Демонстрационный материал для фронтальных занятий — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Демонстрационный материал для фронтальных занятий

2018-01-05 266
Демонстрационный материал для фронтальных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Демонстрационный материал для фронтальных занятий

Москва «Скрипторий 2003» 2013

 



Методические рекомендации

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: за­труднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети ис­пользуют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном раз­говоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о фак­те, событии,' явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пе­ресказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и об­разцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.

В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и техноло­гии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

В данном пособии для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, кар­тинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.

В картинно-графических планах используются следующие обозначения:

 


Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:

 

I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы (картинки к занятиям 13,16)

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.

3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!

4. Попросить детей придумать название рассказа.

5. Предложить 2-3 детям пересказать получившийся рассказ.

 


II. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов (к занятию 30)

1. Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каж­дому его символу.

2. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы дан­ного предложения.

3. Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.

4. Попросить детей придумать название рассказа.

5. Предложить 2-3 детям пересказать весь рассказ.

 

III. Пересказ рассказа цепной структуры (картинки к занятию 27)

1. Прочитать текст, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому его сим­волу.

2. Предложить детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.

3. Попросить детей придумать название рассказа.

4. Предложить 2-4 детям пересказать весь рассказ.

 

К занятию 13. «В огороде»

1. Предложить детям рассмотреть картинку «В огороде» и ответить на вопросы:

- Что это? (Это огород.)

- Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)

- Какие овощи растут в огороде? (В огороде растут разные овощи.)

- На чем растут овощи? (Овощи растут на грядках.)

- Какие грядки вы видите в огороде? (Длинные и короткие.)

- Кто ухаживает за грядками? (Дети, огородники, юные огородники.)

- Как они ухаживают за грядками? (Они рыхлят, поливают грядки.)

- Какой лук поливает Петя? (Петя поливает зеленый лук.)

- С какой морковью Витя рыхлит грядку? (Витя рыхлит грядку с крупной сладкой морковью.)

- Что делает Вика с хрустящей белокочанной капустой? (Вика срезает и складывает в корзину хрустящую белокочанную капусту.)

- В какую корзину Вика складывает хрустящую белокочанную капусту? (Вика складывает хрустящую белокочанную капусту в большую плетеную корзину.)

- Какие заготовки из капусты и других овощей сделает мама? (Из капусты и других овощей мама сделает разные заготовки на зиму.)

2. Попросить детей послушать все предложения, которые они составили. Сделать вывод, что по­лучился рассказ:

 

Это огород.

В огороде растут разные овощи.

Овощи растут на длинных и коротких грядках.

Грядки рыхлят, поливают юные огородники.

Петя поливает зеленый лук. Витя рыхлит грядку с крупной сладкой морковью. Вика срезает и складывает в большую плетеную корзину хрустящую белокочанную капусту. Из капусты и других овощей мама сделает раз­ные заготовки на зиму.

3. Предложить детям придумать название рассказа.

4. Попросить рассмотреть картинно-графический план рассказа, уточнить используемые в нем символы.

5. Предложить пересказать рассказ по картинно-графическому плану:

1) каждое предложение;

2) начало;

3) событие (сообщение);

4) конец;

5) весь рассказ (2-3 ребенка).

 

К занятию 16. «Осень»

1. Предложить детям рассмотреть картинку «Осень» и ответить на вопросы:

- Какое время года наступило?

- Как греет солнце?

- Чем затянуто небо?

- Какой моросит дождь?

- Что происходит с листьями?

- Какой дует ветер?

- Что делают люди?

- Что становится короче, а что длиннее?

- Куда улетают перелетные птицы?

- К чему готовятся дикие животные?

2. Предложить детям рассмотреть картинно-графический план рассказа, уточнить используемые в нем символы. Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и попросить расшифровать ее (пере­сказать рассказ по картинно-графическому плану):

1) каждое предложение;

2) весь рассказ (2-3 ребенка).

3. Предложить детям придумать название рассказа:

Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжелые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опадают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к холодной зиме.

К занятию 30. «Предзимье»

1. Предложить детям подобрать слова-действия к словам-предметам:

Ветер -... (дует). Листья -... (опали). Деревья -... (качаются). Небо -... (хмурится). Тучи (плывут). Трава -... (завяла, пожухла). Ель -... (зеленеет). Насекомые -... (уснули, спрятались). (Перелетные) птицы... (улетают). Ягоды рябины -... (краснеют).

2. Подобрать слова-признаки к словам-предметам:

Небо -... (хмурое, серое, пасмурное). Листья -... (сухие, осенние). Деревья -... (грустные, го­лые). Сосны, ели -... (зеленые, нарядные, красивые). Гроздья ягод -... (красные, спелые). Вода (холодная, чистая, прозрачная). Корочка льда -... (тоненькая, хрупкая).

