Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-05 | 407 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
– реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и окружающими людьми (помимо самого психолога-консультанта и клиента), благодаря которым можно объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно.
ОДНОСТОРОННОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОВ НА СТАДИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА – ошибка в интерпретации исповеди клиента, при которой психолог-консультант, оценивая проблему, возникшую у клиента, и предлагая ее решение, ориентируется на какую-либо частную научную теорию, не замечая ее неполноты или односторонности. В результате неполными и односторонними оказываются выводы психолога-консультанта о проблеме клиента и о путях ее решения.
ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; также называется инструментальным научением.
ОПЕРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ – срочная, текущая помощь, оказываемая психологом-консультантом клиенту и рассчитанная на достижение быстрого эффекта от проведения консультирования.
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – создание таких условий для выполнения деятельности, при которых человек может в максимальной степени при минимальных затратах физических и психологических усилий удовлетворить свои потребности.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ – выработка человеком наилучших решений по тому или иному вопросу; достижение максимальных положительных результатов от реализации принятых решений,
сведение к минимуму возможных отрицательных их последствий.
ОРГАНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, связанные с поражениями различных органов тела человека.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА – возникают из-за нарушений развития плода во внутриутробном периоде, в результате родовых травм, асфиксии, перенесенных сотрясений мозга, мозговых инфекций, отравлений, нарушений кровоснабжения мозга и по некоторым другим причинам. Точно установить причину О. п. м. бывает крайне трудно. Одним из наиболее частых симптомов О. п. м. является снижение моторного контроля, т.е. нарушения в работе нервного аппарата, управляющего движениями. Это приводит к нарушениям крупной моторики (ходьбы, бега, прыжков и т.п.) и мелкой моторики (движений кисти и пальцев при письме, рисовании, работе с инструментами). Часты сенсо-моторные нарушения. При О. п. м. обычны нарушения памяти, внимания и некоторых других психических функций.
|
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – черта характера человек, выражающаяся в его готовности лично отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – круг вопросов, связанных с проведением психологического консультирования, за правильное решение которых несет персональную ответственность психолог-консультант. Обычно О. п.-к. - добровольный акт, однако в случаях нарушения закона или положений морального кодекса практического психолога консультант несет персональную ответственность перед законом или перед сообществом коллег-профессионалов.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. О.п. яв-
ляется результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.
ОТКРЫТОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ – готовность и способность психолога-консультанта быть открытым и откровенным для клиента человеком, искренне и честно обсуждающим с ним все вопросы, которые возникают в процессе проведения психологического консультирования.
ОТРИЦАНИЕ – защитный механизм, при котором реальность, причиняющая боль, отрицается, будь то реальность внешняя или внутренняя.
|
ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ – возникновение психологического барьера между родителями и подростком. О. п. от р. проявляется в том, что подросток начинает все меньше общаться со своими родителями, все меньше рассказывать им о своей жизни, о том, что его волнует; они все меньше начинают его понимать и одобрять его поведение.
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ – неязыковые характеристики речи человека, с помощью которых он выражает то, что не полностью может быть выражено словами, например свое отношение к происходящему, свои переживания и т.п. К П. к. э. р. относятся, например, интонация, ударение, громкость голос, темп и паузы в речи и другое.
ПАРАФРАЗА – см. перефразирование.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологической науки, включающая в себя знания и исследования, касающиеся образования, обучения и воспитания людей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ – новейшие, самые современные идеи и направления в научной и практической педагогике.
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ – здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении, но референтность (значимость) семьи не утрачивается.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование по вопросам образования, прежде всего обучения и воспитания детей.
ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА – деловые черты характера, которые обычно первичными появляются у ребенка в процессе его индивидуального психологического развития. На этой основе у ребенка формируются главные, вторичные деловые качества, к которым, в частности, относятся аккуратность, дисциплинированность, исполнительность и другие.
ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ – краткое, сокращенное, но достаточно точное по смыслу, повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди сказал клиент.
ПЕРМАНЕНТНАЯ ПРОБЛЕМА КЛИЕНТА – проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольно давно или время от времени периодически возникающей в его жизни.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – навязчивое повторение одних и тех же движений.
|
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ – стремление все делать на высшем уровне, определяемое или очень высоким уровнем притязаний, или чрезмерным чувством ответственности. Часто, доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю работу. Из-за неоправданной траты сил и времени на мелочи главное нередко упускается.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ – отклонения в поведении человека от нормы.
ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и неприемлемых для него по каким-либо соображениям морально-этического или правового характера.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – первый, начальный этап проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант предварительно знакомится с клиентом и вместе со своими помощниками готовит все, что необходимо для успешного проведения психологического консультирования.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – совокупность действий психолога-консультанта, связанных с обеспечением оптимальных условий для проведения психологического консультирования. Работа на данном этапе включает в себя выбор и оборудование помещения для консультации, подготовку необходимых для консультирования документов и материалов, предварительное знакомство психолога-консультанта с информацией, касающейся клиента и его проблемы.
ПОСТКОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - общение психолога-консультанта с клиентом после того, как психологическое консультирование в основном завершилось, и клиент получил необходимые рекомендации по практическому решению его проблемы.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ – период развития человека от рождения до смерти.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС – комплекс реакций человека на травму, которая определяется как переживание, потрясение, беспомощность, когда человек сам
пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую и психическую травму. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – те мысли и чувства, которых индивидуум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без труда (например, дата вашего рождения).
|
ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО СОБСТВЕННОГО ЯЗЫКА – прием, заключающийся в том, что, уловив из разговора с клиентом особенности его речи (языка), психолог-консультант далее начинает вполне сознательно им подражать, пользуясь теми же самыми словами, тем же стилем и тоном разговора, который характерен для клиента.
ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ ПЕРЕД КЛИЕНТОМ – прием психологического консультирования, при котором психолог-консультант, слушая исповедь клиента и как бы продолжая его мысль, стимулирует рассказ клиента о своей проблеме путем постановки перед ним вопросов типа: Что? Как? Зачем? Почему? и.т.п.
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ – период развития человека до рождения.
ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» - правило проведения психологического консультирования, согласно которому сознание (внимание, память, воображение, мышление) клиента во время проведения консультирования должно быть сосредоточенно на том, что происходит в данный момент времени, а не на том, что было в прошлом или может произойти в будущем.
ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОМОГАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – проблема, суть которой заключа-
ется в том, что клиент часто чувствует себя не вполне здоровым физически и не вполне благополучным в психологическом плане человеком, но точно не знает о подлинных причинах своего недомогания и не в состоянии от него избавиться. Обращение за помощью к профессиональным врачам ему, как правило, не помогает.
ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ – тест, который содержит неясные, двусмысленные стимулы, предназначенный для исследования личности.
ПРОЕКЦИЯ – защитный психологический механизм, проявляющийся в том, что человек, имеющий какие-либо отрицательные качества личности, не признает их у себя и вместе с тем необоснованно приписывает их другим людям. Методика конструирования, дополнения, интерпретации неопределенного стимульного материала в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемыми.
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность антисоциального поведения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – знания и практические умения психолога-консультанта, благодаря которым он может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - знания, умения и навыки, необходимые профессионально подготовленному психологу-консультанту для успешного выполнения своей работы.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА–КОНСУЛЬТАНТА – основные тре-
бования, предъявляемые к профессиональной работе психолога-консультанта.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – специальная работа психолога-консультанта с клиентом, производимая, как правило, в конце психологической консультации. Эта работа заключается в том, чтобы научить клиента избегать возникновения новых психологических проблем в его жизни.
ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА – процедура психологического консультирования, во время которой психолог-консультант убеждает клиента в том, что его проблема будет успешно решена при условии четкой и добросовестной реализации клиентом полученных от психолога-консультанта рекомендаций.
ПРОЦЕДУРА ВСТРЕЧИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – действия, предпринимаемые психологом-консультантом в момент первой личной встречи с клиентом.
ПРОЦЕДУРА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – группа объединенных друг с другом, направленных на достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемых совместно приемов психологического консультирования.
ПРОЦЕДУРА ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЯ КЛИЕНТА – система приемов, при помощи которых психолог-консультант настраивает клиента на исповедь, стремясь, в частности, вызывать и поддерживать у него хорошее настроение во время консультации.
ПРОЦЕДУРА ПОДКРЕПЛЕНИЯ КЛИЕНТА – приемы, при помощи которых психолог-консультант эмоцио-
нально поддерживает клиента, особенно на стадии исповеди и в процессе ее совместной интерпретации.
ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ ПРИЕМЛЕМОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – специальная процедура при помощи которой психолог-консультант, ведя конструктивный диалог с клиентом, совместно с ним ищет приемлемое решение его проблемы – такое, которое устроило бы как психолога-консультанта, так и клиента.
