Лекции 5-6. Отдел маркетинга: структура и функционирование — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лекции 5-6. Отдел маркетинга: структура и функционирование

2018-01-05 161
Лекции 5-6. Отдел маркетинга: структура и функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИИ 5-6. ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА: СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Учебные вопросы:

1. Особенности работы отдела маркетинга.

Структура отдела маркетинга

Функции отдела маркетинга

 

1. Особенности работы отдела маркетинга. Традиционно специалисты по маркетингу играли роль агентов или посредников, которые должны были изучать потребности клиентов и доводить их до сведения функциональных различных областей организаций, которые действовали сообразно полученной информации. В основе такого понимания маркетинга лежало предположение, что клиенты находятся вне досягаемости фирмы и не имеют возможности осуществлять непосредственные взаимодействия с другими ее функциональными отделами.

Но сегодня большинство предприятий работают в устойчивых деловых сетях, и каждая их функциональная область имеет возможность установить и осуществлять контакты с потребителями (в частности, электронные). Маркетинг лишился монополии на взаимодействие с клиентами. Скорее, перед ним стоит задача так интегрировать все связывающие фирму и потребителей процессы, чтобы клиенты увидели цельный образ компании и услышали единый ее голос, а не разноголосицу функциональных служб.

Организация маркетинговой деятельности независимости от структуры службы должна включать в свой состав:

  • построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
  • подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
  • распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
  • создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
  • организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

Применение маркетинга в значительной степени зависит от формы собственности и специфики организации управления конкретным предприятием. Частные, арендные, акционерные организации реагируют на требования рынка, обладают большими возможностями самостоятельного принятия решений по взаимосвязанным элементам комплекса маркетинга: номенклатуре, объему выпуска, цене, каналам распределения товара, стимулированию сбыта и др., что органически необходимо для выработки и реализации политики в области маркетинга. Децентрализация принятия маркетинговых решений, практикуемая многими крупными зарубежными фирмами, также легче осуществляется в организациях, жестко не включенных в государственную структуру управления.

В зависимости от степени вовлеченности организаций в маркетинг можно выделить три уровня использования данной концепции:

  • деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления;
  • в организации используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство продукции исходя из изучения спроса и конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и др.);
  • в организации изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, ценообразование с учетом спроса и др.).

Развитие отдела маркетинга в организации

В развитии внутрифирменной системы маркетинга выделяют пять этапов.

Этап 1. Простой отдел сбыта.

В небольших компаниях, как правило, вводится должность вице-президента по сбыту, в задачи которого входит управление торговым персоналом. Когда компании требуется провести маркетинговое исследование или рекламную кампанию, вице-президент по сбыту обращается к услугам специалистов из других компаний.

Этап 3. Самостоятельный отдел маркетинга.

Продолжая рост, фирма может позволить себе дополнительные вложения в маркетинговые исследования, разработку новых товаров, рекламу и стимулирование сбыта, улучшение сервиса. В тоже время вице-президент по сбыту, как правило, концентрирует время, и ресурсы на управлении службой сбыта. Постепенно руководитель фирмы приходит к пониманию целесообразности выделения маркетинговой функции в самостоятельный отдел. Для руководства отделом учреждается должность вице-президента по маркетингу. Как и вице-президент по сбыту, он подчиняется непосредственно президенту фирмы или его первому заместителю. На данном этапе сбыт и маркетинг — это две различные функции, которые должны быть тесно связаны между собой.

Функциональная организация

Это самая распространенная форма организации маркетинговой деятельности на предприятии. Функциональные специалисты подчиняются вице-президенту компании по маркетингу, координирующему их действия. Основное преимущество функциональной организации маркетинга — простота управления. Однако при увеличении номенклатуры товаров и услуг эффективность данной модели снижается.

Географическая организация

Компании, поставляющие товары на внутренний рынок, организуют свои торговые (а иногда и иные, включая маркетинговые) отделения, ориентируясь на географические границы. В некоторых компаниях введены должности специалистов по зональному рынку (менеджеров по региональному или местному маркетингу), в обязанности которых входит обеспечение продаж на интенсивных, отличных друг от друга рынках.

Необходимость разделения рынков на области и районы определяется несколькими факторами. К примеру, массовый рынок США подразделяется по демографическим признакам на огромное число мини-рынков: люди, родившиеся в период демографического взрыва; пожилые граждане; афроамериканцы; одинокие матери — этот список можно продолжать и продолжать. Стремясь полнее удовлетворять требования клиентов, производители также создают более «узкие» планы маркетинга для конкретной местности.

