Наука и ее место в мировой культуре — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наука и ее место в мировой культуре

2018-01-05 221
Наука и ее место в мировой культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из форм культуры является наука. В общем понимании наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Функции осмысления мира наряду с наукой выполняют и другие виды человеческой культуры – религия, философия, мифология и др. Все эти феномены культуры находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом, иногда дополняя, а зачастую опровергая друг друга.

Философия представляет собой методологическую базу научного исследования, из нее заимствуются общие понятия и принципы. Наука оперирует обобщенными категориями, сформулированными философией (материя, пространство, время и др.). Данные науки могут быть отправной точкой для философии. Однако проблематика философии и науки принципиально разная. Наука изучает формы и способы существования окружающего мира. Философия задается вопросами о причинах и целях этого существования.

Граница между религией и наукой определяется соотношением разума и веры. Наука ориентирована на эмпирическое (опытное) знание. Религия имеет субъективную основу.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Конечный продукт науки – это, прежде всего, научное знание, обладающее следующими свойствами: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта), систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной критики, практическая применимость. Кроме этого, конечными продуктами науки выступают научный способ рациональности, выходящий за рамки науки и проникающий во все сферы бытия людей; технические и методические новации, применяющиеся в производстве; нравственные ценности (образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности).

Социальные условия науки – это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе и государстве. К этим элементам относятся потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений, государственная и частная поддержка науки, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное обеспечение (конференции, издание научных журналов и т.д.), подготовка научных кадров.

Одним из важнейших условий функционирования науки является активность субъекта. В истории науки существуют примеры, когда ученые достигали выдающихся результатов, не обладая необходимыми материальными средствами и находясь в неблагоприятных социальных условиях (Дж. Бруно, Г. Галилей и др.).

Когда возникла наука? При ответе на этот вопрос существует несколько точек зрения.

1. Наука как опыт практической деятельности людей возникла в каменном веке (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимое знание.

2. Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в Древней Греции в V веке до н.э.

3. Наука появилась в период раннего средневековья, когда была осознана высокая значимость опытного знания.

4. Наука возникла в XVI-XVII вв., ее рождение связано с трудами Кеплера, Галилея, Ньютона и др. Признаками научности этих работ выступают построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки (Лондонское Королевское общество, Парижская академия наук). Эта точка зрения является наиболее распространенной.

Указанные точки зрения раскрывают особенности эволюции науки от исходных “преднаучных” состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический род деятельности ученых-одиночек и как форма общественного сознания возникла в V веке до н.э., а как полноценное социально-духовное образование, как социальный институт – в ХVII веке. Со второй половины ХХ века о науке можно говорить как о непосредственной производительной силе.

Современная наука охватывает огромную область знания – около 15 тыс. дисциплин; научная информация в нашем веке удваивается за 10–15 лет, издается несколько сотен тысяч научных журналов (в 1900 г. было издано 10 тыс. научных журналов); 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на наш век; число ученых по профессии достигает 5 млн человек; 90 % ученых, живших когда-либо на Земле, – наши современники. Современная наука имеет очень сложную организацию, классифицировать научные дисциплины можно по различным признакам. Основным связующим звеном между различными науками является человек.

Научный метод

Метод (греч. – буквально “путь к чему-либо”) – в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Научный метод представляет собой процедуру получения научного знания, которая позволяет его получить, воспроизвести, проверить и передать другим. Американский философ Т. Кун выдвинул концепцию познания как непрерывную смену парадигм, т.е. моделей постановки проблем и методов их решения.

Наука начинается с проблем. Проблемы возникают либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении разных теорий, либо как результат столкновения теории с наблюдением или экспериментом. При поиске научной истины ученые проходят несколько этапов.

1. Постановка проблемы на основе наблюдаемых фактов.

2. Формулирование одной или нескольких гипотез, основанных на уже известных фактах и некоторых допущениях.

3. Предсказание следствий из каждой гипотезы.

4. Проведение экспериментов с целью проверки правильности предсказанных следствий.

5. Формулировка заключения, в котором согласовываются гипотеза, логические следствия из нее и результаты проведенных экспериментов. Гипотеза становится теорией, если три указанных фактора согласуются между собой. Если же между этими факторами наблюдается несоответствие, то гипотеза должна быть пересмотрена или совсем отвергнута.

Таким образом, решающим звеном в научном исследовании является экспериментальная проверка высказанных гипотез; истинно научные теории отличаются от лженаучных в первую очередь отсутствием опытного подтверждения последних.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности и широте применимости в процессе научных исследований на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Всеобщие методы научного познания– диалектический и метафизический. Метафизический метод познания рассматривает объекты и явления как законченные и неизменные, независимые друг от друга, лишенные внутренних противоречий. Диалектический метод предполагает изучение объектов и явлений со всем богатством их взаимосвязей и в постоянном развитии. Современная наука отвергает метафизические представления о нашем мире, однако необходимо отметить, что диалектические идеи всеобщей взаимосвязи и развития не могли утвердиться до того, как был пройден сложный путь изучения отдельных объектов. Так, Карл Линней в труде «Система природы» установил принцип классификации (градации) для живой природы: класс, отряд, род, вид, вариация и бинарную систему для отдельных животных и растений (1 – род, 2 – вид; напр. homo sapiens). Линней не вышел за рамки метафизических представлений и считал все виды растений и животных абсолютно неизменными. Тем не менее результатами его громадной работы по классификации живых организмов пользуются по сей день, без Линнея не было бы Дарвина с его эволюционным учением.

