Ответ.Природный компонент среды, его особенность и роль в сохранении устойчивости окружающей среды — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ответ.Природный компонент среды, его особенность и роль в сохранении устойчивости окружающей среды

2018-01-04 292
Ответ.Природный компонент среды, его особенность и роль в сохранении устойчивости окружающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответ. Негативное воздействие на окружающую среду, основные показатели и характеристики.

негативное воздействие на окружающую среду — ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленое хозяйственной и иной деятельностью человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

9 ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.

вред окружающей среде (экологический вред ) — негативные изменения ее состояния, выразившиеся в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда:

• окружающая среда – антропогенный вред;

• здоровье человека – физиологический вред;

• будущее поколение человечества – генетический вред.

Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.

Поэтому основная задача человечества в области «охраны окружающей среды» сегодня - расшире­ние знаний о природе, её компонентах, их взаимодействии и взаимовлиянии стремлении к пониманию происходящих процессов и их взаимосвязи. Первостепенное значение приобретает экологическое образование и воспитание всех слоев населения.

Таким образом, можно сформулировать следующие задачи эколо­гии и Охраны окружающей среды:

исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на окружающую сре­ду;

•оптимизация взаимоотношений между человеком и окружающей природной средой;

создание научной основы рациональной эксплуатации природ­ных ресурсов;

Процессы ухудшения состояния окружающей среды долго были обратимыми, поскольку затрагивали лишь ограниченные территории, отдельные районы и не носили глобального характера. В настоящее время в различных регионах Земли обозначились необратимые изменения природной среды. В связи с масштабным загрязнением окружающей природной среды вопросы ее охраны перешли с локального, внутригосударственного уровня на международный.

Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.

Мониторинг – этонепрерывный процесс наблюдения и регистрации засистемой выполняемых научно обоснованным программам наблюдений, прогнозов, оценок и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием и безопасностью окружающей среды.

История возникновения

На современном этапе забота о сохранении природы заключается не только в разработке и соблюдении законодательств об охране Земли и ее недр, лесов и вод, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, но и в познании закономерностей причинно-следственных связей между различ­ными видами человеческой деятельности и изменениями, происход ящи ми в природной среде.

В Документе «Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования», подготовленном Международным Союзом охраны природы и природных ре­сурсов, Программой ООН по охране окружающей среды, Всемирным Фондом Охраны Природы в 1991 г., обосновывается призыв к человечеству органично вписывать свою все возрастающую активность в естественные возможности Земли. Для реализации основных при нци пов такого устойчивого развития не­обходима обратная связь о состоянии среды в ответ на каждый шаг человече­ства. Для обеспечения обратной связи необходимо проведение оценки со­стояния окружающей среды на всех этапах деятельности, связанной с приро­допользованием.

Проведение оценки качества среды, ее благоприятности для человека необходимо для:

- определения предельно допустимых нагрузок для любого региона;

- определения состояния природных ресурсов;

- оценки эффективности природоохранных мероприятий, введения очи­стных сооружений, модернизации производства и др.;

- экологического районирования территории;

- разработки стратегии рационального использования региона и т.д.

Таким образом, оценка качества среды оказывается узловой задачей

любых мероприятий в области охраны природы и природопользования. А оценка прямой и обратной связи между деятельностью людей и состоянием окружающей среды возможна только при проведении мониторинговых работ.

Мониторинг предусматривает следующие процедуры:

1. Выделение объекта наблюдения;

2. Обследование выделенного объекта наблюдения;

3. Составление информационной модели для объекта наблюдения;

4. Планирование и проведение измерений;

5. Управление данными измерениями;

6. Оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;

7. Прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

8. Предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

1. Выделение объекта наблюдения

Эколого-экономический мониторинг окружающей среды предполагает, что в качестве управляемой системы выбрана окружающая среда, находящаяся под интенсивным антропогенным воздействием, характеризуемым как факторами воздействия на атмосферу, гидросферу и литосферу, так и экономическими параметрами. Включение экономических параметров направлено в первую очередь на то, чтобы оценить способность социально-экономической системы реагировать на угрозы устойчивому развитию и экологической безопасности.