Организация по рынкам

Многие компании продают свои товары на самых разных рынках. Если всех покупателей, в соответствии с их предпочтениями и поведением можно подразделить на несколько групп, то имеет смысл организовать управление по рынкам. В этом случае менеджер по всем рынкам руководит деятельностью менеджеров по отдельным рынкам (их также называют менеджерами по развитию рынка, специалистами по рынку или специалистами по отрасли). При необходимости менеджеры по рынкам могут выполнять и функциональные обязанности. Менеджеры по рынкам не имеют права отдавать приказы на исполнение каких-либо действий. Их обязанности аналогичны обязанностям менеджеров по продукту: разработка долгосрочных и годовых планов развития рынков, анализ текущей ситуации и прогнозы, предложение новых товаров. Эффективность деятельности менеджера по рынку оценивается по показателям прибыльности и роста соответствующих рынков.

Структура отдела маркетинга

1) Директор по маркетингу/маркетинговым исследованиям и планированию играет ключевую роль в управлении развитием компании, отвечая за следующие основные направления деятельности.

Должностные обязанности

· Создание долгосрочной стратегии компании (на срок до 5 лет), включая определение приоритетных направлений развития бизнеса в плане расширения продуктового ряда, географической экспансии и увеличения производственных мощностей

· Средне- и краткосрочное планирование. Определение ресурсов и формулирование задач для маркетингового и сбытового подразделений компании. Написание годовых маркетинговых планов.

· Анализ необходимых инвестиций и их сроков окупаемости, расчет денежных потоков, оценка возможных финансовых, операционных и иных рисков компании.

· Управление портфелем продукции, вплоть до запуска новых, модифицирования или снятия с производства существующих видов продукции.

· Активное руководство ценообразованием на всех уровнях производства и продвижения продукци.

· Участие в управлении финансовыми ресурсами компании.

· Планирование и косвенное управление производством, оптимизация поставок, производственных издержек и затрат на дистрибуцию продукции.

Менеджер по маркетингу

Место в иерархии: Среднее звено

Должностные обязанности:

· Адаптация международной стратегии компании к условиям и особенностям местного рынка; развитие местной стратегии для всей компании.

· Руководство отделом маркетинга.

· Участие в разработке общей стратегии поведения компании на рынке (в части маркетинга).

· Управление несколькими торговыми марками/товарными группами, включая ценообразование и разработку новых/модификацию существующих видов продукции.

· Управление всем маркетинговым бюджетом компании.

· Планирование исследований рынка.

· Планирование компаний по продвижению товара на рынок.

· Развитие имиджа компании на рынке.

Лейбл-менеджер

Место в иерархии: Среднее звено

Отрасль: Шоу-бизнес

 

Звукозаписывающие компании выстраивают свои стратегии, опираясь на различные схемы ведения бизнеса и различные способы продвижения своей продукции. Для многих из них характерно брендирование отдельных направлений своей деятельности. Классическая, электронная, поп- или рок-музыка становятся лейблами компаний, работающих в шоу-бизнесе. Они могут быть сравнимы с торговыми марками, привычными для других индустрий, а человек, возглавляющий отдельно взятый лейбл и курирующий все происходящие с ним процессы, может быть профессионально соотнесен с бренд-менеджером. Но в рамках такой специфической индустрии, как шоу-бизнес, позиция получила название лейбл-менеджер.

Основные обязанности:

· поиск новых имен;

· курирование репертуара артиста;

· подписание контрактов;

· разработка стратегий позиционирования и менеджмент артистов;

· разработка маркетинг-плана;

· планирование и выпуск продукции;

· проведение тендера среди дистрибуторов и продажа лицензии;

· продвижение артистов лейбла;

· прогнозирование тенденций развития музыкального рынка;

· лицензирование российской и западной музыки;

· создание корпоративных сборников для брендов и тематических сборников компании;

· разработка стратегии сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами;

· планирование и проведение промо-мероприятий, релизов.

Мерчандайзер

Место в иерархии: Специалист

Отрасль: Общее описание

Мерчандайзер работает в отделе продаж. Основная деятельность - это работа с розничными точками.

Должностные обязанности:

· Правильное размещение и позиционирование товаров на прилавках в магазине.

· Сбор информации о товарах в розничных точках, сообщение о требованиях новых поступлений соответствующим сотрудникам.

