Со временем и возрастом выносливость голоса развивается, но при этом его индивидуальные особенности остаются.
Не следует допускать переутомления голоса, придерживаясь правила: лучше петь понемногу, но почаще и систематически. С начинающими учениками первые занятия не должны продолжаться более 15-20 мин. В дальнейшем продолжительность занятий ограничивается первыми признаками утомления, что проявляется в снижении уровня внимания. После каникул певческие нагрузки рекомендуется вводить постепенно.
|
Принцип положительного фона обучения. Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, этот процесс дает хороший результат, и наоборот. Таким образом, существует прямая зависимость между отношением детей к учению и их успехами. Основная задача учителя — заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью.
Выдающийся болгарский дирижер Бонча Бочев считал, что заинтересованность в певческой деятельности должна быть самым важным законом в детском хоре, потому что певческая техника усваивается непринужденно и легко тогда, когда ученики сами захотят ее усвоить. Заинтересованность детей — основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность и серьезность по отношению к певческой деятельности.
Принцип единства художественного развития учащихся и технического совершенствования их голоса. Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям. Процессом формирования вокальной техники управляет вокальный слух педагога и самих учеников. Отсюда необходимость" воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т.е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.
В детской вокальной практике и сегодня можно встретить такие школы, где в течение нескольких лет занимаются «вокальной технологией», техническое развитие ведется в отрыве от художественного. Этим же «грешат» и некоторые зарубежные частные школы.
Принцип единства технического и художественного в развитии детского голоса подразумевает гармоничное сочетание вокально- технического развития с художественным воспитанием учащихся в процессе всего обучения. Реализация данного принципа ведет к постепенному приобретению навыков глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного и выразительного пения.
Принцип предшествования слухового восприятия музыкального явления его теоретическому осознанию. Введение нового понятия или термина должно опираться на слуховое восприятие, полученное ранее. Сначала разучивается мотив, фраза или песня целиком. Затем выводится новое понятие через серию вопросов, активизирующих мышление учеников; далее осуществляются анализ способов исполнения, вычленение элементов музыкального языка и осмысление их выразительного значения.
Специфическим в вокальной работе с детьми является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.Это связано с работой источника звука — голосовых складок, на уровне которых зарождается звук как результат их взаимодействия с энергией дыхания и акустическими свойствами речевого тракта, непрерывно меняющимися в процессе артикуляции различных фонем и словосочетаний.
|
Как уже упоминалось, основные свойства звука, изначально формирующиеся на уровне голосовых складок, обусловливаются регистровым биомеханизмом. Именно певческий звук является сигналом для учителя и ученика, характеризующим внутреннее состояние голосообразующей системы. Управление певческим процессом за счет регулирования качества звучания голоса — самый эффективный путь развития певческого голоса детей. Для этого учитель должен обладать очень тонким вокальным слухом.
Как уже упоминалось, голосовой аппарат состоит из трех основных частей: дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани. Во всех методических работах подчеркивается целостность в работе голосообразующего комплекса благодаря централизованное™ управления и общности иннервации всех его частей В то же время считается порочной идея воздействия отдельно на дыхание или артикуляцию, так как это якобы приведет к нарушению координации частей системы.
Однако работа над каким-либо навыком дыхательных или артикуляционных движений в отдельности не так уж бессмысленна,
как считается, именно благодаря их рефлекторной взаимосвязи. Например, активизация работы дыхательной мускулатуры не может не отразиться соответственно и на артикуляции. Создаваемое при этом подскладочное давление рефлекторно влияет на степень смыкания голосовых складок, что сказывается на тембре голоса.
Способ артикуляции оказывает взаимообратное влияние на работу дыхательной системы. Каждой фонеме соответствует определенная величина подскладочного давления (Н.И.Жинкин). Конфигурация ротоглоточного рупора, своеобразная для каждой фонемы, создает различные акустические условия для работы голосовых складок, что также реализуется в тембральной окраске звука.
Конечно, при одновременной организации правильной работы голосового аппарата создаются наиболее оптимальные условия для формирования певческого звука. Хорошо, если во время пения с самого начала соблюдаются все правила дыхания и артикуляции одновременно, не говоря уже о правильной певческой установке, слуховом и зрительном сосредоточении и пр. Однако для детей это очень трудная задача. Они не могут распределять внимание сразу на целый ряд раздражителей, целенаправленно управлять различными комплексами движений, если не приобретены еще такие навыки. Это очень сложный вид психической деятельности, малодоступный для детей.
