Направления развития произвольности внимания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Направления развития произвольности внимания

2018-01-05 302
Направления развития произвольности внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• формируется умение руководствоваться целями, которые ставит взрослый

• формируется умение самостоятельной постановки целей и в соответствии с ними самостоятельного контроля за своим поведением

Рис. 2.2. Направления развития произвольности внимания младших школьников

 

В среднем ребенок младшего школьного возраста способен удерживать внимание на какой-либо одной деятельности в течение 15–20 минут, затем начинаются отвлечения внимания, поэтому для нивелирования перечисленных недостатков детского внимания целесообразно использовать разнообразные виды учебной работы на уроке. Развитие свойств внимания младшего школьника, его способности к целенаправленной, организованной деятельности – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. Этому способствуют специальные упражнения, игры и развивающие задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Е.Л. Горлова[33]отмечает, что развитие произвольного внимания, понимаемого как инициативное структурирование, эффективно при включении учебного содержания в форму режиссерской игры и игры по правилам. Различные виды игр и игровые упражнения позволяют ребенку при переходе в младший школьный возраст произвольно включать воображение в различные ситуации и управлять им, что является необходимой основой адекватного принятия учебной задачи и последующего поиска общих способов действий. Необходимым условием развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте является создание разнообразных проблемных ситуаций для их последующего структурирования на различных основаниях.

 

Практический пример

Игровое упражнение «Каждой руке – свое дело» для развития свойств внимания может быть проведено на уроке математики. Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты учебник с иллюстрациями (запоминая их), а правой рукой – чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.

 

Большое влияние на развитие свойств внимания оказывает компьютеризирование учебной деятельности. Существуют программы развития внимания у учащихся начальных классов с использованием компьютерных технологий. А.Ю. Татаринцева[34]отмечает, что внимание младших школьников в условиях обучения на компьютере нестабильно и имеет колебания с частотой от 2 до 5 минут, которые зависят от возраста и индивидуальных различий. Характеристики внимания при работе на компьютере зависят от цветового оформления интерфейса программных средств и от частоты предъявления стимулов на экране. В компьютеризированной учебной деятельности младших школьников концентрация, сосредоточенность, объем внимания оказываются ниже, чем при традиционной работе. В то же время внимание в компьютеризированной деятельности у учащихся младших классов прогрессирует быстрее, чем при традиционных видах работы. Необходимо специально развивать внимание в младшем школьном возрасте с применением компьютерных игр и развивающих методик, формируя рациональный стиль деятельности при работе на компьютере. Для развития внимания учащихся младших классов необходимо использовать комплексную методику, включающую компьютерные обучающие и развивающие программы, традиционные упражнения и игры по развитию внимания.

Совместная учебная и игровая деятельность способствует развитию коллективного внимания младших школьников, которое представляет собой сложное психологическое образование, синтезирующее направленность сосредоточения совместно работающих школьников. Среди наиболее типичных модификаций коллективного внимания выделяют:

• синхронное внимание, при котором отмечается максимальное совпадение содержательной и темпоритмической сторон деятельности;

• мозаичное внимание, которое проявляется в совместной работе нескольких подгрупп, каждая из которых выполняет отдельные задания в рамках единой деятельности коллектива;

• сочетание индивидуальной и групповой организации внимания при повременном выполнении деятельности;

• частичное расслоение коллективного сосредоточения, приводящее к образованию зон повышенной и пониженной сосредоточенности;

• коллективное невнимание, являющееся показателем выхода группы из рабочего состояния и полного отвлечения внимания от деловой направленности.

Л.Е. Тарасова[35]выделила критерии сформированности коллективного внимания младших школьников, к числу которых автор отнесла совпадающую познавательную направленность сосредоточения всех школьников, участвующих в совместной учебной деятельности; синхронизацию внимания на определенных этапах совместного выполнения деятельности; устойчивость коллективного внимания в диалектическом сочетании с гибкостью, пластичностью, динамикой в рамках одновременного сосредоточения на выполнении деятельности; эффективность совместной деятельности, в которую включено коллективное внимание, ее высокие результативность и качество (табл. 2.2).

Успешному формированию коллективного внимания младших школьников способствует использование комплекса побуждающих дидактико-методических средств, включающего в себя: учебно-игровую деятельность – игровые приемы, упражнения, дидактические и подвижные игры; интеллектуальные средства, позволяющие значительно усилить познавательные составляющие внимания, и прежде всего, его умственно-мыслительного компонента, что достигается использованием различных тренингов, тестирования; и вербальных средств, используемых учителем в целях управления коллективным вниманием. При этом учебно-игровая деятельность и использование других дидактических средств оказывают стимулирующее воздействие на процесс формирования коллективного внимания при наличии следующих условий: единого, или хотя бы сближенного, темпа и синхронизации внимания всего класса; интеллектуализации внимания; обеспечения активной позиции каждого ученика в процессе совместной деятельности; внимания учителя как фактора управления коллективным вниманием школьников.

 

Таблица 2.2


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.