Общенаучные методы научного познания: наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция.

Наблюдение – целенаправленный процесс восприятия предметов действительности. Наблюдение применяется там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (напр. астрономия, гидрология, вулканология), либо там, где стоит задача изучить естественное функционирование или поведение объекта (напр. социальная психология). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов и принятых концепций. Частными случаями наблюдения являются измерение и сравнение.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, т.е. активностью субъекта по отношению к предмету исследования. Развитие естествознания выдвигает проблему чистоты наблюдения и эксперимента. Наблюдение и эксперимент подчас нуждаются в очень сложных инструментах и приборах, которые сами могут оказывать влияние на изучаемый объект. Прежде всего это относится к исследованиям микромира. Важную роль в развитии естествознания играют мысленные эксперименты, проводящиеся в случаях, когда невозможно поставить реальный эксперимент. Примерами мысленных экспериментов могут служить мысленные эксперименты Эйнштейна по проверке выводов СТО, мысленные эксперименты с демоном Максвелла и многие другие.

Аналогия – метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при изучении одного объекта, на другой. Метод аналогии основывается на сходстве объектов по определенному ряду признаков.

Моделирование – метод научного познания, основанный на изучении объектов посредством их моделей. Сущность этого метода заключается в замещении объекта исследования моделью, отображающей какие-либо стороны прототипа. В современной науке используют предметное моделирование (исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические или функциональные стороны оригинала), математическое моделирование, мысленное моделирование и компьютерное моделирование.

Анализ – процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Переход от изучения целого к изучению его частей осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Синтез – процедура соединения различных элементов объекта в единое целое. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта.

Индукция – метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. На основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов делается вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу.

Дедукция – метод научного познания, заключающийся в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам – следствиям.

Частнонаучные (специальные) методы – методы, используемые только в рамках конкретной науки (спектральный анализ, хроматография, метод кольцевания птиц и др.).

В ходе развития науки методы могут переходить из более низкой категории в более высокую. Так, эволюционный подход из биологии распространился сначала на весь цикл наук о Земле, о Вселенной, а в настоящее время уже сформулирован принцип универсального эволюционизма, охватывающий все сферы бытия.

Мы уже говорили о том, что конечный продукт науки – это прежде всего научное знание, обладающее определенными свойствами. Это научное знание обычно выражается в законах науки, адекватно отражающих действительность. В природе существуют объективные закономерности – устойчивые, повторяющиеся связи между предметами и явлениями. Законы отражение этих закономерностей в нашем сознании; часто законы формулируются в виде количественных соотношений между определенными величинами. Принято различать законы по степени их общности: менее общие (касающиеся ограниченной области знания, напр. закон естественного отбора); более общие (распространены в нескольких смежных областях); всеобщие (фундаментальные законы бытия, напр. принцип универсального эволюционизма).

 

История естествознания

Научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем и содержание его постоянно меняются, происходит появление новых гипотез, теорий и отказ от старых. Каков механизм развития научного знания, как соотносятся в науке старое и новое, какие существуют модели развития науки?

В настоящее время сосуществуют три основные модели исторических реконструкций науки.

1. История науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс.

2. История науки как развитие через научные революции.

3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).

Долгое время господствующей моделью развития научного знания была кумулятивистская, тесно связанная с философией позитивизма. Эта модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое научное знание всегда лучше и совершеннее старого, более точно отражает действительность. Предшествующее развитие науки является лишь подготовкой ее современного состояния. Значение имеют только те элементы научного знания, которые соответствуют современным теориям; отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем недоразумениями, заблуждениями, отклонениями от магистрального пути развития науки.

В связи с общим кризисом позитивизма в середине XX в. в науку проникают идеи прерывности развития, особенности, уникальности отдельных периодов в развитии научного знания. Эти идеи четко формулируются в модели научных революций. Согласно этой модели научного познания развитие естествознания не является монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем мире. В развитии науки имеются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы получили название научных революций. Представление о научной революции имело место и у сторонников эволюционизма, но они понимали научную революцию лишь как ускоренное эволюционное развитие. Новая трактовка научной революции основывается на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. В знаменитой работе “Структура научных революций” Т. Кун ввел понятие парадигмы. Парадигма – признанные всеми научные достижения, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Переход от одной парадигмы к другой происходит в ходе научных революций. В ходе революции парадигма возникает сразу как целое в своей завершенной и совершенной форме; она не требует сколько-нибудь существенной доработки, идет лишь уточнение понятий, совершенствование техники эксперимента. С одной стороны, это сильно ограничивает поле зрения ученого, ведет к упорному сопротивлению всяким изменениям в парадигме. Поэтому смена парадигмы возможна только вместе со сменой поколений ученых – все сторонники старой парадигмы должны отойти от научной деятельности и уступить место молодым. С другой стороны, наука становится все более строгой внутри тех областей, на которые парадигма ориентирует исследователей, накапливается подробная информация. Только тот, кто в совершенстве знает свою область исследования, формирует соответствующие предсказания, способен распознать отклонения от них, увидеть аномалии на фоне парадигмы.