Между тем есть точка пересечения в деятельности всех трех звеньев голосообразующей системы — это певческий звук. Так как способ деятельности голосового аппарата реализуется в качестве звука певческого голоса, то целесообразнее привлекать внимание ученика не к работающему органу, а к результатам этой работы — качеству голоса. Добиваясь определенного качества певческого звука, педагог может целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса, всех его звеньев одновременно.
В результате взаимодействия того или иного способа работы дыхательной системы и артикуляционных органов создаются соответствующие условия для колебаний голосовых складок по типу того или иного голосового регистра. Именно тип регистрового биомеханизма обусловливает исходные характеристики певческого звука. Понимание взаимосвязи акустического значения звука и способа его образования дает возможность управлять работой источника звука косвенными методами, ориентируясь на качество звучания голоса.Таким образом, принцип целенаправленного управления голосовыми регистрами и использования их в вокальном воспитании детей является основополагающим.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В содержание обучения пению входят:
1) система основных специфических знаний и навыков;
2) опыт творческой деятельности учащихся;
3) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, что является условием формирования у детей системы ценностей.
Рассмотрим более подробно каждый компонент содержания обучения пению.
Система знаний и навыков
Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной учебной работы. Это процесс, каждый этап которого должен быть полностью осознан учеником.
По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, его темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознано детьми с точки зрения технологии и целесообразности их использования.
Помимо знания нотной грамоты и теоретических сведений об основных качествах певческого звука и певческих навыках учащиеся должны иметь представление о своих голосовых возможностях, а также соблюдать разные правила в пении:
• затактный звук исполняется всегда легко и тихо;
• в музыкальной фразе должна быть только одна самая главная вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;
• необходимо сохранять активность пения до конца длительности последнего звука музыкальной фразы, даже при диминуэндо:
• если поешь длинную ноту (половинную, целую и т.п.), необходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало каждой новой доли, заключенной в ней;
• при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки следует исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но не теряя активности;
• чем быстрее темп, тем легче и активнее должен быть звук;
• нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;
• при движении, мелодии вверх или восходящих скачках верхний звук должен исполняться в позиции нижнего звука, и при исполнении нисходящих мелодий—нижний звук остается в позиции верхнего;
• недопустимо брать дыхание посреди слова, если в условиях хора оно не цепное;
• при использовании цепного дыхания певцам следует вливаться в общее звучание незаметно, с мягкой атакой;
• нельзя возобновлять дыхание на стыке подлежащего и сказуемого;
• вдох по объему и скорости должен соответствовать характеру исполняемого произведения и т.д.
Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.
Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. Согласно исследованиям А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, А.В.Петровского, можно выделить три основных этапа формирования навыка:
Аналитический — овладение элементами действия.
Синтетический — образование целостной структуры действия.
Автоматизация — закрепление и совершенствование целостной структуры.
Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его - сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип по И.П.Павлову). Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений. При всем многообразии интерпретации понятия о правильном или неправильном нении следует выделить основной критерий его оценки.
Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. При правильном пении певцу удобно петь, а слушателям приятно его слушать.
Неправильное пение всегда сопряжено с усталостью голоса, ощущением неудобства в горле поющего, неестественностью звука, чрезмерной его напряженностью и с неприятными эмоциями у слушателей.
Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
Следует отметить, что, определяя навык как действие, авторы методических работ нередко к числу основных певческих навыков, наряду с дикцией, дыханием и певческой установкой, относят и некоторые свойства певческого голоса - качество тембра и диапазон, что не совсем одно и то же.
Во-первых, певческая установка, по нашему мнению, входит в навык дыхания и выступает как условие, необходимое для правильной работы дыхательных органов. Во-вторых, качество тембра и диапазон относятся к свойствам певческого голоса и не могут являться навыками, т.е. движениями. В-третьих, звукообразование — основной певческий навык, нередко не называется среди таковых и понимается узко: только как атака звука.
Во избежание подобной путаницы следует четко разграничивать певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, а вторые — как следствие.
