Классические понятия психологии развития. Рост. Кривые роста. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Классические понятия психологии развития. Рост. Кривые роста.

2018-01-04 398
Классические понятия психологии развития. Рост. Кривые роста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рост – Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными или качественными. Приращение высоты тела или увеличение запаса слов представляют собой количественные изме­нения. Физиологические изменения в возрасте половозрелости или обретение понимания многозначности слов в поговорках являются, напротив, качественными изменениями. Поэтому в парной категории «количество—качество» понятие роста относится к количественному аспекту развити

Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно — одномерное количественное рассмотрение процессов раз­вития. Рассматривать развитие в аспекте роста значит ограничиться исследованием чисто количественных изменений, когда знания, уме­ния, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

Кривые роста.

Изображение психических изменений как роста функций или достижений было длительное время характерно для американской ПР.в так называемых «ростовых моделях» развития психические изменения рассматривались как постоянный, непрерывный прогресс. В европейской же психологии развитие рассматривалось чаще всего дискретно, делясь на качественно отличающиеся стадии и фазы. В основе эти представлений о развитии лежала теория созревания. Подчеркивание непрерывных, количественных изменений в ходе развития вызвало ряд крупных лонгитюдинальных исследований. В них пытались построить кривые роста не только для интеллекта и психомоторных достижений, но и для развития мышления, памяти, речи и социального поведения. На их основе рассчитывались мат. Функции для исследуемых величин. Исходной парадигмой была при этом формула V=f(A), гдеуровень достижения V (ордината), или другая количественная мера, рассматривался в зависимости от возраста A (абсцисса). Типичный вид этих кривых – сначало ускоренное нарастание,несколько замедляющееся в детском и юношескомвозрасте, а затем, после достижения кульминации,слегка понижающееся.

 

Классические понятия психологии развития. Созревание.

Подход к развитию с точки зрения созревания гос­подствовал в психологии достаточно долго. К биологическому созре­ванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно де­терминированных и внутренне управляемых импульсов роста.

К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства человека, т.е. связи соматических и психических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли пси­хическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созре­ванием как внутренне регулируемый процесс созревания.

О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение (экзогенные факторы) не оказывают влияния (или оказывают несущественное) на характер происходящих изменений. Наряду с ограничением внешних условий развития выделяют ряд признаков, указывающих на наличие процессов созревания; 1) аналогичность возникновения и протекания; 2) возникновение в строго определенном возрасте; 3) нагоняемость; 4) необратимость.

 

Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.

Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения. Дифференциация. Авторы, понимающие под развитием зависящие от созревания качественные изменения, охотно обращаются к понятию дифференциации. В узком смысле дифференциация означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного не­расчлененного целого, по примеру таких соматических процессов, как деление клетки и образование тканей и органов. Она ведет к росту, с одной стороны, структурной сложности, а с другой — к вариативности и гибкости поведения. Сюда относятся также растущее многообразие, специализация и автономизация отдельных структур и функций. В широком смысле дифференциация обозначает просто общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и струк­турирования психических функций и способов поведения.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.