Раздел III. Эволюция Советского государства и права во второй половине 1940-х – 1970-е гг. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел III. Эволюция Советского государства и права во второй половине 1940-х – 1970-е гг.

2018-01-05 177
Раздел III. Эволюция Советского государства и права во второй половине 1940-х – 1970-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел III. ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х – 1970-е гг.

Органы государственного управления и судопроизводство

№ 82

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВЫМИ ЛАГЕРЯМИ И КОЛОНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР

От 15 июля 1949 г.

Раздел I. Общие положения

Главное управление исправительно-трудовыми лагерями и колониями (ГУЛАГ) является структурной частью Министерства внутренних дел Союза ССР и в своей деятельности руководствуется законодательством Союза ССР, постановлениями Правительства, приказами и инструкциями министра внутренних дел СССР и настоящим Положением.

2. На Главное управление исправительно-трудовыми лагерями и колониями возлагаются следующие задачи:

а) исполнение судебных приговоров и постановлений Особого совещания при МВД СССР и Особого совещания при МГБ СССР о содержании в местах заключения (лагерях, колониях) лиц, осужденных к лишению свободы и ссылке на каторжные работы;

б) организация охраны заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях;

в) исправление и перевоспитание заключенных путем вовлечения их в общественно-полезный труд, воспитание заключенных в духе точного и неуклонного исполнения советских законов и уважения к правилен социалистического общежития, честного и бережного отношения к государственному и общественному имуществу и строгого соблюдения дисциплины труда;

г) исполнение судебных приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительно-трудовым работам без лишения свободы;

д) организация исправительно-трудовых и особых лагерей, исправительно-трудовых колоний, пересыльных тюрьм и инспекций исправительно-трудовых работ.

3. Главное управление исправительно-трудовыми лагерями и коло­ниями руководит:

а) подбором руководящих, офицерских и вольнонаемных кадров лагерного сектора для исправительно-трудовых лагерей и колоний, их назначением и освобождением;

б) политической работой среди офицерского и вольнонаемного состава исправительно-трудовых лагерей и колоний;

в) деятельностью всех исправительно-трудовых лагерей, колоний и пересыльных тюрем по вопросам охраны, режима содержания, учет заключенных, оперативной работы, культурно-воспитательной работы

среди заключенных;

г) производственно-хозяйственной деятельностью исправительно-трудовых колоний, а также исправительно-трудовых лагерей непосредственно подчиненных ГУЛАГу в производственном отношения»!

д) деятельностью инспекций исправительно-трудовых работ УИТЛК (ОИТК) МВД - УМВД.

4. ГУЛАГ МВД СССР контролирует:

а) законность содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях;

б) выполнение приказов и инструкций МВД СССР по режиму содержания, охране, учету, трудовому использованию заключенных и другим вопросам деятельности исправительно-трудовых лагерей и колоний.

5. ГУЛАГ МВД СССР поддерживает постоянную связь с Главными производственными лагерными управлениями МВД СССР и осуществляет в соответствии с требованиями закона, приказами и инструкциями.МВД СССР, контроль за их деятельностью в области обеспечения в исправительно-трудовых лагерях для заключенных необходимых режимных и жилищно-бытовых условий, правильного их трудового ис­пользования с учетом физического состояния и мероприятия массовому производственному обучению заключенных.

Раздел II. Функции ГУЛАГа

Главное управление исправительно-трудовыми лагерями и колония­ми осуществляет следующие функции:

6. По охране заключенных и оперативной работе:

а) организует охрану заключенных в исправительно-трудовых лагерях, колониях, пересыльных тюрьмах и в местах работы заключенных;

б) устанавливает правила несения службы личным составом военизированной стрелковой охраны и надзирательским составом;

в) устанавливает нормы обеспечения военизированной стрелковой охраны вооружением и боеприпасами;

г) организует политико-воспитательную работу среди личного состава военизированной стрелковой охраны и внутренней надзирательской службы;

осуществляет мероприятия по повышению его боевой готовности;

д) устанавливает лимит военизированной стрелковой охраны и внутренней надзирательской службы исправительно-трудовых лагерей, колоний и пересыльных тюрем и комплектует их офицерским, сержантским и рядовым составом, а также вольнонаемными кадрами;

е) осуществляет подготовку и переподготовку офицерских кадров военизированной стрелковой охраны; руководит школами и курсами ГУЛАГа; разрабатывает программы боевой и политической подготовки, инспектирует состояние боевой и политической подготовки личного состава военизированной стрелковой охраны и внутренней надзирательной службы;

ж) разрабатывает указания по работе личного состава военизированной стрелковой охраны и внутренней надзирательской службы, режиму содержания и охране заключенных, на основе и во исполнение приказов и инструкций МВД СССР;

з) организует оперативную работу в исправительно-трудовых лагерях, колониях и пересыльных тюрьмах.

