Развитие промышленности, торговли и транспорта — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Развитие промышленности, торговли и транспорта

2018-01-05 581
Развитие промышленности, торговли и транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Строительство и работа заводов. В пореформенное десятилетие в Тамбовской губернии появились крупные фабрики и заводы. Почти все они занимались переработкой сельскохо­зяйственного сырья. Были построены сахарные, винокуренные, табачные, суконные и другие промышленные предприятия. Их основали выходцы из различных слоев общества. О промышленниках из дворян вы уже знали. Тамбовские «суконные короли», двоюродные братья Асеевы происходили из крестьян. Крупнейшую мельницу в Тамбове основали купцы Егоровы. Самое большое предприятие губернии – пороховой завод в рабочем поселке под Тамбовом (ныне Котовск) построило в годы Первой мировой войны государство. На нем работало свыше 6 тысяч человек.

Долгое время в промышленности губернии первенствовали винокуренные заводы, производившие несколько миллионов ведер спирта в год. Эти заводы давали возможность жителям окрестных сел заработать поставкой хлеба, картофеля, перевозкой спирта и т.д.

В начале XX в. на первое место вышло мукомольное производство. На мельницах Тамбовской губернии ежегодно перемалывалось в муку не менее 1 миллиона тонн зерна.

Фабрики братьев Асеевых в Рассказове и Моршанске, на которых работало более 5 тысяч человек, были главными поставщиками сукна для российской армии.

Тамбовская губерния занимала одно из первых мест в России по производству махорки. Важную роль в ее производстве играла Моршанская табачная фабрика, основанная в конце XIX в. купцами Г.В. Белоусовым и Н.А. Дмитриевым.

Тяжелая промышленность особого развития в губернии не получила. Она была представлена 15 небольшими чугунолитейными заводами.

3. Торговля. Главной формой торговли остава­лись ярмарки, которые, как и прежде, собирались на церковные праздники. В начале XX в. самые крупные ярмар­ки были в Тамбове, Борисоглебске, Козлове, Лебедяни, Липецке. В губернии было немало торговых сел, в которых проходило по нескольку крупных ярмарок в год – Уварово Борисоглебского уезда, Старо-Юрьево Козловского уезда, Алгасово и Сосновка Моршанского уезда.

Самыми ходовыми товарами на тамбовских ярмарках во вто­рой половине XIX в. были хлеб, мясо, рыба, а также изделия из шерсти, льна, дерева, железа, привозные одежда иобувь, сахар, соль, чай и другие отечественные и «заморские» товары.

В конце XIX – начале XX веков в городах и крупных селах появляются постоянные базары, где мож­но было купить повседневные продукты питания (мясо, моло­ко, творог, сметану), а также сено, зерно, дро­ва, ягоды, грибы и многое другое. В эти годы базарные места в городах начали застраиваться крытыми деревянны­ми и каменными торговыми рядами, большими складами для хранения привозимых продуктов, кирпичными и доща­тыми ларьками. Строили хозяева прочно, хорошо понимая, какое значение имеет торговля для горожан. Многие из этих построек сохранились до нашего времени, да и центральные рынки Тамбова, Кирсанова, Мичу­ринска, Моршанска остались на своих старинных местах.

Выбор товаров на базарах всегда был большой. Горожане,многие из которых жили скромно, могли выбирать, что подешевле. Некоторые город­ские жители специально приходили на базар попозже, когда мясо, молоко или овощи у торгующих крестьян начи­налипортиться, и они готовы были сбыть их задешево. Обилие товаров и умение горожан «торговаться» сбивало цены на база­рах до действительно «копеечных».

Во второй половине XIX в. развилась магазинная и лавочная торговля. В магазинах обычно торговали тем, чего не было на базарах (печеным хлебом, булками, водкой, сахаром, готовой одеждой и тканями, часами, ювелирными из­делиями). В городах магазины и лавки занимали целые улицы и кварталы. В Тамбове их больше всего было на Гимназической (ныне Коммунальной) улице. Многие здания старинных магазинов и лавок и сейчас заняты под тор­говые заведения.

