Тема 1. Методология и гносеология права — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1. Методология и гносеология права

2018-01-05 129
Тема 1. Методология и гносеология права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План:

1. Дескриптивные и прескриптивные, аналитические и критические, эмпирические и нормативные науки о праве.

2. Источники права и форма права.

3.Основная методология права: история и современность

Основная литература:

Ладащева-Ильичева М.Н. История и методология юридической науки»: учебно-метод. пособие для магистрантов. -Саратов, 2010

Нерсесянц В.С. История методологии юридической науки (Раздел 1, глава 6);

Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003.

 

Дополнительная литература:

Бержель Ж.–Л. Общая теория права. М., 2000.

Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004.

Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998.

Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб, 2001.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Леони Б. Свобода и закон. М, 2008.

Ллойд Д. Идея права. М., 2007.

Малинова И.П. История методологии юридической науки (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникатив­ный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб, 2003.

Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 27–36.

Фуллер Лон Л. Мораль права. М., 2007.

Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Эпистемология государства и права. СПб, 2004.

Тема 2. Отношения общества, права и власти

План:

1. Гражданское общество и право

2. Тоталитаизм, общество и право

Авторитаризм, право и ощество

Основная литература:

«История и методология юридической науки»:учебно-метод.пособие для магистрантов/ сост.Ладащева-Ильичева М.Н.-Саратов, 2010

Нерсесянц В.С. История методологии юридической науки (Раздел 1, глава 10; Раздел 4, глава 2);

Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.

 

Дополнительная литература:

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Багратян Г.А. Общество и государство. М., 2000.

Бастиа Ф. Грабеж по закону. Челябинск, 2006.

Бастиа Ф. Что видно и чего не видно. Челябинск, 2006.

Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика. Челябинск, 2004.

Васильев Л.С. Феномен восточного деспотизма: Структура управления и власти. М., 1993.

Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001.

Кордонский С.Г. Ресурсное государство: Сб. статей. М., 2007.

Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

Мизес Л. фон. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. М., 2005.

Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

Оболонский А.В. Человек и власть: перекрестки российской истории. М., 2002 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/278840.html).

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое само­управляющееся общество. М., 1993.

Сапов Г. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория // Отечественные записки. 2004. № 6.

Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М., 1992.

Хайек Ф.А. фон. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1992.

Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Диалогическая природа государства и его место в политической системе общества. СПб, 2007.

Тема 3. Правовое государство

План

1. Понятие правового государства

2. Перераспределяющее государство: принципы организации и функционирования

Основная литература:

Ладащева-Ильичева М.Н. История и методология юридической науки:учебно-метод.пособие для магистрантов. — Саратов, 2010

Нерсесянц В.С. История методологии юридической науки (Раздел 1, глава 10; Раздел 4, глава 2);

Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.

 

Дополнительная литература:

Бастиа Ф. Грабеж по закону. Челябинск, 2006.

Бастиа Ф. Что видно и чего не видно. Челябинск, 2006.

Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика. Челябинск, 2004.

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2. С. 46–59 (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/51103).

Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. М., 2003.

Жувенель Б. де. Этика перераспределения. М., 1995 (http://www.libertarium.ru/libertarium/l_lib_ethics).

Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001.

Кордонский С.Г. Ресурсное государство: Сб. статей. М., 2007.

Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства. М., 2006.

Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 5–14.

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое само­управляющееся общество. М., 1993.

Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. СПб., 2008.

Речицкий В.В. Свобода и государство. Харьков, 1998.

Сапов Г. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория // Отечественные записки. 2004. № 6.

Социальное государство (Тема номера) // Отечественные записки. 2003. № 3.

Хайек Ф.А. фон. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к практическим занятиям, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 5.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Типы правопонимания.

2. Легистские интерпретации государства и права.

3. Позитивистская социологическая интерпретация права. «Правовой реализм».

4. Формалистическая трактовка нормы в легистском позитивизме. Социологическая трактовка нормы и позитивизм.

5. Подмена понятия справедливости при морально-этической интерпретации права. Позитивизм и «моральность права».

6. Формальное равенство: смысловое единство свободы, равенства и справедливости.

7. Минимальная неотъемлемая свобода, minimum minimorum правовой свободы.

8. Право и собственность.

9. Право в системе социальных норм.

10. Правовое сознание и религиозное сознание.

11. Способы объективирования правовой нормы: правоотношения, правосознание, авторитетный юридический текст.

12. Ценность правовой свободы.

13. Признаки и типы публичной политической власти.

14. Вульгарно-силовые и легистские концепции о соотношении государства и деспотии, о понятии правового государства.

15. Юридическая интерпретация государства: необходимая форма свободы.

16. Энгельсова концепция происхождения государства и права.

17. Современные позитивистские концепции происхождения государства и права.

18. Концепции общественного договора.

19. Либертарно-юридическая теория о возникновении деспотических цивилизаций.

20. Либертарно-юридическая теория о возникновении права и государства.

21. Сталинская формационная типология государства и права.

22. Либертарно-юридическая теория об историческом прогрессе права и государства.

23. Понятие правовой культуры. Ценности правового и неправового типов культуры: персоноцентризм и холизм.

24. Правовой нигилизм как антикультура. Коммунистический правовой нигилизм.

25. Марксистский правовой нигилизм: отрицание ценности права и государства, идея отмирания права и государства.

26. Общество и государство. Механизмы саморегулирования гражданского общества.

27. Сущность тоталитаризма.

28. Признаки (компоненты) правовой государственности.

29. Господство права.

30. Рассредоточение государственной власти в правовом государстве.

31. Правовое положение человека в государстве.

32. Система прав человека в правовом государстве.