7. По режиму содержания и трудовому использованию заключенных.

В соответствии с существующим законом устанавливает содержания заключенных. Контролирует:

а) размещение заключенных по исправительно-трудовым колониям, с учетом их социальной опасности и в соответствии с требованиями закона;

б) организацию трудового использования заключенных как на работах, порученных Министерству внутренних дел СССР, так и на приятиях и строительствах других министерств и ведомств, в соблюдения при формировании бригад режимных требований о подборе однородного состава заключенных по полу, возрасту, статейным признакам; соответствия выполняемых работ физическому состоянию заключенных и обеспечения условий работ, исключающих побеги заключенных;

в) соблюдение правил внутреннего распорядка для заключенных;

г) правильность наложения на заключенных дисциплинарных взысканий и применения к ним мер поощрения.

8. По оперативному учету и распределению заключенных.

а) организует работу по приему заключенных из следственных тюрем и камер предварительного задержания, их учету, распределению по исправительно-трудовым лагерям и колониям;

б) организует этапирование осужденных в исправительно-трудовые лагеря, колонии и пересыльные тюрьмы;

в) обеспечивает исполнение судебных приговоров в отношении осужденных к исправительно-трудовым работам без лишения свободы организацию их учета и трудового использования;

г) осуществляет контроль за соблюдением социалистической закон ности в вопросах исполнения судебных приговоров (решений Особых совещаний при МВД и МГБ СССР), содержания осужденных в исправительно-трудовых лагерях, колониях и пересыльных тюрьмах и их своевременного освобождения.

9. По коммунально-бытовому и материальному обеспечению заключенных.

а) контролирует состояние жилищно-бытовых условий содержания заключенных, разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию жилого фонда, обеспечивающего нормальное размещение заключенных.

б) контролирует техническое состояние и эксплуатацию жилых лечебных и коммунально-бытовых объектов исправительно-трудовых лагерей, колоний и пересыльных тюрем, их освещение и отопление;

обеспеченность их необходимым оборудованием и инвентарем; организует проведение мероприятий по их сохранности;

в) контролирует обеспечение исправительно-трудовых лагерей, колоний и пересыльных тюрем продовольствием, вещевым имуществом, предметами хозяйственного обихода;

г) организует работу по получению заключенными от своих родственников продовольственных и вещевых посылок и передач.

10. По медико-санитарной работе.

а) организует медико-санитарное обслуживание заключенных, руководит сетью лечебно-профилактических, санитарных, оздоровительных детских учреждений в исправительно-трудовых лагерях, колониях и пересыльных тюрьмах;

б) осуществляет контроль за качеством профилактических, санитарно-противоэпидемических, оздоровительных мероприятий и лечебной помощи» а также за трудовым использованием заключенных в ИТЛ, УИТЛК (ОИТК);

в) организует медико-санитарное обслуживание офицерского вольнонаемного состава, военизированной охраны, надзирательской службы и членов их семей;

г) организует санитарно-курортное обслуживание офицерского, вольнонаемного состава, военизированной охраны, надзирательской службы и членов их семей.

11. По культурно-воспитательной работе.

а) руководит воспитательной работой среди заключенных и разрабатывает и осуществляет методы их исправления и перевоспитания на основе привлечения к общественно-полезному труду;

б) организует и проводит политическую и культурно-массовую работу среди заключенных;

в) разрабатывает и осуществляет мероприятия по укреплению общей и трудовой дисциплины среди заключенных;

г) организует трудовое соревнование между заключенными, содействует приобретению ими специальностей и повышению квалификации; обеспечивает общий рост производительности труда;

д) разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению общекультурного уровня заключенных и организует для них культур­ных отдых.

12. По производственно-финансовой деятельности.

