Понятие, задачи и основные этапы логистики — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие, задачи и основные этапы логистики

2018-01-05 245
Понятие, задачи и основные этапы логистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Список сокращений …………………………………………………………….  
Введение ……………...……………………………………………………………..  
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ЛОГИСТКИ……………………………………..  
1.1 Понятие, задачи и основные этапы логистики..……..  
1.2 Концепция и функции логистики………………….……….  
1.3 Материальные потоки в логистике………………………..  
1.4 Логистические системы………………………………………….  
1.5 Контроллинг в логистических системах………………...  
1.6 Логистические цепи....................................................................  
1.7 Логистические центры…………………………………………… 1.8 Функциональные области логистики……………...…….  
РАЗДЕЛ II ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ................  
2.1 Задачи, функции и механизм закупочной логистики  
2.2 Планирование закупок ……………………………………..……  
2.3 Выбор поставщика………………………………………………….  
2.4 Модель управления закупками Уилсона………………..  
РАЗДЕЛ III ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ ЗАПАСОВ.........................  
3.1 Функции и классификация запасов, причины их возникновения ………………………………………………………………….  
3.2 Системы управления закупками и запасами................  
РАЗДЕЛ IV ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ  
4.1 Сущность и задачи производственной логистики…  
4.2 Тянущие и толкающие системы ……………..……………..  
4.3 Система КАНБАН…………………………………………………….  
4.4 Методы выравнивания производства..............................  
РАЗДЕЛ V ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ (СБЫТОВОЙ) ЛОГИСТИКИ………………………………………………………..………  
5.1 Объект, предмет, функции сбытовой логистики……  
5.2 Определение оптимального количества складов в системе распределения……………………………………………………….  
5.3 Каналы распределения товаров.........................................  
5.4 Типы логистических посредников ………………………..  
5.5 Методы стратегии размещения.……………………………..  
РАЗДЕЛ VI ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ……. 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики.………...  
6.2 Виды транспорта...........……………………………...……………. 6.3 Транспортная документация…………………………………. 6.4 Новые логистические системы сбора и распределения грузов……………………………………………………………………….. 6.5 Системы связи для автоперевозчиков…………………… 6.6 Показатели качества транспортной системы………… 6.7 Расчет основных показателей в транспортной логистике………………………………………………………………………………... 6.8 Задачи маршрутизации на транспорте………………….. РАЗДЕЛ VII ОСНОВЫ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ………...… 7.1 Основные функции складов…………………………………… 7.2 Классификация складов…………………………………………. 7.3 Формы организации складского хозяйства…………… 7.4 Логистический процесс на складе…………………………. 7.5 Торговая и складская документация……………………… 7.6 Тара и упаковка………………………………………………………. 7.7 Критерии оценки работы склада…………………………… РАЗДЕЛ VIII ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ 8.1 Цель и задачи информационной логистики…………... 8.2 Информационный поток: понятие и виды…………….. 8.3 Информационные системы: цели, функции, принципы построения и виды……………………………………………….…… 8.4 Информационная инфраструктура…………………………  
Библиографический список ……………………………………………….  
Приложение А Этапы эволюции логистики и их характерные черты………………………………………………………………….  
Приложение Б Этапы логистики. ………………………….……………..  
Приложение В Онлайн калькулятор расчета параметров системы управления запасами…………………………..........  
Приложение ГСхемы распределительных каналов в зависимости от объема производства и уровня спроса………...  
Приложение Д Виды транспорта………………………………………….  
Приложение Е Виды маршрутов………………………………………..…  
Приложение ЖАналитическое сравнение видовтранспорта....  
Приложение З Назначение видов транспорта……………………...  
Приложение ИСистема входящих и исходящих ИП службы логистики…………………………………………………………...  

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВТО − Всемирная торговая организация

ГП – готовая продукция

ДСКУТ – диспетчерские системы коммерческого управления транспортом

ЕС – Европейский союз

ИП – информационный поток

ИС – информационные системы

ИТ – информационные технологии

ЛИС – логистическая информационная система

ЛО – логистические операции

ЛС – логистическая система

ЛЦ – логистическая цепь

ЛФ – логистические функции

МП – материальный поток

МР – материальные ресурсы

МТР – материально-технические ресурсы

ПМР – профессиональная мобильная радиосвязь

РЦ – распределительный центр

ПО – программное обеспечение

СРНС – спутниковые радионавигационные системы

ССС – спутниковые системы связи

ШК – штриховой код

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Логистические системы

 

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д.

ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой

Стохастическая (от греч. στοχαστικός − «умеющий угадывать») − случайная.

Различают макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах.

Макрологистические системы различают:

− по признаку административно-территориального деления (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские);

− по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем (рис. 3):

1) с прямыми связями – доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;

2) эшелонированные – в таких системах материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника;

3) гибкие – в этом случае доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Например, снабжение запасными частями: отгрузка деталей редкого спроса обычно производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка стандартных деталей – со склада посредника.

 

           
 
 
     

 


       
   
Потребитель
 
Производитель
 

       
 
   
 


 

Рис. 3 − Виды логистических систем на уровне макрологистики

Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем, класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой (производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы).

В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

− внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

− внешние ЛСрешают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

− интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Логистические цепи

 

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления.

Основными звеньями логистической цепи являются:

− поставщики материалов;

− склады;

− транспорт;

− распределительные центры;

− производители товаров;

− потребители продукции.

На рисунке 6 приведена логистическая цепь промышленной организации.

 

 


Рис. 6 − Логистическая цепь промышленной организации

 

Данная промышленная организация получает комплектующие от поставщика из ЕС. Для доставки комплектующих на склад организации и растаможивания груза используются два логистических посредника: перевозчик и таможенный представитель. Организация реализует оптом свою продукцию покупателю − другой производственной компании.

В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного представителя, замена двух логистических посредников одним − экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.

 

Логистические центры

 

В последние годы большинство логистических операций во всем мире осуществляется в логистических центрах. Рассмотрим региональные и логистические центры фирм.

Обычные логистические центры фирм более многочисленны. Они имеются на большинстве современных организаций, в особенности занимающихся оптовой торговлей. Фактически они являются информационно-аналитическими (мозговыми) центрами организаций и сосредоточивают не только логистические, но и любые другие операции, осуществляемые организациями, если для их выполнения требуется анализ больших объемов информации или осуществление трудоемких расчетов.

Часто они создаются на базе ранее существовавших отделов маркетинга и берут на себя выполнение их функций. Но если отделы маркетинга только изучают и формируют рынок, то логистические центры дополнительно организуют заполнение рынка товарами организации, т. е. они обеспечивают устойчивый сбыт.

Главное преимущество логистических центров организаций заключается в том, что они сравнительно дешевы и могут быть быстро созданы. Для них не нужно создавать многие вспомогательные подразделения (например, складские помещения или средства разгрузки и погрузки), так как они уже имеются. Они могут учитывать специфику организации и не несут опасности нарушения коммерческой тайны.

Региональные логистические центры имеют второе, более точное, название, − «мультимодальные грузовые терминалы». В отличие от логистических центров это обычно крупные, хорошо оснащенные предприятия, предназначенные для оказания логистических услуг другим организациям на коммерческой основе. Спектр услуг обычно очень широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подразделений, предназначенных для их выполнения. Региональные логистические центры обычно специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных организаций и оказании сопутствующих услуг. За счет массовости операций себестоимость их получается невысокой, следовательно, и тарифы на них могут быть вполне приемлемыми для потребителей. Некоторые фирмы оптовой торговли, чтобы не нести значительных затрат на содержание собственных подразделений, отказываются от них и предпочитают заключать договоры с логистическими центрами.

Логистические центры выгодно размешать в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потребителей или производителей товаров, так как это позволяет существенно уменьшить транспортные расходы.

Региональные логистические центры более перспективны, чем центры отдельных фирм. Через них проходят большие объемы информации и управление ею, оптимизация информационных потоков дает значительный экономический эффект. В РФ уже имеется сеть региональных логистических центров. В качестве примера приведем логистический центр в Республике Татарстан. Татарстан расположен на пересечении крупных транспортных путей и потому является удачным местом для размещения логистического центра. В республике находится стратегически важный перекресток железнодорожных магистралей. На запад через Москву железная дорога идет на Украину, в Белоруссию, Прибалтику и далее в страны Западной Европы. На восток железнодорожная магистраль проходит в Екатеринбург, в Сибирь и на Дальний Восток. В южном направлении железная дорога через Ульяновск связывает Поволжье, Кавказ и Среднюю Азию. В северном направлении проходит железная дорога в Республику Марий Эл и Кировскую область. На территории республики пересекаются автомобильные магистрали федерального значения. Имеется прямое автомобильное сообщение с Москвой. Через Татарстан проложены магистральные нефте- и газопроводы, продуктопроводы. В Казани имеется крупный международный аэропорт. Общеизвестно, что наиболее дешевым является водный транспорт. Судоходные пути по Волге и Каме связывают Татарстан со многими крупными городами России. Через Каспийское море есть водный путь в Закавказье, Казахстан, Туркменистан и Иран. Через Волго-Балтийский канал − выход в Балтийское море, т. е. в страны Северной Европы. Через Беломорско-Балтийский канал имеется выход в Белое море, а следовательно, на Север России. Через Волго-Донской канал есть выход в Черное море, который обеспечивает водный путь через Дунай в страны Южной Европы, а при использовании канала «Рейн-Дунай» − во Францию и Германию. Перевозки по всем этим водным путям возможны на судах класса «река-море» водоизмещением до 4000 т.