Основными свойствами певческого голоса являются:
• звуковой диапазон;
• динамический диапазон на различных участках звукового диапазона голоса;
• качество тембра: полнота резонирования звука, богатство обертонами, качество певческого вибрато, вокальная позиция, полетность и звонкость, плавность регистровых переходов, выравненность гласных, степень напряженности звучания голоса;
• качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность произношения.
Свойства певческого голоса есть результат нескольких слагаемых. относящихся к объективным и субъективным особенностям главные из которых — природные данные ученика; возрастные нормы протекания психических процессов; уровень развития основных навыков, обеспечивающих певческий процесс: слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.
К основным вокальным навыкам можно отнести:
• звукообразование;
• певческое дыхание;
• артикуляцию;
• слуховые навыки;
• навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Звукообразование — целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу того пли иного регистрового биомеханизма. Поэтому навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике. В пределах индивидуальных возможностей ученика этот навык предопределяет владение разнообразным тембром. Звукообразование — это не только атака звука, т.е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с целенаправленным управлением регистровым звучанием. Последнее предопреде- : ляет и такое качество вокальной техники, как подвижность голоса. Нельзя добиться подвижности голоса без умения облегчать звук, т.е. настраиваться па работу голосового аппарата в режиме, близком к фальцетному типу.
Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделения навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих резонирование звука, качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. Учитывая рефлекторную взаимосвязь этих навыков, следует подчеркнуть способность каждого из них влиять на весь голосообразующий комплекс. В методических целях рассмотрим содержание и составные элементы каждого навыка в отдельности.
Навык артикуляции включает:
• отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;
• умеренное округление фонем за счет пения на скрытом зевке;
• умение сохранять стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;
• нахождение близкой или высокой вокальной позиции, что контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области маски;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе и др.
Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов. Перечислим главные:
• певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;
• глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;
• момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;
• постепенный и экономный фонационный выдох при стремлении к сохранению вдыхательной установки;
• умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;
• регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука и пр.
Однако перечень навыков, относящихся к певческому процессу в целом, был бы неполным, если не указать на навыки, лежащие в основе слухового восприятия и связанных с ним умственных операций.
К основным слуховым навыкам в пении следует отнести:
• слуховое внимание и самоконтроль;
• дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоциональной выразительности;
• вокально-слуховые представления о певческом звуке и способах его образования.
Уровень развития слуховых навыков у детей детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения системой знаний и навыков, обязательных для певческой деятельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание детьми доступных их восприятию музыкальных явлений.
На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые, в свою очередь, создают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков
Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения.
Слухо-двигательные связи между восприятием и воспроизведением (или координация между слухом и голосом) обеспечивают навыки вокально-слуховых представлений как промежуточной звена. Они формируются на основе систематического воспитания слухового внимания и самоконтроля за качествами воспринимаемого и воспроизводимого звучания. Вокально-слуховые представления складываются на базе слухового восприятия и осознания воспринятого. Осознания не только в смысле дифференциации отдельных элементов звука, но и способов звукопроизводства, артикуляции и дыхания.
Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Практика передовых школ свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. В условиях хора это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало и навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения.
Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темна; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует отметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и специфически музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Выразительность пения может быть непроизвольная и произвольная. Непроизвольная выразительность проявляется как спонтанная реакция на образный ряд музыки. Произвольная — характеризует артистическую способность исполнителя к передаче заранее обдуманного содержания вокального произведения.
Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение — передачу определенного художественного образа.
В практике детского хорового пения нередко наблюдаются случаи, когда дети очень эмоционально исполняют какое-то произведение, но не в соответствии с его содержанием. Выразительность, адекватная содержанию художественного образа, возникает только тогда, когда дети проявляют свое отношение к исполняемому вследствие понимания того, о чем говорится в данном произведении.
Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возникает только на каком-то начальном этапе разучивания произведения и обусловлено новизной восприятия. Как только произведение освоено, оно уже наскучило детям, ощущение новизны утрачено, и непринужденность исполнения теряется. Чтобы сохранить выразительность и на последующих этапах работы, необходимо добиваться осмысления и повторения способов вырази тельного исполнения. Тогда выразительность в нении из непроизвольной превращается в произвольную. Это неизбежный процесс в репетиционной и концертно-исполнительской практике. Формировать произвольную выразительность с самого начала работы над произведением сложнее, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения, возникающую спонтанно на первом этапе разучивания. Формировать навык произвольной выразительности вокального исполнения следует очень осторожно и постепенно. Для достижения положительного результата работа учителя должна сочетаться с осознанной направленностью волевых усилий учеников.
