Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2018-01-04 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формальные и неформальные организации:
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.
Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.
Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.
Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.
Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:
• невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;
• неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
• необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;
• невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.
|
|
Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной сферы, они отмечают её роль в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.
14.Коммуникации в социальной системе.
Под коммуникацией в социальной организации понимается общение, основанное на взаимопонимании. Следовательно, коммуникация - не обязательно какая-либо визуально воспринимаемая линия связи, а интонация голоса или мимика лица выполняют коммуникационные функции и могут быть информативнее произносимых слов. Некоторые эксперты до 70% успеха в деле относят на долю делового общения при помощи межличностных контактов. В связи с этим большое значение придается овладению сотрудниками технологии ведения служебных переговоров. Что касается общения внутри групп, то исследователи выявили здесь несколько типовых схем коммуникаций (рис.2.1 и табл.2.1)), имеющих сравнительные достоинства и недостатки, предопределяющие структуры групп и тем влияющие на их продуктивность.
Особенности типовых схем коммуникаций Табл.2.1.
№ п/п | Критерии | Модели внутригрупповых коммуникаций | ||||
сравнения | Круг | Подкова | Цепь | Веер | Колесо | |
быстродействие | малое | большое | большое | большое | большое | |
точность | плохая | хорошая | хорошая | хорошая | хорошая | |
организованность | низкая | средняя | средняя | высокая | высокая | |
роль лидера | отсутствует | имеется | имеется | велика | велика | |
мораль группы | высокая | низкая | низкая | низкая | низкая |
|
Как видно из таблицы, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших моделей или типов коммуникаций. Определяя структуру малой группы, они в значительной степени детерминируют и ее свойства. Поэтому, организуя труд, надо принимать во внимание особенности “человеческого материала” и требования, предъявляемые к качественным параметрам, характеризующим работу. Для одних работ приоритетом может обладать скорость их выполнения, и тогда следует выбрать коммуникации гарантирующие быстродействие; другие же работы требуют высокой точности исполнения, и тогда предпочтение надо отдать моделям с иной конфигурацией. Не следует сбрасывать со счетов и возможности остальных коммуникационных моделей. Исследования показали, что простым и четко сформулированным задачам лучше всего соответствуют звездная и иерархическая конфигурация. Линейная коммуникация или цепь, также, как и кольцо позволяют получать решения простых задач с неполной информацией. А вот для решения в этих же условиях сложных задач надо использовать многосвязную или “всеканальную” коммуникацию, хотя и более дорогую, но обеспечивающую безотказность функционирования и точность результата. В ней, как и в сетевой модели, квалификация членов группы оказывает наименьшее влияние на результат решения, тогда как в звездной и в иерархической оно сказывается в наибольшей мере.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!