а) Руководит производственной и финансовой деятельностью исправительно-трудовых лагерей, непосредственно подчиненных в производственном отношении ГУЛАГу МВД СССР, а также управлений (отделов) исправительно-трудовых лагерей и колоний УИТЛК (ОИТК), входящих в состав министерств внутренних дел союзных и автономных 'лик, управлений МВД по краям и областям;

б) рассматривает и утверждает планы основной деятельности капитального строительства УИТЛК (ОИТК) и лагерей, обслуживающих предприятия и хозяйства ГУЛАГа, а также проверяет и анализирует выполнение этих планов;

в) представительствует в органах Государственного арбитража и в судебных инстанциях г. Москвы при рассмотрении арбитражных и судебных дел по искам исправительно-трудовых лагерей и организаций других ведомств, а также по предъявляемым последними претензиям.

г) распоряжается, в соответствии с установленным порядком, всеми средствами, поступающими на бюджетный и расчетный счета Главного управления;

д) проводит документальные ревизии в подведомственных хозяйствах и предприятиях;

е) обеспечивает фондируемыми материально-техническими средствами исправительно-трудовые лагеря системы ГУЛАГа, а также УИТЛК (ОИТК) МВД - УМВД;

ж) разрабатывает указания по рациональной организации производства и строительства. Организует и руководит делом рационализации изобретательства на подведомственных предприятиях, строительстве и в сельском хозяйстве;

з) организует и руководит работой по обучению производственны кадров массовых профессий из числа вольнонаемных и заключенныхI

13. По работе с кадрами офицерского и вольнонаемного состава.

а) осуществляет прием, подбор, расстановку, выдвижение и перемещение личного состава работников центрального аппарата ГУЛАГа, входящих в номенклатуру должностей начальника ГУЛАГа;

б) руководит работой исправительно-трудовых лагерей, УИТЛ(ОИТК) МВД - УМВД по кадрам;

в) комплектует периферийные органы ГУЛАГа руководящим составом, входящим в номенклатуру должностей начальника ГУЛАГа; делай представления о назначении и освобождении руководящих работников номенклатуры ЦК ВКП(б) и МВД СССР;

г) организует и проводит специальную проверку входящих в номенклатуру ГУЛАГа кадров центрального аппарата ГУЛАГа и его периферийных органов.

14. По организационной работе.

а) разрабатывает проекты решений Правительства по вопросам работы ГУЛАГа и его периферийных органов и дает заключения по проектам аналогичных документов, представляемых другими управления и отделами МВД СССР;

б) разрабатывает проекты положений, уставов, инструкций, приказов Министерства внутренних дел СССР, определяющих порядок содержания, учета, трудового использования заключенных, лиц, осужденных кссылке на каторжные работы, а также осужденных к исправительно-трудовым работам без лишения свободы;

в) организует исправительно-трудовые лагеря, лагерные подразделения, исправительно-трудовые колонии и пересыльные тюрьмы для содержания осужденных к лишению свободы и осужденных к ссылке на каторжные работы;

г) обеспечивает организацию инспекций исправительно-трудовых работ при городских, районных отделах Министерства внутренних дел;

д) проверяет и контролирует работу исправительно-трудовых лагерей, колоний и пересыльных тюрем, изучает и обобщает деятельность своих периферийных органов и разрабатывает мероприятия по дальнейшему улучшению их состояния и деятельности;

е) контролирует выполнение приказов и инструкций МВД СССР по вопросам колоний к хозяйственна деятельности исправительно-трудовых лагерей и колоний.

15. По железнодорожным и водным перевозкам.

а) обеспечивает исправительно-трудовые лагеря, колонии и пересыльные тюрьмы подвижным железнодорожным составом и тоннажем для перевозки людских контингентов и грузов;

б) контролирует своевременное использование запланированного подвижного состава и тоннажа.

Раздел III

16. Организационно-структурное построение ГУЛАГа. Начальник ГУЛАГа назначается и смещается с должности приказом министра внутренних дел Союза ССР.

Главное управление в своем составе имеет управления и отделы. Структура и штаты ГУЛАГа устанавливаются приказами министра внутренних дел СССР.

В состав ГУЛАГа входит Политотдел, который руководит деятельностью политических отделов и партийных организаций исправительно-трудовых лагерей и колоний. Политический отдел ГУЛАГа МВД СССР действует на основе особого положения, утвержденного Центральным Комитетом ВКП(б).

