Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-05 | 189 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Известны два основных источника, содержащих предание о переезде семьи Калонимидов: комментарий к молитвам рабби Эльазара из Вормса и респонс Мааршала (рабби Шломо Лурии).
И переняли они тайну совершения молитв и прочие тайны учитель от учителя, до его отца [Абу] Аарона, сына рабби Шмуэля Наси, который ушел из Вавилонии из-за дела, которое там было, и должен был идти странником и скитальцем по земле. И пришел в страну Ломбардия, в один город, называемый Лукка, и там встретил рабби Моше, который сложил пийут «Эймат нораотеха», и передал ему все свои тайны. Это рабби Моше, сын Калонимуса, сына рабби Мешулама, сына рабби Йеуды55. Он был первым, кто покинул Ломбардию, он и его сыновья, рабби Калонимус и рабби Йекутиэль, и его родственник рабби Итиэль, и прочие выдающиеся люди. Привез их король Карла с собой из страны Ломбардия и поселил их в Магенце, и там они расплодились, и приумножились весьма сильно. (Из комментария к молитвам рабби Эльазара из Вормса, Йашар (Йосеф Шломо Рофэ) из Кандии, Плавильня мудрости, лист 14, с. 2. По первому изданию, 5389 (1629)6 (ивр.)).
И все эти святые благочестивые люди произошли от рабби Мешулама Великого, сына рабби Калонимуса, сына рабби Моше Старого, который породил рабби Хананеля и рабби Калонимуса, и рабби Итиэля, и рабби Йекутиэля из Шпейры. А рабби Моше Старый – это тот, кто написал «Эймат нораотеха». Он и есть рабби Моше Старый, сын рабби Калонимуса, сына рабби Йекутиэля, сына рабби Моше, сына раббаны Мешулама, сына раббаны Итиэля, сына раббаны Мешулама, да сохранится их память вечно. Король Карла привез с собой рабби Моше Старого из города Лукка в 849 году после разрушения Храма, да будет он отстроен вскоре, в наши дни, амен, амен, села. Все это перенял я [по традиции], а ты, кто мудр, обрети знание. Это слова Шломо Лурии. (Респонсы Мааршала, § 29. По первому изданию: Люблин, 5334 (1574) (ивр.)).
|
С одной стороны, эти два источника независимы друг от друга, о чем свидетельствуют многочисленные расхождения между ними. Вместе с тем похоже, что они были созданы в одной и той же среде, в школе рабби Эльазара из Вормса7, и поэтому их не следует рассматривать как полностью независящие друг от друга источники, восходящие к двум разным традициям. Будь это так, они обладали бы большей достоверностью. Однако, поскольку оба документа вышли из школы рабби Эльазара из Вормса, можно предположить, что они дополняют друг друга.
В обоих источниках наличествуют пять пунктов, относящихся к нашей теме:
А. Семья Калонимидов переселилась из Лукки в Майнц.
Б. Время переезда – 849 год после разрушения Храма, т. е. 917 год н.э.8
В. Семья была привезена «королем Карлой». По всей видимости, речь идет о Карле Великом, поскольку имя его дано в голом виде, без прозваний.
Г. Вместе с семьей Калонимидов приехали и другие евреи («выдающиеся люди»).
Д. Рабби Моше, глава переселенцев9, является автором пасхального пийута «Эймат нораотеха».
Пункты Б., В. и Д. противоречат друг другу. В 917 году в Германии правил император Конрад (Conrad) I, а не король по имени Карл. Пожалуй, можно было бы обойти это противоречие, предположив, что «Карл» – общее прозвание для всех императоров Каролингской династии. Однако Конрад никогда не правил в Италии10. Это значит, что он не мог привезти семью Калонимидов из Лукки.
В одном из своих пийутов рабби Моше бен рабби Калонимус обозначил время его написания словами: «более девятисот лет» после разрушения Храма, что указывает на конец 10 века, а не на его начало, или даже на начало 11 века!
