В развивающейся науке можно также выделить три этапа. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В развивающейся науке можно также выделить три этапа.

2018-01-05 188
В развивающейся науке можно также выделить три этапа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классическая наука (17 - конец 19 вв.) считала, что содержание научного знания определяется исключительно природой изучаемого объекта, его законами и свойствами.

Неклассическая наука (конец 19 - первая половина 20 вв.) сложилась на основе вероятностных представлений новой физики (в первую очередь – квантовой). В рамках ее рациональности осознается, что содержание научного знания определяется не только самим объектом, но и спецификой методов его исследования.

Постнеклассическая наука (возникает в последнюю треть 20 в.) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гуманитарных факторов в развитии и функционировании современной науки. Особенно значимо это обстоятельство для исследования наиболее сложных, саморазвивающихся систем (например, экологических) и так называемых «человекоразмерных», т.е. включающих человека, коллективы людей, общество в целом.

 


№ 42. Социальная философия. Основные исследовательские программы в обществознании

Социальная философия – это учение об обществе, которое раскрывает сущность общества как реальности особого типа, объективно-субъективной по своему характеру.

Объективно-субъективный характер означает:

· с одной стороны, в обществе действуют люди и функционируют социальные институты, реализующие осознанные интересы и цели;

· с другой – между ними складываются определенные, нормативные отношения, влияющие на деятельность людей.

Многозначность определения общества

Существуют многообразные определения общества:

1. Выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

2. Система («мир») человеческой деятельности, ее объективное условие и результат;

3. Система отношений между большими (макросоциальными) группами-классами, этно-социальными общностями и учреждениями;

4. Система социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

5. Система взаимосвязанных сфер экономической, политической, социальной и духовной (нравственной), в каждой из которых реализуются потребности и интересы людей;

6. Система социальной коммуникации между людьми, реализющими свои интересы на основе существующих ценностей культуры;

7. Система отношений между социальными группами с характерными для них интересами;

8. ТолкоттПарсонс: Система социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии со статусом в обществе.

Краткие выводы:

ü Общество обладает сложной системной организацией;

ü Структуру и динамику данной организации специалисты объясняют на основании различных точек зрения.

Рассмотрим несколько версий социальной организации общества:

Социальная организация общества неоднородна, складывается из элементов.

Элементы системной организации общества:

ü индивиды; социальные группы; институты и учреждения с характерными для них социальными действиями

Функционалистскаяверсия социальной организации общества К. Дэвиса и В. Мура. Так как общество неоднородно, то выгоды их распределения соответственно престижу и уважению порождают неравенство в обществе.

Т. Парсонс сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к социальным системам:

¨ Адаптация; Целеполагание; Интеграция; Латентность.

В обществе эти функции обеспечиваются соответствующими подсистемами:

ü экономика; политика; право; социализация

Каждая их которых дополняет друг друга как части единого социального организма. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают:

· деньги (A); власть (G); влияние (I); ценностные приверженности (L).

¨ Адаптация; Целеполагание; Интеграция; Латентность = AGIL

В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

Краткие выводы:

ü Общество сложно по своей структуре, многокомпонентно и системно организовано;

ü Социальная система находится в постоянной динамике;

ü Процессы исторической динамики общества рассматриваются как фундаментальный вопрос социальной философии (Маркс, Парсонс, Вебер).

К. Маркс (материалистическое понимание истории) утверждал что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытии определяет их сознание». По Марксу обществу выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет материальными и базисными.

Материальными они являются, поскольку:

Ø складываются между людьми с объективной необходимостью;

Ø независимо от их воли и желания;

Ø чтобы существовать люди должны вступать в отношения производственной кооперации.

Базисными они выступают поскольку:

Ø определяют экономический строй общества

Ø порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку (право, экономика, политика, политические партии, нравственность, государство).

Эти отношения Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их характера.

Материальная жизнь общества = способ производства + экономические отношения. Они определяют духовную жизнь общества.

Процесс производства: производство; распределение; обмен; потребление.

Духовная жизнь общества – это вся совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей.

Макс Вебер (немец) – основоположник понимающей социологии и теории социального действия.

Макс Вебер выделяет 4 типа социального действия:

1. Аффективное. Основано на актуальных аффектах и чувствах и определяется эмоционально-волевыми факторами.

2. Традиционное. Побуждается традициями, обычаями, привычками, не является достаточно осмысленным, имеет характер социального автоматизма.

3. Ценностно-рациональное. Характеризуется сознательным следованием принятой в обществе системе ценностей.

4. Целерациональное. Определяется сознательной постановкой практическои значимой цели.

Хабермас Юрген. Концепция коммуникативного действия Хабермаса выделяет 4 типа социального действия:

Ø Характеризует современное западное общество – общество модерна, как диалектически противоречивое целое, в котором его компонентам соответствуют разные типы социального действия и их рационализация. Ю. Хабермас говорит о возможности установления принципиально ненасильственных способов социального бытия как «универсального примирения». Переориентация с субъектно-объектных на субъект-субъектную структуру.

Ø Он понимает интеракцию не только как социальное воздействие, но и как коммуникативное действие.

Ø Коммуникативное действие не использует другого в качестве объекта (средства), предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности.

В истории социальной философии сложились и функционируют исследовательские (научные) программы, каждая из которых представляет собой систему теоретических и методологических принципов, ориентирующих и направляющих исследовательскую деятельность.

Натуралистическая программа Ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой
Социологическая программа Формируется в результате становления в первой половине 19 в. социологии – науки об обществе, родоначальником которой является О. Конт, стремившийся создать специальную методологию исследования общества, так называемую «социальную физику». Социологическая программа может рассматриваться в качестве альтернативы натуралистической, поскольку подчеркивает качественную специфику социальной реальности, отличной от других видов реальности
Культурно-историческая программа (культуроцентристская) Формируется во второй половине 19 - начале 20 вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе (В. Дильтей) и, соответственно, разной методологии, используемой при анализе природных и социальных систем
Психологическая и социопсихологическая программы Несмотря на то, что вторая возникает на базе первой, методологически едины в анализе общественной системы, т.к. приоритетными избираются психические факторы на основании биопсихосоциальной природы человека.

№ 43. Философия истории: становление, предмет и структура. Понятие исторической реальности. Объективное и субъективное в историческом процессе. Необходимость и свобода в общественном развитии

Философия истории – раздел философского знания, в котором изучается природа исторического процесса, фундаментальные принципы исторического бытия. Философия истории: Механизмы и закономерности исторического развития социума; Осуществляется рефлексия над самим историческим познанием.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.