Тема 2. Методическая деятельность преподавателя профессионального обучения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 2. Методическая деятельность преподавателя профессионального обучения

2018-01-04 379
Тема 2. Методическая деятельность преподавателя профессионального обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Методика профессионального обучения

Для студентов всех форм обучения

Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

(по отраслям)

Профиль подготовки « Экономика и управление»

Профилизация «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

 

Екатеринбург

РГППУ


УДК

ББК

Р 13

Рабочая программа дисциплины «Методика профессионального обучения» [Текст] / авт. О.В. Чернова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 31 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор канд. пед. наук, доцент О.В. Чернова

 

 

Рецензент докт. пед. наук, профессор В.Д. Ширшов

 

Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от «__» ________2010 г. № ___.

 

Заведующая кафедрой Н.Е. Эрганова

 

Рекомендована к печати методической комиссией ИПс РГППУ. Протокол от «___» _______ 2010 г. № ___.

 

Председатель методической

комиссии ИПс РГППУ С.С. Котова

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С. В. Пеннер

 

Директор ИПс И.И. Хасанова

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Чернова О.В., 2011

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является формирование общих и профессиональных компетенций бакалавра в области профессионально-педагогического образования через осмысление современных проблем профессиональной школы и формирование у студентов основ учебно-профессиональной и образовательно-проектировочной деятельности будущего педагога профессиональной школы.

Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника, которая заключается в осуществлении подготовки учащихся в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования; профессиональной деятельности на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства (имущественных комплексах гостиничной индустрии, объектах интеллектуальной деятельности в сфере туризма и гостиничного хозяйства); работе по переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Методика профессионального обучения» преследует решение следующих задач:

1) обучение: методическим знаниям о дидактическом и методическом проектировании средств обучения, содержания учебных занятий и методов профессионального обучения;

2) овладение общекультурными компетенциями бакалавра через систему теоретических и практических знаний гуманитарной и социальной направленности для осознания значимости будущей профессии;

3) формирование умения обосновать методические приемы воспитывающего воздействия преподавателя на обучающихся, средствами содержания предмета; способствовать развитию педагогической культуры и самореализации студентов в будущей профессиональной деятельности.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕООП ВПО

Дисциплина «Методика профессионального обучения» относится к базовой части профессионального цикла (б3) и является важным элементом подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Введение в профессионально педагогическую специальность»:

Знания: понятийно-категориального аппарата дисциплины; научных основ профессионально-педагогической деятельности педагога профессиональной школы; особенностей современной системы профессионального и профессионально-педагогического образования в Российской Федерации и за рубежом; квалификационных характеристик, требований к личности педагога профессионального обучения, в области экономики и управления.

Умения: воспринимать и обобщать информацию;применять полученные компетенции в профессиональной деятельности;применять свои знания к современным реалиям и делать собственные выводы, логически верно;системно и аргументировано строить письменную и устную речь, а также излагать собственное мнение;самостоятельно работать над составлением рефератов, докладов; готовиться к семинарским занятиям и коллоквиумам.

Владения: навыками самостоятельной работы по поиску необходимой литературы;основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;навыками работы с компьютером, как средством управления информацией;навыками работы с информацией в глобальных сетях.

2.2. Из курса «Общая психология»:

Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

2.3. Из курса «Философия и история образования»:

Знания: основных разделов и направлений философии, методов и приемов философского анализа проблем; основных закономерностей исторического процесса, этапов исторического развития России в истории человечества и в современном мире.

Умения: самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую и научную литературу.

Владения: навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различных видов рассуждений; навыками критического восприятия информации.

2.4. Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:

Знания: современных тенденций развития психолого-педагогического знания; закономерностей общения и способов управления индивидом и группой; роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; современных психологические технологии.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Методика воспитательной работы;

- Педагогическая практика.