Некоторые педагоги, заботясь о выразительности пения, даже па первом этапе обучения используют специальные тренировочные упражнения. Например, учитель может попросить детей спеть одну и ту же фразу с разным эмоциональным выражением: радостью, удивлением, неудовольствием, нежностью, тревогой, печалью, гордостью и т.п. Как показал опыт работы, на это способны даже дети дошкольного возраста.
Кроме этого, необходимо параллельно и постоянно воспитывать у детей способность к восприятию характера и качества эмоциональной выразительности исполнения у других: своих товарищей, учителя, артиста или хора.
В зависимости от того, каким анализатором, слухом или зрением, исполнительские средства выразительности воспринимаются (информация о содержащейся в исполнении эмоции поступает через звучание голоса и мимику певца), их можно разделить на две группы.
Слуховая и визуальная выразительность тесно и однозначна связаны между собой. Можно не видеть исполнителя, по но звук} его голоса определить, насколько выразительно он поет. Из опыта исполнительской практики известно, что тембр голоса певца во многом зависит от его эмоционального состояния, а целенаправленно, управление мимикой, в свою очередь, способствует возникновения соответствующей эмоции. Последняя отражается на способе артикуляции и дыхания, что и порождает различные тембровые краски в голосе в результате изменений в способах звукообразования.
Таким образом, проблемы произвольного управления звукообразованием и выразительностью пения взаимосвязаны и подчиняются общеэстетическим задачам вокально-хорового воспитания детей.
Итак, перечислим основные навыки, относящиеся к певческой деятельности:
• слуховые (восприятие и внутрислуховое представление);
• звукообразование включает дыхание и артикуляцию;
• эмоциональная выразительность исполнения.
Формирование вокальных навыков — это единый педагогический процесс. Они развиваются относительно одновременно, обусловливая друг друга. Существенными признаками этого процесса являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ученика.
В каком же направлении должно происходить развитие основ- ных свойств голоса?
Звуковой диапазон — от нескольких звуков примарной зоны до двух октав и более за счет умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче смыкание голосовых складок, т.е. ближе к фальцетному регистру.
Динамический диапазон — от двух пиано до форте. Расширение его происходит за счет не форте, а формирования активного пиано, обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование, что предполагает, прежде всего, активность краевого смыкания голосовых складок в любом регистровом режиме.
Тембр — от бедного по обертоновому составу к более богатому п затем к его разнообразию в зависимости от художественно-исполнительской задачи за счет целенаправленного использования разных регистров голоса. При этом постепенно сглаживаются регистровые переходы, выравниваются гласные благодаря единой вокальной позиции их звучания.
Самый большой недостаток в тембровом звучании голоса — излишняя напряженность и зажатость. Обычно это связано с регистровой перегрузкой. Поэтому первое средство избавиться от напряженности звучания голосов — облегчить регистровый режим голосообразования путем снятия форсировки звука.
Вся работа над тембром голоса должна проводиться под неусыпным контролем как со стороны учителя, так и самих учеников, над полноценностью озвученности резонаторов при пении независимо от высоты тона и типа гласного.
Дикция — развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Фонетическая определенность гласных будет возрастать при постепенном обогащении обертонами тембра голоса.
Подвижность голоса — формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу. Эта работа тоже связана с умением выбрать нужный регистровый режим для гортани: чем быстрее темп, тем легче должен быть звук, т.е. ближе к фальцетному типу.
Неточности в интонировании также чаще всего связаны с регистровой перегрузкой голоса. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонирования. В натуральных голосовых регистрах легче добиться точного интонирования, чем при пении микстом. Этим обусловлена этапность в работе над исправлением данного недостатка.
Таким образом, умение пользоваться широким звуковым диапазоном и разнообразными тембровыми красками, нюансировкой, чистая интонация и подвижность голоса вырабатываются лишь при условии совершенного владения всеми регистрами. Поэтому знания учащихся о голосовых регистрах и способах управления ими в процессе пения являются основными для формирования навыка правильного звукообразования.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!