33. Принцип законности и верховенство правового закона. Конституционная юрисдикция.

34. Понятие и основные черты перераспределяющего («социального правового») государства.

Таблица 5. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
  Модуль 1. Общая часть   1. Изучение тем лекций  
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение  
3. Подготовка и презентация рефератов  
4. Подготовка к тестированию по модулю  
5 Подготовка к практическим занятиям  
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену  
  Модуль 2. Особенная часть   1. Изучение тем лекций  
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение  
3. Подготовка и презентация рефератов  
4. Подготовка к тестированию по модулю  
5 Подготовка к практическим занятиям  
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену  
  Модуль 3. Специальная часть   1. Изучение тем лекций  
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение  
3. Подготовка и презентация рефератов  
4. Подготовка к тестированию по модулю  
5 Подготовка к практическим занятиям  
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену  
  ИТОГО      
           

 

В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).

Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 6.


 

Таблица 6. Тематика рефератов

№ п/п Учебно-образова-тельный модуль Тематика рефератов для самостоятельной работы  
 
  Модуль 1 1.Либертарная и потестарная парадигмы в истории правовой мысли. 2.Социальные институты правового и силового типов. 3.Типы правопонимания и культурные архетипы Ю.М. Лотмана. 4.Проблема различения права и закона в англоязычной правовой культуре. 5.Возможны ли свобода без равенства и равенство без свободы? 6.Морализация права и юридизация морали. 7.Противоположность и взаимодополнительность морали и права. 8.Право и религия в развитой правовой культуре. 9Концепции «социальной справедливости». 10.Диалектика правового и авторитарного начал государственности. 11.«Железная» теория правогенеза.  
  Модуль 2 1.Проблема формирования правовой культуры в цивилизации природоресурсного типа. 2. Диалектика исторического прогресса правовой свободы. 3. Проблема смешанных типов в историко-цивилизационной типологии. 4.Западный и восточный социал-капитализм. 5. Принцип соразмерности в правотворчестве. 6. Гоббсовская и локковская версии общественного договора: история и современность. 7.Ценности стабильного порядка и правовой свободы в переходный период. 8. Типы правового нигилизма. Функции социальных институтов и функции права. Проблема ограничения прав человека.    
  Модуль 3 1.Разделение властей по горизонтали и по вертикали. 2.Характер современного российского права и государства: спорные вопросы. 3.Интенсивное развитие институтов правового типа в западном социал-капитализме.  

 

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы.

1.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

История и методология юридической науки»:учебно-метод.пособие для магистрантов/ сост.Ладащева-Ильичева М.Н.-Саратов, 2010

Нерсесянц В.С. История методологии юридической науки. М., 2012

 

б) дополнительная литература

Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998.

Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 2,5,6. М., 1996-2002.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

Багратян Г.А. Общество и государство. М., 2000.

Бастиа Ф. Грабеж по закону. Челябинск, 2006.

Бастиа Ф. Что видно и чего не видно. Челябинск, 2006.

Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика. Челябинск, 2004.

Васильев Л.С. Феномен восточного деспотизма: Структура управления и власти. М., 1993.

Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.

Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.

Деринг Д. Либерализм: размышления о свободе. М., 2001.

Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001.

Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в Рос­сии. М., 1978.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Кальной И.И. История методологии юридической науки. М., 2006.

Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986

Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. № 9.

Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.

Кордонский С.Г. Ресурсное государство: Сб. статей. М., 2007.

Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1999.

Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства. М., 2006.

Кромби Д. Самые глупые законы мира. М., 2008.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей теории права // Научные труды РАЮН. Т. 1. М., 2001.

Леони Б. Свобода и закон. М, 2008.

Ллойд Д. Идея права. М., 2007.

Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.

Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002.

Малинова И.П. История методологии юридической науки (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

Мамут Л.С. Анализ правогенеза и правопонимания // Историческое в теории права. Тарту, 1989.

Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.

Малахов В.П. Основы философии права. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

Малахов В.П. История методологии юридической науки. Идеи и предположения. М., 2008.

Малинова И.П. История методологии юридической науки (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

Методологические проблемы правоведения. М., 1994.

Михайлов А.Е. Философские аспекты правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 1.

Моисеев С.В. История методологии юридической науки. Курс лекций. Новосибирск, 2004.

Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое само­управляющееся общество. М., 1993.

Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000.

Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003.

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Пристенский В.Н. Правовой нигилизм: философско-антропологические корни // CREDO NEW. Теоретический журнал. 2005. № 1 (http://www.orenburg.ru/culture/credo/01_2005/11.html).

Радбрух Г. История методологии юридической науки. М., 2004.

Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. СПб., 2008.

Речицкий В.В. Свобода и государство. Харьков, 1998.

Рулан Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов. М., 1999.

Семитко А.Р. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. История методологии юридической науки. Краткий курс. М., 1996.

Стариков Е.Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск, 1996.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.

Фуллер Лон Л. Мораль права. М., 2007.

Хайек Ф.А. фон. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006.

Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М., 1992.

Хайек Ф.А. фон. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1992.

Хëффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.

Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.

Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003.

Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 2005.

Юридические понятия и язык права в современных зарубежных исследованиях. Научно-аналитический обзор. М., 1986.

 

1.7. Материально-техническое обеспчение дисциплины

Для полноценного изучения дисциплины «История и методология юридической науки» необходимо иметь оснащенной компьютерной техникой кабинет. ЭВМ должны иметь выход в глобальную сеть, электронные учебные пособия, электронные тестовые задания. В компьютерном кабинете также должна быть в наличии аудиовизуальная техника для презентаций (мультимедийный проектор).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.