Объектами мониторинга являются абиотические объекты окружающей природной среды, источники антропогенного воздействия, природные ресурсы, факторы воздействия среды обитания, биота, экосистемы и геосистемы, отклики экосистемы и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды, отклик социальной системы на состояние окружающей природной среды, включая локальные и глобальные масштабы.

Объектом исследования могут быть выбраны эмиссии в окружающую природную среду, создаваемые источниками химического и физического загрязнения. В этом случае говорят о мониторинге эмиссий.

Объектом исследования могут быть воздействия источников на объекты окружающей природной среды и вызванные таким воздействием изменения. В этом случае имеет местоимпактный мониторинг.

Кроме того, выделяют мониторинг природных сред и экосистем, где состояние системы не связывают с конкретным измеренным источником эмиссий или видом деятельности.

На этом этапе определяют пространственно - временные границы исследуемого объекта и степень его детализации.

2. Обследование выделенного объекта наблюдения

В соответствии с выбранным объектом и его структурой проводят однократное обследование для выявления значимых элементов пространственной структуры, факторов воздействия и зон вероятного возникновения «слабого звена» в исследуемом объекте.

3. Составление информационной модели для объекта наблюдения

В соответствии с целями и задачами мониторинга, имеющими адресный характер, а также на основе обследования создается информационная модель объекта наблюдения, которая позволит оценить по выбранным показателям состояние системы, ее функциональную целостность объекта, выявить причины изменений и оценить их последствия.

4. Планирование и проведение измерений

Планируемые измерения должны обеспечить достаточность информации для подготовки прогноза и вариантов управленческих решений.

5. Управление данными измерениями

Собранные и обработанные данные направляются в базу данных или в геоинформационную систему для их последующего использования в целях решения поставленных задач.

6. Оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели

Результаты наблюдений сопоставляются с разработанной моделью и на основе сопоставления происходит уточнение модели.

7. Прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения

Успешное развитие модели является основой для разработки прогноза изменения объекта

8. Предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя

Адресный характер информации предполагает ориентацию на конкретного потребителя, что предопределяет как содержание, так и форму предоставления информации. В частности, предоставление информации специалисту предполагает в первую очередь полноту исходных данных, удобство последующей обработки. Предоставление данных руководителю должно основываться на максимальном обобщении и на удобстве визуального восприятия.

Система принятия решений.

Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.), фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды.

Использование в измерительном комплексе современных контроллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связи или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-биологических и социальных исследований и др.

Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации.

ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки и управления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами - единственно верным решением будет обращение к ГИС.

Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования промышленных объектов или регионов. (Под математическим моделированием промышленных объектов понимается моделирование технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)

На сегодняшний день любое действие человека оказывает воздействие на природу. С точки зрения права разграничиваются понятия человека и природы. Человек - это не часть природы. Природа - все, что находится вне общества и имеет естественное происхождение.

Юридическое понятие "Окружающая природная среда".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. [2]

Указы Президента:

"О государственной стратегии РФ по охране ОПС и обеспечению устойчивого развития".

Химическое.

От физических воздействий. Шумы, вибрации, магнитные поля. Причинение неудобств, а в ряде случаев вреда. Экологические правоотношения не являются имущественными отношениями, но они имеют имущественный характер. Эти правоотношения часто связаны с использованием движимого или недвижимого имущества. Они принципиально отличаются от иных имущественных отношений.

Отношения возникают по поводу имущества, земель вод и др., которые являются природными объектами, имеют особый правовой режим. За исключение лесов. Леса не являются не объектом права собственности, ни каким иным имуществом.

По поводу обеспечения экологической безопасности. Законодательство регулирует вопросы предотвращения ч/с, устранения их вредных воздействий. Аварии, катастрофы на производственных объектов.

Виды экологических правоотношений. Классифицируются в зависимости от прав и обязанностей их субъектов, т.е. по основным институтам ЭП, или в зависимости от материального или процессуального характера этих правоотношений.

Объекты

Ст.4 Земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др растительность, животных и др. организмы, их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности их участников, закрепленные в правовых нормах.

