Основные противоречия в современном маркетинге — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные противоречия в современном маркетинге

2018-01-05 200
Основные противоречия в современном маркетинге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время существует ряд тенденций в мировой экономике, в той или иной мере сказывающихся на маркетинговой деятельности. Перечислим наиболее значимые из них.

Рост численности населения планеты

В работе И.С. Шкловского «Вселенная. Жизнь. Разум» приводятся глубокие исследования процесса увеличения населения нашей планеты, а следовательно и потребностей за последнее тысячелетие.

Кривая роста народонаселения Земли представлена на рис. 3.1

N = , (3.1)

где с – коэффициент пропорциональности;

t0 = 2030 5 лет - точка возможной катастрофы.

Ежегодный прирост (скорость) населения планеты пропорционален величине народонаселения N:

= 2, (3.2)

где - коэффициент пропорциональности.

Нынешний закон увеличения народонаселения N всего земного шара (действующий по крайней мере, несколько сот лет) обусловлен не столько биологическими, сколько социальными факторами.

Рост потребностей населения планеты

Согласно закону Вебера - Фехнера («закону жадности») потребности человека растут в логарифмической прогрессии (см. Глава 8):

Пч = lg x/x0, (3.3)

где х – ресурсы, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека;

х0 – порог восприятия ресурсов человеком.

Учитывая, что количество людей на планете N растет согласно уравнению (3.1), а запросы отдельного человека - по логарифмическому закону, получим, что потребности человечества стремятся к бесконечности, что можно записать в виде

П = N lg x/x0. (3.4)

Сокращение ресурсной базы планеты

В настоящее время человечество ежегодно производит энергию, соответствующую производству ~5 млрд т антрацита. Ежесекундное производство составляет около 6 × 1019 эрг, причем каждые 20 лет эта величина удваивается.

При таких темпах через 200 лет производство энергии вырастет в тысячу раз и достигнет 3 × 1022 эрг/с. Ресурсы угля и нефти на планете невелики, и для их восстановления природе потребуются миллиарды лет.

Угрожающе растет нарушение равновесия между человеческими потребностями и окружающей средой, в чем принимает активное участие и современный маркетинг [16]. Проблема загрязнения атмосферы, Мирового океана и внутренних водоемов, почвы и растений становится весьма острой.

 

Бесконтрольное стихийное развитие производительных сил может привести человечество к катастрофе (рис. 3.1).

А между тем уже сейчас оно привело к ряду необратимых и весьма неприятных последствий.

Темпы добычи ископаемого горючего и его сжигания продолжают расти. Это приводит к катастрофическому уменьшению кислорода в земной атмосфере, что, в свою очередь, ведет к непрерывному увеличению содержания углекислого газа, а это, помимо других вредных последствий, резко нарушает тепловой баланс Земли.

Неоднократно отмечалось, что технологическое развитие нашей цивилизации за последние сотни лет носит катастрофический характер.

Человечество, возникшее как часть биосферы, вышло из состояния равновесия с окружающей средой, что неизбежно должно привести его к критической ситуации, к необходимости сделать выбор и коренным образом изменить стратегию своего поведения в области маркетинга. От этого зависит все будущее человечества.

 

год

 

Рис. 3.1. Стандартная модель мирового развития:

Р - ресурсы планеты; П - количество пищи на человека в год;

Н - население земного шара; Пр - промышленное производство,

рассчитанное на одного человека; 3 - загрязнение окружающей среды

 

Всестороннее математическое исследование этой проблемы в последние годы проводилось группой весьма компетентных специалистов, известных под названием «Римский клуб» (рис. 3.1).

Исследователи тщательно оценили ресурсы Земли, которые необратимо расходуются в процессе технологического прогресса. Проанализировали и их грядущее исчерпание в сочетании с возрастающими потребностями, прогрессирующим загрязнением среды обитания, что является решающим фактором в будущей истории нашей цивилизации.

Возникает основной вопрос маркетинга: в состоянии ли ресурсы Земли и развитие производительных сил удовлетворить растущие потребности народонаселения?

3.2. Модель социально-экономического развития планеты

 

«Римским клубом» разработана стандартная модель, описывающая дальнейшее развитие человеческого общества (рис. 3.1).

Модель развития социально-экономической системы при условии, что не будет предпринято никаких действий, производит устрашающее впечатление. Вплоть до начала следующего века будет происходить прежний рост. Однако после 2030 г. очень быстро наступит катастрофическая ситуация. Численность населения, а также объем промышленной продукции начнут резко снижаться, а загрязнение среды - расти. Цивилизация прекратит свое существование.

Материальные ресурсы - R планеты ограниченны, а потребности человечества - П возрастают со временем в экспоненциальной зависимости, поэтому изменение ресурсов носит убывающий характер (рис. 3.2). На определенном этапе, когда потребности человечества превысят ресурсные возможности R < П, в социально-экономической системе возникает катастрофическая ситуация.

В этом случае тактическая цель - удовлетворение материальных потребностей человека, входит в противоречие с глобальной целью устойчивости системы – обеспечения ее безопасной жизнедеятельности (рис. 3.2) [43].

Рис. 3.2. Противоречие «ресурсы – потребности»

 

Потребности человека – П и устойчивость системы – У находятся в диалектическом единстве и противоположно направлены. Чем больше потребностей в состоянии удовлетворить система, тем большее количество ресурсов она должна переработать и тем более сложной по своей структуре она должна быть. Таким образом, она становится менее устойчивой и более подверженной катастрофам. Поэтому необходимо говорить о двух координатах целей обеспечения устойчивости системы - У и удовлетворения потребностей - П человека. Они взаимосвязаны гиперболической зависимостью (рис. 3.3) [53]:

α = У·П. (3.5)

 

Рис. 3.3. Противоречие «устойчивость – потребности»

 

По-видимому, при выборе вектора направления развития маркетинга следует говорить о необходимой достаточности удовлетворения потребностей человека - удовлетворения номинальных потребностей человека – Пн при обеспечении устойчивости развития социально-экономической системы в целом – Ун.

На определение номинальных параметров системы большое влияние оказывают принципы распределения ресурсов между членами общества.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.