Проблема профессионального выгорания в психологии. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проблема профессионального выгорания в психологии.

2018-01-05 541
Проблема профессионального выгорания в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Синдром психического или эмоционального «выгорания» рассматривается многими авторами как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим большинство авторов склоняется к мнению, что синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий – профессий системы «человек-человек»: врачи, медицинский персонал, учителя, консультирующие психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Имеются основания считать, что «выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации.

В наше время проблемы управления производственными стрессами становятся наиболее актуальными из-за быстро изменяющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, постоянного роста конкурентности и борьбы за рынки сбыта.

В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс факторов: физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные факторы («организационный стресс»).

Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психо-социальных факторов, Ч. Бренерр сделал вывод, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания. Количество стресс реакций возрастает, благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах [1, с. 112].

В работах ученых разных стран обнаруживается определенное единство в понимании факторов риска синдрома «выгорания» для представителей различных профессий. Профессиональная специфика сказывается лишь на определении степени стресогенности отдельных факторов (E.R. Greenglass). В своей новой готовящейся к публикации книге «Правда о выгорании: организационные причины личного стресса и что с этим делать» Кристина Маслач пишет, что выгорание отдельного человека «больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично».

В Maslach Burnout Inventory (MBI) синдром психического выгорания рассматривается как трехмерная конструкция, включающая в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [26, с. 182].

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное исто­щение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижается само­оценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной дея­тельности. «Сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики» – те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью, кто нашел свое призвание в работе до самозабвения страстно, с установкой на постоянный рабочий процесс (К. Кондо). Этот список может дополняться «авторитарностью», низким уровнем эмпатии (Б. Махер). Установлена взаимосвязь «сгорания» с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным симптомокомплексом (личностными «факторами риска»). Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены [16, с. 183]:

- между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы:

- значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу;

- между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями;

- между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями;

- между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Шпеер, один из сподвижников Гитлера, так описывает его состояние перед самым крушением фашистской Германии: «...Гитлера уже ничто не волновало, и мне вновь показалось, что под его телесной оболочкой царит полная пустота. Он как бы выгорел внутри дотла».

Эмоциональное истощение выступает, по мнению многих исследователей, как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, или напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам).

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редуцирование личных достижений проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижение значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в ре­дуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.

Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».

Имеют значение и производственные факторы. «Выгорание» развивается раньше, если работник:

я) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требований;

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Состояние «выгорания»развивается подспудно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности [2, с. 182].

В 10 пересмотре Международной классификации болезней синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание – состояние полного истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочета­ние психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами явля­ются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) наруше­ния.

Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие орга­низационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка; недостаточная возможность контролировать ситуацию; отсутствие организационной общности; недостаточное моральное и материальное вознаграждение; несправедливость; отсутствие значимости выполняемой работы) [23, с. 78].

В то же время другие исследователи считают более важным личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность). Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «выгорания», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек-человек». Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности, то и другое имеет непосредственное значение для социального и психососоматического здоровья личности [16, с. 122].

Социально-демографические характеристики. Влияние социально-демографических характеристик на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии.

Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах С. Maslach показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года [41, c. 21].

В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность возраста к синдрому. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительным к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие (40-50 лет).

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений [4, с. 156].

Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям, примирением данных противоположных точек зрения, по - видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиции специфики влияния пола на компоненты выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации.

Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревож­ностью и отрицательной – с чувством групповой сплоченности. Интересные данные получены относительно зависимости выгорания от эмоциональной сенситивности. Наличие положительной связи между данной чертой личности и выгоранием подтверждено рядом исследований, подчеркивается опосредующая роль эмоциональной сенситивности на предсказание выгорания. Показано на примере работников службы спасения, что люди, способные эмоционально воздействовать на других, «заражая» их своей энергией, но не чувствительные к эмоциям других, имеют большой риск получить выгорание, что, в конечном счете, отрицательно отражается на продуктивности их работы.

Заключая данную часть обзора, остановимся на некоторых проблемах взаимоотношений личностных особенностей и выгорания и перспективах дальнейших исследований в связи с этим.

