Вопрос 3. Основные методы и методики международно-политического анализа. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 3. Основные методы и методики международно-политического анализа.

2018-01-05 751
Вопрос 3. Основные методы и методики международно-политического анализа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Определение основных понятий (по учебнику Боришполец)

a. парадигма -совокупность общих допущений, разделяемых научным сообществом или его частью, на кот. в дальнейшем ориентируются теоретические и эмпирические исследования.

b. теория - система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. На этом уровне рассматривается связь явлений, влияние феноменов, их обоснования картины мира.

c. метод - это совокупность способов получения новых знаний в рамках науки. Включает способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. На этом уровне происходит описание пути исследования.

d. методика - совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием.

 

2) Уровни анализа (не уверен, что это обязательно, но в шпорах прошлого года есть)ъ

a. Идея возникла в 1950х под влиянием сциентизма (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. В соответствии с этой точкой зрения, научное знание должно проникнуть во все области жизни и организовать всю жизнь человечества.) Широкое распространение после статьи Дж. Д. Сингера «Проблема уров­ней анализа в международных отношениях», кот. выделял 2 уровня - межд. система и гос-во (1961), + важная работа «Человек, государство и война» К. Уолтц (1954). В 1970-х У.Моул обратил внимание на различие определений «уровней анализа». Для одних - это элементы их которых строятся МО, для других - это объяснительные принципы. По мнению Б.Бузана, эти подходы не исключают друг друга, а накладываются, образую матрицу.

b. В настоящее время различают три уровня:

i. Уровень индивида - анализ особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. На этом уровне исследования ведутся преимущественно в области поли­тической психологии, Нередко выделяются два подуровня:

· Подуровень политической элиты: (личность политиков, исторический метод, психоанализ, анализ процесса принятия решений). Распространенные направления- влияние стресса (О.Холсти), адекватность восприятия (Р.Джервис, Р.Смоук, У.Юри), личностные особенности лиц, принимающих решения (Р. и М. Германны)

· Подуровень политических масс: ценности, установки, восприятие в условиях конфликта (свой-чужой, зеркальный образ)

ii. Уровень отдельных государств - исследование процессов принятия решений с точки зрения механизмов принятия решений в определенной стране. Роль военных, сруктура правительств, эк, полит, воен вопросы обуславливающие внешнеполит курс. (Лебоу, ислледования по неадекватным ожиданиям, влияющим на внеш пол решения.)

iii. Глобальный уровень - изучение взаимодействия как государств, так и негосударственных акторов мировой политики При этом мировая полит. система рассматривается как целостность. Роль отдельных элементов системы, сотрудничество и конкуренц., тенденции развития систем.

 

Методы

I) Методы анализа ситуации

Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала. Поэтому соответствующие методы и методики называют иногда также «техниками исследования

1) Наблюдение- элементами являются субъект, объект и средства наблюдения. Виды наблюдений: непосредственное наблюдение, и опосредованное (инструментальное) с использованием оборудования(телевидения, радио); внешнее и включенное (наблюдатель является прямым участником международного события); прямое и косвенное (на основе информации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.п). В Мир/пол обычно используют косвенное и инструментальное наблюдение. Недостаток- большая роль субъективных факторов(идеологические предпочтения, несовершенство или деформированность средств наблюдения). (Кукулка. 1980).

2) Изучение документов

a) проблемы: сложно получить доступ к информации, тяжело добыть средства на проведения изысканий.

b) Наиболее доступными являются официальные документы (сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, итд) и неофициальные письменные, аудио и аудиовизуальные источники(записи мнений частных лиц, семейные архивы, неопубликованные дневники, воспоминания непосредственных участников), иконографические документы (картины, фотографии, кинофильмы, выставки, лозунги).

3) Сравнение. По утверждению Б. Рассета и X. Старра, в МП он стал применяться лишь с середины 1960-х гг., Главное достоинство - поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений, либо различий (вспоминаем СП-дизайн наибольшего/наименьшего сходства) + стимуляция развитие количественных методов.

II) Экспликативные методы. Общая проблема в том, что методы не дают объяснения причин, т. егодятся для описания, а не объяснения.

1) Контент-анализ

a) Впервые применил Г. Лассуэл при изучении пропагандистской направленности политических текстов в 1949 г.

b) Суть- систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Далее идёт сравнение с нейтральным эталонным текстом.

c) М.А. Хрусталев и К.П. Боришполец выделяют следуюшие стадии применения: структуризация текста(первичная обработка информационного материала); обработка информационного массива при помощи матричных таблиц; квантификация информационного материала; анализ при помощи электронно-вычислительной техники.