Цены в магазинах и лавках не могли быть высокими. Многие горожане вплоть до начала XX в. продолжали сами печь дома хлеб, блины, пироги. Поэтому покупателей хлебных продуктов в магазинах и лавках было сравнительно немного. Примерно то же было и с торговлей готовой одеждой, т. к. в большинстве городских семей шили сами или у дешевых портных.

Недорогие цены поддер­живали и богатые купцы, которые ездили по ярмаркам, селам и городам и искали товары подешевле. Потом они перепродавали эти товары мелким торговцам с небольшой надбавкой. Поскольку товаров у купцов было много, в целом они получали большую прибыль.

В деревне торговля еще не получила такого развития, как в городе, и в силь­ную засуху мог возникнуть голод. Но уже с конца XIX в. губернии, как и в стране в целом, создавались продовольственные склады и общественные столовые для помощи голодающим крестьянам.

4.Появление железных дорог. Большое значение имела постройка в 1860-1870-е годы через территорию Тамбовской губернии линий железных дорог, связавших наш край напрямую с Москвой, Ростовом, Астраханью. Через северную часть губернии пролегли железные дороги на восток России вплоть до Тихого океана.

Железные дороги были выгодны всем. Они почти не зависели от погоды, работали круг­лый год. Тамбовские помещики, продававшие много хлеба, стали грузить его в большие вагоны вместо сотен подвод и быстро перевозить в Москву, Петербург, дру­гие промышленные города, за границу. Один из них – граф Бенкендорф - на собственные деньги проложил ветку из имения в Сосновке до линии железной дороги, веду­щей в Москву.

Крестьяне Тамбовской губернии также могли перевозить свои продукты для продажи в самые разные края и продавать с наибольшей выгодой для себя. По железной дороге они добирались на временные заработки на шахты Донбасса, в зажиточные села Кубани, Дона, юга Украины, на фабрики и заводы Москвы, ежедневно ездили на фаб­ричную работу в близлежащие города и промышленные села Тамбовской и соседних губерний.

По железной дороге в губернию в больших коли­чествах ввозили промышленные изделия: ткани, обувь, строительные материалы, станки и многое другое. Некоторые из них, например, большие и тяжелые паровые котлы для за­водских цехов можно было привезти только железнодорож­ным путем. Братья Асеевы, чтобы подвозить сырье и вывозить готовые сукна со своей фабрики в Рассказове, построили ветку от фаб­рики до станции Платоновка.

Железные дороги позволили жителям Тамбовщины чаще ездить не только по делам, но ив гости, на отдых. Вряд ли знаменитый композитор С.В. Рахманинов смог бы каж­дый год приезжать за сотни верст из Петербурга или Москвы в свою любимую Ивановку, если бы недалеко от нее не про­ходила железная дорога.

По железной дороге люди стали быстро получать почту, свежие газеты, узнавать новости.

Поддержание в исправности железнодорожных путей, по­стоянная необходимость ремонта вагонов, подготовка к ра­боте паровозов, сопровождение составов с грузами и пасса­жирами требовали большого количества работников. Железные дороги давали заработки десяткам тысяч людей. Работа на железной дороге считалась выгодной ипочетной. Железнодорожники получали хоро­шую зарплату, носили специальную форму. Она выдавалась им бесплатно. На железных дорогах был образ­цовый порядок. По точному времени прохождения поездов даже проверяли часы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Как сельскохозяйственный характер Тамбовской губернии отражался на развитии промышленности в нашем крае?

2. Назовите основные отрасли тамбовской промышленности конца XIX – начала ХХ веков. Определите по карте основные центры ее размещения.

3. Расскажите о развитии торговли в Тамбове и других городах губернии в конце XIX-начале ХХ веков.

4. Найдите на карте железные дороги, построенные через территорию Тамбовской губернии к началу ХХ в. Раскройте значение железных дорог для развития экономики и других сторон жизни нашего края.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.