 

3.КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Методика профессионального обучения» является одной из основных в данной профилизации, обеспечивает фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

- готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

- готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

- готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

- владение нормами педагогических отношений профессионально-пе­дагогической деятельности при проектировании и осуществлении образова­тельного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

- владение способами формирования идеологии, освоения и приум­ножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, оказывает помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабо­чего (специалиста) (ОК-10);

- владение системой психологических средств (методов, форм, тех­ник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психо­логическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

- владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

- готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

- способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

- умение моделировать стратегию и технологию общения для реше­ния конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);

- владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

профессиональные компетенции:

- способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим про­цессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

- способность развивать профессионально важные и значимые каче­ства личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

- способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федераль­ных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);

- способность организовывать профессионально-педагогическую дея­тельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

- способность анализировать профессионально-педагогические ситуа­ции (ПК-5);

- способность проектировать и применять индивидуализированную, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК – 17);

- способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК – 18);

- способность организовывать учебно-производственный (профес-сиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);

- готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК – 27);

- готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК – 29);

- готовность к производительному труду (ПК-36).

В результате усвоения дисциплины студент должен

Знать:

- основные положения теории профессионального обучения;

- методику отбора содержания учебного материала по профессиональному обучению;

- технологию разработки различных форм представления учебного содержания в виде средств, методов обучения и тестового диагностического инструментария;

- методику различных форм организации процесса обучения.

Уметь:

- анализировать учебно-программную документацию, учебную литературу;

- проводить отбор учебного материала к учебным занятиям по профобучению;

- конструировать и применять средства, методы формирования знаний и умений обучаемых;

- конструировать и применять диагностический инструментарий образовательного процесса;

- проводить наблюдение и анализ учебных занятий по социологическим дисциплинам.

Владеть:

- способами конструирования средств и методов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- необходимым уровнем профессиональной культуры (ПСК-12).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц: 324 часа: из них 110 аудиторных часов, самостоятельная работа 155 часа, консультаций 23 часов, курсовая работа 36 часов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

● аудиторная – 4 часа в неделю в 4-м семестре, 2 часа в неделю в 5-м семестре;

● самостоятельная работа студентов – 3 часа в неделю в 4-ом семестре и 6,4 часа в неделю в 5-м семестре.

4.1. Структура учебной дисциплины

Таблица 1

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практ. Конс. СРС
1. Методика преподавания профессионального обучения как научная отрасль педагогического знания   1-4         Обсуждение докладов и творческих заданий, диагностическое тестирование
2. Методическая деятельность преподавателя профессионального обучения   5-8         Обсуждение докладов и творческих заданий
3. Характеристика системы профессиональной подготовки по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям)   9-12         Обсуждение докладов и творческих заданий, диагностическое тестирование
4. Структура основной образовательной программы бакалавриата   13-16         Диагностическое тестирование
5. Средства обучения в методике преподавания профессионального обучения   17-20         Защита творческой работы
Итого по видам занятий:         Зачет  
Всего по дисциплине в 4 семестре:  
6. Система материальных средств обучения   1-3           Обсуждение докладов. Анализ статьи. Диагностическое тестирование.  
7. Функции логических регулятивов обучения     4-6           Обсуждение докладов. Анализ статьи. Диагностическое тестирование  
8. Научно-методические основы отбора и анализа содержания учебного материала профессионального обучения   6-8           Обсуждение докладов. Защита практического задания
9. Логическая структура учебной информации. Определение состава предметно-познавательных действий обучаемых при изучении содержания учебного материала   8-10         Защита практического задания. Тест
10. Дидактическое и методическое проектирование   10-12         Защита практического задания
11. Структурно-логический анализ содержания учебного материала     12-14           Презентация проекта учебного занятия, тест
12. Конструирование методов профессионального обучения       14-16   -      
13. Контроль и коррекция достижений обучаемых при профессиональном обучении     16-18           Презентация проекта учебного занятия, тест
14. Методика учебных занятий при обучении социологии   18-20         Итоговое тестирование Олимпиада
Итого по видам занятий:         Экзамен Курсовая работа
Всего по дисциплине в 5 семестре:  
Всего по дисциплине в 4 и 5 семестрах:  
                   

Таблица «Самостоятельная работа»