2) Ивент-анализ (метод анализа событийных данных)

a) направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда».

b) Систематизация и обработка данных осуществляется по следующим признакам: 1) субъект-инициатор (кто); 2) сюжет или «issue-area» (что); 3) субъект-мишень (по отношению к кому) и 4) дата события (когда) (Рассеет, Старр).

c) события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ.

3) Когнитивное картирование

a) направлен на анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.(основатели- Снайдер, X. Брук и Б. Сэпин, Р. Джервис)

b) решает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует политик, и нахождения имеющихся между ними причинно-следственных связей. «В результате исследователь получает карту-схему, на которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней» (Лебедева, Тюлин. 1991).

4) Метод Б. Корани

a) в основе лежит ограниченное количество индикаторов поведения международного актора, которые рассматриваются в качестве ключевых: способ дипломатического представительства, экономические сделки, межгосударственные визиты и соглашения (договоры). Эти индикаторы систематизируются в соответствии с их типом (соглашения могут быть дипломатические, военные, культурные или экономические) и уровнем значимости. Составляется матричная таблица, дающая наглядное представление об исследуемом объекте.

b) Далее строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и в пространстве: с кем он поддерживает наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они происходят и т.п.

5) Эксперимент

a) Суть - создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез, выводов и положений.

b) В социальных науках чаще всего используются имитационные игры, являющиеся разновидностью лабораторного эксперимента. Существует два типа имитационных игр: 1)без применения электронно-вычислительной техники (индивидуальные или групповые действия, связанные с исполнением определенных ролей (например, государств, правительств, политических деятелей или международных организаций) в соответствии с заранее составленным сценарием); 2) с применением компьютерной техники (опора на базы данных, воспроизведение моделей)

III) Прогностические методы. Общий вывод - прогнозы МО точными быть не могут, ибо МО - суть стохастические процессы(т.е. непредсказуемые, хаотические), а возможности науки амбивалентны. В МО существуют как относительно простые (заключения по аналогии, метод простой экстраполяции, дельфийский метод, построение сценариев), так и более сложные прогностические методы (анализ детерминант и переменных, системный подход, моделирование, анализ хронологических серий (ARIMA), спектральный анализ, компьютерная симуляция и др).

1) Дельфийский метод - систематическое и контролируемое обсуждение проблемы экспертами. Центральный орган, обобщает, систематизирует и возвращает экспертам(может повторяться несколько раз). Позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и наиболее (совпадение оценок), и наименее (расхождение) вероятные последствия развития ситуации.

2) Построение сценариев - метод построения идеальных (т.е. мыслительных) моделей вероятного развития событий. 1 этап- анализ и отбор главных факторов, определяющих дальнейшее развитие ситуации. 2эт- выдвигаются гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. 3 эт- сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и описывается ряд гипотез (сценариев), соответствующих каждому из них. 4эт-создание показателей относительной вероятности описанных сценариев, которые с этой целью классифицируются (произвольно) по степени их вероятности (Фрай, Рулофф).

3) Системный подход.

a) Системный подход следует отличать от его конкретных воплощений - системной теории и системного анализа. Сис теор для построения, описания и объяснения систем и составляющих их элементов, взаимодействия системы и среды, а также внутрисистемных процессов, под влиянием которых происходит изменение и/или разрушение системы (Брэйллард). Сис анализ, решает конкретные задачи, представляя собой совокупность практических методик, приемов, способов, процедур, благодаря которым в изучение вносится определенное упорядочивание (В.И. Ленин и диалектика1982, ЗЫ, у Цыгана вообще пипец ссылочки, все прошлого века, половину фамилий вообще первый раз вижу).

b) Арон выделяет три уровня рассмотрения МО- уровень межгосударственной системы, уровень государства и уровень его могущества (потенциала).

c) Дж. Розенау - шесть уровней анализа: 1) индивиды и их характеристики; 2) их посты роли; 3) структура правительства 4) общество 5) система отношений между национальным государством и другими участниками международных отношений; 6) мировая система

d) Наши тож не промах: считают, что методом ТМО является системный анализ развития международных событий, процессов, проблем, ситуаций, осуществляемый с помощью имеющегося знания, внеш/полит данных, особых способов и приемов, исследования(Антюхина-Московченко, Злобин, Хрусталев). Выделют 3 уровня исследования любой системы: 1) состав - множество образующих ее элементов; 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязей между элементами 3) внешняя структура - совокупность взаимосвязи системы со средой.

