Понятие удовлетворенности трудом в психологии. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие удовлетворенности трудом в психологии.

2018-01-05 443
Понятие удовлетворенности трудом в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Вопросы удовлетворенности рабочих своим трудом привлекли внимание уже в 30-х годах XX века. И хотя за прошедшие полвека опубликовано достаточное количество статей по различным ее аспектам, однако, эта проблема далека от теоретического осмысления и практического решения. Объектом исследования становятся все новые вопросы, требующие как теоретического, так и эмпирического анализа.

Исследователи объясняют это тем, что такая форма жизнедеятельности, как работа занимает у человека 1/3 времени, в течение которого он находится в активном состоянии, и нет другой такой сферы деятельности, которая была бы сравнима с нею по временным затратам.

Проблема удовлетворенности трудом давно привлекает пристальное внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Следует подчеркнуть, что историческое первенство в изучении проблемы удовлетворенности трудом и факторов, определяющих её уровень, принадлежит западным ученым. Большой вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли такие ученые как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, Г. Форд, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум, Р. Хьюзман, Дж. Хатфилд, У.Э. Деминг, Б.Ф. Скиннер и др [55,с.131]. Эти ученые создавали различные теории и модели мотивации и удовлетворенности трудом, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий, часть из которых будут рассмотрены далее.

Однако говорить о том, что проблема полностью изучена, нельзя. Многие модели и теории противоречат друг другу, отстаивают противоположные утверждения об изучаемом феномене. Каждая из теорий и моделей подвергалась критике со стороны других ученых.

Удовлетворенность, понимаемая большинством психологов и со­циологов как отношение к выполняемой деятельности, образу жизни (Т.А. Китвель, 1974; Н.Г. Крупное и И.Г. Столяр, 1972; А.А. Мурутар и П.А. Вихалем, 1972; Н.Ф. Наумова, 1970; К.Р. Хаав, 1978). Удовлетворенность выполняет долгосроч­ную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отно­шением, а неудовлетворенность — отрицательным. На основании положительного отношения к своей деятельности субъект имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности (в ос­новном профессиональной), но не более того. Удовлетворенность скорее усиливает мотив, а не является непосредственным побудителем. Она может служить основа­нием, т. е. содержательной стороной мотива, объяснять, почему человек занимает­ся данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздей­ствие удовлетворенность оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность до­стигнутым результатом может снижать силу мотива [24, c. 164].

Исследования Элтона Мэйо и Фрица Ротлисбергера – основателей школы человеческих отношений – показали, что готовность работников трудиться с высокой отдачей зависит от действия широкого круга социальных факторов. В качестве основных выделены следующие факторы [15;72]:

1.Дружеские связи, неформальные отношения, которые устанавливают работники с товарищами по работе в процессе труда. Осознание того, что хорошие неформальные отношения могут влиять на удовлетворенность трудом, привело к росту интереса практиков и исследователей к неформальной структуре коллектива, признанию значения неформальных лидеров для достижения целей группы.

2.Внимание руководителей к подчиненным и то, насколько они позволяют им влиять на рабочую ситуацию. Выяснилось, что взаимоотношения между работниками и руководителями оказывают гораздо большее влияние на удовлетворенность трудом, чем любые манипуляции с условиями работы.

3.Групповые нормы, то есть формирующиеся в рабочей группе представления относительно того, какое поведение и отношение к работе считается допустимым, а какое нет. Сотрудники чаще действуют или принимают решения, основываясь на групповых ценностях, чем на индивидуальных. Группа может оказывать влияние в сторону повышения производительности труда своих членов, если группа принимает эту цель как свою, а может препятствовать росту производительности, если интересы группы и интересы администрации не совпадают.

4.Осведомленность работников по важнейшим вопросам, затрагивающим их интересы.

5.Удовлетворенность трудом. Школа человеческих отношений утверждала, что повышение удовлетворенности трудом ведет к улучшению рабочей морали среди работников, уменьшению текучести кадров и росту производительности труда.

Удовлетворенность трудом – совокупность взаимосвязанных частных удовлетворенностей (удовлетворенность условиями труда, удовлетворенность организацией труда, продуктивностью труда работников и т.д.), результирующей которых является общая удовлетворенность. Функционально удовлетворённость трудом играет роль регулятора в механизме функционирования мотивации. По отношению к мотивационному ядру удовлетворенность трудом может стабилизировать существующую структуру либо провоцировать ее изменение: по отношению к трудовому поведению – усиливать или снижать трудовую активность работника. Удовлетворенность трудом – основа социального самочувствия человека; удовлетворенность жизнью (интегральный показатель соц. самочувствия) зависит от удовлетворенности трудом. В этом реализуется одна из особенностей труда – основы образа жизни [49, c. 198].

Удовлетворенность трудом – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. В рамках современной психологической науки общепринятой и общепризнанной как наиболее эвристичная и интерпретационно ресурсная в этой области считается двухфакторная «мотивационно-гигиеническая» теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера. К условно обозначаемым как мотивационные критериям относят собственно содержательные характеристики трудовой деятельности, успехи и достижения личности или группы в труде, перспективы квалификационно-профессионального, в том числе и карьерного роста, признание со стороны социального окружения, в частности, показатели престижного и «имиджевого» характера. К условно обозначаемым как повышения гигиенические критериям относят эргономические условия труда, уровень материального вознаграждения, стиль руководства, характер межличностных отношений в трудовом коллективе [54, с. 186].

Таким образом, удовлетворенность трудом – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. Совокупность взаимосвязанных частных удовлетворенностей (удовлетворенность условиями труда, удовлетворенность организацией труда, продуктивностью труда работников и т. д.), результирующей которых является общая удовлетворенность.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.