ПРОЦЕДУРА ПРОЯСНЕНИЯ МЫСЛИ КЛИЕНТА – высказывание психолога-консультанта во время исповеди, в котором он своими словами повторяет, уточняет, конкретизирует мысль клиента, помогая и ему самому сформулировать ее более определенно.
ПРОЦЕДУРА РАЗЪЯСНЕНИЯ МЫСЛИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ – подробное изложение и детальное объяснение психологом-консультантом клиенту тех выводов и практических рекомендаций, которые он хочет предложить клиенту в связи с возникшей у него проблемой.
ПРОЦЕДУРА СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА У КЛИЕНТА – совокупность приемов, при помощи которых психолог-консультант в начале работы с клиентом старается распознать и по возможности психологически нейтрализовать влияние комплексов, снять имеющийся у клиента психологический барьер в общении с психологом-консультантом.
ПРОЦЕДУРА УБЕЖДЕНИЯ КЛИЕНТА – система логических приемов, основанных на достоверных фактах и убедительной логике доказательства, с помощью которых психолог-консультант убеждает клиента в правильности выводов и рекомендаций касающихся практического решения его проблемы.
ПРОЦЕДУРА ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ КЛИЕНТА – система приемов, при помощи которых психолог-консультант, слушая исповедь клиента, старается как можно лучше понять его и его проблему, пытаясь сопереживать, сочувствовать клиенту, ставя себя на его место.
ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга. П. д. может быть обусловлен биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, неблагоприятными сре-довыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями биологических и социальных факторов.
ПСИХОАНАЛИЗ – теория личности – личностной структуры развития, динамики и изменений, созданная Фрейдом. В психоанализе делается сильный упор на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Также утверждается, что поведение человека в своей основе иррационально и является результатом взаимодействия между ид, эго и суперэго.
ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – заболевания, имеющие все признаки реальной болезни, но вызванные не нарушениями в работе организма, а нарушениями в психике человека, в частности его взаимоотношений с окружающими людьми.
ПСИХОДИАГНОСТИКА – область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики (психологических тестов).
ПСИХОДРАМА – один из видов группового социально-психологического тренинга, основанный на использовании участниками психотерапевтической (психокор-рекционной) группы элементов импровизированного
спектакля на тему, связанную с психологической проблемой одного из клиентов. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – одно из трех направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ – приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА – механизмы, помогающие сохранить благоприятное психическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – недостаточный уровень развития у детей познавательных процессов, личностных качеств и форм межличностного поведения, не позволяющий им нормально учиться в школе и успешно осваивать школьную программу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – временное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить. П.т. может иметь для человека весьма далеко идущие последствия, порождая, например, нервные и иные психогенные заболевания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ – заметные отклонения в психологии и поведении человека от нормы, т.е. от некоторого среднего уровня, характеризующего многих, вполне нормальных людей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ – интенсивные воздействия. Оказываемые на психику человека и вызывающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ – разнообразные положительные реакции окружающих людей на действия данного человека при общении с ним. П. п. в с. м. о. могут быть, например, одобрением, поддержкой, оказанием внимания, доверия к человеку, демонстрацией готовности прийти ему на помощь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР – внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – практическое оказание действенной психологической помощи.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ – психологическое состояние человека, проявляющееся в его излишней психологической напряженности во время разговоров с людьми или при выполнении какой-либо деятельности. Состояние п.н. ведет обычно к разного рода ошибкам, к неправильным действиям, к неточным реакциям на происходящее, порождает неприятные эмоциональные переживания и неудовлетворенность человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА – передача психологом–консультантом клиенту полезных для его жизни психологических знаний, само-
стоятельно пользуясь которыми клиент в состоянии оказывать себе самому и другим людям первичную психологическую помощь.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ – часть психологической науки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека.
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ – система знаний, включающих психологию семейных отношений, а также систему методов решения внутрисемейных психологических проблем.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – разновидность психологического консультирования, связанная с решением вопросов обучения и воспитания детей.
ПСИХОТЕРАПЕВТ – профессиональный медицинский работник, врач, специализирующийся в области диагностики и лечения нервных и психических заболеваний, применяющих для этого по преимуществу методы психологии.
ПСИХОТЕРАПИЯ – часть медицинской и одновременно психологической практики, связанной с применением психологических знаний и методов для диагностики и лечения разного рода заболеваний.
