Объективные признаки результативности психологического консультирования — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Объективные признаки результативности психологического консультирования

2018-01-05 407
Объективные признаки результативности психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и окружающими людьми (помимо самого психолога-консультанта и клиента), благодаря которым можно объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно.

ОДНОСТОРОННОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОВ НА СТАДИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА – ошибка в интерпретации исповеди клиента, при которой психо­лог-консультант, оценивая проблему, возникшую у клиента, и предлагая ее решение, ориентируется на ка­кую-либо частную научную теорию, не замечая ее не­полноты или односторонности. В результате неполны­ми и односторонними оказываются выводы психолога-консультанта о проблеме клиента и о путях ее решения.

ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкре­пляется и становится более вероятной; также называет­ся инструментальным научением.

ОПЕРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ – срочная, теку­щая помощь, оказываемая психологом-консультантом клиенту и рассчитанная на достижение быстрого эф­фекта от проведения консультирования.

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – соз­дание таких условий для выполнения деятельности, при которых человек может в максимальной степени при минимальных затратах физических и психологиче­ских усилий удовлетворить свои потребности.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ – вы­работка человеком наилучших решений по тому или иному вопросу; достижение максимальных положи­тельных результатов от реализации принятых решений,


сведение к минимуму возможных отрицательных их последствий.

ОРГАНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, связанные с поражениями различных органов тела человека.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА – возникают из-за нарушений развития плода во внутриутробном периоде, в результате родовых травм, асфиксии, пере­несенных сотрясений мозга, мозговых инфекций, от­равлений, нарушений кровоснабжения мозга и по неко­торым другим причинам. Точно установить причину О. п. м. бывает крайне трудно. Одним из наиболее частых симптомов О. п. м. является снижение моторного кон­троля, т.е. нарушения в работе нервного аппарата, управляющего движениями. Это приводит к нарушени­ям крупной моторики (ходьбы, бега, прыжков и т.п.) и мелкой моторики (движений кисти и пальцев при пись­ме, рисовании, работе с инструментами). Часты сенсо-моторные нарушения. При О. п. м. обычны нарушения памяти, внимания и некоторых других психических функций.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – черта характера человек, выра­жающаяся в его готовности лично отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАН­ТА – круг вопросов, связанных с проведением психоло­гического консультирования, за правильное решение которых несет персональную ответственность психо­лог-консультант. Обычно О. п.-к. - добровольный акт, однако в случаях нарушения закона или положений мо­рального кодекса практического психолога консультант несет персональную ответственность перед законом или перед сообществом коллег-профессионалов.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. О.п. яв-


ляется результатом неблагоприятного социального раз­вития, нарушений социализации, возникающих на раз­ных возрастных этапах.

ОТКРЫТОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИ­ЕНТУ – готовность и способность психолога-консультанта быть открытым и откровенным для кли­ента человеком, искренне и честно обсуждающим с ним все вопросы, которые возникают в процессе про­ведения психологического консультирования.

ОТРИЦАНИЕ – защитный механизм, при котором реаль­ность, причиняющая боль, отрицается, будь то реаль­ность внешняя или внутренняя.

ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ – воз­никновение психологического барьера между родите­лями и подростком. О. п. от р. проявляется в том, что подросток начинает все меньше общаться со своими родителями, все меньше рассказывать им о своей жиз­ни, о том, что его волнует; они все меньше начинают его понимать и одобрять его поведение.

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМО­ЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ – неязыковые характе­ристики речи человека, с помощью которых он выра­жает то, что не полностью может быть выражено сло­вами, например свое отношение к происходящему, свои переживания и т.п. К П. к. э. р. относятся, напри­мер, интонация, ударение, громкость голос, темп и пау­зы в речи и другое.

ПАРАФРАЗА – см. перефразирование.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психоло­гической науки, включающая в себя знания и исследо­вания, касающиеся образования, обучения и воспита­ния людей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ – новейшие, самые современные идеи и направления в научной и практи­ческой педагогике.


ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ – здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспи­танные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении, но референтность (значимость) семьи не утрачивается.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОН­СУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультиро­вание по вопросам образования, прежде всего обучения и воспитания детей.

ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛО­ВЕКА – деловые черты характера, которые обычно первичными появляются у ребенка в процессе его ин­дивидуального психологического развития. На этой ос­нове у ребенка формируются главные, вторичные дело­вые качества, к которым, в частности, относятся акку­ратность, дисциплинированность, исполнительность и другие.

ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ – краткое, сокращенное, но доста­точно точное по смыслу, повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди ска­зал клиент.

ПЕРМАНЕНТНАЯ ПРОБЛЕМА КЛИЕНТА – проблема, которая для данного клиента является постоянной, ти­пичной, существующей довольно давно или время от времени периодически возникающей в его жизни.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – навязчивое повторение одних и тех же движений.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ – стремление все делать на высшем уровне, определяемое или очень высоким уровнем при­тязаний, или чрезмерным чувством ответственности. Часто, доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю ра­боту. Из-за неоправданной траты сил и времени на ме­лочи главное нередко упускается.


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ – отклонения в поведе­нии человека от нормы.

ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и не­приемлемых для него по каким-либо соображениям морально-этического или правового характера.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКО­ГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – первый, начальный этап проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант предвари­тельно знакомится с клиентом и вместе со своими по­мощниками готовит все, что необходимо для успешно­го проведения психологического консультирования.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – совокупность действий психолога-консультанта, связанных с обеспе­чением оптимальных условий для проведения психоло­гического консультирования. Работа на данном этапе включает в себя выбор и оборудование помещения для консультации, подготовку необходимых для консуль­тирования документов и материалов, предварительное знакомство психолога-консультанта с информацией, касающейся клиента и его проблемы.

ПОСТКОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ ПСИХО­ЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - общение психолога-консультанта с клиентом после того, как психологическое консультирование в основном завер­шилось, и клиент получил необходимые рекомендации по практическому решению его проблемы.

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ – период развития человека от рож­дения до смерти.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС – комплекс реакций человека на травму, которая определяется как пережи­вание, потрясение, беспомощность, когда человек сам


пережил угрозу собственной жизни или серьезную фи­зическую и психическую травму. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – те мысли и чувства, которых ин­дивидуум не осознает в любой данный момент, но ко­торые могут быть осознанными с небольшими затруд­нениями или совсем без труда (например, дата вашего рождения).

ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬ­ЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО СОБСТВЕННОГО ЯЗЫКА – прием, заключающийся в том, что, уловив из разговора с клиентом особенности его речи (языка), психолог-консультант далее начинает вполне созна­тельно им подражать, пользуясь теми же самыми сло­вами, тем же стилем и тоном разговора, который харак­терен для клиента.

ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬ­ТАНТОМ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ ПЕРЕД КЛИ­ЕНТОМ – прием психологического консультирования, при котором психолог-консультант, слушая исповедь клиента и как бы продолжая его мысль, стимулирует рассказ клиента о своей проблеме путем постановки пе­ред ним вопросов типа: Что? Как? Зачем? Почему? и.т.п.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ – период развития человека до рожде­ния.

ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» - правило проведения психологического консультирования, согласно которо­му сознание (внимание, память, воображение, мышле­ние) клиента во время проведения консультирования должно быть сосредоточенно на том, что происходит в данный момент времени, а не на том, что было в про­шлом или может произойти в будущем.

ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОМОГА­НИЯ ЧЕЛОВЕКА – проблема, суть которой заключа-


ется в том, что клиент часто чувствует себя не вполне здоровым физически и не вполне благополучным в психологическом плане человеком, но точно не знает о подлинных причинах своего недомогания и не в со­стоянии от него избавиться. Обращение за помощью к профессиональным врачам ему, как правило, не помо­гает.

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ – тест, который содержит неяс­ные, двусмысленные стимулы, предназначенный для исследования личности.

ПРОЕКЦИЯ – защитный психологический механизм, про­являющийся в том, что человек, имеющий какие-либо отрицательные качества личности, не признает их у се­бя и вместе с тем необоснованно приписывает их дру­гим людям. Методика конструирования, дополнения, интерпретации неопределенного стимульного материа­ла в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемыми.

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – позитивное, конст­руктивное, социально полезное поведение; противопо­ложность антисоциального поведения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИ­ХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – знания и практиче­ские умения психолога-консультанта, благодаря кото­рым он может оказывать действенную помощь клиен­там в решении их жизненных, психологических про­блем.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛО­ГА-КОНСУЛЬТАНТА - знания, умения и навыки, не­обходимые профессионально подготовленному психо­логу-консультанту для успешного выполнения своей работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА–КОНСУЛЬТАНТА – основные тре-


бования, предъявляемые к профессиональной работе психолога-консультанта.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – специальная ра­бота психолога-консультанта с клиентом, производи­мая, как правило, в конце психологической консульта­ции. Эта работа заключается в том, чтобы научить кли­ента избегать возникновения новых психологических проблем в его жизни.

ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННО­СТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УС­ПЕШНО РЕШЕНА – процедура психологического консультирования, во время которой психолог-консультант убеждает клиента в том, что его проблема будет успешно решена при условии четкой и добросо­вестной реализации клиентом полученных от психоло­га-консультанта рекомендаций.

ПРОЦЕДУРА ВСТРЕЧИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ­ТАНТА С КЛИЕНТОМ – действия, предпринимаемые психологом-консультантом в момент первой личной встречи с клиентом.

ПРОЦЕДУРА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – группа объеди­ненных друг с другом, направленных на достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемых совместно приемов психологического консультирования.

ПРОЦЕДУРА ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛО­ЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЯ КЛИЕНТА – система приемов, при помощи которых психолог-консультант настраивает клиента на исповедь, стремясь, в частно­сти, вызывать и поддерживать у него хорошее настрое­ние во время консультации.

ПРОЦЕДУРА ПОДКРЕПЛЕНИЯ КЛИЕНТА – приемы, при помощи которых психолог-консультант эмоцио-


нально поддерживает клиента, особенно на стадии ис­поведи и в процессе ее совместной интерпретации.

ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬ­ТАНТОМ И КЛИЕНТОМ ПРИЕМЛЕМОГО РЕ­ШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – специальная процедура при помощи которой психолог-консультант, ведя конструктивный диалог с клиентом, совместно с ним ищет приемлемое решение его проблемы – такое, которое устроило бы как психолога-консультанта, так и клиента.

ПРОЦЕДУРА ПРОЯСНЕНИЯ МЫСЛИ КЛИЕНТА – высказывание психолога-консультанта во время испо­веди, в котором он своими словами повторяет, уточня­ет, конкретизирует мысль клиента, помогая и ему са­мому сформулировать ее более определенно.

ПРОЦЕДУРА РАЗЪЯСНЕНИЯ МЫСЛИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ – подробное изложе­ние и детальное объяснение психологом-консультантом клиенту тех выводов и практических рекомендаций, которые он хочет предложить клиенту в связи с возникшей у него проблемой.

ПРОЦЕДУРА СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА У КЛИЕНТА – совокупность приемов, при помощи которых психолог-консультант в начале рабо­ты с клиентом старается распознать и по возможности психологически нейтрализовать влияние комплексов, снять имеющийся у клиента психологический барьер в общении с психологом-консультантом.

ПРОЦЕДУРА УБЕЖДЕНИЯ КЛИЕНТА – система логи­ческих приемов, основанных на достоверных фактах и убедительной логике доказательства, с помощью кото­рых психолог-консультант убеждает клиента в пра­вильности выводов и рекомендаций касающихся прак­тического решения его проблемы.


ПРОЦЕДУРА ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ ПСИ­ХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ КЛИЕНТА – сис­тема приемов, при помощи которых психолог-консультант, слушая исповедь клиента, старается как можно лучше понять его и его проблему, пытаясь сопе­реживать, сочувствовать клиенту, ставя себя на его ме­сто.

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ – нарушение психи­ческого развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функ­ций головного мозга. П. д. может быть обусловлен био­логическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, неблагоприятными сре-довыми воздействиями, а также разнообразными соче­таниями биологических и социальных факторов.

ПСИХОАНАЛИЗ – теория личности – личностной структу­ры развития, динамики и изменений, созданная Фрей­дом. В психоанализе делается сильный упор на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Также утверждается, что поведение челове­ка в своей основе иррационально и является результа­том взаимодействия между ид, эго и суперэго.

ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – заболевания, имею­щие все признаки реальной болезни, но вызванные не нарушениями в работе организма, а нарушениями в психике человека, в частности его взаимоотношений с окружающими людьми.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – область знаний и умений, свя­занных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики (психологических тес­тов).

