Работа 5. «опосредованное запоминание» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Работа 5. «опосредованное запоминание»

2018-01-05 293
Работа 5. «опосредованное запоминание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель задания. Исследование опосредствованного запомина­ния методом свободного графического ассоциирования.

Необходимый материал. Слова и словосочетания:

мальчик— трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, дви­жение, улица, покой.

Ход выполнения задания. Экспериментатор предлагает ис­пытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосоче­таний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой, начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение.

 

Обработка данных выполненного задания.

 

Результаты рабо­ты фиксируются в таблице:

 

Количество предъявленных слов и сочетаний Количество верно записанных испытуемым слов и словосочетаний Объем памяти в %

 

 

Исследования объема непосредственной памяти

 

Объем непосредственной памяти - это наибольшее число отдельных элементов (цифр), которое может быть безошибочно воспроизведено после однократного воспроизведения этих элементов в определенной последовательности.

В течение 1 минуты — положите перед собой часы — прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось за­помнить:

сено тротуар

ключ столетие

самолет фильм

поезд аромат

картина Карпаты

месяц Гималаи

певец неподвижность

радио календарь

трава мужчина

перевал женщина

автомобиль абстракция

сердце вертолет

букет

Подсчитайте число написанных слов и оцените каж­дое написанное слово в 1 балл.

По сумме баллов определите к какой категории вы можете себя отнести.

6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состоянии.

7—12 баллов. Удовлетворительная

13—17 баллов. Хорошая

18—21 балл. Отличная

Работа 6. «Логическая и механическая память»

Цель задания Исследование логической и механической па­мяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал. Два ряда слов. В первом ряду меж­ду словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10—15 пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интерва­лом 10—15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова пра­вой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами вто­рого ряда.

Обработка данных выполненного задания.

Результаты опыта записываются в таблицу:

 

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
К-во слов 1-го ряда (В1)   К-во запомнив-шихся слов (А1) Коэффи-циент смысло-вой Памяти С1 Кол-во слов 2-го ряда (В2) Кол-во запомнив-шихся слов (А2.) Коэф. Механи-ческой памяти С2
           

С = А: В х 100,где, А – количество правильно воспроизведенных чисел, В – количество всех чисел в таблице

Тестирование по Айзенку.

На все вопросы нужно отвечать либо “Да”, либо “Нет”. Подсчитать количество ответов, совпавших с Дешифраторами 1 и 2. Отложить полученное значение на оси абсцисс на рисунке 1. Это показатель Экстравертности. Подсчитать количество совпадающих ответов с дешифратором 3. Отложить полученное значение на оси ординат на рисунке 1. Это показатель Нейротизма.

Построить перпендикуляры из полученных точек к осям.

В месте пересечения перпендикуляров прочитать Вашу типологическую принадлежность.

Проверить количество совпадений с дешифратором

Л (Ложь). В случае появления более 4 совпадений –

результат является недостоверным.

Для лиц с высоким показателем Экстравертности характерны отзывчивость, непринужденность, жизнерадостность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они имеют много друзей, оптимисты, но бывают вспыльчивы и несдержанны.

Интраверты - лица, противоположные Экстравертам. В большинстве своем спокойны, уравновешены, рассудительны, осмотрительны, миролюбивы, действия их всегда продуманы, рациональны. Круг друзей невелик, предпочитают книги, личные встречи, высоко ценят этические нормы.

Нейротики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны мнительность, частые смены настроения, тревожность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Анкета Спилбергера-Ханина.

Данный тест является надежным и информативным способом са­мооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревож­ность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая ха­рактеристика человека). Разработан ЧД.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность ха­рактеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой, определенный уровень тревожности — естественная и обязательная осо­бенность активной личности. При этом существует оптимальный ин­дивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей - раздельно оценивающих реактивную (РТ - ситуационная тревожность, высказывания номер 1-20) и личностную (ЛТ, вы­сказывания номер 21-40) тревожность.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните цифру в соответст­вующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувст­вуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствую­щей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут:

3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность

3,0-3,4 балла – высокая тревожность

2,0-2,9 балла – средняя тревожность

1,5-1,9 балла – низкая тревожность

0,0-1,4 балла – очень низкая тревожность

Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся "чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору.

Рекомендации лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха, низкотревожным людям - требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.