Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.

2018-01-05 186
Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и грудные резонаторы. Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы).

Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр.В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл". Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.

Грудное резонированиесообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к "качанию" звука и понижению интонации.

 

 

Рассмотрим ещё раз строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из 3 главных частей. Это дыхательный аппарат и гортань со связками, а также резонансная область. Дыхательный аппарат включает лёгкие (это надувные воздушные резервуары); дыхательные пути (трахея, бронхи); диафрагма (это мышца, отделяющая грудную полость от живота, она прикреплена к нижним рёбрам и позвоночнику ). В состоянии покоя диафрагма поднята кверху куполом, а при вдохе она опускается, лёгкие наполняет воздух. Умение управлять ею важно для певцов. За счет активности диафрагмы у профессиональных вокалистов есть опора дыхания и певческое вибрато. В дыхании принимают участие и мышцы брюшного пресса, они оказывают на диафрагму давление,межрёберные мышцы грудины, от сокращения их происходит сжатие грудины или расширение и вдох. Зависимо от участия определенных мышц в дыхательном движении и при пении определяют: грудное, брюшное, смешанное дыхание.

Гортань – трубка, соединяющая трахею и глотку. Она занимает часть шеи и состоит из 5 хрящей, мышц. Поднятие, опускание и фиксация гортани – очень важные свойства для певцов. Все внутренние мышцы нужны для выполнения дыхания, для голосообразования. Основными для образования голоса выступают голосовые связки – это складки, колебания их вызывает появление звука. В состоянии покоя связки образуют отверстие (треугольник) - голосовую щель, посредством нее воздух проникает в легкие. Над голосовыми связками есть ложные связки, в пространстве меж голосовыми связками есть углубления, их слизистая увлажняет связки.

Резонаторная область – это часть трахеис крупными бронхами, носоглотка и ротовая область. Назначение ее: усиление звука связок; создание тембра голоса.

Резонансная техника пения придает голосу особое качество, независимо от типа голоса и его силы. Голосовой аппарат включает три основные составляющие: дыхание, гортань и резонаторы, и эффективный певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов. Певческое дыхание играет важную роль.Тезис «искусство пения — искусство дыхания» известен со времен староитальянской школы. Однако, начиная со второй половины ХХ века, начинает набирать популярность так называемая «горловая» парадигма, когда основное значение в триаде «дыхание-резонаторы-горло» отдается последнему звену. Выдающийся итальянский певец ДжакомоЛаури-Вольпи, пропевший на сцене «Ла-Скала» 30 лет считал, что «…в основе вокальной педагогики лежат поиски звукового эха — то есть резонаторов…». Как отозвался о нем один из критиков «его до-диезы долетали до Луны». Другой крупнейший итальянский вокальный педагог Дж. Барра, долгое время проработавший во всемирно известном Центре усовершенствования певцов при театре «Ла Скала», говорил о роли резонаторов так: «…У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку — верный механизм голосообразования — нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом…».Нельзя не упомянуть о значении голосовых складок, без них нет певца. Измерения показывают, что внутри звукового тракта звуковое давление может достигать 155 дБ и более! Это мощная сила звука, способная уничтожить голосовые складки. Что, увы, нередко и бывает у неопытных певцов, пытающихся достичь большой силы голоса только напряжением голосового аппарата и, как следствие, кровоизлияния в горло, гематомы, отслойка слизистой и т.п. Как же удается оперным певцам без микрофона заглушать звук симфонического оркестра, выступая чуть ли не каждый день с многочасовой программой и выходами «на бис»? Разгадка кроется в правильно поставленном голосе, умелом использовании резонаторов. Простейший резонатор усиливает звук на 30—40 дБ, т.е. в 5—10 тысяч раз по мощности. Кроме этого, певческие резонаторы несут еще и защитную функцию, оберегая голосовые складки.При эстрадном пении, помимо чисто музыкальных, у певца возникают дополнительные трудности: исполняя песню он и танцует, и поет, и эмоционально — напряженно кричит, шепчет и т.п., т.е. голосовой аппарат работает постоянно в разных режимах. Важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения (фонации) не имеет защитного механизма для голосовых связок (в нашей бытовой речи это и не нужно из-за малой силы звука по сравнению с профессиональным пением). Проблема многих современных эстрадных певцов как раз и кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить голос и так петь, что сильно травмирует связки, а нужный эффект так и не достигается. Резонансный принцип голосообразования позволяет также петь «piano» вплоть до тихого шепота. При речевой манере этот звук не будет слышен даже в первом ряду, а при резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала. Поэтому очень важно правильно поставить голос, научиться использовать резонансный певческий принцип в исполнении «речевых» фрагментов, как это и делают профессиональные певцы. Итак, что же такое певческий резонанс и как он образуется?

