Этика Средневековья и Возрождения. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Этика Средневековья и Возрождения.

2018-01-05 171
Этика Средневековья и Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этика Аристотеля.

I. Добродетель – положительный поступок, ведущий к благу одного без причинения вреда, ущерба благу другого/других.
Виды добродетели:
1. Этические. Добродетели характера, чувства. Мужество, щедрость.
2. Дианоэтические. Добродетели разума. Мудрость.
Правило золотой середины: добродетель есть золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.
Например, мужество – золотая середина между безрассудством и трусостью; щедрость – золотая середина между расточительством и жадностью.
Аристотель задается вопросом: как даны добродетели человеку? Большинство античных философов говорили, человек от рождения добр или зол. Аристотель: от рождения человек ни добр и ни зол, он имеет лишь склонность к добру и к злу; каким станет человек, зависит от трех причин:
1). Среда, в которой рождается и живет человек;
2). Учителя, воспитатели, которые дают знания и воспитывают человеческие качества.
3). Самовоспитание. Наиболее важно.
Самость – способность к самостоянию, самопроявлению.
Первая часть этики Аристотеля может быть названа этикой индивидуальных добродетелей.
II. Вторая часть этики Аристотеля – этика справедливости.
Справедливость –
1). Это высшая социальная добродетель.
2). Это мера требований и воздаяний.
Два вида справедливости:
1. Уравнивающая справедливость. В основе справедливости – принцип равенства. Равным, за равное, поровну.
2. Распределяющая. Неравный, за неравное, непоровну.
Дж. Ролз – современный исследователь справедливости.

Этика Средневековья и Возрождения.

Античность: натурализм; антропоцентризм; политеизм антропоморфных Богов.

Средневековье:

1) Религиозный идеализм.

- объективный идеализм (Платон, Гегель): источник всего – мир идей и абсолютный дух.

- субъективный идеализм (Кант, Нихте): окружающий мир – результат наших субъективных образов, которые рождаются в нашей голове.

- религиозный идеализм: все сотворено Богом, а Бог нематериален.

2) Теоцентризм (Бог- центр мировоздания)

3) Богоподобие (монотеизм теоморфных Богов)

4) Теодицея (греч. Dicc – справедливость, оправдание) – восстановление справедливости через оправдание Бога. Бог – абсолютный источник абсолютного добра. Всеблагостен и всемогущ. Бог предупредил человека, а он доверия не оправдал.

В средневековье существовало три этапа:

I. Период Патристики (святых отцов церкви). Этика существует в виде религиозных догматов. Августин Аврелий (Блаженный) «Исповедь.

II. Период Схаластики - искусства доказательств, прежде всего – доказательств бытия Бога. Фома Аквинский «Сумма теологий» (учений о Боге). Томисты. Последователи – неотомисты.

Достоинства его этики:

- продолжает традиции Аристотеля. Этика – наука о добродетелях + богословские добродетели (вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу).

- сторонник единения веры и знаний, религии и науки.

III. Позднее Средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения». Напоминает, что человек создан по образу и подобию Бога. Дух Возрождения.

Возрождение – Западно-Европейское явление. Возрождение ценностей античной культуры. Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну реку. И река другая, и входящий другой».

1) Натурализм. Антропный характер. Отличие в том что земная жизнь имеет ценность самостоятельную и не является приготовлением к загробной жизни

2) Антропоцентризм. Боле пафосный, возвышенный, романтичный. Бахтин: «Человек есть ценностный центр всего».

3) Монтеизм теоморфного человека. Человек создан подобным богу

4) Антроподицея. Оправдание человека.

5) Гуманизм. Зарождается как атеизм. Атеизм – без Бога, но не против Бога. Это самое толерантное мировоззрение. Против Бога и веры – антитеизм.

6) Романтизм – универсальное мироощущение, миропереживание, мироотношение. Стремление к идеалу, гармонии сберегает духовность за пределами религиозного мира. Джордано Бруно «О героическом энтузиазме». Пишет о наличии героического энтузиазма в любви. Описывает разные виды любви.

