Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-05 | 183 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С самого начала своего существования еврейская рационалистическая философия уделяла значительное внимание сфере этики❋См. выше 1.2.1.1.. Еврейские философы разделяли точку зрения классической, в особенности аристотелевской❋Аристотелизм, или перипатетизм, – философия Аристотеля в интерпретации его позднеантичных и средневековых последователей. Аристотелизм, восприняв некоторые из элементов неоплатонизма, занимает господствующие позиции в философии зрелого Средневековья (11–12 веков для мусульманского мира, 13 века – для христианского мира). Среди наиболее известных средневековых перипатетиков – ибн Рушд (Аверроэс), Маймонид, Фома Аквинский, философии на соотношение между метафизикой, устанавливающей общие принципы, и этикой, претворяющей эти принципы в нормы, руководящие повседневной жизнью индивидуума. С их точки зрения, истинное служение Богу возможно только на основе философии. Как следствие этого, философы считали своим долгом обращаться к широкой публике с проповедью основанного на философских предпосылках образа жизни и служения Богу. Такой подход породил популярную литературу, ставившую себе цель повлиять на социальное и религиозное поведение индивидуума. Выдающийся пример подобного рода литературы – некоторые сочинения Маймонида. Большую часть “Книги знания”, первой книги своего галахического кодекса Мишне Тора, он посвятил не галахе в привычном значении этого слова, а ее метафизическим и этическим основаниям. Книга открывается разделом “Законы об основаниях Торы”, посвященным философским основам религии, за которым следуют разделы, посвященные в основном этике. Та же потребность связать нормы поведения с метафизическими основаниями побудила философов заниматься “смыслами заповедей”. В частности, этой теме уделено заметное место в Путеводителе растерянных Маймонида.
|
Позиция каббалистов в этом вопросе в рассматриваемый период времени кардинально отличается от философской. Первые каббалисты Прованса считали свою мистическую доктрину сугубо эзотерическим учением, которое должно храниться в узком кругу посвященных и оставаться недоступным для широкой публики. В противоположность философам, каббалисты не считали, что существует необходимая связь между их учением и служением Богу в повседневной жизни любого отдельно взятого человека, которому могут быть неизвестны тайны каббалистической доктрины❋См. выше 1.2.2.3. Каббалисты соответственно и не занимались применением своего учения к этике.
Сказанному выше не противоречит то обстоятельство, что каббалисты Жероны, ученики первых каббалистов Прованса, были авторами важных и влиятельных нравоучительных сочинений. Причиной, побудившей каббалистов Жероны обратиться к этому виду творчества, было резкое неприятие ими попыток философов-рационалистов обосновать этику с помощью общих умозрительных посылок, не опираясь на традицию. Каббалисты стремились создать альтернативу философской этике не путем создания каббалистической этической доктрины, но путем возрождения классического нравственного учения иудаизма, отразившегося в талмудической литературе и в Мидраше.
Они обрабатывали, интерпретировали и компилировали эти источники, с тем чтобы привести их в соответствие с духом времени; в отдельных случаях они вводили в свои этические сочинения каббалистические символы и концепции. Важно отметить, однако, что эти символы и концепции не были существенной частью их этической доктрины. В некоторых нравоучительных сочинениях жеронских каббалистов нет вообще никаких упоминаний о каббале; таковы, например, книги рабби Йоны Жеронского.
|
Следствием такого подхода была слабая связь между мистическим учением и нравственной доктриной, изложенной в сочинениях каббалистов первой половины 13 века. Каббалисты этой эпохи создавали нравоучительную литературу, которую можно назвать “раввинистической”, поскольку ее главной целью была разработка этического учения мудрецов Талмуда применительно к запросам религиозной жизни 13 века. Только гораздо позже, в 16 веке, в Цфате2 начинает развиваться этическая доктрина, основанная на мистических принципах каббалы – по сути дела, первая истинно каббалистическая этика.
В заключение вновь подчеркнем разницу в подходе философов и каббалистов к этической доктрине: еврейские философы-рационалисты видели в этике часть философской системы, необходимое следствие и продолжение метафизики. В соответствии с этим они, с одной стороны, в своих теоретических трудах уделяли внимание этике вообще и “смыслам заповедей” в частности и, с другой стороны, включали философскую аргументацию в свои нравоучительные сочинения. В противоположность этому каббалисты придерживались установки на почти полное разделение между эзотерической доктриной и этикой. Нравоучительная литература, созданная каббалистами в 13 веке, не использует теоретических посылок их эзотерического учения и может быть охарактеризована как традиционно-“раввинистическая”.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!