Способы (приёмы) толкования правовых норм. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Способы (приёмы) толкования правовых норм.

2018-01-04 188
Способы (приёмы) толкования правовых норм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Способ толкования – это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя.

Выделяют следующие способы (приемы) толкования:

1) грамматический (филологический, языковый) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Значение отдельных слов устанавливается как в общеупотребительном, так и терминологическом смысле. Устанавливаются грамматические связи слов, определяется схематическая структура предложений. Известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

2) логический способ: здесь законы логики используются самостоятельно, обособленно от других способов. Выделяют такие приемы логического толкования, как логическое преобразование (например, в УК РФ формулировки таковы, что можно подумать, будто наказываются деяния, а не преступник, это логически преобразуется и мы делаем вывод, что наказанию подвергается лицо, совершившее преступление); выведение вторичных норм (когда элементы нормы разбросаны по разным статьям одного или даже разных нормативных актов); доведение до абсурда (для того, чтобы доказать, что предмет не является источником повышенной опасности, можно истолковать норму так, что любой предмет будет являться источником повышенной опасности, т.е. смысл нормы будет доведен до абсурда).

3) систематическое толкование – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с учетом их места и значения в данном нормативном акте, института, отрасли права в целом. То есть, чтобы понять смысл одних норм, нужно учитывать содержание других норм. Так, при толковании нормы части ГК РФ нужно знать смысл и значение норм общей части ГК РФ. Систематический способ позволяет выявить коллизии; он необходим при применении права по аналогии.

4) специально-юридическое толкование: оно основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер и т.д.)

5) историко-политическое толкование: с его помощью выясняются исторические условия издания нормативного акта, политические цели, которые преследовал законодатель, издавая акт. Например, чтобы правильно уяснить полномочия Президента РФ, нужно вспомнить, в какой историко-политической ситуации создавалась Конституция РФ.

6) телеологическое толкование: оно предполагает уяснение истинного смысла нормы с учетом тех целей, ради которых она создавалась законодателем.

7) функциональный способ: здесь имеются в виду факторы и условия действия нормы права, ее оценки и высказывания, относящиеся к области политики, правосознания и морали. Этот способ несколько повторяет другие (историко-политический, телеологический).

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юрид. практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей гос. аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, гос. органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовое воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Средства правового воспитания систематически воздействуют на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм,

Основными средствами правового воспитания являются:

1. Правовая пропаганда (занимаются СМИ);

2. Правовое обучение (школы, ВУЗы);

3. Юридическая практика (единство юридической деятельности и юридического опыта);

4. Правовое самовоспитание.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правосубъектность.

 

Субъектами правоотношений, то есть их участниками, являются субъекты права, то есть люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей.

Субъекты права классифицируются на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным следует относить граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством. При этом иностранцы и лица без гражданства ограничены в некоторых правах (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, занимать определенные должности), не несут некоторые обязанности (обязанность службы в Вооруженных Силах РФ).

В числе коллективных субъектов следует выделить государство, государственные органы и учреждения, юридические лица, административно-территориальные единицы, субъекты РФ, избирательные округа.

Понятие юридического лица дается в ст.48 Гражданского кодекса РФ: это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность – это признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособность человека возникает с рождения, неотделима от личности, не зависит от пола, возраста, профессии, других характеристик, непередаваема. Правоспособность является всеобщей универсальной категорией.

Правоспособность может быть общей (возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством), отраслевой (возможность приобретать права в тех или иных отраслях права), специальной (при которой требуются специальные познания или талант – судья, врач, артист, музыкант).

Правоспособность юридических лиц является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях.

Дееспособность – это способность своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. Дееспособностью не обладают малолетние дети (до 14 лет) и душевнобольные, признанные судом недееспособными. За них выступают законные представители – родители, опекуны. С 14 до 18 лет лицо обладает частичной дееспособностью. Полная дееспособность может быть приобретена и с 16 лет в случае вступления в брак, а также при эмансипации. Ограниченная дееспособность может быть определена судом для лиц, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими, токсическими веществами и ставят семью в тяжелое материальное положение.

Деликтоспособность – это способность лица нести ответственность за противоправные деяния. Деликтоспособность в полном объеме наступает с определенного возраста, в зависимости от отрасли права. Так, по общему правилу уголовная и административная ответственность наступает с 16 лет, а по некоторым составам – с 14 лет.

Гражданско-правовая ответственность в полном объеме – с 18 лет, частичная – с 14 до 18 лет.

Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность в целом образуют понятие «правосубъектность».

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником пра­воотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособ­ности и дееспособности.

Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, свои­ми действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права спо­собность нести юридическую ответственность за совершен­ное правонарушение (деликт).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.