e) Применительно к изучению внешней политики государства метод системного анализа включает анализ «детерминант», «факторов» и «переменных».

f) Р. Боек представляет потенциал государства как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих целей, состоящую из двух видов факторов: физических (пространство, экономика) и духовных(тип полит режима, уровень образования населения). Недостаток в почти полном отсутствии учёта факторов внешней среды.

g) Брайар и Джалили. Детерминантами внешней политики являются внутренние независимые переменные - физические факторы пользования(география, ресурсы), структурные факторы(полит. эк институты), культурные и человеч. факторы(культура, идеология, менталитет, личность(моральные, физические качества)); и внешние независимые переменные: международная система, действия других, ресурсы общего государства. Эта схема лучше, показывает взаимосвязь внешних и внутренних факторов (авторы отдают предпочтение последним)

4) Моделирование.

a) метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.

b) комплексное моделирование (Хрусталев. 1992). Смысл в построении формализованной теоретической модели, представляющей собой тринарный синтез методологического (философская теория сознания), общенаучного (общая теория систем) и частнонаучного (теория международных отношений) подходов. Построение осуществляется в три этапа. формулирование предмодельных задач, построение содержательной концептуальной модели, детальный анализ состава и внутренней структуры международных отношений, т.е. построение ее развернутой модели

c) Преимущества: обобщающий, синтезирующий характер. Позволяет обнаружить как целостность изучаемого объекта, так и многообразие составляющих его элементов, фиксировать изменения в функционировании международных отношений, и обнаружить причинные связи изменений с эволюцией международной системы, выявить детерминанты, влияющие на поведение государств. Дает науке возможность теоретического экспериментирования и комплексного применения прикладных методов и техник анализа.

d) Недостатки: никакая модель не дает уверенности в правильности сделанных на ее основе выводов. Часто выводы, сделанные с помощью сложных операций моделирования, вычисления ит.д дают такой же результат, как при использовании старых-добрых интуитивно-аналитических методов.

5) Анализ процесса принятия решений (ППР)- динамическое измерение системного анализа международной политики.

a) два основных этапа исследования (П.Сенарклен, 1992): определяются главные лица, принимаю-. щие решение и описывается роль каждого из них, на следующем этапе проводится анализ политических предпочтений с учетом мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства и т.д. (Р. Снайдер, X. Брук, Б. Сапэн и Р Джервис. Ф. Брайар и М.Р. Джалили).

b) четыре основных подхода (используются в сочетании): 1) модель рационального выбора, в рамках которой выбор решения осуществляется единым и рационально мыслящим лидером на основе национального интереса. (предполагается, что а) принимающий решение действует с учетом целостности и иерархии ценностей, о которых он имеет достаточно устойчивое представление; б) систематически отслеживает возможные последствия своего выбора; в) ППР открыт для любой новой информации, способной повлиять на решение); 2) решение принимается под влиянием совокупности правительственных структур, действующих в соответствии с установленными рутинными процедурами. Решение разбито на фрагменты, а разрозненность правительственных структур являются препятствием для ППР, основанном на систематической оценке последствий того или иного выбора. 3) решение рассматривается как результат торга между членами бюрократической иерархии, правительственного аппарата и т.д., каждый представитель которых имеет свои интересы, свои позиции, свои представления о приоритетах внешней политики государства. 4) акцент на том, что во многих случаях ЛПР находятся в сложном окружении и располагают неполной, ограниченной информацией и не в состоянии оценить последствия выбора. В такой обстановке им приходится расчленять проблемы, редуцируя используемую информацию к небольшому числу переменных.

c) Теория игр - это теория принятия решений в конкретном социальном контексте, базируется на теории вероятностей и представляет собой конструирование моделей анализа или прогнозирования различных типов поведения акторов, находящихся в особых ситуациях. (м М применяли Рапопорт и Шеллинг). Цель- нахождение наилучшего из возможных вариантов решения для каждого участника перед лицом прогнозируемого решения противника. При этом, типы ситуаций, в которых могут оказаться игроки может быть редуцировано к небольшому числу моделей игр, различающихся по характеру целей, возможностям взаимной коммуникации и количеству игроков.(примеры я думаю все помнят, банально дилемма заключенного в анализе гонки вооружений и т.д.). Проблема старая-нифига не прогнозирует, тока объясняет.