Таблица 2

Наименование модуля дисциплины Самостоятельная работа, зач. ед./часы
Письменные или устные домашние задания Подготовка к семинарам   Подготовка и прохождение тестов Работа с электронным УМК Всего часов или зачтенных едениц     Формы контроля
  Методика профессионального обучения           Тестирование; выступление на семинарах; выполнение контрольных работ; домашние задания; работа с электронными УМК, написание рефератов.
  ИТОГО:           Зачет (4 семестр) и экзамен (5 семестр)

4.3. Матрица компетенций формируемых в процессе усвоения дисциплины «Методика профессионального обучения»

Таблица 3

Индекс компетенции Название темы (разделы) дисциплины в часах
Тема 1. (14 часов) Тема 2.(14 часов) Тема 3.(16 часов) Тема 4.(14 часов) Тема 5. (14 часов) Тема 6.(17 часов) Тема 7.(19 часов) Тема 8.(19 часов) Тема 9.(19 часов) Тема 10.(19 часов) Тема 11. (19 часов) Тема 12.(19 часов) Тема 13.(26 часов) Тема 14 (19 часов) Итого компетенций, формируемых в процессе усвоения дисциплины:
ОК-6 *   * * *   *   * * *        
ОК-7 * * * * * * * *   * * * * *  
ОК-8 *       * * *   * *     *    
ОК-9   * * * *     * *   * *   *  
ОК-11 * *   * * * * *   *   * * *  
ОК-18 * * * *   * * * * * * * * *  
ОК-18 *   *   * * *     * *   *    
ОК-21 *   *   * * *   * * *   *    
ОК-25 * *   * * * * *   *   * * *  
ОК-26 *   *   * * *   * * *   *    
ОК-28     *   *       *   *        
ПК-1 * * * * * * * *   * * * * *  
ПК-2   *   * *     * *     *   *  
ПК-3 * * * *   * * * * * * * * *  
ПК-4 * *   * * * * *   *   * * *  
ПК-5 * * * *   * * * * * * * * *  
ПК-17 *   *   * * *   * * *   *    
ПК-18 * * * *   * * * * * * * * *  
ПК-24 * *   * * * * *   *   * * *  
ПК-27     *   *       *   *        
ПК-29 * * * * * * * * * * * * * *  
ПК-36 *       * * *   * *     * *  
ПКС-12 *   *   * * *   * * *   *    
Итог число компетенций, формируемых по каждой теме дисциплины:                                                

 

 

4.4. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Методика преподавания профессионального обучения как научная отрасль педагогического знания

Объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата методики преподавания профессионального обучения. Взаимосвязь и взаимоотношения методики преподавания профессионального обучения с педагогикой, психологией и другими науками. Тенденции развития методики преподавания профессионального обучения. Роль учебного предмета «Методика профессионального обучения» в подготовке специалиста по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) ( профиль подготовки « Экономика и управления» профилизация «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и практические занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление методических умений социолога, необходимых для подготовки к педагогической деятельности. К ним можно отнести применение метода проектов на этапе разработки средств обучения и плана конкретного учебного занятия, самостоятельное проведение студентами анализа учебно-программной документации, а также школьных и вузовских учебников по социально-гуманитарным дисциплинам. Контроль формирования методических знаний и умений осуществляется при защите практических заданий, проектов, по ряду тем одним из средств контроля является дидактические тесты.

Необходимой формой выступает консультирование студентов по вопросам проектирования содержания учебного материала, подготовке презентаций проектов.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает перечень заданий для практических работ, методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения. Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости являются тестовые задания по ряду тем дисциплины, а также вопросы для подготовки к зачету для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы практических заданий

Анализ учебника

Цель - формирование умений изучения и анализа учебников по ос­новным предметам профессионально-технического цикла.

Метод - выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения.

Методическое обеспечение: учебные программы по предметам, учебники.

Порядок выполнения заданий

1. Выбрать учебники по рассматриваемому предмету. Для этого ото­-
брать по перечню литературы в программе и каталогам библиотеки 2-3
учебника по предмету, а также учебные пособия, содержащие теоретический материал или представляющие собой экспериментальные учебники.