Первая проблема связана с интерпретацией корреляционной зависимо­сти между личностными чертами и выгоранием. Можно ли ее интерпретиро­вать как прямое влияние данной черты на выгорание? С теоретических пози­ций ответ должен быть отрицательным, поскольку личность может сама ста­вить себя в ситуации, провоцирующие выгорание. С нашей точки зрения, мо­гут быть не только личностные синдромы предрасположенности к выгора­нию: можно ожидать и обратный эффект, необходимо учитывать и влияние ситуационных фактов. Отсюда – проблема интерпретации корреляций между личностными чертами и выгоранием, она представляется довольно сложной и ждет дальнейшей разработки.

Другое перспективное направление в изучении личностных детерми­нант выгорания – рассмотрение взаимосвязей отдельных независимых лич­ностных характеристик и, в первую очередь, анализ связи между структурой личностных характеристик и выгорания. Исследований в этом плане очень мало.

Таким образом, синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий – профессий системы «человек-человек»: врачи, медицинский персонал, учителя, консультирующие психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий.

К профессиональным факторам риска эмоционального выгорания относят «помогающие», альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.).

Осуществляя эмпатию, сопереживание другому человеку, субъект некоторых видов профессий (в том числе работники социальной сферы) как бы усваивает особенности личности партнера по деловому общению. Вживание в образы многих людей является не безопасным для психического здоровья субъекта труда. У работников под влиянием профессии возникает односторонняя профессиональная перцепция, восприятие других людей, прежде всего с профессиональной точки зрения, и только затем – как личности, как человека.

А.Ю. Левагина указывает, что проблемы негативного психологического самочувствия у работника социальной сферы могут быть обусловлены не только внешними воздействиями, но и внутренними возмущениями – плохое настроение, нездоровье, страх увольнения. При этом специалисты испытывают двойную нагрузку на психику и здоровье: они вынуждены справляться со своими собственными проблемами и решать проблемы других. Если таких нерешенных ситуаций скопится слишком много, то человек окажется в тисках тревоги и излишнего беспокойства, которое с течением времени может переходить в стресс, а затем в синдром эмоционального выгорания [].

В своих работах А.К. Маркова отмечает, что представители профессий типа «человек-человек», к которому относятся работники социальной сферы. Имеют опасность подвергаться негативному влиянию профессиональной деятельности больше, чем представители профессий «человек-техника», «человек-природа». Это объясняется субъект-субъектным характером профессионального взаимодействия. А.К. Маркова отмечает, что у работника социального типа возникают такие профессиональные «болезни общения», как истощение, выгорание, герметизация и уход от контактов, что является следствием духовного переутомления, эмоционального «вкладывания» в профессиональной деятельности. Эти «болезни общения» могут быть свойственны отдельным периодам профессионального развития. Л.А. Китаева-Смык рассматривает одну из профессиональных болезней социальной сферы - выгорание как возникшую вследствие душевного переутомления.

В исследовании Е.Ю. Компан, Н.В. Костиной доказано, что работники социальной сферы имеют достаточно высокий уровень профессионального выгорания, а доминирующими признаками является неудовлетворенность личными достижениями и эмоциональное истощение [41, c. 23].

В исследовании Н.В. Мальцевой установлено, что у работника социальной сферы уровень синдрома выгорания наиболее высоким на фазах истощения и напряжения. А наиболее выраженными симптомами является переживание ситуаций психотравмирующего характера наряду с психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Также учеными была обнаружена связь синдрома выгорания с такими личностными характеристиками, как низкая чувствительность, подозрительность, мечтательность, доминантность [28, c. 190].

В отечественных исследованиях существуют данные, что у работников с повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью может развиваться истощение энергетических ресурсов. Также обнаружено, что на развитие выгорания оказывает влияние понижение уровня саморегуляции, отсутствие гибкости поведения, ценностного отношения к внешнему миру и собственной личности. Имеются данные, что работники, с преобладающими негативными эмоциями, низким уровнем самоотношения, высокой личностной тревожностью, неспособные к адекватному реагированию на ситуации личной и профессиональной жизни наиболее склонны к возникновению выгорания.