ПОНЯТИЕ РЕЗОНАНСА И РЕЗОНАТОРА. Слово резонанс происходит от французского resonance — звучать, откликаться. Резонанс — это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.Итак, резонанс может возникнуть только там, где есть или возможны колебания, то есть волны в упругой среде. У любого упругого тела имеется собственная резонансная частота колебаний. Если ударить по натянутой струне она начнет колебаться именно с определенной резонансной частотой. От струны завибрирует окружающий воздух, и наше ухо уловит тон, соответствующий этой частоте. Изменяя длину струны (зажимая на разных порожках грифа гитары) мы тем самым меняем её физические свойства (силу натяжения). От этого изменяется и резонансная частота струны, то есть высота ноты.Акустическим резонатором (далее просто резонатором) является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством (атмосферой) одним или несколькими отверстиями. Т.к. воздух способен активно вибрировать, он является основой резонатора. Отличительным свойством акустического резонатора является способность «откликаться» (т.е. резонировать) только на те звуковые колебания, которые совпадают с его резонансной частотой. Так, например, если подуть в полую трубку (дудку), то в ней начнет вибрировать воздух, и образуются колебания (стоячие волны). Частота этих колебаний (а, следовательно, и высота издаваемого ею тона) будет строго зависеть от размеров дудки (а точнее, от объема воздуха, заключенного в ней). Если поставить в ряд несколько трубок разной длины, то, дуя поочередно, то в одну, то в другую можно составить мелодию. На этом принципе основано звучание абсолютно всех без исключения духовых инструментов, от флейты и гобоя до органных труб.Резонатор, кроме того, усиливает первоначальный звук. Если совсем тихо в резонатор спеть ноту, соответствующую его резонансной частоте, то эта нота зазвучит неожиданно громко. Но это касается только этой самой ноты — на другие ноты резонатор не откликнется. В этом состоит еще одно свойство резонатора — его избирательность. Например — едва слышимый звук камертона вдруг заполняет огромную аудиторию если приложить его к корпусу резонатора. На этом же принципе основана работа корпуса гитары — он, как полый вибратор усиливает звучание струн. Но самое удивительное кроется в том, что для усиления звука резонаторам не требуется никакой дополнительной энергии с нашей стороны! В присутствии резонатора коэффициент полезного действия системы многократно увеличивается. Применительно к певцам это означает, что, научившись пользоваться собственными вокальными резонаторами, певец освобождает голосовые связки от перегрузок. Голосовые складки вокалиста дают начальный толчок, а резонаторы и правильное «опорное» дыхание — поддержание звука.И чем согласованней работа дыхания и резонаторов, чем лучше озвучены резонаторы, тем красивей, глубже, насыщенней голос певца и тем дальше он слышен.

В соответствии с выполняемой ролью, голосовой аппарат включает:

1. Гортань с голосовыми связками. Этот орган является возбудителем звука. Если быть точным, то термин "голосовые связки» не совсем то, о чем мы привыкли думать, как о голосовых связках. В анатомии есть другой термин — "голосовые складки», обозначающий мышечную ткань. А сами голосовые связки состоят из особых эластичных волокон, пролегающих по наружным краям голосовых складок. Вокалисты привыкли пользоваться термином «голосовые связки» и мы тоже будем им пользоваться. Лишь будем всегда помнить, что, говоря «голосовые связки», мы имеем ввиду «голосовые складки с голосовыми связками как единый комплекс»

2. Дыхательный аппарат. Включает в себя легкие, трахею, бронхи и дыхательные мышцы: межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

3. Резонаторы. Поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются — это у кого как!) в единую взаимосвязанную систему, то иногда мы будем применять термин "резонаторная система».