К новому изменению парадигмы приведут только те аномалии, которые являются свидетельством действительного кризиса науки. При этом недостаточно осознания кризисной ситуации, исчерпания всех средств, представленных старой парадигмой. Отказ от нее происходит, только если у нее есть альтернатива.

Идея научных революций представляет развитие научного знания как абсолютно прерывистое. Вся прошлая история рассматривается как постепенное, прогрессивное движение в сторону современной теории, являющейся на сегодняшний день кульминацией, вершиной всей предыдущей истории. Наступает революция, возникает новая фундаментальная теория и происходит новая радикальная ломка прошлого, которое перестраивается как предыстория новой теории. Каждая научная теория влечет за собой разрушение прошлого и построение истории заново.

Таким образом, научная революция – это специфическое явление, возникающее только в определенные периоды развития науки как средство разрешения ее внутренних противоречий, изменение ее содержания. В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций: частная – микрореволюция, затрагивающая одну область знания; комплексная – революция, затрагивающая ряд областей знания; глобальная – всеобщая революция, радикально меняющая основания науки.

Первую научную революцию обычно относят к XV-XVI вв. – эпохе, оставившей глубокий след в культурной истории человечества. Этот период ознаменовал переход от Средневековья к Новому времени и назван эпохой Возрождения. Характерными приметами этого времени были возрождение культурных ценностей античности, расцвет искусства, утверждение идей гуманизма. Радикальное изменение миропонимания, произошедшее в эпоху Возрождения, связано в первую очередь с появлением гелиоцентрической системы мира Николая Коперника и учением о множественности миров Джордано Бруно.

Вторая научная революция пришлась на XVII-XVIII вв. и связана с именами Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Р. Декарта и др. Основы нового механистического естествознания были заложены в трудах Галилея, сформулировавшего принцип инерции, исследовавшего свободное падение тел и оценившего высокую значимость опытного знания. Важную роль в истории естествознания сыграл немецкий математик и астроном И. Кеплер, установивший на основании обобщения астрономических наблюдений три закона движения планет Солнечной системы. Величайший ученый всех времен И. Ньютон обессмертил свое имя открытиями в различных областях знания и, в первую очередь, открытием и математическим описанием законов механического движения и всемирного тяготения. Была создана механистическая картина мира, согласно которой Вселенная была вечной и неизменной, а все явления сводились к перемещению тел в пространстве и во времени и были жестко детерминированы законами механики.

В середине XIX в. произошло несколько комплексных научных революций одновременно. Особое значение имели открытия закона сохранения и превращения энергии (Ю.Р. Майер и Дж. П. Джоуль), клеточного строения живой материи (М. Я. Шлейден и Т. Шванн), периодической системы химических элементов (Д.И. Менделеев), создание эволюционного учения (Ч. Дарвин) и электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл). Сущность этих революций заключалась в диалектизации естествознания, т.е. рассмотрении предметов и явлений в процессе развития и во взаимной связи.

Глобальная научная революция начала XX в. связана с пересмотром исходных представлений о пространстве и времени, созданием специальной и общей теории относительности, крушением механистической модели мира и созданием квантовой механики.

К середине XX в. относят начало глобальной научно-технической революции, знаменующей коренное, качественное преобразование производительных сил общества и небывалое ускорение научно-технического прогресса на основе быстрой реализации достижений науки во всех сферах человеческой деятельности. Сама научная деятельность в настоящее время тесно связана с революцией в средствах хранения и получения информации. Объектами современного научного познания становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и самоорганизацией.

С 70-х годов нашего столетия в методологии науки стало разрабатываться новое направление кейс–стадис, которое называют также направлением ситуационных исследований. Это направление является антиподом линейных моделей развития науки. В кейс – стадис ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития и обладающее какими-то общими чертами с другими событиями, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. Ранее исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности. Теперь исследователь изучает факт как событие – результат многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других. Элементарное событие не приобщается к некоторому всеобщему, находящемуся вне его, а, наоборот, это всеобщее обнаруживается в нем самом и через общение с другим особенным событием. Историческая картина, складывающаяся на базе кейс – стадис, представляет собой что-то вроде плоскости с возвышающимися холмами и пиками, изображающими события меньшей и большей значимости. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, сосуществуют разные теории и парадигмы.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.