Другой логистический центр базируется в порту Находка (Приморский край). Бухта Находка расположена на берегу Японского моря недалеко от Владивостока. Бухта большая (длина 4,6 км, ширина 1,8 км). Она хорошо защищена от штормовых ветров и удобна для судоходства. На берегу бухты расположен одноименный город краевого подчинения и крупный современный порт международного значения. Порт Находка специализирован на перевалке экспортных и импортных грузов из России в страны бассейна Тихого океана и обратно, а также каботажных грузов в районы Дальнего Востока, на Сахалин, Камчатку и Чукотку. Преобладают генеральные, навалочные, лесные грузы. Имеется нефтеперевалочная база и причалы для перегрузки контейнеров, следующих из Европы транзитом через Россию в Японию и обратно. Порт связан с железнодорожной сетью России.

Через порт Находка проходят значительные по объему грузопотоки, поэтому он является удачным местом для размещения логистического центра. Выполнено технико-экономическое обоснование, разработан проект и начато его строительство. Стоимость его сравнительно невелика, так как уже имеется хорошо оборудованный порт и железнодорожная станция. Основные проблемы связаны с созданием современного информационно-аналитического центра, формированием коллектива высококвалифицированных специалистов по обслуживанию контингента отечественных и зарубежных клиентов, которые будут постоянно пользоваться услугами логистического центра.

Третий логистический центр − в Ростове-на-Дону. Он предназначен для обслуживания большей части Юга России. Ростов-на-Дону расположен в нижнем течении реки Дон, в 46 км от ее впадения в Азовское море. Город является крупным узлом железнодорожных, шоссейных и воздушных путей. В нем имеется речной порт. Водные пути связывают порт с бассейном Черного моря, а через Дунай − со странами Южной Европы. Географическое положение города выгодно и удобно для размещения логистического центра.

Крупные логистические центры находятся в Санкт-Петербурге и Москве. В настоящее время проекты по логистическим центрам ведутся практически во всех регионах. Однако особое место занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область: размещение логистических центров в Северо-Западном федеральном округе РФ имеет важное геополитическое и экономическое значение не только для нашей страны, но и для крупнейших мировых рынков.

Планирование закупок

Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.

Такая информацию содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и т. п.

Процессу планирования закупок предшествует исследование рынка закупок (сырья и материалов).

Реальный процесс планирования начинается с информации, полученной из ежегодного плана продаж, плана производства и общего экономического плана (бюджета). Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены отделом снабжения; производственное планирование предоставит информацию об источнике, где будут приобретаться сырье, продукция и услуги; экономическое планирование обеспечит информацию, полезную при оценке общих тенденций цены, заработной платы и других расходов.

Расчет расхода сырья производится помесячно и поквартально. Расход проверяется в соответствии с контрольными данными о запасе материальных ресурсов. Эти расчеты соотносятся с тенденцией цены и прогнозами наличия сырья, которое планируется закупить, после чего разрабатывается план покупки.

При определении потребности в материальных ресурсах используются различные методы, которые можно разделить на три следующие группы:

1. Детерминированный метод: известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Могут использоваться при этом методе экономико-математические методы.

2. Стохастический метод: основой для расчета служат математико-статистические методы, с помощью которых рассчитывают ожидаемую потребность. Основан на прогнозировании.

3. Эвристический метод − потребность в сырье определяется на основе опыта работников службы снабжения. Используется в том случае, когда нет исходных данных для расчетов.

В чистом виде использование этих методов встречается редко: как правило, применяются комбинированные методики.