Раздел IV

17. Права Начальника Главного управления. Начальник ГУЛАГа имеет право:

- распоряжаться всеми имеющимися в ГУЛАГе денежными средствами, материальными ценностями и имуществом в пределах прав установленных законом и приказами министра внутренних дел СССР;

— давать санкции на организацию и утверждать штаты подразделений ИТЛ, УИТЛК (ОИТК) МВД - УМВД в пределах штатной численности, утвержденной Правительством;

- во исполнение и на основе приказов и инструкций МВД СССР издавать указания по отдельным вопросам деятельности ГУЛАГа и подчиненных ему органов, а также приказы по приему, назначению и перемещению личного состава номенклатуры начальника ГУЛАГа;

—разрешать заключение договоров с предприятиями других министерств СССР о предоставлении рабочей силы из заключенных на контрагентских началах;

—рассматривать и утверждать производственные и финансовые планы, планы капитального строительства, сметы, заявки и другие документы, регулирующие производство, хозяйственную и финансовую деятельность ИТЛ системы ГУЛАГа и УИТЛК (ОИТК) МВД - УМВД;

—организовать, по согласованию с Управлением кадров МВД СССР, школы, курсы по подготовке и переподготовке кадров офицерского и вольнонаемного состава, а также школы повышения квалификации;

 

—производить инспектирование и проверку работы исправительно-трудовых лагерей, колоний и пересыльных тюрем, а также инспекций исправтрудработ.

Начальник ГУЛАГа МВД СССР

генерал-майор Добрынин Ф.

№ 83

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ В СССР [1]

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. В соответствии со статьей 113 Конституции СССР высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР.

Статья 2. Высший надзор за точным исполнением законов имеет своей задачей укрепление в СССР социалистической законности и охрану от всяких посягательств:

1) закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;

2) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных, республик;

3) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры обязаны следить за правильным и единообразным применением законов СССР, союзных и автономных республик, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

Статья 3. Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют возложенные на них задачи путем:

1) надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, подчиненными им учреждениями и предприятиями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, кооперативными и иными общественными организациями, а равно надзора за точ­ным соблюдением законов должностными лицами и гражданами;

2) привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;

3) надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия;

4) надзора за законностью и обоснованностью приговора, решений, определений и постановлений судебных органов;

5) надзора за законностью исполнения приговоров;

6) надзора за соблюдением законности содержания заключенных в местах лишения свободы.

Статья 4. Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры, осуществляя от имени государства надзор за законностью, обязаны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни

исходили.

Статья 5. Органы прокуратуры в СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным Прокурором СССР с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Статья 6. На основании статьи 117 Конституции СССР органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.

Статья 7. Генеральный Прокурор СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Статья 8. Генеральный Прокурор СССР на основании и во исполнение действующих законов издает приказы и инструкции, обязательные для всех органов прокуратуры.

Приказы и инструкции Генерального Прокурора СССР в случаях несоответствия их закону могут быть отменены Пре­зидиумом Верховного Совета СССР.

Статья 9. Генеральный Прокурор СССР может войти в Президиум Верховного Совета СССР с представлением по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или требующим толкования закона в порядке пункта «в» статьи 49 Конституции СССР.

Глава II. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,

Глава III. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Статья 17. Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры, осуществляя надзор за точным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, обязаны:

1) привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности;

2) строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголов­ной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

3) следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного законом порядка расследования преступлений.

Статья 18. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы никто не был подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, обосновывающими необходимость ареста, и в необходимых случаях лично допросить лицо, подлежащее аресту.

Статья 19. Прокурор, осуществляя надзор за расследова­нием преступлений, вправе:

1) давать органам дознания и предварительного следствия указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого меры пресечения, а также о розыске скрывшихся преступников;

2) требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях;

3) участвовать в производстве предварительного следствия и дознания по уголовным делам и в необходимых случаях лично производить расследование по любому делу;

4) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и предварительного следствия;

6) отстранять следователя или лицо, производящее дознание по делу, от дальнейшего ведения следствия или дознания, если этими лицами допущено нарушение закона при расследовании дела;

7) изъять любое дело от органа дознания и передать его органу предварительного следствия, а также передать дело от одного органа предварительного следствия другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования дела;

8) поручать органам дознания выполнение отдельных следственных действий по делам, находящимся в производстве следователей органов прокуратуры, в частности: о задержании, приводе, аресте обвиняемого, производстве обыска, выемки, о розыске скрывшихся преступников;

9) прекращать уголовные дела по основаниям, указанным в законе.

Статья 20. Указания прокурора органам дознания и пред­варительного следствия в связи с расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном процессуальным законом, являются для этих органов обязательными.

Статья 21. Прокурор обязан в сроки, установленные зако­ном, рассматривать адресованные ему или поступившие к нему жалобы на действия органов дознания и предварительного следствия и сообщать жалобщикам о решениях по жалобам.