4. Становление мировой политики (МП) как научной дисциплины.

План: 1. Факторы, повлиявшие на развитие МП. 2. Вклад различных школ. 3. О разграничении МО и МП.

 

Относительно новая научная дисциплина. Нет консенсуса относительно самого понятия Мирпола: внешняя среда, совокупная полит деятельность и система отношений транснац акторов или внешняя политика сверхдержавы? В чем путаница – реальность и научная дисциплина обозначаются одним понятием (в отл. От политологии – политики). Мировая политика возникла на стыке различных подходов и дисциплин, прежде всего тесно связана с МО и политологией.

  1. Становление мировой политики.
  • МП вырастает из МО. Ее становление – 1970-е – период активизации ТНА и национально-освободительных движений. Но термин существовал и раньше. 1940г – журнал «Мировая политика» (США). В к.40х появился журнал «Международная организация», который сосредоточился на исследовании политических аспектов экономических процессов. В 1960х Розенау заметил, что в результате деятельности ТНА внешняя и внутр политика начинают представлять единую реальность = > Кохэн и Най в книге «Транснац отношения и МП» (1972) говорил о взаимосвязи во внешней среде и на внутригос уровне весьма сложны и не ограничиваются межгос взаимодействием; меняется сама государственно-центристская полит система мира. * Первая кафедра МО образована в Великобритании в 1919 г

Существенный вклад внесли:

  • 1970-е гг. – возрастание роли экономического фактора в мире, => развивается научная область под названием международная политическая экономия. Политологи стали проводить исследования по выявлению взаимосвязи между внутренней политикой разных стран и международной политической экономией (Кохэн, Краснер).
  • Исследования взаимодействия внешне- и внутриполитических факторов. Осознание прозрачности границы между внутр. и внеш. политикой. Здесь существенный вклад внес Р. Патнэм – двухуровневая модель принятия внешнеполитических решений: международные договоры гос-ва служат «двойным компромиссом»: между гос-вами, подписывающими договор и внутри каждого из них.
  • Изучение международных институтов, т.к. после 2 МВ – резкий рост числа международных организаций. Особое внимание – ООН и ее миротворческим операциям. Напр., Карл Дойч изучал проблемы коллективной безоп-и; Хаас – причины, по кот ЕЭС и др международн организации стремились к расширению своих функций, но не смогли.
  • По мере того, как границы между внешней и внутр политикой и их исследованиями становятся более прозрачными, происходит сближение МО и политологии, в особенности сравнительной, при изучении проблем, как демократизация, конфликты итд.

Таким образом МП возникла на стыке теоретических исследований в области МО, постулирующих целостность политической системы мира, при значительном вкладе неолиберальной традиции в понимание кардинальных изменений в связи с деятельностью ТНА; представлений о взаимосвязи внутренней и внешней политики; МПЭ; анализа межд организаций, политологии (огромная роль СП).

 

Вклад теоретических школ: Теоретические исследования в рамках неолиберализма (выявление транснациональных отношений, констатация факта множественности участников международного взаимодействия, исследование международн режимов и т.п.) Неореалисты: 1) К.Уолтц в работе «Человек,гос-во и война» говорил о целостности полит. системы мира. Он исп. термин международ. политикака; 2) Х.Булл The Anarchical society: a study of order in world politics – термин МП. Неомарксисты: 1)И.Валлерстайн подчёрк. целостность полит. мира на глобальном уровне, описывает его как мир-систему, хотя термина МП у них нет. 2) идея о единстве внеш.и внутр. пол-ки, кот. затем получила развит. в МП. Т.о. все школы исходили из целостности полит системы мира. Но для неореалистов полит сис мира представлена межгос отношениями, для неолибералов – межгос+другие акторы, марксисты – классовые отношения, разделение мира на ядро, периф и полупериф.

 

Современная МП – интенсивно развивающаяся научная дисциплина, кот охватывает весь спектр международной проблематики. В основном посвящена вопросам, связанным с тенденциями мирового развития и анализом политич структуры современного мира + анализ международной проблемы и ее взаимосвязь с др вопросами международной жизни.

 

Мировая политика и МО

МО как научн дисциплина старше МП, возникла в нач. XXв. как междисципинарная область исследований (история, экономика, право и др.) Грум (англ.): гл проблемы МО – изучение «причин войны» и «условий мира». Постепенно стали развиваться самостоятельно + сближение МП и МО. Вообще при становлении МП она ориентировалась на МО, придавая осн значение межгос взаимодействию.

