Развитие этической мысли Нового времени — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Развитие этической мысли Нового времени

2018-01-05 233
Развитие этической мысли Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

 

1. Развитие этической мысли Нового времени

2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики)

3. Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы

4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты

5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта

6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля

7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха

8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра

9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля

 

Развитие этической мысли Нового времени

 

Буржуазная этика

1 В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:

• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики (опирается на эмпиризм, стоицизм и др.);

• выявляет натуралистические основания морали;

• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;

• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.

Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокупность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.).

На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых этических идеалов является скептицизм.

Этические взгляды Монтеня

Мишель Монтень (1533 - 1592) в своих трудах обобщил моральный опыт разных эпох. Его главным трудом считается книга "Опыты", написанная в жанре философского эссе.

Монтень утверждал, что человек - частица изменчивой действительности и, как и другие живые существа, подчинен природным закономерностям, Свобода человека - в согласии с законами природы (естественными законами). Душа и тело человека едины, поэтому:

• нельзя заботиться только о благе души;

• необходимо ценить земную жизнь и расстаться с аскетизмом;

• нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страдания). •

Монтень считал, что поведение человека не должно основываться н«религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому относительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением.

Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: "...я не могу определить себя единым словом, без сочетание противоположностей".

Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные установления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической переработке и на основе своего опыта строить моральные суждения.

Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрывающих эгоистические устремления людей ("личина благочестия"), и подчинения интересов человека интересам группы людей или государства.

Он утверждал приоритет интересов индивида, самодостаточность, самоценность жизни человека. Монтень писал: "Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и намерения".

Моральный человек, по Монтеню, это человек:

• мыслящий и сомневающийся;

• скептически относящийся к догмам;

• саморазвивающийся и самосовершенствующийся.

 

Ф. Бекон, А. Смит

Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого необходим "общественный договор", а процветанию человечества способствует связь "гордого нрава самоосвобождения и науки".

Адам Смит (1723 - 1790) утверждал, что справедливость в обществе должна основываться на взаимной симпатии членов общества, является социальным императивом и "может быть востребована насильственно".

 

Этическая мысль Нового времени

 

Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты

 

Клод-Адриан Гельвеций

Гельвеций Клод-Адриан (1715 - 1771) - философ-сенсуалист, деятель Просвещения, идеолог буржуазной революции. Основные сочинения: "Oб уме", "О человеке, его умственных способностях и его воспитании".

По мнению Гельвеция, деятельность человеческого ума сводится к чувствованию, то есть сравнению ощущений. Человек рождается морально нейтральным (ни злым, ни добрым), способным к физической чувствительности. Чувствительность является источником страстей и деятельности человека.

Стремление к счастью является добродетелью.

Справедливость - это основа жизни человека и общества, добродетель связанная с общей пользой.

Гельвеций считал, что человек должен стать "разумным эгоистом", совмещать эгоистическое стремление к выгоде и благо общества.

Задача государства, закона и морали - связать интересы индивида и общества, утверждать справедливость, искоренять пороки.

Политика направлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека.

Гуманность, по словам Гельвеция, - это "сгусток всех других добредете лей" (справедливости, общественного долга и др.).

Поль-Генрих-Дитрих Гольбах

Философ-материалист Гольбах Поль-Генрих-Дитрих (1723 - 1789) в своих трудах "Основы всеобщей морали, или Катехизис природы", "Социальная система, или Естественные принципы морали и политики" и др. развивал идеи Гельвеция. Он считал:

• все знания и идеи человек получает с помощью чувств;

• материя - это все, что действует на чувства человека;

• сущностью материи является движение.

Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию.

Неравенство людей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы.

Справедливость в обществе достигается с помощью разумных законов преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека.

Нравственность основана на солидарности интересов личности и общества.

Основа морали - интересы человека, ее содержание - избавление чело века от страданий. Основные моральные качества личности: справедливость, умеренность, благоразумие, общественно полезная деятельность.