ПСИХОДРАМА – один из видов группового социально-психологического тренинга, основанный на использо­вании участниками психотерапевтической (психокор-рекционной) группы элементов импровизированного


спектакля на тему, связанную с психологической про­блемой одного из клиентов. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – одно из трех направлений в дея­тельности практического психолога (наряду с психоди­агностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправле­ния недостатков в его психологии или поведении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ – приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя доста­точно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА – механизмы, помо­гающие сохранить благоприятное психическое состоя­ние, несмотря на наличие психотравмирующих факто­ров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – недостаточный уровень развития у детей познавательных процессов, личностных качеств и форм межличностного поведения, не позволяющий им нор­мально учиться в школе и успешно осваивать школь­ную программу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – временное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятны­ми жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить. П.т. может иметь для человека весьма далеко идущие последствия, порождая, напри­мер, нервные и иные психогенные заболевания.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ – заметные откло­нения в психологии и поведении человека от нормы, т.е. от некоторого среднего уровня, характеризующего многих, вполне нормальных людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ – интенсивные воз­действия. Оказываемые на психику человека и вызы­вающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоцио­нальные переживания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ – разнообраз­ные положительные реакции окружающих людей на действия данного человека при общении с ним. П. п. в с. м. о. могут быть, например, одобрением, поддержкой, оказанием внимания, доверия к человеку, демонстраци­ей готовности прийти ему на помощь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР – внутренняя, психоло­гическая причина, препятствующая человеку естест­венно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – прак­тическое оказание действенной психологической по­мощи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ – психологиче­ское состояние человека, проявляющееся в его излиш­ней психологической напряженности во время разгово­ров с людьми или при выполнении какой-либо деятель­ности. Состояние п.н. ведет обычно к разного рода ошибкам, к неправильным действиям, к неточным ре­акциям на происходящее, порождает неприятные эмо­циональные переживания и неудовлетворенность чело­века.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕН­ТА – передача психологом–консультантом клиенту по­лезных для его жизни психологических знаний, само-


стоятельно пользуясь которыми клиент в состоянии оказывать себе самому и другим людям первичную психологическую помощь.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ – часть психологической нау­ки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека.

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ – система знаний, включающих психологию семейных отношений, а также систему ме­тодов решения внутрисемейных психологических про­блем.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРО­ВАНИЕ – разновидность психологического консуль­тирования, связанная с решением вопросов обучения и воспитания детей.

ПСИХОТЕРАПЕВТ – профессиональный медицинский ра­ботник, врач, специализирующийся в области диагно­стики и лечения нервных и психических заболеваний, применяющих для этого по преимуществу методы пси­хологии.

ПСИХОТЕРАПИЯ – часть медицинской и одновременно психологической практики, связанной с применением психологических знаний и методов для диагностики и лечения разного рода заболеваний.

ПСИХОТИЗМ – состояние, характеризующееся постоянной напряженностью, возбудимостью безотносительно к степени опасности реальной ситуации. Основными чер­тами характера таких детей являются эгоизм, самодо­вольство и чрезмерное самомнение.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – область науки, пограничная ме­жду психологией и физиологией организма. В П. изу­чаются преимущественно связи, существующие между психологическими явлениями и физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге чело­века.


ПУБЕРТАТНЫЙ – относящийся к периоду полового созре­вания.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач.

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавле­ния одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения.

РЕАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА – неполноценное и непосто­янное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка приводит к затруднению или искажению фор­мирования привязанности, к появлению специфическо­го невротического заболевания.

РЕАКТИВНЫЙ – относящийся к патологическим измене­ниям психической деятельности в ответ на психиче­скую травму или неблагоприятные обстоятельства.

РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психоло­гу–консультанту, действительному положению дел. Проблема, обозначенная клиентом, считается реальной, если она на самом деле есть у него и не является вы­мышленной.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – специальный журнал, имеющийся в психологической консультации, в кото­рый заносятся данные о клиентах, обратившихся за по­мощью в психологическую консультацию, о работаю­щих с ними психологах–консультантах, о месте и вре­мени проведения психологической консультации.

РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА – неблагоприятные изме­нения в личности и в поведении человека, проявляю-


щиеся в отставании его развития и в переходе на более низкий уровень психологического развития.

РЕГРЕССИЯ – защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную.