 

ЗАКОН СССР

От 12 февраля 1957 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СССР [2]

Статья 1. В соответствии со статьей 104 Конституции СССР Верховный Суд СССР является высшим судебным органом Союза Советских Социалистических Республик.

На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных настоящим Положением. Верховный Суд СССР изучает практику применения судами законодательства и дает руководящие разъяс­нения судам по вопросам его применения;

Верховный Суд СССР в случаях и порядке, предусмотренных законом, разрешает вопросы, вытекающие из заключенных СССР с другими государствами договоров об оказании правовой помощи.

Верховному Суду СССР принадлежит право законодательной инициативы.

Статья 2. Верховный Суд СССР ответственен перед Верховным Советом СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР.

При осуществлении правосудия члены Верховного Суда СССР и народные заседатели Верховного Суда СССР независимы и подчиняются только закону.

Статья 3. Верховный Суд СССР состоит из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, избираемых Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являющихся членами Верховного Суда СССР по должности.

Количественный состав Верховного Суда СССР устанавли­вается Верховным Советом СССР при избрании Верховного Суда СССР.

Статья 4. В соответствии со статьей 105 Конституции СССР Верховный Суд СССР избирается сроком на пять лет.

Статья 5. Верховный Суд СССР в своей деятельности руководствуется общесоюзными законами, а также законами союзных республик.

Статья 6. Верховный Суд СССР действует в составе:

а) Пленума Верховного Суда СССР;

б) Судебной коллегии по гражданским делам;

в) Судебной коллегии по уголовным делам;

г) Военной коллегии.

Статья 7. Пленум Верховного Суда СССР состоит из Пред­седателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР и членов Верховного Суда СССР.

В заседаниях Пленума участие Генерального Прокурора СССР обязательно.

В заседаниях Пленума участвует Министр юстиции СССР.

Статья 8. Пленум Верховного Суда СССР созывается Председателем Верховного Суда СССР не реже одного раза в три месяца.

Заседание Пленума считается правомочным при наличии не менее 2/з его состава.

Постановления Пленума принимаются простым большинством голосов членов Пленума Верховного Суда СССР, участвующих в заседании.

Статья 9. Пленум Верховного Суда СССР:

а) рассматривает протесты Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на решения, приговоры и определения коллегий Верховного Суда СССР;

б) рассматривает протесты Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на постановления Верховных судов союзных республик в случае противоречия этих постановлений общесоюзному законодательству или нарушения этими постановлениями интересов других союзных республик;

в) рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел;

г) входит в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР;

д) разрешает споры между судебными органами союзных республик;

е) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР о деятельности коллегий и доклады председателей Верховных судов союзных республик о судебной практике по применению общесоюзного законодательства, а также постановлений Пленума Верховного Суда СССР.

Статья 10. Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда СССР из числа членов Верховного Суда СССР.

Председателю Верховного Суда СССР предоставляется право в необходимых случаях производить перемещения в составах коллегий, с последующим внесением на утверждение Пленума Верховного Суда СССР.

К рассмотрению судебных дел в Военной коллегии Верховного Суда СССР в случае необходимости могут допускаться в качестве запасных судей члены военных трибуналов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск и флотов.

Статья 11. Судебная коллегия по гражданским делам и Су­дебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР:

а) рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела исключительной важности, отнесенные законом к их ведению;

б) рассматривают в порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР и их заместителей на решения и приговоры Верховных судов союзных республик по гражданским и уголовным делам в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.

Статья 12. Военная коллегия Верховного Суда СССР:

а) рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела исключительной важности, отнесенные законом к ее ведению;

б) рассматривает кассационные и частные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий в случаях, предусмотренных законом.

в) рассматривает в порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР, их заместителей, а также протесты Председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главного Военного Прокурора на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий.

Статья 13. Коллегии Верховного Суда СССР рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в составе председа­тельствующего — члена Верховного Суда СССР и двух народных заседателей.

Кассационные жалобы и протесты, а также протесты в порядке судебного надзора коллегии рассматривают в составе трех членов Верховного Суда СССР.

Статья 14. Решения Судебной коллегии по гражданским делам и приговоры Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда СССР выносятся именем Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 15. Председатель Верховного Суда СССР:

а) вносит в Верховный Суд СССР в соответствии с настоящим Положением протесты на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда СССР, на решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий;

вносит в президиумы и пленумы Верховных судов союзных республик — в соответствии с компетенцией президиумов и пленумов, определяемой законодательством союзных республик, — протесты на решения, приговоры и постановления Верховных су­дов союзных республик в случае их противоречия общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных рес­публик;

б) председательствует на заседаниях Пленума Верховного Суда СССР и может принять на себя председательствование в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда СССР при рассмотрении любого дела;

в) осуществляет общее организационное руководство работой коллегий Верховного Суда СССР,

г) обеспечивает подготовку материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на Пленуме Верховного Суда СССР;

д)[3]

е) руководит работой аппарата Верховного Суда СССР.