· Сбор сведений о продажах.

· Наблюдение за деятельностью конкурентов.

· Размещение и распространение рекламных материалов в магазинах

· Поддержание товарных запасов клиента на необходимом уровне.

 

PR-менеджер

Место в иерархии: Среднее звено

Должностные обязанности:

· Участвует вместе с высшим руководством компании в разработке корпоративных задач и доведении их до сведения лиц как внутри, так и вне организации для создания благоприятного корпоративного имиджа.

· Занимается определением, разработкой и осуществлением стратегии связей с общественностью.

· Участвует в решении вопросов, имеющих отношение к связям с общественностью.

· Дает ответы на жалобы, запросы и требования по информации, укрепляющие или поддерживающие имидж компании.

· Контролирует предоставление информации о компании как внутренним, так и внешним средствам массовой информации.

· Принимает участие в совещаниях по утверждению бюджета на проведение рекламных акций.

· Разрабатывает концепцию проведения рекламных мероприятий и контактирует с заинтересованными сторонами.

 

Директор по PR

Место в иерархии: Руководство

Должностные обязанности:

· Совместно с высшим руководством разрабатывает задачи в области связей с общественностью и стратегии по созданию благоприятного корпоративного имиджа компании.

· Формирует концепцию деятельности по планированию, разработке и применению корпоративной политики.

· Разрабатывает методы и программы осуществления связей с общественностью.

· Осуществляет анализ информации о позиции инвесторов, тенденциям в области акционерной собственности.

· Отслеживает основные тенденции в области информационных ресурсов.

· Cледит за распространением внутренней и внешней информации.

· Cовершенствует и контролирует исполнение бюджета.

 

 

Основные обязанности

· Проводит встречи с клиентами с целью выяснения представлений заказчика о планируемом мероприятии, требованиях, составе участников и др.

 

· Разрабатывает стратегии клиентских корпоративных мероприятий, специальных поездок, конференций, семинаров, тренингов и др., планируемых компаниями-заказчиками для своих клиентов, дистрибьюторов, сотрудников.

· Разрабатывает и составляет детальную программу мероприятия; описывает необходимые ресурсы и средства исполнения разработанной программы мероприятия. Оформляет их в виде проектного документа.

· Осуществляет предварительный расчет бюджета реализуемого мероприятия и отслеживает его постатейное исполнение.

· Представляет разработанный проект мероприятия клиенту; защищает разработанную стратегию и бюджет проекта перед клиентом.

· Проводит необходимые операционные переговоры с клиентом как по утверждению концепции и программы мероприятия, так и по согласованию рабочих моментов в ходе исполнения проекта.

· Информирует клиента обо всех этапах выполнения проекта. Осуществляет постоянную связь с клиентом в целях предоставления ему возможности полного контроля и управления ситуацией в области поездок своих сотрудников.

· Осуществляет поиск, поддержание контактов и координацию работы с субподрядчиками, необходимыми для реализации проекта.

· Организует и осуществляет контроль исполнения операционной части проектов (визовые формальности, проживание, перелет, транспортные услуги, питание, культурно-экскурсионное обслуживание, предоставление необходимого оборудования для проведения конференций и семинаров и др.). По мере необходимости корректирует работы по выполнению проекта.

· Руководит работой подчиненных сотрудников (3–4 человека), вовлеченных в реализацию проектов.

· Осуществляет мониторинг проводимого мероприятия, отслеживает эффективность реализации проекта, готовит аналитические справки и статистические отчеты по проектам. Отвечает за своевременное и качественное предоставление данной информации заказчику и руководству.

· Отслеживает современные тенденции и нововведения по организации корпоративных мероприятий и событий.

· Разрабатывает политики и процедуры организации корпоративных мероприятий и событий.

· Разрабатывает наиболее оптимальные финансовые и организационно-административные схемы и методы управления в области корпоративных событий и поездок.

Функции отдела маркетинга

Рассмотрим более подробно основные функции, которые должен выполнять отдел маркетинга на предприятии.

Планирование маркетинговой деятельности

При составлении маркетингового плана в первую очередь формулируется стратегия развития компании. В рамках этой стратегии перед отделом маркетинга ставится основная задача (например, выход в регионы). Определяются сроки, в течение которых компании нужно ее реализовать, а также размеры финансирования. После этого отдел маркетинга разбивает основную задачу на более мелкие, разрабатывает мероприятия по их реализации и составляет общий план, который должен утвердить руководитель компании. Обычный срок планирования — год. Потом более подробно расписываются квартальные планы, и маркетологи в рамках утвержденных планов и бюджетов оперативно подготавливают каждое маркетинговое мероприятие.