Но есть еще один, третий источник, также непосредственно связанный с переездом семьи Калонимидов, который, в отличие от двух предыдущих, до сих пор нигде подробно не обсуждался. Исследователи к нему почти не обращались. И это – невзирая на то, что в нем содержится несколько важных для разрешения нашей проблемы сведений. Источник сохранился в двух рукописях: Парижской 646 и Гинцбург 11911.
|
В былые времена, когда доходили [в молитве] до [слов] «Славное Имя Твое», кантор вставал и сразу же начинал «Да будет восхваляемо Имя Твое». А когда прибыл гаон раббана Моше из Лукки, сын раббену Калонимуса, в дни короля Карлы в город Магенцу, то учил общину произносить с этого места [текст «Песни на море»(см. Исх 14-15, Авд 1, Зах 14)] до [слов] «И Имя Его едино», потому что был он великим [мудрецом] своего поколения и ничего не было от него скрыто. Это и есть раббана Моше Старый, который написал пийут «Эймат нораотеха»…
Этот источник также происходит из школы рабби Эльазара из Вормса, поэтому то, что в нем говорится, как и в двух других приведенных источниках, о прибытии рабби Моше «в дни короля Карлы» и о том, что король сам привез его, не имеет принципиального значения. С другой стороны, приезд рабби Моше упоминается здесь в связи с нововведением, сделанным им. Из еще одного источника мы узнаем, что изменение, введенное рабби Моше в ежедневную литургию, соответствует древнему обычаю итальянских евреев. В Махзоре Витри объясняется:
[Вот] ответ, который дала община Рима по поводу «Песни на море», т. е. [отрывка, начинающегося словами] «И спас…» (Исх 14:30-15:19): «Знайте, что [произносить] “Песнь на море” было нашим обычаем, обычаем всей общины Рима, и обычаем всех близлежащих общин, и обычаем всех испанских общин со дня изгнания [из] Иерусалима и доныне – произносить ее в течение всего года, кроме только Девятого ава, потому что [в этот день] ее не произносят из-за скорби. И также в доме скорби [по умершему] не произносят ее все семь дней. А обычай отцов наших – он [как] Тора…12
Все это подтверждает предположение, что прибытие рабби Моше из Италии в Майнц –реальный исторический факт. То, что рабби Моше мог изменить обычай еврейской общины Майнца, означает, что он приехал, уже будучи известным в еврейском мире ученым и, соответственно, немолодым человеком. Он прибывает в общину с установившимся порядком молитв, хотя Майнц в это время еще не был известен как центр изучения Торы, иначе его нововведение столкнулось бы с сопротивлением, поскольку германские евреи – и особенно община Майнца – по свидетельству многочисленных источников, были чрезвычайно привержены обычаям отцов. Исходя из этого последнего соображения, трудно согласиться с теми, кто предлагает отнести переезд Калонимидов в Майнц к значительно более позднему периоду времени.
|
Все эти три документа имеют общее происхождение. Мы до сих пор не нашли ни одного источника, не связанного со школой германских хасидов, где упоминался бы переезд семьи Калонимидов и участие в нем короля «Карлы». Кроме того, два первых источника являются полемическими, призванными подчеркнуть важность тайного учения германских хасидов, передававшегося из поколения в поколение13. Поэтому искать историческое «зерно», лежащее в основе предания, следует с удвоенной осторожностью.
С другой стороны, рабби Эльазар из Вормса располагал чрезвычайно важными и достоверными источниками по ранней истории германского еврейства и его первых мудрецов. Те источники, которые были опубликованы в последнее время, а также еще не опубликованные материалы, особенно восходящие к книге Деяние Макири, подтверждают этот факт. Это согласуется с тем, что нам известно о глубокой связи творчества германских хасидов с учением еврейских авторов в Центральной Европе, живших до 4856 (1096) года, об их приверженности обычаям и традициям, которые ревностно охранялись14. Однако часть этих традиций претерпела различные изменения в более позднее время, и нам теперь трудно вычленить скрытое в них историческое зерно, дабы установить, какую именно традицию воспринял рабби Эльазар из Вормса. Противоречия между двумя источниками в описании родословной и еще бoльшие расхождения между обоими этими источниками и третьим, несмотря на то, что он также происходит из школы рабби Эльазара (см. ниже, где речь идет о семье Калонимидов) и описывает передачу традиции, безусловно, вынуждают нас к особой осторожности. Поэтому возрастает важность других источников, проливающих свет на обстоятельства переезда семьи Калонимидов в Германию, и таким образом косвенно связанных с нашей темой. Некоторые из них уже были в распоряжении первых ученых и рассматриваются в их работах. Другие – в основном, из каирской Генизы – были опубликованы позже. Их обсуждению и посвящена данная статья.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!