Мораль, ориентированная на благо общества, полезна индивиду, так как позволяет ему реализовать свои интересы. Гольбах писал: "Добродетель... - польза людей, соединенных в обществе".

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) являлся идеологом Великой французской революции. Основные труды: "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.

Эгоизм, индивидуализм буржуазного общества, по мнению философа основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:

• жестким принуждением;

• верой в Божье возмездие;

• добровольным соглашением граждан.

Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.

Руссо считал, что:

• человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель предшествует размышлению;

• нравственные представления, сложившиеся под влиянием культуры являются ложными;

• цивилизация разрушает природную доброжелательность и милосердие людей.

Мыслитель считал моральным идеалом "естественное состояние человека и придавал большое значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, "естественному состоянию" человека.

Большое значение мыслитель придавал воспитанию:

• чувствам и добродетелям можно научить;

• к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться развивать его природные способности и интересы;

• нравственное воспитание нужно сочетать с физическим;

• эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.

Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.

Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования человека возможны объединение эгоистических интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества.

 

Классификация императивов

Кант выделял императивы:

гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;

категорический (безусловный) императив основан на априорном (доопытном) законе морали. Этот закон:

• носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;

• не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;

• является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;

утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным.

Кант дал несколько формулировок категорического императива.

"Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было:

одобрено всеми людьми;

воспроизведено всеми людьми.

В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества.

"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Кант утверждал, что любой человек:

• обладает достоинством;

• абсолютно ценен;

• является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.

Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.

Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характеристики только благодаря доброй воле. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно законам.

Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.

Кант сформулировал принцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.

Субъективным принципом нравственности является долг, который заключается в:

чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нравственный закон);

твердости нравственных убеждений.

Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоинство личности.

В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому своей этической теории:

• моральный закон основан на абсолютной необходимости;

• нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив

которые, человек теряет достоинство.

 

Гегель

Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".
Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.
Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой, постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы при носится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии.
Учение о свободе воли предваряет исследование Гегелем природы морали и нравственности полагая свободу "необходимым условием и основой нравственности", философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании предлагается концепция развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующиеся впоследствии в учении как об абстрактном праве, о морали, о нравственности.
В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.
Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.
Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

 

Литература

 

1.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003.

2.Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3.Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4.Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

 

 

План

 

1. Развитие этической мысли Нового времени

2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики)

3. Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы

4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты

5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта

6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля

7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха

8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра

9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля

 

Развитие этической мысли Нового времени

 

Буржуазная этика

1 В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:

• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики (опирается на эмпиризм, стоицизм и др.);

• выявляет натуралистические основания морали;

• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;

• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.

Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокупность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.).

На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых этических идеалов является скептицизм.

Этические взгляды Монтеня

Мишель Монтень (1533 - 1592) в своих трудах обобщил моральный опыт разных эпох. Его главным трудом считается книга "Опыты", написанная в жанре философского эссе.

Монтень утверждал, что человек - частица изменчивой действительности и, как и другие живые существа, подчинен природным закономерностям, Свобода человека - в согласии с законами природы (естественными законами). Душа и тело человека едины, поэтому:

• нельзя заботиться только о благе души;

• необходимо ценить земную жизнь и расстаться с аскетизмом;

• нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страдания). •

Монтень считал, что поведение человека не должно основываться н«религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому относительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением.

Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: "...я не могу определить себя единым словом, без сочетание противоположностей".

Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные установления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической переработке и на основе своего опыта строить моральные суждения.

Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрывающих эгоистические устремления людей ("личина благочестия"), и подчинения интересов человека интересам группы людей или государства.

Он утверждал приоритет интересов индивида, самодостаточность, самоценность жизни человека. Монтень писал: "Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и намерения".

Моральный человек, по Монтеню, это человек:

• мыслящий и сомневающийся;

• скептически относящийся к догмам;

• саморазвивающийся и самосовершенствующийся.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.