Анализируя приведенную информацию можно с уверенностью утверждать, что трудовая деятельность социального работника протекает в специфических условиях, а сама профессия относиться к числу стресогенных. Однако, несмотря на этот факт до настоящего времени специальных исследований выгорания социальных работников было крайне мало. При этом деятельность в особых условиях предъявляет высокие требования к личности специалиста. В этих условиях возрастает роль внутренних психологических условий, когда человек выступает как преобразователь самого себя и своей жизни, что позволяет снизить вредоносное воздействие условий внешней среды и создать благоприятные условия для деятельности, а также сохранить профессиональное здоровье и предотвратить возможность развития синдрома выгорания.

Полученные результаты Влах Н.И. позволяют утверждать, что представители «помогающих» профессий являются группой риска формирования эмоционального выгорания и высоковероятно патогенетически связанными с ним депрессивными расстройствами. Устанавливается прямая причинно-следственная связь синдрома эмоционального выгорания, уровня выраженности депрессивных расстройств и возникновения психосоматических и астено-невротических нарушений. Психосоматические проявления у представителей «помогающих» профессий могут быть обусловлены длительным воздействием комплекса профессиональных трудовых, психо-социальных и поведенческих факторов. Именно в таких случаях имеется необходимость проведения помимо консультации профильного специалиста-психолога определенных медико-психологических мероприятий [12, c. 24].

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

1. У субдепрессивных пациентов в структуре синдрома эмоционального выгорания преобладающими симптомами являются редукция профессиональных обязанностей, переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, а также психосоматические и психовегетативные нарушения.

2. Наиболее выраженной фазой эмоционального выгорания у субдепрессивных респондентов является фаза «резистенции». Уровень сформированности фаз «истощения» и «напряжения» имеет прямую связь с уровнем самооценочной выраженности депрессивной симптоматики.

3. Большинство субдепрессивных представителей «помогающих» профессий с синдромом эмоционального выгорания имеют низкую удовлетворенность работой и распределением времени, сил, внимания между работой и личной жизнью.

4. Представители «помогающих» профессий с синдромом эмоционального выгорания и субдепрессией достоверно чаще, чем их коллеги без депрессивных нарушений предъявляют жалобы на нарушение ритма сердечной деятельности, кардиалгии, артериальную гипертензию.

В.А. Винокур обращает внимание на тот факт, что синдром «выгорания» у «помогающих» профессионалов является одним из источников формирования деструктивной терапевтической среды и снижения качества оказываемой медицинской и консультативной помощи. В последние годы в мировой медицинской и консультативной практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, поскольку это отражает степень удовлетворения интересов не только пациентов (клиентов), но и оказывающих им помощь профессионалов. Один из очевидных выводов, которые вытекают из многочисленных исследований профессионального «выгорания», заключается в принципиальной возможности сделать работу медиков, психологов-консультантов и других «помогающих» профессионалов менее стрессовой без снижения требований к ней, но при этом более эффективной за счет добавления к ней новых «степеней внутренней свободы» [10]. Исходя из этого, внимание к своему собственному здоровью должно становиться частью профессиональной культуры сотрудника и даже, в определенной мере – показателем его профессиональной компетентности. Иррациональные когнитивные установки, неадекватное эмоциональное и поведенческое реагирование, тенденция подавлять в себе, вытеснять различные переживания, эмоциональные реакции и даже различные расстройства, связанные с работой, отсутствие обращения за психологической помощью или для супервизии могут свидетельствовать о низкой компетентности и профессиональной культуре.

Таким образом, профессиональное выгорание у представителей помогающих профессий представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения. Несмотря на относительную стабильность данного синдрома, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов», способны оказать существенное корректирующее воздействие.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

1. Удовлетворенность трудом – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. Совокупность взаимосвязанных частных удовлетворенностей (удовлетворенность условиями труда, удовлетворенность организацией труда, продуктивностью труда работников и т. д.), результирующей которых является общая удовлетворенность.

2. На удовлетворенность трудом влияют следующие психологические факторы: эмоциональный комфорт; одухотворенность; уверенность в будущем; взаимопонимание и взаимовыручка в коллективе; поощрение и благодарность руководства; повышение знаний и усовершенствование своих профессиональных навыков.

3. Профессиональное выгорание у представителей помогающих профессий представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения. Несмотря на относительную стабильность данного синдрома, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов», способны оказать существенное корректирующее воздействие.

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.