В большинстве компаний действует закон Парето, который известен также, как анализ ABC: при закупке менее 20 % товара расходуется более 80 % средств.

Кроме основных трех методов, используют специализированные методы снабжения:

1) Система поставки (Just in Time, «точно в срок») основной целью ставит максимальную интеграцию всех логистических функций предприятия для минимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Доставка грузов «точно в срок» позволяет в два раза сократить время выполнения заказа потребителя, на 50 % снизить уровень запасов и на 50-70% уменьшить продолжительность выполнения заказа на предприятии, изготовляющем продукцию.

2) Система KANBAN предусматривает, что на все производственные участки строго по графику поставляется именно то количество материальных ресурсов, которое действительно необходимо для выпуска только запланированного количества продукции. Анализ деятельности более 80 фирм Германии показал, что при применении логистической системы KANBAN производственные запасы снижаются на 50 %, готовой продукции − на 80, производительность труда повышается на 20-50 %.

3) Система MRP-1 − одна из наиболее популярных в мире, основанная на логистической концепции «планирования потребностей/ресурсов». Данная система оперирует материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию. Основные цели этой системы ‒ удовлетворение потребности в материальных ресурсах для планирования производства и доставки потребителям, поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, планирование производственных операций, графиков доставки,закупочных операций.

4) Система MRP-II − система планирования потребностей/ресурсов второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса. Преимущество систем MRP-2 перед системами MRP-1: более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования, что способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами.

Исследования, проведенные в США, показали, что использование логистической системы MRP-II позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17%, повысить рентабельность производства на 10, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7%. При этом на 16% возрастает объем предоставляемых потребителям услуг.

5) Система SDP (System of Delivery Planning) − это усовершенствованная система «точно в срок» ‒ представляет систему планирования потребностей в материалах путем прогнозирования их количества.

6) Система LP (Lean production) по существу также является развитием концепции «точно в срок» и включает элементы KANBAN и «планирования потребностей/ресурсов». Сущность данной системы: она требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), вызывает меньшие потери от брака и т. д. Основные ее цели − высокие стандарты качества продукции, низкие производственные издержки, быстрое реагирование на потребительский спрос, малое время переналадки оборудования.

7) Система DDТ (реагирование на спрос) − разработана как модификация технологии RP (планирование потребностей) с целью улучшения реакции системы дистрибьюции предприятия на изменение потребительского спроса. Логистические алгоритмы, реализующие эту технологию, базируются на методологии «быстрого реагирования» на предполагаемое изменение спроса путем концентрации или быстрого пополнения запасов в точках рынка, близких к прогнозируемому расширению спроса. Основная идея метода «быстрого реагирования» состоит в достижении временных конкурентных преимуществ. Применение этого метода стало возможным после разработки соответствующих информационных технологий, электронного документооборота, штрихового кодирования. Метод требует достаточно высоких постоянных логистических издержек. Технология позволяет оптимизировать важные логистические показатели: уровень запасов и продолжительность логистических циклов.

8) Система запросов − с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

9) Электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика работает на основе передачи необходимой информации. Запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются при прямом онлайновом контакте.

В работе отдела снабжения используют различные методы закупок:

− оптовые закупки. При этом методе возможны большие скидки, но существует потребность в складских помещениях;

− регулярные поставки мелкими партиями позволяют экономить складские площади, но существует вероятность заказа избыточного количества товара;

− получение товаров по мере необходимости позволяет ускорить оборачиваемость капитала, но существует вероятность возникновения ситуации, когда необходимого количества товара у поставщика нет.

 

Выбор поставщика

Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, а и, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером предприятия в реализации его логистической стратегии.

Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.

Выбор поставщика состоит из следующих этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы такие методы:

– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается закупить сырье, материалы, комплектующие на крупную денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком или потребителем;

– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

– посещение выставок и ярмарок;

– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

Вследствие комплексного поиска формируется перечень потенциальных поставщиков материальных ресурсов, по которому проводится дальнейшая работа.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Рассмотрим основные методы выбора поставщика:

а) Балльный метод ‒ в зависимости от специфики работы определяются наиболее значимые критерии для оценки поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков и не ограничивается ценой и качеством поставляемой продукции. Кроме них, можно привести еще много существенных критериев выбора поставщика, которые могут быть не менее важными для предприятия.