Специфика морали.

Специфика – видовые качества изучаемого объекта; это особенное, единичное, уникальное.
Цель морали: Разрешение противоречий, Хранительница общности.
I. Объектная специфика морали.
Мораль – целостный абстрактный идеальный объект.
Признаки:
* Историческая долговечность морали. Мораль появляется раньше других видов регуляции: религиозной, политической, правовой. Если социальное будет развиваться в сторону совершенствования, то за моральной регуляцией будущее. Так как регулятор тем совершеннее, чем больше в нем морали. От насилия и экономических регуляторов смещение происходит в сторону духовных регуляторов. Мораль – бессильный принцип; политика – беспринципная сила.
* Всеобъемлемость морали. Мораль универсально включена во все сферы человеческой жизни: межличностные, социальные, внутриличностные отношения. Отношение к себе (саморефлексия), отношение к другому, отношение к обществу, отношение к природе, хронос морального отношения (отношение к прошлому, настоящему, будущему.). Мораль универсально включена в эти отношения, так как разрешает универсальные противоречия.

УП: социальное-индивидуальное; должное-сущее; добро-зло.
*Деятельностная необособленность морали. Мораль не имеет специфической сферы проявления и действия. Она выступает как аспект других видов деятельности и отношений. Например, правовая мораль, религиозная мораль.
*Неинституциональность морали. Мораль не имеет специфических социальных институтов, осуществляющих её функции. Неинституциональность морали есть по сути её всеинституциональность. Моральные нормы во всех институтах желательны, но не обязательны. Социальный статус морали не определен. Моральная демагогия. Демагогией занимаются другие институты. *Мораль всеинституциональна.
II. Субъектная специфика морали.
-Моральная сознательность субъекта – это адекватное осознание и воплощение в действительности моральных требований и моральных ценностей. Сознательность не стоит путать с осознанностью. Осознанность – фактическое отражение факта реальности. Сознательность – ценностно–оценочное отражение фактов действительности. Сознательность – качество поступка, а не сознания.

- Добровольность. Гегель: воля сама по себе не добра и не зла. Воля – стремление сознания сообщить себе наличное бытие. Воля – функция сознания. Воля помогает намерения перевести в результаты. Воля может быть спокойной, напряженной, сильной, слабой, больной, здоровой. Моральная воля может быть доброй или злой. Злая воля становится таковой, когда имеется злой умысел.

Признаки доброй воли:

> добрые, благие цели

> добрые, благие средства

> свобода воли как отсутствие всякого принуждения (духовного; материально-экономического; физически-насильственного). Так же внутренние и внешние. Самопринуждение.

Кант: «Нравственен только тот поступок, который совершен в самопринуждении. Когда совпадают цели и средства поступок только лишь правилен, легален».
Без принуждения мы совершаем:

@Моральная привычка как автоматизм следования долгу.
@Морально – нравственная потребность. Человек не может действовать иначе.
- Cпецифический моральный мотив – бескорыстие – объяснительный или оправдательный принцип деятельности, поступков, отвечающий на вопрос «Ради чего человек совершает действие?».

Мотив – неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность наших поступков.

Моральных мотивов столько, сколько ценностей индивидуальной и социальной жизни.
Признаки бескорыстия:
1) Отсутствие мотива выгоды, но не мотива пользы.

Выгода – это разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения вреда, ущерба пользе других.
2) Отсутствие мотива награды, благодарности за добро.

Сенека: «Высшая награда за добродетель есть сама добродетель».
Рассчитывать на благодарность, ожидать благодарности не стоит. Но необходимо воспитывать культуру благодарности, так как в этом случае воспитываются взаимные отношения добра. Культура благодарности – культура потребности в добре.
3) Приоритет общественного над личным или социального над индивидуальным.
Основное моральное отношение.
Общество и личность. Общественное благо – высшая цель. Личное благо – конечная цель.
Общественное благо доминирует над личным благом. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Часть не может быть значительнее целого. Личное благосостояние зависит от общественного состояния (уровня развития общества). Мораль несет высокий гуманистический потенциал, так как сохраняет общность для достижения личного блага.