ПСИХОТИЗМ – состояние, характеризующееся постоянной напряженностью, возбудимостью безотносительно к степени опасности реальной ситуации. Основными чертами характера таких детей являются эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – область науки, пограничная между психологией и физиологией организма. В П. изучаются преимущественно связи, существующие между психологическими явлениями и физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека.
ПУБЕРТАТНЫЙ – относящийся к периоду полового созревания.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач.
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения.
РЕАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА – неполноценное и непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка приводит к затруднению или искажению формирования привязанности, к появлению специфического невротического заболевания.
РЕАКТИВНЫЙ – относящийся к патологическим изменениям психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятные обстоятельства.
РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу–консультанту, действительному положению дел. Проблема, обозначенная клиентом, считается реальной, если она на самом деле есть у него и не является вымышленной.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – специальный журнал, имеющийся в психологической консультации, в который заносятся данные о клиентах, обратившихся за помощью в психологическую консультацию, о работающих с ними психологах–консультантах, о месте и времени проведения психологической консультации.
РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА – неблагоприятные изменения в личности и в поведении человека, проявляю-
щиеся в отставании его развития и в переходе на более низкий уровень психологического развития.
РЕГРЕССИЯ – защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную.
РЕЗОНЕРСТВО – склонность к рассуждениям, морализированию, подробному рассказу о своих реальных или предполагаемых действиях. В тех случаях, когда такие рассказы явно преобладают над самими действиями, говорят о вербализме. Р. характерно для тревожных людей, для которых принятие решений и практические действия затруднены различными опасениями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – конечный итог психологического консультирования, его практический результат в плане решения проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – четвертый этап психологического консультирования, на котором психолог-консультант вместе с клиентом находят и уточняют практические рекомендации по решению проблемы клиента.
РЕФЛЕКСИЯ – осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.
РЕФЛЕКТОРНЫЕ БОЛИ – боли психогенного характера, порождаемые значительными неприятностями в жизни человека и вызывающие у него трудноуправлямые отрицательные эмоциональные переживания.
СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – один из работников вспомогательного персонала психологической консультации, в задачи которого входит прием клиентов и получение от них первичной информации, необходимой для начала
психологической консультации, а также информирование клиентов об условиях проведения консультации.
СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – консультирование членов будущей или настоящей семьи по поводу проблем, которые могут возникнуть или возникли в их семейных взаимоотношениях.
СЕНСОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ – нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий. В частности, страдает координация «глаз-рука» (зрительная регуляция мелкой моторики).
I СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система условно-
рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.
II СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система способов регуля-
ции психической активности, связанная с речью.
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – кажущееся незначительным действие (перебирание вещей, складок платья, пуговиц, напевание про себя мелодий и т.п.), имеющее, как и ошибочное действие, скрытый смысл.
СИНКИНЕЗИИ – непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Различают физиологические (например, движения рук при ходьбе) и патологические (во время каких-либо действий рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их действиями языка и губ) син-кинезии.
СИСТЕМА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ – множество связанных друг с другом проблем внутрисемейного характера, которые возникают, существуют и решаются в комплексе, путем психологического консультирования всех, участвующих в них членов данной семьи.
СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА – время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее. С.р. – одно из важных, врожденных свойств темперамента и нервной системы человека.
СЛАБОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – неспособность нервной системы человека выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.
СОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ – изменения в сенсорных (чувствительных) и моторных (двигательных) функциях организма, которые могут проявляться в нарушении сна, потере аппетита, повышенном потоотделении и др.
СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА – психологическое состояние, характеризующееся отклонениями от нормы в функционировании психологических процессов; в таком состоянии человек не может принимать и выполнять продуманные, разумные решения.
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ – хорошее владение социальными нормами; поведение, соответствующее ситуации. Снижение социализированности возникает как вследствие нарушений психического развития (психопатия, аутизм, умственная отсталость и пр.), так в результате неправильного воспитания. В частности, для нормальной социализации необходимы достаточно теплые, эмоционально насыщенные отношения маленького ребенка с близким взрослым. При высокой социа-лизированности характерно умение легко устанавливать контакты с людьми, избегать конфликтов. Однако
чрезмерно выраженная склонность к избеганию конфликтов часто служит показателем гиперкомпенсации – недостаточной исходной социализированности.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область научных исследований и психологических знаний, касающихся общения и взаимодействия людей друг с другом.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА – определенное, устойчивое отношение человека к кому-либо или чему-либо.
СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ – отчуждение происходит не только от школы, но и от семьи. Усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ДЕТИ – дети и подростки, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. С.н. возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликтность отношений в группах, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование, проводимое по вопросам восприятия и понимания людьми друг друга и регуляции человеческих взаимоотношений через коррекцию взаимного их восприятия.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ – развитие человека, характеризующееся приобретением им разносторонних и правильных знаний о людях и об обществе, формированием у него умений и навыков, улучшающих его личные и деловые взаимоотношения с людьми.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА – культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – высшее или среднее специальное образование, позволяющее человеку считаться квалифицированным психологом и занимать соответствующие должности в государственных учреждениях.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – образование, которое получает человек, приобретающий квалификацию практического психолога, включая психодиагностику, психологическое консультирование и психологическую коррекцию.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ – ряд требований, предъявляемых к психологу-консультанту и к психологическому консультированию, связанному с различными областями жизни человека: интимно– личностной, семейной, психолого-педагогической, деловой и т.п.
СРЕДСТВА САМОКОНТРОЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИ-ОННЫХ ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА – средства, с помощью которых клиент может контролировать и оценивать успешность своих действий по исправлению имеющихся у него психологических и поведенческих недостатков. С. с. п. д., как правило, предлагаются клиенту психологом–консультантом на завершающем этапе проведения психологического консультирования.
СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (В ВЫРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ КЛИЕНТУ) – способ достижения цели, которую ставит перед собой психолог – консультант, его типичные действия по отношению к клиенту на заключительной стадии проведения психологиче-
ского консультирования, при формулировании практических рекомендаций по решению его проблемы.
СТРЕСС – стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.
СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ – жизненные ситуации, вызывающие у человека большое психологическое напряжение и порождающие состояние стресса.
СУБЛИМАЦИЯ – психоаналитический термин, обозначающий один из психологических защитных механизмов. С. проявляется в замене человеком одной, более важной, но не вполне удовлетворяемой потребности другой потребностью, менее важной, но более полно удовлетворяемой, или, соответственно, одного, более привлекательного объекта, другим, менее привлекательным объектом. С. происходит в том случае, если человеку почему-то не удается овладеть более привлекательным для него объектом и удовлетворить тем самым свою, актуальную потребность.
СУПЕРВИЗОР – специалист, осуществляющий профессиональный контроль и непосредственное руководство деятельностью начинающего практического психолога, в частности психолога - консультанта.
ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ – система методов практического воздействия на психологию и поведение человека через целенаправленную регуляцию его телесных состояний. Т.т. основана на убеждении в том, что между телесными состояниями (в частности, состояниями мышечной системы) человека и его психологией существует прямая, причинно-следственная зависимость.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – теоретические знания, которые
разделяет и использует психолог-консультант в практической работе с клиентами, особенно на стадии интерпретации исповеди и выработки практических рекомендаций для решения проблемы клиента. ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА – психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний. Т. к. д. утверждает, что противоречия в знаниях человека порождают у него чувство дискомфорта и стремление во что бы то ни стало избавиться от него каким-либо путем.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – приемы и средства, которые на каждом из основных этапов психологического консультирования в рамках соответствующих процедур консультирования применяет психолог–консультант для определения и правильного решения проблемы клиента.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ - ошибки, допускаемые в технике проведения психологического консультирования. В результате возникновения Т. о. в п. к. неправильно может быть оценена проблема клиента и даны неверные рекомендации по ее практическому решению.
ТРЕВОГА – эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий; характеризуется беспредметностью в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Состояние тревоги может продолжаться очень долго вследствие хронически неблагоприятной ситуации или из-за определенных личностных особенностей.
В этих случаях наступает истощение, нарушается нормальная деятельность.
ТРЕВОЖНОСТЬ – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними. Ситуация, которая человеком с низкой тревожностью воспринимается как вполне рядовая, при высокой тревожности вызывает стресс. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, частые страхи. Боясь ошибиться, такой человек всегда пытается контролировать себя, что нарушает нормальное осуществление автоматизированных действий.
ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ - специальные тренировочные занятия, рассчитанные на приобретение человеком знаний, на формирование у него умений и навыков делового общения с людьми.
УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА – степень развития у человека общих интеллектуальных способностей, позволяющих ему быстро обучаться и достигать значительных успехов в различных видах деятельности.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – совокупность условий, положительно или отрицательно вли
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!