Концепция постиндустриального общества и его основные черты. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Концепция постиндустриального общества и его основные черты.

2018-01-04 274
Концепция постиндустриального общества и его основные черты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – широко распространенный в социологии и политологии термин, применяемый для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества. Основоположником концепции постиндустриального общества является Д.Белл.По мнению Белла, этот этап связан главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. В его основе лежат четыре инновационных технологических процесса. Во-первых, переход от механических, электрических, электромеханических систем к электронным привел к невероятному росту скорости передачи информации.Белл выделяет главные преобразования, которые были осуществлены в американском обществе, вступившем в пору постиндустриального развития: а) в сферу услуг включились новые отрасли и специальности (анализ, планирование, программирование и др.); б) коренным образом изменилась роль женщины в обществе – благодаря развитию сферы услуг произошла институционализация равноправия женщин; в) совершился поворот в сфере познания – целью знания стало приобретение новых знаний, знаний второго типа; г) компьютеризация расширила понятие «рабочее место».

Четырех равновеликих факторов перехода к Постинд.: 1) экономическая активность; 2) равенство социального и гражданского общества; 3) обеспечение надежного политического контроля; 4) обеспечение административного контроля.Согласно Беллу, постиндустриальное общество характеризуется уровнем развития услуг, их преобладанием над всеми остальными видами хозяйственной деятельности в общем объеме ВВП и соответственно численностью занятых в этойПо определению Белла, эта революция характеризуется следующими признаками:

1) главенство теоретического знания;

2) наличие интеллектуальной технологии;

3) рост численности носителей знания;

4) переход от производства товаров к производству услуг;

5) изменения в характере труда;

6) изменение роли женщин в системе труда.

В социальной структуре общества эти изменения коррелируются с исчезновением, размыванием границ социальных классов, благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу постиндустриального общества – знаниям

В политической сфере постиндустриализм отличает окончательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур.

16. Проблема свободы в социальной философии. Диалектика Господина и Раба. (Гегель, Кожев).

Но впервые таинственный закон заявил о себе в евангельской мудрости: «Если кто из вас хочет быть великим, тот да будет всем слуга…» Однако такое величие относится преимущественно к неземной реальности духовного мира. Поэтому в истории христианской эпохи оказалось не так уж много желающих его взыскать. Но все изменилось, когда за дело взялся великий философ Гегель.Раб знает, что он есть раб своего господина. И для того чтобы жить, он должен работать и кормить себя и своего господина. Раб рождается с осознанием своей рабской участи как некоторого очевидного факта. И кроме этого факта, раб ни от чего на свете не зависит. Именно в своем рабстве он свободен как никто другой.Господин думает, что он и в самом деле господин, и тешит себя такой иллюзией. Но не он является господином, а господином его делает его же собственный раб — высший распорядитель его судьбы и творец его господской участи. Без раба господин уже не господин. Но если бы в этом случае господин становился таким же рабом, то в этом было бы еще полбеды. Но всё намного хуже! Без раба от господина остается только метафизическое Ничто. И если раб пребывает в нулях, то его властительный господин вообще находится в неимоверном минусе. Здесь и возникла испугавшая Гегеля бездна неустойчивости всего существующего. Какое немыслимое головокружение! Впечатление от умозрительного переживания этого ужаса так характерно для портретов великого немецкого философа. Он знает сокровенную истину.Даже когда самый ленивый и дерзкий раб восстает против своего господина и своей рабской участи, то его единственная цель состоит в устранении присутствия господина из своей жизни. Такой раб кричит: «Нет, я не раб! Оставьте меня в покое!» В ответ на это у господина возникает уже совсем другое, страшное, наглое и отчаянное притязание метафизического Ничто: «Я господин! Дайте же мне моего раба!» Какая унизительная зависимость! А главное, от кого. Оказывается, рабы правят миром. О, страшная бездна метафизического падения их господ! Борьба

самосознаний возникла естественно, как борьба за первенство, ибо это в природе человека. Самый крайний ее вариант – борьба не на жизнь, а на смерть, который разрешается тем, что одна из сторон, из-за страха смети, признает себя покоренной, готовой служить покорившей стороне. Так появляются господин и раб. Грубое физическое рабство, политическое рабство, духовное рабство в истории – следствие этой борьбы не на жизнь, а на смерть.Но уже в страхе смерти сознание раба, ощутив власть своего абсолютного господина, получает первый импульс к освобождению. «Оно внутренне растворилось в этом страхе, оно все затрепетало внутри себя самого, и все незыблемое в нем содрогнулось. Но это чистое общее движение, превращение всякого устойчивого существования в абсолютную текучесть, есть простая сущность самосознания, абсолютная негативность, чистое для-себя-бытие». Сознание становится для-себя-бытием. Раб трудится, а господин удовлетворяет свое вожделение и потребляет вещи, которые обрабатывает раб, изменяет их, придает им новую форму. В труде раб образует себя, развивает свое самосознание и приходит к для-себя-бытию, приходит к осознанию себя как самости, как самостоятельного «я». «Снимает свою привязанность к естественному наличному бытию и отделывается от него». И возвышается над вещами, над жизнью ради вещей. «Таким образом, в силу этого обретения себя вновь благодаря себе самому для-себя-бытие становится собственным смыслом именно в труде, в котором, казалось, заключался только чужой смысл». Самосознание господина становится чисто потребительским и зависимым, самосознание раба – образующим и самостоятельным, становится для-себя-бытием. «Господство показало, что его сущность есть обратное тому, чем оно хочет быть, так, пожалуй, и рабство в своем существовании становится скорее противоположностью тому, что оно есть непосредственно». Осуществляется библейское изречение: «Страх перед господином есть начало мудрости». 

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.