Честь и достоинство.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

Честь – внешнее достоинство человека. Достоинство – внутренняя честь. (Шопенгауэр).

Честь (от часть) – напоминание, что мы часть друг друга, родителей, этноса, рода и т.д.

Честь – общественное лицо человека. Общественная оценка ценности человека.

Достоинство – осознание и переживание человеком ценности своего я.

Может быть нормальным; выше нормы (порок избытка); ниже нормы (порок недостатка).

Оптима – в основе культура глубинного общения. Принципы культуры:

- опережающий признания достоинства другого.

- доминантность достоинства другого.

Честь - понятие морального сознания и категория этики. Подобно достоинству понятие чести раскрывает отношение чел. к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности понятии ч. Связывается с конкретным общественным положением чел., родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие ч. Наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. соответственно честь требует от чел. поддерживать ту репутацию которой обладает он сам или коллектив. Историческое понятие ч. Возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной чести. В феодальной морали к сословной чести в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми низших сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом. Ч. Может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а у тех, кто лишен общественных привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости. Ч. Важный стимул общественного поведения, предполагает ту меру уважения, которую он заслужил. Достоинство

категория этики отражающая моральное отношение к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного д. формой самоконтроля личности, на которой основываются требовательность индивида к себе. В этом случае требования, идущие от об-ва принимаю форму (поступать так, чтобы не уронить д). Т. о. достоинство один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-ом. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва и реальной обеспеченностью прав человека.

Совесть и стыд.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

Совесть – высшее морально-нравственное чувство.

Совесть – способность человека встать на иную общественно-значимую т.з. в оценке своих помыслов.

Стыд – психическая предпосылка чувства, самоосуждающая реакция человека на свои или чужие оплошности и несовершенства.

Эмоция физиологична. Стыд – первая человеческая эмоция, у животных ее нет. Со способности стыдиться начинается человек.

Способность чел. духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми или требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека, с.-нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо и несправедливо. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как нравственное изначальное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. Этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для канта авторитарный судья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии хаддеггера совесть – призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности к свободе на основе ничто.

Этот призыв делает возможным движение собственного становления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт) Для зрелого чел. существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ходе его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд). Совесть включает оценку ответственности перед обществом, предполагает способность индивида критически относится равно к своим и чужим мнениям и ответственности человека за собственные действия и все того, что происходит вокруг него. С –общественно воспитуемая способность чел. С может проявлятьсься как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний.

Справедливость.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

Справедливость - общая нравственная санкция совместной жизни людей. С – есть разумность общественной жизни, является основной добродетелью соц. института В этическом аспекте с. Выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Основанием справедливости оказывается взаимность ЗПН. В правовом аспекте справедливость выступает, как формальное равенство к требованию закона, правила, норм поведения. С – три вида: 1. Коммуникативная – договор, обмен 2. дистрибутивная – распределительная и перераспределения (уравнивающая-ретрибутивная) 3. Миалистская – регулирует отношения индивида и общества и определяет границы между лояльностью и причиной гражданского неповиновения. С представляет собой способ отношения к другому лицу, опосредствованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. С чел. и общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении выгод, тягот, а нравственной может считаться та мера, которая устраивает всех. Сущ-ют три исторически выработанных принципа распределительной с: каждому поровну, по заслугам, по потребностям. Соврем этич дискуссии о справедливости фокусируются вокруг теории дж Ролса. С. Предлагает идеально типическую модель, ее нормативной основой являются два принципа: каждый чел должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных осн. Свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других 2. Соц. и эконом неравенства должны быть устроены так, чтобы они были А. К наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших б. делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.