Права и обязанности субъектов правоотношений по поводу охраны ОПС от вредных воздействий отличаются от содержания правоотношений по поводу охраны ОПС в связи с использованием природных ресурсов. Свои особенности имеют права и обязанности субъектов правоотношений по поводу обеспечения режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Лицензирование, нормирование, установление запретов и ограничений. Сущность нормирования заключается в том, чтобы установить допустимые нормы воздействия на окружающую среду. Допустимы выбросы и сбросы, вибраций, санитарные и защитные зоны.

Кроме определения пределов, очень много запретов. Режим особоохраняемых природных территорий. На территориях заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам существования.

Заключение

Сеть наблюдений и контроля загрязнения окружающей среды является в настоящем и будущем единственным экспериментальным средством оценки состояния загрязнения окружающей среды и применимости математических моделей. Общими задачами сети являются:

повышение эффективности, качества, надежности и достоверности данных наблюдений;

внедрение новых методов многокомпонентного анализа загрязнений:

достижение оптимального соотношения используемых в различных городах и населенных пунктах методов ручного отбора и анализа проб и полуавтоматических методов, повышение автоматизации средств измерений;

повышение оперативности сбора, обработки, передачи и использования данных наблюдений в задачах контроля и регулирования уровней загрязнения окружающей среды;

С учетом данных комплексного обследования состояния загрязнения окружающей среды на территории города или населенного пункта должна разрабатываться программа оптимизации сети наблюдений. Немаловажными являются выборка и статистическая обработка данных экспериментальных наблюдений.

Содержание этого вопроса предусматривает рассмотрение следующихнаправ-

Лений:

1. Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.

2. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.

3. Экологическое нормирование.

4. Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.

5. Международные соглашения в области охраны окружающей среды.

1. Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.

Согласно общеправовому классификатору отраслей законодательства, в Российском законодательстве содержится 7 направлений, имеющих отношение к природоохранной деятельности:

1. Законодательство по общим вопросам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов;

2. О земле;

3. Об охране и использовании лесов,

4. Об охране и использовании вод,

5. Об охране и использовании животного мира,

6. Об охране атмосферного воздуха.

Вместе с тем в теории и практике все чаще отмечается усиливающаяся тенденция к объединению и обобщению этих отраслей. Происходит процесс формирования новой консолидированной отрасли российского законодательства - экологической, включающей в себя помимо всех перечисленных выше отраслей и ряд специальных ответвлений законодательства или их разделы. Происходит смена приоритетов в сфере управления окружающей природной средой, механизмов реализации экологического права. Современное природоохранное законодательство не отказывается ни от одного из традиционных методов управления, однако при сохранении, а в некоторых случаях и главенстве административных приемов, в последнее десятилетие формируются тенденции применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Это относится к введению платы за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов, а также созданию соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.

Новое экологическое законодательство большое внимание уделяет обеспечению "прозрачности" экологически значимой деятельности промышленных предприятий, созданию условий активного участия во всех стадиях процесса управления окружающей природной средой как отдельных граждан, так и общественных организаций.

Законодательство вводит в практику широкий круг юридических, экономических и организационных регулирующих мер, ориентированных на охрану окружающей природной среды. Среди них экологическая экспертиза, инспекционный экологический контроль, мониторинг окружающей природной среды, экономический механизм, система экологических требований, предъявляемых государственным органам, юридическим лицам и гражданам при проектировании, строительстве и эксплуатации хозяйственно-технических объектов, особый режим охраны природных комплексов и территорий, представляющих исключительную ценность для общества, введение в соответствующих случаях режима зон экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.

Монреальский Протокол

Задача Протокола. Монреальский протокол является основным международным соглашением по защите озонового слоя стратосферы. Он был подписан в 1987 г. и существенно дополнен в 1990 г. (Лондон), в 1992 г. (Копенгаген) и в 1997 г. (Монреаль).