Пример. Если компания запускает акцию, отдел маркетинга должен учесть следующее: сколько времени потратит менеджер по продажам на работу с клиентами, привлеченными в результате акции; какая будет загрузка телефонных линий и смогут ли все клиенты дозвониться; достаточно ли самих менеджеров, обладают ли они необходимой квалификацией; хватит ли замерщиков для обслуживания поступивших заказов; и, наконец, отсутствие какой продукции может помешать выполнению заказа точно в срок.

В плане маркетинговой деятельности в целом и в описании каждой задачи отдела должен быть указан ожидаемый результат будущих мероприятий. Например, если ставится задача повысить продажи, должно быть определено, какого объема продаж в денежном выражении планируется достичь по итогам маркетинговой акции.

Исследование рынка

Для того чтобы видеть свои возможности на рынке, нужно иметь представление об основных его составляющих. Рынок можно изучать по двум направлениям: собирая и анализируя информацию о клиентах и исследуя конкурентов.

Сбор и анализ информации о клиентах. Наиболее эффективно изучать потребителя можно совместными усилиями отделов маркетинга и продаж. Нагрузка по сбору информации при этом возлагается на менеджеров по продажам. Например, маркетологи разрабатывают анкеты, а менеджеры по продажам собирают с их помощью информацию на протяжении всей своей работы с клиентами. На основании анкет отдел маркетинга затем корректирует как действия компании на рынке, так и работу с клиентами внутри компании.

Сбор и анализ информации о конкурентах. Эту задачу кроме отдела маркетинга осуществляют отдел продаж, служба безопасности, иногда участвуют и другие отделы (в зависимости от специфики бизнеса). Задача отдела маркетинга не столько сбор данных о конкурентах, сколько организация поступления информации.

Позиционирование

Позиционирование компании (продукта) проводят, опираясь на составленный портрет потребителя и анализ конкурентов. Задача отдела маркетинга — разработать комплекс мер, благодаря которым компания (продукт) займет собственное, отличное от конкурентов и выгодное для себя место на рынке. Маркетологи должны найти, увидеть (или придумать) уникальную особенность компании (продукта). Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты (например, отсрочка платежа).

 

ЛЕКЦИИ 5-6. ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА: СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Учебные вопросы:

1. Особенности работы отдела маркетинга.

Структура отдела маркетинга

Функции отдела маркетинга

 

1. Особенности работы отдела маркетинга. Традиционно специалисты по маркетингу играли роль агентов или посредников, которые должны были изучать потребности клиентов и доводить их до сведения функциональных различных областей организаций, которые действовали сообразно полученной информации. В основе такого понимания маркетинга лежало предположение, что клиенты находятся вне досягаемости фирмы и не имеют возможности осуществлять непосредственные взаимодействия с другими ее функциональными отделами.

Но сегодня большинство предприятий работают в устойчивых деловых сетях, и каждая их функциональная область имеет возможность установить и осуществлять контакты с потребителями (в частности, электронные). Маркетинг лишился монополии на взаимодействие с клиентами. Скорее, перед ним стоит задача так интегрировать все связывающие фирму и потребителей процессы, чтобы клиенты увидели цельный образ компании и услышали единый ее голос, а не разноголосицу функциональных служб.

Организация маркетинговой деятельности независимости от структуры службы должна включать в свой состав:

  • построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
  • подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
  • распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
  • создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
  • организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

Применение маркетинга в значительной степени зависит от формы собственности и специфики организации управления конкретным предприятием. Частные, арендные, акционерные организации реагируют на требования рынка, обладают большими возможностями самостоятельного принятия решений по взаимосвязанным элементам комплекса маркетинга: номенклатуре, объему выпуска, цене, каналам распределения товара, стимулированию сбыта и др., что органически необходимо для выработки и реализации политики в области маркетинга. Децентрализация принятия маркетинговых решений, практикуемая многими крупными зарубежными фирмами, также легче осуществляется в организациях, жестко не включенных в государственную структуру управления.

В зависимости от степени вовлеченности организаций в маркетинг можно выделить три уровня использования данной концепции:

  • деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления;
  • в организации используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство продукции исходя из изучения спроса и конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и др.);
  • в организации изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, ценообразование с учетом спроса и др.).

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.