Счастье и смысл жизни.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

С-часть-е. мы обречены на частичность бытия. Счастливы мы когда я как часть могу объединять себя с частичностью других. Андрогинны.

Счастье – отсутствие страданий. (Шопенгауэр).

Счастье – удовлетворенность полнотой духовных и физических сил в их общетвенном применении.

Наличие разных видов счастья – спасительно для человека. Компенсаторная функция.

Жизнь развертывается в пространстве трех противоречий: конечного и бесконечного; жизнь смерть; смерть и бессмертие.

Смысл жизни – это ее сверхцель и сверхценность, выходящая за пределы наличного бытия человека.

Счастье. Аксиологические понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Фил. Традиция и обыденное сознание отождествляют счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека. С. Многоаспектное содержание, польский исследователь в. Татаркевич, написавший «О счастье» выделяет: 1 с.-благосклонность судьбы, удача. 2. состояние интенсивной радости 3. обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни 4. чувство удовлетворения жизнью С. Определяются потребностью человека, его дух. Развития, совершенства, добродетельности. В трактовке взаимосвязи счастья и добродетели:1. согласно одной, добродетель нужна и оправдана только как средство достижения счастья. Отождествляемая в этом случае с чувственными удовольствиями, пользой, прагматическими целями (гедонизм, утилитаризм) 2. добродетели и есть подлинное счастье (стоицизм) Аристотель: добродетель есть путь к счастью. Этическое учение рассматривающее счастье в качестве высшего чел. блага получило название эвдемонизма. сторонник Фейербах. По его мнению эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Марксистская этика в значительной мере разделяет идеал эвдемонизма, счастье обусловлено качеством общественных отношений, соц. структурой общ-ва. Добродетель следует связывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни. Из такого понимания вытекает, что счастье одних неразрывным образом связано с счастьем других, люди могут быть счастливы только вместе. Эвдемония ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности.

Смысл жизни. понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Смысл усматривается в моральных установлениях земного бытия. 2 некие запредельные трансцендентальные формы. Теологическая концепция. Античность, смысл в идеале внутренней свободы (конфуц.даосизм) телеологическая – Аристотель – добродетели в них смысл и достижение счастья. «одним счастьем кажется добродетель, другим рассудительность, третьим –мудрость». Стоики – удел человека, мужественно воспринимать все невзгоды.» Человек должен подчинять свою жизнь поставленной им верховной цели и ей иерархически покарать все другие цели, свобода воли дает ему возможность подчинять свою жизнь этому верховному благу. Религиозный смысл земной истории чел-ва – спасение и искупление мира. Гегель: смысл жизни в саморазвитии и самопознании абсолютного духа. Кант в общеобязательном нравственном законе и разумной природе чел. Франк: жизнь должна служить абсолютному и высшему благу. Многие сходятся на понятии с.ж. как все же внеисторического процесса. Для того чтобы жизнь имела смысл необходимо существование бога и наша причастность к нему. Другая теория, что с.ж. не является надлинчным, или общественным, но диалектически объединяет цели и с.ж. человека и общ-ва которые могут не совпадать с.ж. оправдательная мотивация задается вопросом для чего мы живем.

Мораль и экономика.

В основе взаимодействия морали и экономики лежит противоречие общественного и индивидуального блага.

Индивидуальное: + активизация всевозможных само; - чрезмерность ведет к разрыву социальных связей.

Коллективное: + усиление чувства мы; - опасность нивелирования личности.

Этика деловых отношений. Принцип социального партнерства.

Семен Франк, «Духовные основы ощества», принцип трех с: свобода, солидарность, служение.

Артур Рих «Этика распределения»: моральный смысл богатства и бедности.

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776); «Трактат о моральных чувствах»(1759). Экономические чувства = моральные чувства.

Во время господства пролетарской этики богатство порицалось, так как считалось результатом эксплуатации большинства меньшинством.