2. Составить библиографическое описание учебников: автор, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

3. Изучить содержание материала в учебниках и выделить по программе курса 3-4 основные, решающие темы, содержащие наиболее нуж­ный, сложный и объемный материал.

4. Выделив определенные показатели качества, оценить каждый из
сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководству­ясь этими результатами и данными качественного анализа, выбрать лучший
учебник.

5. В выбранном учебнике сопоставить фрагменты структуры программы и учебника. Отметить имеющиеся расхождения в их руб­риках.

 

6. Оценить качество внешнего оформления учебника.

7. Изучить материал одной темы учебника, составить к ней аннотацию и план, указать ее объем (количество страниц), время, необходимое на ее изучение.

8. Сделать вывод о качестве учебника и внести обоснованные пред­ложения о методике его использования в учебном процессе.

Примерные вопросы для защиты

1. Перечислите требования, предъявляемые к учебной литературе.

2. Какие функции реализуются в учебном процессе с помощью учеб­-
ника?

3. Перечислите основные структурные единицы учебника.

4. Какие задачи решает преподаватель при анализе учебника?

5. Какие методы оценки качества учебников существуют?

Порядок выполнения заданий

1. Из программы предмета выбрать тему урока и выписать ее.

2. Проанализировать содержание темы и составить план изложения.

3. Используя два - три источника информации, составить полный конспект темы.

4. Подготовить таблицу для составления спецификации
учебных элементов и, используя составленный конспект темы, выписать все значимые понятия, которые содержит учебный материал.

5. Анализируя содержание учебного материала и программу, выпол­нить классификацию понятий. Для этого необходимо выделить опорные и новые понятия, определить уровень их усвоения.

6. Проанализировав вычлененные понятия, выбрать имеющие более высокий уровень обобщения (понятия-основания) и определить количество порядков в графе.

7. Подготовить бланк для графа: в верхней части листа наметить вер­шину первого понятия и через равные интервалы провести горизонтали по числу порядков. Пронумеровать их.

8. Построить граф, размещая вершины (понятия) на соответствующих порядках и оформляя связи (вычерчивая ребра). В ходе этой работы не исключена возможность корректировки оснований (порядков), которые были установлены ранее, и внесения в спецификацию дополнительных понятий.

9. Проверить полностью ли граф и спецификация охватывают содер­жание учебного материала, нет ли лишних понятий, следует ли разделять тему на несколько подтем.

10. По построенному графу содержания учебного материала выделить подсистемы учебного материала. Например: физический процесс, лежащий в основе действия технических устройств; конструкционные параметры изучаемого устройства; назначение устройства и т.д. Для трех – четырех выделенных подсистем построить структурно-логических схемы.

11. При необходимости перестроить структуру изложения материала в соответствии с графом и структурно-логическими схемами и составить
новый конспект учебного материала.

Примерные вопросы для защиты

1. В чем сущность структурно-логического анализа содержания учеб­ного материала?

2. Что дает преподавателю построение графа учебной информации?

3. Какие методические задачи может решить педагог, используя спецификацию?

4. Какие методические цели ставит педагог, выделяя опорные и новые понятия в учебной информации?

5. Что называется структурно-логической схемой учебного материа­ла? С какой целью она разрабатывается?

Порядок выполнения заданий

1. Разработка опорного конспекта учебного материала.

1.1. Используя структурно-логический анализ учебного материала по
теме (проведен в предыдущей работе), выделить основные понятия, опре­деления, формулы.

1.2. Закодировать информацию, используя необходимые наглядные средства представления учебной информации, применяемые при составле­нии опорных конспектов.

1.3. Расположить закодированную информацию на листе в соответст­вии с логикой формирования понятий.

1.4. Представить опорный конспект в цвете, с учетом значимости по­нятий.

2. Разработка листов рабочей тетради.

2.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия, необходимые для представления на листах рабочей тетради.

2.2. Вычленить операции, позволяющие сформировать отобранные понятия.

2.3. Обосновать логику расположения заданий на листах рабочей тет­ради и разработать 4-5 листов по теме урока.

 

3. Разработка метаплан-техники

3.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия, необходимые для представления в метаплане.