Критерии оценки и выбора генераторов материальных потоков зависят от требований потребительской логистической системы и могут быть различными:

– надежность снабжения;

– отдаленность поставщика от потребителя;

– сроки выполнения заказов;

– периодичность поставок;

– условия оплаты;

– минимальный размер партии товара;

– возможность получения скидки;

– доля поставщика в покрытии затрат;

– полнота ассортимента;

– условия распределения рисков;

– наличие сервисного обслуживания;

– рекламная поддержка;

– репутация поставщика;

– финансовое состояние поставщика, его кредитоспособность.

Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по установлению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному виду поставляемых материальных ресурсов.

Конкретные результаты по многим из приведенных позиций достигаются как компромис в процессе переговоров и зависят от позиций поставщика и покупателя на рынке.

б) Другой подход ‒ определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенно влияют результаты работы по уже заключенным договорам. Оценку поставщика нужно проводить не только на стадии поиска, а и в процессе работы с уже отобранными поставщиками.

Поэтому некоторые предприятия проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают предоставлять удовлетворительные услуги. Преимущественно это выполняется неформально, как субъективный анализ, однако предприятие может также прибегать и к более сложным показателям, количественно измеряя аспект деятельности поставщиков.

Для этого:

‒ выбираются наиболее важные критерии оценки;

‒ выбирается метод измерения деятельности поставщика;

‒ определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Кроме того, для оценки поставщиков часто используют методику ранжирования, при помощи которой разрабатывается специальная шкала оценок, что позволяет рассчитать рейтинг поставщика.

Поскольку при выборе поставщика решается многокритериальная задача оптимизации решения с неравноценными критериями, то необходимо оценить и расставить их по степени важности для предприятия.

Для определения приоритетности отдельных критериев, по которым предусматривается выбирать поставщиков, применяют методы экспертных оценок. При этом, несмотря на высказываемую в адрес экспертных оценок критику, экспертные оценки являются способом эффективного использования экономического и управленческого опыта, квалификации, творческого потенциала персонала предприятий и привлечения этого опыта в систему логистики.

В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением:

,

где n – количество показателей оценки рейтинга поставщика;

ki – значимость показателя;

сi – бальная оценка величины показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.

Необходимо отметить, что даже при полном доверии к адекватности полученных оценок ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь вспомогательной информацией для лица или лиц, которые принимают решение о выборе поставщиков.

Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и, сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинг источника поставок ниже допустимой величины, то договор поставок по решению ответственных лиц может быть разорван даже при условии инициирования санкций.

В рассмотренном примере высокий рейтинг поставщика свидетельствует о его преимуществе. Однако для расчета рейтинга может использоваться и другая система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о высоком уровне отрицательных качеств поставщика. В этом случае преимущество следует отдать тому поставщику, который имеет самый низкий рейтинг.

Зарубежной практикой в качестве эффективного метода оценки работы поставщика признано ежемесячное или ежеквартальное составление таблиц рейтингов. Ежемесячно организация поставок каждым поставщиком табулируется по отдельным критериям и затем дается окончательная оценка. При этом оценочные требования достаточно строги: лучшие американские поставщики имеют не более 1,8% брака от партии, а японские – 0,003%, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения, т.е. системы, основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем.

Для анализа поставщиков, с которыми предприятие уже сотрудничает, можно также использовать АВС-анализ, который широко распространен в логистике. В основе использования этого метода при анализе поставщиков лежит допущение, что не все поставщики характеризуются одинаковым влиянием на эффективность, из-за чего целесообразно более интенсивно заниматься поставщиками, которые имеют большой оборот.

Классификация поставщиков по методу АВС осуществляется по такой схеме:

1. Подбирается информация о годовом обороте каждого поставщика.

2. Размеры оборотов записываются по убывающей последовательности.

3. Рассчитывается доля оборота каждого поставщика в процентах от общего оборота.

4. Находятся аккумулированные значения оборота поставщиков в процентах.

Как правило, различают три группы поставщиков. А-поставщики – те, с которыми предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20% оборота. Для С-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.

На основе этого анализа можно сделать вывод о преимуществе работы с определенными поставщиками для данного предприятия. Так, если расходы на мероприятия в сфере закупок необходимо сократить, то целесообразно уделить внимание, прежде всего А-поставщикам, поскольку более интенсивная работа с ними может повлиять на общий оборот предприятия.

 

Тянущие и толкающие системы

Управление материальными потоками в рамках логистических систем производственных предприятий может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий.

Первый вариант носит <


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.