Богатство – основа благосостояния человека и общества. Богатство может быть рассмотрено как моральная ценность. В этом случае, богатство – условие свободы выбора. Бедность – не порок, а его следствие. Следствие лени и т.д.

Сборник «Русские философы о собственности». Оптимальной является проблема, которая выражается термином «достаток» (разумные потребности).

Этика потребления рассматривает благо и зло потребления. Культ удовольствия против здорового аскетизма, разумных потребностей.

Хоман. Экономическую этику нельзя превращать в повод для экономического морализирования.

Экономическая этика (этика предпринимательства) занимается вопросом, какие моральные нормы, идеалы могут иметь значение в современной экономике. Шансы морали в современной экономике часто воспринимаются как сомнительные, так как мораль противостоять рентабельности не имеет возможности. Экономика частной собственности наименее способствует солидарности, которую пропагандирует мораль.

Не нужно преувеличивать роль морали в экономике. Недопустимо морализирование в экономике. Необходимо найти такие нормы и идеалы, которые работали бы в экономике и способствовали её развитию, а не тормозили его. Мораль не может стать действенной вопреки экономике. Мораль должна соответствовать потребностям экономики, но и сама влиять на экономические отношения, совершенствуя их.

Всякая система заинтересована в управлении, порядке, солидарности отношений. Этика рыночной экономики – этика рамочного порядка. Капиталистическая мораль утилитарна. Норм – цели. Нормы – рамки, которые должны ограничить конкуренцию.

В России на становление этики предпринимательства повлияло православие.

1. Уважай власть. Власть – необходимое условие ведения дела.

2. Будь честен и правдив.

3. Российский предприниматель – носитель добродетели, правдивости, честности.

4. Уважай право частной собственности.

5. Люби и уважай человека.

6. Будь верен своему слову.

7. Живи по средствам.

8. Будь целеустремлен.

9. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Этика деловых отношений.

Мораль и политика.

Политика – искусство управления государством и обществом.

Сутер «Политическая этика». Этика – теоретическое осмысление этоса как способа обустройства жизни.

Политика – способ обустройства государственной жизни.

Цель политической регуляции – власть и властвование. Сама власть – цель видимая, цель для достижения других целей. На самом деле, цель политики – удовлетворение интересов индивидов.

Политика и мораль отличаются по способам регуляции. Политическая регуляция более эффективна. Этика, политика, мораль взаимодополняют друг друга.

Главный вопрос политической этики, – какой должна быть политика, чтобы соответствовать природе человека и общества. Политическая этика задает гуманистические критерии для политики.

Из политики невозможно изъять моральное измерение, так как сущности морального и социального идентичны. Мораль – способ сохранения общности путем упорядочивания отношений внутри общества. Политическая регуляция также заинтересована в сохранении общности.

Гуссейнов: предостережение против сверхморализирования в политике и политизации морали. Золотая середина между политикой и моралью. Политика – беспринципная сила, мораль – бессильный принцип. Возможно ли соединение достоинств и морали?

Традиционная этика. В этике Платона были политические добродетели: разумность, справедливость, мужество, умеренность.

В современности: разумность = прагматизм; умеренность = знание приоритетов, компромисс.

Вторичные качества: любовь к порядку, следование долгу, старательность.

Современные авторы: Интегральная добродетель – совесть. Этика индивидуальных добродетелей должна быть переведена в этику социальных институтов, которые ограничивают свободу личности ради обеспечения её гарантий и согласования свобод.

Этика социальных институтов (политическая этика) – этика целей, ценностей, социальных приоритетов, нормативная этика. Объекты её изучения: мир, свобода, справедливость.

Виды справедливости: коммуникативная (договор, обмен); дистрибутивная (распределение); легализская (индивид – общество: границы лояльности и гражданского неповиновения.)

В политической этике Франка выделяется три исторических типа политической этики:

1. Антропологическая. Политика и этика с позиций естественного права. Основатель – Аристотель. «Политика».