РЕЗОНЕРСТВО – склонность к рассуждениям, морализи­рованию, подробному рассказу о своих реальных или предполагаемых действиях. В тех случаях, когда такие рассказы явно преобладают над самими действиями, говорят о вербализме. Р. характерно для тревожных людей, для которых принятие решений и практические действия затруднены различными опасениями.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОН­СУЛЬТИРОВАНИЯ – конечный итог психологиче­ского консультирования, его практический результат в плане решения проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКО­ГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – четвертый этап пси­хологического консультирования, на котором психо­лог-консультант вместе с клиентом находят и уточняют практические рекомендации по решению проблемы клиента.

РЕФЛЕКСИЯ – осознание человеком своих действий, мыс­лей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

РЕФЛЕКТОРНЫЕ БОЛИ – боли психогенного характера, порождаемые значительными неприятностями в жизни человека и вызывающие у него трудноуправлямые от­рицательные эмоциональные переживания.

СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – один из работников вспомога­тельного персонала психологической консультации, в задачи которого входит прием клиентов и получение от них первичной информации, необходимой для начала


психологической консультации, а также информирова­ние клиентов об условиях проведения консультации.

СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРО­ВАНИЕ – консультирование членов будущей или на­стоящей семьи по поводу проблем, которые могут воз­никнуть или возникли в их семейных взаимоотношени­ях.

СЕНСОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ – нарушения образ­ного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий. В частности, страдает координация «глаз-рука» (зрительная регуляция мелкой моторики).

I СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система условно-

рефлекторных связей, формирующихся в коре головно­го мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

II СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система способов регуля-

ции психической активности, связанная с речью.

СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – кажущееся не­значительным действие (перебирание вещей, складок платья, пуговиц, напевание про себя мелодий и т.п.), имеющее, как и ошибочное действие, скрытый смысл.

СИНКИНЕЗИИ – непроизвольные движения, сопутствую­щие произвольным. Различают физиологические (на­пример, движения рук при ходьбе) и патологические (во время каких-либо действий рукой, ребенок непроиз­вольно сопровождает их действиями языка и губ) син-кинезии.

СИСТЕМА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИХ ПРОБЛЕМ – множество связанных друг с дру­гом проблем внутрисемейного характера, которые воз­никают, существуют и решаются в комплексе, путем психологического консультирования всех, участвую­щих в них членов данной семьи.


СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА – время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее. С.р. – одно из важных, врожденных свойств темперамента и нерв­ной системы человека.

СЛАБОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – неспособность нервной системы человека выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.

СОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ – изменения в сенсор­ных (чувствительных) и моторных (двигательных) функциях организма, которые могут проявляться в на­рушении сна, потере аппетита, повышенном потоотде­лении и др.

СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО РАССТРОЙСТВА ЧЕЛО­ВЕКА – психологическое состояние, характеризую­щееся отклонениями от нормы в функционировании психологических процессов; в таком состоянии человек не может принимать и выполнять продуманные, разум­ные решения.

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ – хорошее владение соци­альными нормами; поведение, соответствующее ситуа­ции. Снижение социализированности возникает как вследствие нарушений психического развития (психо­патия, аутизм, умственная отсталость и пр.), так в ре­зультате неправильного воспитания. В частности, для нормальной социализации необходимы достаточно те­плые, эмоционально насыщенные отношения малень­кого ребенка с близким взрослым. При высокой социа-лизированности характерно умение легко устанавли­вать контакты с людьми, избегать конфликтов. Однако


чрезмерно выраженная склонность к избеганию кон­фликтов часто служит показателем гиперкомпенсации – недостаточной исходной социализированности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область научных ис­следований и психологических знаний, касающихся общения и взаимодействия людей друг с другом.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА – определенное, устойчивое отношение человека к кому-либо или чему-либо.

СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ – отчуждение про­исходит не только от школы, но и от семьи. Усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ДЕТИ – дети и под­ростки, находящиеся в критической ситуации или в не­благоприятных условиях для жизни. С.н. возникает в результате действий различных факторов риска: эконо­мических (низкий уровень жизни), экологических (не­благоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликтность отношений в группах, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование, проводимое по вопросам восприятия и понимания людьми друг друга и регуляции человече­ских взаимоотношений через коррекцию взаимного их восприятия.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛО­ВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ – развитие человека, харак­теризующееся приобретением им разносторонних и правильных знаний о людях и об обществе, формирова­нием у него умений и навыков, улучшающих его лич­ные и деловые взаимоотношения с людьми.