3 варианта взаимодействия:

1) МП = современные МО (Гольдштейн, Смутс)

2) МП = традиционные (межгосударственные) МО + деятельность новых, нетрадиционных, транснациональных акторов (Цыганков, Косолапов)

Бовин и Лукин: МО = взаимодей-е гос-в на мировой арене; МП = система связей между гос-вами и негосударствен участниками как результат такого взаимодействия. В этом смысле МП выступает в качестве среды, кот не просто влияет на МО, а изменяет их.

3) МП = деятельность только негос транснациональных акторов, а МО = только межгос взаимодействия (Розенау).

 

П.А. Цыганков «Мировая политика и ее содержание»:

3 позиции соотношения мировой политики и МО:

1) противопоставление; 2) отождествление; 3) стремление избежать крайностей путем конкретного анализа, выявления новых тенденций.

· Мировая политика исторически возникает позже МО, носит общепланетарный, всеохватывающий х-тер. Начало развития планетарной политической системы связано с промышленной революцией рубежа XVIII-XIX вв.

· В бесспорную полит. реальность МП превращается лишь в годы противоборства между СССР и США.

· Новые существенные черты стала приобретать с возникновением самостоятельных постколониальных гос-в.

· Одними из первых, кто сделал новые процессы предметом анализа, были представители либеральных взглядов

· Кон. 1960х – нач. 1970х гг. – новое направление в науке – транснационализм. 1971 г. – книга «Транснациональные отношения и мировая политика»: различаются МП и международные взаимодействия. МП = разветвленная и многослойная паутина связей, соединяющая многочисленных и многообразных участников международных взаимодействий. В рамках транснационализма – понятие «постмеждународная политика» = «раздвоение мира» на межгосударственные взаимодействия и взаимодействия между негосударственными акторами. + возникает пон-е «новых международных отношений».

· К началу 1990-х гг. – ясно, что международные отношения претерпевают крупнейшие трансформации, в результате которых меняются их основные параметры. На Западе существо этих изменений обозначают понятиями «постмеждународная политика», «новые международные отношения», «глобальная политика» и «мировая политика», которые используются как равнозначные по содержанию. В России – термин «мировая политика».

 

*** Богатуров (о разработке теории МП отечественными авторами):

Становление МП как самостоятельного исследовательского поля характерно для полит исследований преимущественно (если не исключительно) в России. В западных странах мирополитические штудии распылены по разным областям знания, не претендуют на автономное академическое пространство. В научном сообществе США вообще отсутствует проблема размежевания МП и МО, оба направления исследований сосуществуют нерасчлененно и организационно могут относиться как к международно-политическому, так и общеполитологическому блокам.

В России 3 группы авторов:

1) прагматики (политико-социологиечская + историко-политическая школы): а) критическое осмысление реальности (Н.А. Косолапов, А.Г. Володин, В.Б. Кувалдин, Б.Г. Капустин); б) формалистически-нейтральный подход к реальности(Н.А. Симония, В.Г. Хорос, А.Д. Богатуров); в) примирение с реальностью (А.Ю. Мельвиль, М.М. Лебедева, В.В. Иноземцев, В.В. Михеев, В.М. Кулагин).

2) фундаменталисты-охранители: а) вульгарная геополитика А.Дугина (подчёркивают национал-патриотическое "я", но на самом деле испытывают сильнейшее влияние западной («новой» американской и «старой» германской) политологии, но прежде всего - школы вульгарной геополитики З. Бжезинского); б) профессиональные, консервативно настроенные историки (считают возможным анализировать современные международные отношения путем «литературно-редакционного исправления» тех концепций, которыми отечественная наука пользовалась в 40-х - 80-х годах прошлого века).

3) учёные "историко-политического корня" ( классическая история+полит наука,но с акцентом на методологию первой) - не отвергали политологию, но чувствовали себя увереннее не на ее методологическом поле, а на платформе либерального «политического историзма»(М.М. Наринский, Л.Н. Нежинский, Н.П. Егорова, Арт.А. Улунян).

4) промежуточная группа учёных (тяготеют к мирополитическому подходу, но в то же время выпускают работы исторического профиля) (М.А. Хрусталев, Т.А. Шаклеина, А.Д. Воскресенский, В.И. Батюк, Б.Ф. Мартынов

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.