2. Потестарная. Этика захвата и удержания власти. Основатель – Макиавелли.

3. Эсхатологическая. Августин, Маркс.

Сегодня борьба за идеологические принципы заменяется рациональным менеджментом и толерантностью в политической этике. В политике и экономике имеет место быть конкуренция. Порядок и стабильность требуют этических основ.

Дух капитализма: мораль и этика полезны для сохранения порядка и стабильности.

В настоящее время считается, что доминирует политическая этика. Это не совсем так. Индивидуальная этика также важна, так как она учитывает мотивацию человека.

Мораль и право.

Нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. П – моральное, религиозное, уравнительное, урезное. П. признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Там где нет свободы не может быть права. Закон это форма конкретизации, право конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: П должно стать законом, закон должен быть правовым. Право есть объективное отношение, в котором выражается степень свободы чел. поступать так или иначе, делать что-то или не делать. Совокупность всех прав и свобод, которые человек имеет в силу своей естественно-социальной природы, потому, что он человек (право на жизнь, собственность, на уважение, на свободу совести), позволяющие индивиду действовать по своему усмотрению или получать от общества определенные блага.

 

 

Мораль и религия.

В основе противоречия автономия и гетерономия воли. Кант: отвергаемое кантом, положение, согласно которому нравственность выводится из не зависящих от воли субъекта причин – это гетерономия. Гетерономия воли Бога человека во всем уповает на нее. Р. Включает в себя религиозное представление вера в существование свех. Сил в виде богов, чертей. 2. Религиозный культ: обряды, действия, направленные на то, чтобы привлечь на свою сторону добрые потусторонние силы и отогнать злые силы. 3. Религиозные настроения и чувства. Включает в себя соответствующую идеологию., обладает высокой степенью устойчивости как и мораль, приспособляемость к изменению общественных отношений.

Мораль и искусство.

В основе взаимодействия противоречия художественного индивид содержания, не может быть лишено морального содержания. Три варианта соотношения: искусство моральное- усиливает моменты восприятия содержания, взаимные условия. 2 И. аморальное возможности худ пропаганды аморального.3. имморальное искусство нейтральность отражения добра и зла, безличность, за пределами противоречия. И – художественно- образное познание, вид общественного сознания, отражающий действительность в худ. Образах. Выполняет функции, познавательную, идейного воспитания и воспитания эстетического. Является единством отражения и оценки, общего и единичного, идеального и материального.

Мораль и наука.

Особый способ освоения мира. Мораль и наука способ освоения. Мир человека под его влиянием подвержен изменению, осуществляется моральная регуляция. Противоречие научной и моральной правды: наука не всегда во благо, она может быть разрушительна, антигуманна, а может быть с моральной точки зрения целостным эквивалентом. Бердяев «смысл творчества» Философия науки –одно из наиболее развитых последствий прикладной и профессиональной этики. Гл в этике науке – обоснование соц. предназначения науки, обоснования ее признания и обоснования моральной ответственности ученых. Одни и те же открытия могут быть благими или разрушительными. Программа ответственности использование результатов научных исследований, соприкасается с моральной стороной вопроса. Кланирование: бизнес, мораль государства; насаждение культа науки; загрязнение атмосферы; Подрыв авторитет науки. Универсализм единый поиск научной парадигмы. Незаинтересованность науки, помимо полит и эконом конъюктуры. Этика ученого «Фейербах» ученый добрый творец, обладающий миролюбивым характером, уступчив, важнее учиться, чем всегда оказываться правым.идет своим путем, углубляясь в свой предмет. Освобожден от гордости и нет времени для дурных и недоверчивых мыслей. Честность основная добродетель ученого, не использует корыстный интерес, свободный от эгоизма и самого себя. Стремление к идеалу и эталону в науке, невозможно без морали. Наука – исторически сложившаяся форма духовной деятельности людей и ее результаты, выраженные в виде системы накопленного закономерного знания о явлениях внешнего мира и жизнедеятельности человека.