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА – культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ – высшее или среднее специальное образование, позволяющее человеку считаться квалифицированным психологом и занимать соответствующие должности в государственных учреждениях.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – образование, которое полу­чает человек, приобретающий квалификацию практи­ческого психолога, включая психодиагностику, психо­логическое консультирование и психологическую кор­рекцию.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ – ряд требова­ний, предъявляемых к психологу-консультанту и к психологическому консультированию, связанному с различными областями жизни человека: интимно– личностной, семейной, психолого-педагогической, де­ловой и т.п.

СРЕДСТВА САМОКОНТРОЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИ-ОННЫХ ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА – средства, с по­мощью которых клиент может контролировать и оце­нивать успешность своих действий по исправлению имеющихся у него психологических и поведенческих недостатков. С. с. п. д., как правило, предлагаются кли­енту психологом–консультантом на завершающем эта­пе проведения психологического консультирования.

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИ­РОВАНИЯ (В ВЫРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ КЛИЕНТУ) – способ достижения цели, которую ставит перед собой психолог – консуль­тант, его типичные действия по отношению к клиенту на заключительной стадии проведения психологиче-


ского консультирования, при формулировании практи­ческих рекомендаций по решению его проблемы.

СТРЕСС – стойкое, эмоционально отрицательное психоло­гическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказы­вающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ – жизненные ситуации, вы­зывающие у человека большое психологическое напря­жение и порождающие состояние стресса.

СУБЛИМАЦИЯ – психоаналитический термин, обозна­чающий один из психологических защитных механиз­мов. С. проявляется в замене человеком одной, более важной, но не вполне удовлетворяемой потребности другой потребностью, менее важной, но более полно удовлетворяемой, или, соответственно, одного, более привлекательного объекта, другим, менее привлека­тельным объектом. С. происходит в том случае, если человеку почему-то не удается овладеть более привле­кательным для него объектом и удовлетворить тем са­мым свою, актуальную потребность.

СУПЕРВИЗОР – специалист, осуществляющий профессио­нальный контроль и непосредственное руководство деятельностью начинающего практического психолога, в частности психолога - консультанта.

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ – система методов практического воздействия на психологию и поведение человека через целенаправленную регуляцию его телесных состояний. Т.т. основана на убеждении в том, что между телесны­ми состояниями (в частности, состояниями мышечной системы) человека и его психологией существует пря­мая, причинно-следственная зависимость.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – теоретические знания, которые


разделяет и использует психолог-консультант в прак­тической работе с клиентами, особенно на стадии интерпретации исповеди и выработки практических рекомендаций для решения проблемы клиента. ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА – психоло­гическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний. Т. к. д. утверждает, что противоречия в знаниях человека порождают у него чувство диском­форта и стремление во что бы то ни стало избавиться от него каким-либо путем.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – приемы и средства, кото­рые на каждом из основных этапов психологического консультирования в рамках соответствующих процедур консультирования применяет психолог–консультант для определения и правильного решения проблемы клиента.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ - ошибки, допускаемые в технике проведения психологического консультирова­ния. В результате возникновения Т. о. в п. к. непра­вильно может быть оценена проблема клиента и даны неверные рекомендации по ее практическому решению.

ТРЕВОГА – эмоциональное состояние, возникающее в ожи­дании неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий; характеризуется беспредметностью в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Состояние тревоги может продолжаться очень долго вследствие хронически неблагоприятной ситуа­ции или из-за определенных личностных особенностей.


В этих случаях наступает истощение, нарушается нор­мальная деятельность.

ТРЕВОЖНОСТЬ – черта характера человека, выражающая­ся в его повышенном беспокойстве при решении раз­личных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними. Ситуа­ция, которая человеком с низкой тревожностью вос­принимается как вполне рядовая, при высокой тревож­ности вызывает стресс. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, частые страхи. Боясь ошибиться, такой человек всегда пытает­ся контролировать себя, что нарушает нормальное осу­ществление автоматизированных действий.

ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ - специальные трени­ровочные занятия, рассчитанные на приобретение чело­веком знаний, на формирование у него умений и навы­ков делового общения с людьми.

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕ­ЛОВЕКА – степень развития у человека общих интел­лектуальных способностей, позволяющих ему быстро обучаться и достигать значительных успехов в различ­ных видах деятельности.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – совокупность ус­ловий, положительно или отрицательно вли


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.