По расположению различают верхние резонаторы - это то, что выше гортани, и нижние - трахея с крупными бронхами. Верхние резонаторы еще называют надставной трубкой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью.Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает внятное произношение —артикуляцию, как певческую, так и речевую. Важнейший резонатор — глотка. Эта полость также весьма подвижна, изменчива по объему и по форме.Наконец, к верхним резонаторам относятся носовая полость и, так называемые придаточные пазухи носа. Это — гайморовы полости (по бокам носовой полости), основная носовая полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами.

В известной теории резонансного пения, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым В. П., условно выделяются семь взаимосвязанных функций резонаторов: энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная, активизирующая.

1) Энергетическая функция резонаторов состоит в многократном усилении человеческого голоса. Овладев в полной мере резонаторами, певец становится способен озвучивать большие концертные залы, преодолевать звуковую завесу оркестрового сопровождения, тесситурные трудности, и при этом без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной деятельности. За счет чего резонатор усиливает звук? Резонатор повышает коэффициент полезного действия источника звука, переводя большую часть энергии в звуковую форму. Голосовые связки сами по себе издают очень слабый звук, что было доказано опытами на мертвой гортани с искусственным поддувом воздуха. Неподготовленные певцы пытаются петь громче за счет напряжения всей гортани и зажимают связки. Воздух буквально продирается через такие зажатые связки, травмируя их и такое «горлопение» приходится часто слышать вокруг себя. А ведь научиться грамотно пользоваться своим голосовым аппаратом, резонаторами не так трудно.Энергетическая функция резонаторов состоит и в придании звуку «полетности». «Полетность» - это способность голоса распространяться на более длинные дистанции с меньшими потерями силы звука. Для того чтобы голос стал полетным у певца должно появиться ощущение «близкого звука», появляющегося благодаря особой организации резонаторной системы певца. «Близкий звук» - это ощущение звука как бы вне голосового аппарата. «Звук под носом», как образно выразился И. Козловский. У слушателя такой звук будет вызывать ощущение, что певец находится где-то рядом, а не на далекой сцене.Многие годы проходят в упражнениях, пока голос вокалиста становится полетным. И определяющую роль здесь играет мастерство и чуткость педагога.

2) Генераторная функция резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос. Именно в резонаторах слабый звук обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность. Сами по себе резонаторы бесполезны, потому что без связок им нечего усиливать и украшать. Но когда мы слышим поющего артиста, мы слышим не его связки, его звучащие резонаторы, которые подхватили слабый звук голосовых связок, усилили его в сотни раз, придали ему звучность и красоту. Интересный эксперимент провел ученый-естествоиспытатель Рийке: он заставил звучать обычную трубу, нагревая раскаленной сеткой воздух в ее основании. Поднимаясь вверх по трубе, воздух начинал резонировать и производил звук, от которого в окнах дрожали стекла. Точно такая же природа у «поющих» каминных труб, когда нагретый пламенем камина воздух устремляется вверх и начинает резонировать.

3) Фонетическая функция резонаторов. Человеческая речь, а тем более, человеческое пение, были бы совершенно нечленораздельными и непонятными, если бы слова не разбивались на слоги, а слоги не включали бы в себя гласные звуки. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать членораздельные звуки. Как же нам удается произносить разные гласные звуки? Благодаря огромной подвижности языка, губ и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз и зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим.

4) Эстетическая функция резонаторов. Резонаторы придают нашему голосу приятную на слух тембровую окраску. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра.