3.2. Обосновать применение графических элементов метаплана для выбранных понятий.

3.3. Обосновать количество метапланов и разработать их.

4. Разработка дидактического многомерного инструмента

4.1. Выбрать вид каркаса для представления учебного материала

4.2. Обосновать необходимое количество координат, узлов на каждлй координате. Разработать вариант конструкта учебного материала.

Примерные вопросы для защиты

1. Дайте определение опорного конспекта.

2. Какую роль играет цвет в опорном конспекте?

3. Какие приемы кодирования информации применяются при разработке опорного конспекта?

4. В чем отличие листов рабочей тетради и опорных конспектов?

5. Какое представление алгоритма более наглядно: с помощью словесной формулировки или в виде блок-схемы?

Порядок выполнения заданий

1. Разработка плана учебного занятия.

1.1. Записать тему.

1.2. Сформулировать цель.

1.3. Разработать эскиз оформления доски. При разработке эскиза можно воспользоваться материалом опорного конспекта.

1.4. Разработать детальный план проведения учебного занятия.

Примерные вопросы для защиты

1. Какова типовая структура учебного занятия?

2. По каким признакам можно классифицировать учебные занятия?

Порядок выполнения заданий

1. Подготовить лист наблюдения.

2. Ознакомиться с темой анализируемого занятия.

3. Заполнить лист наблюдения при посещении в училище или техникуме. Если посещение учебного заведения невозможно, необходимо проанализировать предварительно спроектированное занятие.

4. Рассчитать Кэф и сделать вывод о достижении обучающей цели.

Примерные вопросы для защиты

1. Что понимается под эффективностью проведения учебного занятия и чем она определяется?

2. Охарактеризуйте методику фиксации результатов посещения.

3. Раскройте цель и последовательность анализа посещенного учебного занятия.

 

6.3. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Методика профессионального обучения»

1. Методика профессионального обучения как научная отрасль педагогического знания.

2. Объект, предмет исследования методики профессионального обучения.

3. Понятийно-терминологический аппарат методики профессионального обучения.

4. Методическая деятельность преподавателя профессионального обучения.

5. Средства обучения профессиональным дисциплинам.

6. Система предметно-знаковых средств в профессиональном обучении.

7. Логические регулятивы в профессиональном обучении.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления профессиональное обучение.

9. Учебный план подготовки специалиста по направлению профессиональное обучение.

10. Учебные программы по профессиональным дисциплинам

11. Методический анализ учебного материала профессионального обучения.

12. Процедуры методического анализа учебного материала профессиональных дисциплин

13. Структурно-логический анализ учебного материала профессиональных дис­циплин

14. Методическая редукция учебного материала профессиональных дисциплин

15. Проектирование целей профессионального обучения.

16. Опорный конспект. Разработка и применение в профессиональном обучении.

17. Листы рабочей тетради. Разработка и применение в профессиональном обучении.

18. Метаплан-техника. Разработка и применение в профессиональном обучении.

19. Дидактические многомерные инструменты. Разработка и применение в профессиональном обу­чении.

20. Обобщенные методы теоретического профессионального обучения.

21. Сущность проблемно-развивающего профессионального обучения.

22. Формы и виды контроля в профессиональном обучении.

23. Методика разработки контрольного инструментария в профессиональном обучении.

24. Методика проектирования учебных занятий по профессиональным дисциплинам.

25. Наблюдение и анализ учебных занятий в профессиональном обучении.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература:

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е издание, переработанное. М.: Высшая школа, 2007.

Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО]. М.: Академия, 2007.

 

Б) Дополнительная литература:

Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. М.: Адепт, 1998.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

Беспалько В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988.

Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1986.

Методические рекомендации по изучению курса «Основы конфликтологии образования»: хрестоматия / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; ред. И.Г. Шендрик. Екатеринбург: РГППУ, 2008.

Переверзев В. Ю. Технология разработки тестовых заданий: Справочное руководство. М.: Е-Медиа, 2005.

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. М: НИИ школьных технологи, 2006.

Титова Н. Б. Инновационные технологии в обучении с


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.