В отсутствии Председателя Верховного Суда СССР все его права и обязанности осуществляет заместитель Председателя Верховного Суда СССР.

Статья 15 1. Заместители Председателя Верховного Суда СССР:

а) вносят в Верховный Суд СССР в соответствии с настоящим Положением протесты на решения и приговоры Верховных судов союзных республик, а также протесты на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий;

б) вносят в президиумы и пленумы Верховных судов союзных республик — в соответствии с компетенцией президиумов и пленумов, определяемой законодательством союзных республик, — протесты на решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик в случае их противоречия общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик;

в) могут принять на себя председательствование в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда СССР при рассмотрении

дел.'

Статья 16. Председатели коллегий Верховного Суда СССР:

а) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

б) председательствуют в подготовительных и судебных заседаниях коллегий;

в) образуют из членов соответствующих коллегий и народных заседателей составы для судебных заседаний коллегий;

г) представляют Пленуму Верховного Суда СССР отчеты о деятельности коллегий.

Статья 17. Председатель, заместители Председателя и члены Верховного Суда СССР, а также народные заседатели Верховного Суда СССР не могут быть привлечены к судебной ответственности или подвергнуты аресту без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 18. Председатель, заместители Председателя и члены Верховного Суда СССР, а также народные заседатели Верховного Суда СССР могут быть досрочно освобождены от своих обязанностей не иначе как по постановлению Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — по постановлению Президиума Верховного Совета СССР, с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР.

Статья 19. Структура аппарата Верховного Суда СССР утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 20. Верховный Суд СССР издает «Бюллетень Верховного Суда СССР».

№ 85.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Народные дружины создаются из передовых рабочих, служащих, колхозников, студентов, учащихся и пенсионеров на добровольных началах. Народные дружины организуются по производственно-территориальному принципу на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях, учебных заведениях, домоуправлениях, колхозах, совхозах, а также в крупных цехах заводов и фабрик, на факультетах учебных заведений, в отделениях совхозов, бригадах колхозов.

Для руководства народными дружинами в пределах района, города образуются районные, городские штабы народных дружин из представителей общественных организаций, отдельных начальников штабов и командиров дружин.

В городах, имеющих районное деление, могут быть созданы, наряду с районными, городские штабы народных дружин.

Организация и руководство народными дружинами и их штабами осуществляется партийными органами.

Дружины участвуют в разъяснительной работе среди населения по соблюдению правил социалистического общежития, имея в виду, что главное в их деятельности — это предупреждение правонарушений, воспитательная работа.

Народные дружины и их штабы во всей своей деятельности руководствуются требованиями советских законов, находятся под их защитой и проводят свою работу в контакте с общественными организациями и административными органами.

Советские органы, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации, милиция, прокуратура и суды оказывают всемерное содействие в работе дружин и их штабов.

Исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, руководители предприятий и учреждений обеспечивают народные дружины и штабы помещениями, телефонами и в необходимых случаях автотранспортом.

V. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ

Дружинники, активно участвующие в охране общественного порядка и образцово выполняющие свои обязанности, поощряются исполкомами местных Советов депутатов трудящихся, общественными организациями, руководителями предприятий, учреждений объявлением благодарности, вручением грамоты, занесением на Доску почета, награждением ценными подарками, а особо отличившиеся представляются к правительственным наградам.

Сознавая, что охрана общественного порядка имеет большое государственное, общенародное значение, дружинники должны безупречно выполнять возложенные на них обязанности и с честью оправдывать доверие, оказанное народом.

 

№ 86.

ПОЛОЖЕНИЕ О ТОВАРИЩЕСКИХ СУДАХ [4]

Утверждено

Указом Президиума

Верховного Совета РСФСР

3 июля 1961 г.

От 3 июня 1967 г.

IV. ПОДГОТОВКА И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ КЕОМИССИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 28. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела:

а) переданные в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;

б) по представлению постоянных комиссий Советов депутатов трудящихся, органов милиции, народного образования и профессионально-технического образования;

в) по представлению добровольных нар


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.