Вспомогательные материалы к курсу — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вспомогательные материалы к курсу

2018-01-05 213
Вспомогательные материалы к курсу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА»

 


 

Научная картина мира

Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мироздания, возникающая в результате обобщения и синтеза основных научных понятий, принципов, методологических установок.

 

Историческая смена типов научной рациональности:

Классическая наука (XVII–XIX вв.)

· Формирование и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований (аналитическое или точное естествознание).

· Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. В классической науке господствовала парадигма механицизма.

· Исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности, что рассматривалось как необходимое условие получения объективных и истинных знаний о мире.

· Истолкование явлений реальности в полной мере метафизически, лишенное представлений об изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).

· В отличии от античной, научная рациональность XVII века отказалась от идеи цели как причины развития природы и мира в целом, а все явления объясняла только путём установления между ними механической причинно-следственной связи.

Неклассическая наука (первая половина ХХ в.)

· «Переход от классической науки к неклассической... заключался во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом» (В.С. Степин). Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

· На смену механистическому детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей.

· Установление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности привело к тому, что наука стала изучать не неизменные вещи, а вещи в конкретных условиях их существования.

· В этой картине мира пространственная среда неоднородна по своим свойствам. Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (яркий пример – соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механики как частное – общее).

Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.)

· Постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Субъект познания (исследователь) способен каждым своим воздействием видоизменить поле возможных состояний системы (изучаемого объекта). В первую очередь это касается экологических, биосферных, медико-биологических и биотехнологических объектов, изучение которых сегодня особенно актуально.

· Ведущей методологической концепцией стала синергетика.

· При изучении сложных систем, включающих в себя человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценности нейтрального исследования, важнейший в классической науке, оказывается неприемлемым. Объективно истинное объяснение и описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этического и иного характера.

· Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала применяться не только в гуманитарных науках типа истории, или в эволюционных теориях геологии и биологии, но и в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц и т.д.

Таким образом, каждая научная революция приводила к формированию своего типа научной рациональности, и важную роль в этих процессах играли социокультурные особенности той эпохи и того общества, в которые эти революции происходили.

 

 

Физическая картина мира

Физическая картина мира (ФКМ) – образ мира, сложившийся в результате философского, теоретического и экспериментального осмысления физической реальности, выраженный в актуальных фундаментальных теориях и законах физической науки.

Смена ФКМ – это закономерное явление в процессе познания окружающего нас мира. Смена физических картин мира показывает, что процесс познания действительности динамичен, он сопровождается переходом от незнания к знанию, свидетельствует о бесконечности познания мира и силе человеческого ума. Смена физических картин мира связана со сменой фундаментальных представлений о материи, природе движения, пространства и времени.

 

1. Механистическая картина мира складывается вследствие научной революции конца XVI – начала XVII веков. В ее основе:

1. Гелиоцентрическая система Н. Коперника (1473–1543);

2. Космологическая теория Дж. Бруно (1548–1600);

3. Законы небесной механики И. Кеплера (1571–1630);

4. Экспериментальное естествознание Г. Галилея (1564–1642);

5. Классическая механика И. Ньютона (1643–1727).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.