Этика Аристотеля.

I. Добродетель – положительный поступок, ведущий к благу одного без причинения вреда, ущерба благу другого/других.
Виды добродетели:
1. Этические. Добродетели характера, чувства. Мужество, щедрость.
2. Дианоэтические. Добродетели разума. Мудрость.
Правило золотой середины: добродетель есть золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.
Например, мужество – золотая середина между безрассудством и трусостью; щедрость – золотая середина между расточительством и жадностью.
Аристотель задается вопросом: как даны добродетели человеку? Большинство античных философов говорили, человек от рождения добр или зол. Аристотель: от рождения человек ни добр и ни зол, он имеет лишь склонность к добру и к злу; каким станет человек, зависит от трех причин:
1). Среда, в которой рождается и живет человек;
2). Учителя, воспитатели, которые дают знания и воспитывают человеческие качества.
3). Самовоспитание. Наиболее важно.
Самость – способность к самостоянию, самопроявлению.
Первая часть этики Аристотеля может быть названа этикой индивидуальных добродетелей.
II. Вторая часть этики Аристотеля – этика справедливости.
Справедливость –
1). Это высшая социальная добродетель.
2). Это мера требований и воздаяний.
Два вида справедливости:
1. Уравнивающая справедливость. В основе справедливости – принцип равенства. Равным, за равное, поровну.
2. Распределяющая. Неравный, за неравное, непоровну.
Дж. Ролз – современный исследователь справедливости.

Этика Средневековья и Возрождения.

Античность: натурализм; антропоцентризм; политеизм антропоморфных Богов.

Средневековье:

1) Религиозный идеализм.

- объективный идеализм (Платон, Гегель): источник всего – мир идей и абсолютный дух.

- субъективный идеализм (Кант, Нихте): окружающий мир – результат наших субъективных образов, которые рождаются в нашей голове.

- религиозный идеализм: все сотворено Богом, а Бог нематериален.

2) Теоцентризм (Бог- центр мировоздания)

3) Богоподобие (монотеизм теоморфных Богов)

4) Теодицея (греч. Dicc – справедливость, оправдание) – восстановление справедливости через оправдание Бога. Бог – абсолютный источник абсолютного добра. Всеблагостен и всемогущ. Бог предупредил человека, а он доверия не оправдал.

В средневековье существовало три этапа:

I. Период Патристики (святых отцов церкви). Этика существует в виде религиозных догматов. Августин Аврелий (Блаженный) «Исповедь.

II. Период Схаластики - искусства доказательств, прежде всего – доказательств бытия Бога. Фома Аквинский «Сумма теологий» (учений о Боге). Томисты. Последователи – неотомисты.

Достоинства его этики:

- продолжает традиции Аристотеля. Этика – наука о добродетелях + богословские добродетели (вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу).

- сторонник единения веры и знаний, религии и науки.

III. Позднее Средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения». Напоминает, что человек создан по образу и подобию Бога. Дух Возрождения.

Возрождение – Западно-Европейское явление. Возрождение ценностей античной культуры. Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну реку. И река другая, и входящий другой».

1) Натурализм. Антропный характер. Отличие в том что земная жизнь имеет ценность самостоятельную и не является приготовлением к загробной жизни

2) Антропоцентризм. Боле пафосный, возвышенный, романтичный. Бахтин: «Человек есть ценностный центр всего».

3) Монтеизм теоморфного человека. Человек создан подобным богу

4) Антроподицея. Оправдание человека.

5) Гуманизм. Зарождается как атеизм. Атеизм – без Бога, но не против Бога. Это самое толерантное мировоззрение. Против Бога и веры – антитеизм.

6) Романтизм – универсальное мироощущение, миропереживание, мироотношение. Стремление к идеалу, гармонии сберегает духовность за пределами религиозного мира. Джордано Бруно «О героическом энтузиазме». Пишет о наличии героического энтузиазма в любви. Описывает разные виды любви.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.