3. Рассмотреть с детьми картинки с изображением поздней осени и предложить ответить на во­просы, используя картинно-графический план, предварительно уточнив значение символов:

- Каким стало небо? (Небо стало хмурым, серым, пасмурным.)

- Какие листья опали с деревьев? (Сухие осенние листья опали с деревьев.)

- Какие стоят березы и клены? (Березы и клены стоят грустные, голые.)

- А какими остались сосны и ели? (А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.)

- Какие ягоды краснеют на рябинах? (На рябинах краснеют спелые ягоды.)

- Что случилось с травой? (Трава пожелтела, поникла и пожухла.)

- Что происходит с водой в реке? (Вода в реке замерзает и превращается в лед.)

- Какие птицы улетели на юг? (Перелетные птицы улетели на юг.)

- К чему готовятся дикие животные? (Дикие животные готовятся к холодной зиме.) >

- Что это пришло? (Это пришла поздняя осень, предзимье.)

4. Предложить послушать рассказ «Предзимье»:

Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют спелые яго­ды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы уле­тели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.

5. Предложить детям еще раз рассмотреть картинно-графический план рассказа и по нему рас­сказать о поздней осени, предзимье:

1) каждое предложение;

2) весь рассказ (2-3 ребенка).

6. Попросить детей придумать название рассказа.

 

К занятию 40. «Волки зимой»

1. Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

- Какое время года изображено?

- Чем покрыто все кругом?

- Кто на картине? Почему их много?

- Почему волки собрались в стаю?

- Какое время суток на картине?

- Куда волки подошли? Почему?

- На кого они хотят напасть?

- Кого они схватят и что сделают?

2. Предложить послушать начало рассказа о волках, придумать, что было дальше, и пересказать весь рассказ:

 

Наступила холодная, снежная зима.

Трудно бегать волкам по глубокому снегу, трудно добывать себе пищу. Голодные волки собрались в стаю.

Ночью подобрались они поближе к деревне и стали дожидаться...

3. Попросить детей придумать название рассказа.

К занятию 51. «Зима»

1. Предложить детям рассмотреть картинки с изображением зимы, назвать время года и перечис­лить его признаки.

2. Попросить рассмотреть картинки-символы, послушать рассказ и потом по картинкам-симво- лам пересказать его:

Солнце светит, но не греет. Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле. Быва­ют сильные морозы. Деревья стоят в белых пуховых платках. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрыты толстым льдом. Дни стали короткими, а ночи длинными. Люди надели теплую зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки и хоккей. В лесу, в теплой берлоге, спит медведь, в уютной норке сопит барсук, заснул до весны ежик. В домах наряжают елки и встречают Новый год. Все это бывает зимой.

 


К занятию 54. Рассказ по серии картинок «Праздник в детском саду»

1. Предложить детям ответить на вопросы и подобрать соответствующие картинки:

- Какое время года наступило?

- Какой праздник встречают в декабре?

- Что нарядили в детском саду?

- Какая елка стояла в зале?

- Что делали дети на празднике?

- Кто пришел к ребятам на праздник?

- Что принесли детям Дед Мороз и Снегурочка?

- Как было на празднике?

- Понравился ли он детям?

2. Предложить детям составить рассказ по картинкам.

3. Послушать рассказы 3-4 детей.

4. Попросить придумать название рассказа.

К занятию 87. «Весна»

1. Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

- Какое время года наступило?

- Как вы догадались?

2. Попросить подобрать слова-действия к словам-предметам. Выставить на наборное полотно стимульные картинки.

После каждой картинки поставить 2-3 карточки с символом слова-действия. Задать вопросы:

- Солнце что делает? (Пригревает, греет, согревает...)

- Снег что делает? (Темнеет, чернеет, тает, превращается в воду...) И т.д.

3. Предложить детям по стимульным картинкам составить рассказ о весне.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий

Москва «Скрипторий 2003» 2013

 



Методические рекомендации

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: за­труднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети ис­пользуют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном раз­говоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о фак­те, событии,' явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пе­ресказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и об­разцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.

В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и техноло­гии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

В данном пособии для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, кар­тинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.

В картинно-графических планах используются следующие обозначения:

 


Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:

 

I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы (картинки к занятиям 13,16)

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.

3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!

4. Попросить детей придумать название рассказа.

5. Предложить 2-3 детям пересказать получившийся рассказ.

 


II. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов (к занятию 30)

1. Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каж­дому его символу.

2. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы дан­ного предложения.

3. Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.

4. Попросить детей придумать название рассказа.

5. Предложить 2-3 детям пересказать весь рассказ.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.