5) Защитная функция резонаторов. Мы уже упоминали о том, как опасно петь «на связках», пытаясь усилить звук голоса одним лишь мышечным напряжением в горле. Поскольку певческие резонаторы обладают чудесным свойством усиливать певческий голос без какой-либо дополнительной энергии, а только лишь путем превращения большей части энергетических затрат певца — дыхания, мышечных усилий — в звук, можно назвать добавку в силе голоса, которую дают нам резонаторы «даровой энергией». Наш слух организован так, что звуки одной высоты мы воспринимаем громче, чем звуки другой высоты, хотя и те и другие издаются с одинаковой мощностью. Т.е. резонаторы при правильно поставленном голосе преобразуют голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится слышнее без дополнительного усиления.

6) Индикаторная функция резонаторов. Резонируя в полостях дыхательного тракта, звук вызывает у певца различные ощущения в силу сотрясения воздуха. Такая чувствительность обусловлена наличием виброрецепторов (нервных окончаний) в мышечных тканях и, особенно, на внутренних слизистых оболочках. Если приложить руку к груди, то можно явственно ощутить дрожание грудной клетки на низких нотах — это происходит благодаря резонансу звука в трахее. Другой пример — резонанс в гайморовых трубах носовой полости. По наличию или отсутствию ощущений вибрации в этой области можно сказать, попал звук «в маску» или не попал. Ощущение «маски» - одно из важнейших для профессионального певца. Благодаря тому, что певец способен ощущать внутри себя эти самые «содрогания» от резонанса, он может управлять настройкой резонаторов, добиваясь их оптимальной работы. Мы не научились бы пользоваться резонаторами, если бы их не ощущали.

7) Активизирующая функция. При определенной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на резонаторы, а также на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический характер и происходит рефлекторно, процесс запускается автоматически при оптимальной работе резонаторной системы. Иными словами, достигнув однажды определенного уровня резонанса, певец запускает механизм самоподдержки, когда резонанс берет на себя часть работы по активизации остальных резонаторов. Нужно лишь взять это знание и упорно трудиться. И кто знает, может человеческая история обогатится еще одним именем великого вокалиста.

Упражнения для распевки.

 

Эти упражнения помогут вам,если у вас есть такие проблемы,как: во время пения идёт глухой звук,вам трудно исполнять верхние и средние ноты, вы склонны занижать ноты.

Упражнение № 1

М-И-И-И-И-И-И-И.Для исполнения данных нот,немного откройте рот.Чувствуйте себя комфортно,без напряжений.Звук И должен звучать как в повседневной жизни,то есть не должен отличаться своим звучанием.

Упражнение № 2

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И.Как только вы почувствуете,что уверенно произносите букву И,переходите к этому упражнению.Все гласные должны исполняться одинаково - звонко,чётко,без придыханий.Вы должны чувствовать,на ваших передних зубах есть точка концентрации звука.

Упражнение №3 (несколько простых упражнений для языка)

Упражнения выполнять с открытым ртом и вытянутым вперёд языком, придерживаясь секундного ритма:
«Качели» - движения языка попеременно то к носу, то к подбородку.
«Часики» - движение языка попеременно влево и вправо.
«Болтушка» - движения языка попеременно вперед-назад.
«Лошадки» - щелканье языком
«Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек (при напряжении пошлепать губами по языку).
«Иголочка» - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем)

Круговые движения языком
• по губам
• по зубам
• за зубами

Упражнение №4 (для губ)
Чередование улыбки с вытягиванием губ в трубочку. Секундный ритм. (используйте зеркало) Потом попробуйте протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
• ииииии (губы растянуты в улыбке);
• оооооо (губы овалом);
• уууууу (губы трубочкой).

Упражнение №5 (для щёк)

Сначала надуваем щеки, а затем втягиваем их внутрь, губы сложить трубочкой. Секундный ритм.

Упражнение №6 (для языка)
Откройте рот и слегка высунете язык, сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты), секундный ритм.

Упражнение №7 (для языка)
Слегка приподнятым напряженным кончиком языка проведите по внешней и внутренней стороне зубов верхнего ряда, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот (проделать тоже самое и с нижним рядом).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.