Историческая справка. Несмотря на то, что ученые еще в начале 1960-х гг. высказали предположение о разрушении озонового слоя в результате человеческой деятельности, долгое время эта проблема не привлекала особого внимания общественности. В начале 70-х годов было установлено, что хлорфторметаны (фреоны), используемые в аэрозольных упаковках и холодильных машинах, стали накапливаться в атмосфере. Исходя из того, что в тропосфере отсутствуют действенные механизмы разрушения этих высокостабильных веществ, было сделано предположение о переносе фреонов в стратосферу. Здесь они участвуют в фотохимических реакциях, в результате которых образуется атомарный хлор, далее каталитически реагирующий с озоном.

С этого момента начались международные дебаты, которые привели к подписанию первого международного соглашения по защите озонового слоя. Этим документом стала Венская Конвенция 1985 г., признавшая потенциальную серьезность проблемы.

В сентябре 1987 г. в Монреале был подписан Протокол по субстанциям, разрушающим озоновый слой. Представители 27 стран, подписавшие этот протокол, взяли на себя обязательство в период до 1999 г. снизить использование фреонов на 50% от уровня их применения.

Еще через три года, на встрече в Лондоне, Монреальский Протокол был усилен в нескольких направлениях: использование ряда фреонов должно было снизиться до нуля к концу ХХ века; кроме того, был усилен контроль над другими видами озоноразрушающих веществ. Масштаб деятельности также был расширен: с лондонскими предложениями согласилось более 80 стран. В результате появились реальные предпосылки для развития международного сотрудничества по охране озонового слоя.

На встрече в Копенгагене в 1992 г. было достигнуто соглашение об окончательном прекращении использования озоноразрушающих веществ к 2030 г. Относительно отдаленный срок выполнения соглашения объясняется противодействием промышленных кругов, представителей которых на встрече в Копенгагене фактически было в три раза больше, чем делегатов от непромышленных стран и неправительственных организаций. Более того, в подготовительной встрече в Копенгагене принимало участие семь сотрудников концерна "Дюпон", что превысило суммарное число делегатов от шести стран.

Обязательства стран-участниц. К 1 января 1996 г. должно быть прекращено производство и потребление следующих веществ: хлорфторметанов, галонов, четыреххлористого углерода, 1,1,1-трихлорэтана, гидробромфторметана.

Применение в России. Россия подписала Монреальский Протокол 1987 г. и ратифицировала все поправки, за исключением последней, принятой в Монреале в 1997 г.

 

Киотский протокол

Задачи Протокола. Рамочная Конвенция по изменению климата (FCCC) принятая в 1992 г., разработала документ, который был рассмотрен на встрече в Киото в 1997 г.

Задачи Рамочной Конвенции по изменению климата:

- стабилизировать концентрацию в атмосфере газов, способствующих парниковому эффекту, на уровне, который предотвратит опасное воздействие на климат, во временных рамках, достаточных для адаптации экосистем к естественным изменениям климата;

- обеспечить безопасное производство продовольствия;

- способствовать устойчивому развитию.

Обязательства участников. Основное обязательство участников протокола заключается в индивидуальном или совместном снижении общей эмиссии газов, вызывающих парниковый эффект, по крайней мере на 5% от уровня 1990 г. в период 2008-2012 гг.

Формулировки Протокола означают, что некоторые страны снизят эмиссию более, чем на 5%, а другие могут снизить меньше, чем 5%, или даже повысить эмиссию.

Применение в России. Россия подписала Протокол, но применение его осуществляется в малой степени, так как требуемое снижение эмиссии парниковых газов для России по сравнению с базовым годом составляет 0%.

Базельская Конвенция

Задачи Конвенции:

Контроль и снижение трансграничных перемещений отходов;

- минимизация образования опасных отходов, обеспечение должного управления размещением и ликвидацией отходов в непосредственной близости от их источника.

- оказание помощи развивающимся странам в организации должного управления охраной окружающей среды при наличии опасных и других отходов.

Историческая справка. Базельская Конвенция была принята в 1989 г. и вступила в силу 5 мая 1992 г. К 1995 г. к Конвенции присоединилось 94 страны, в том числе страны Европейского Союза.

Обязательства стран, подписавших Конвенцию:

- не разрешать экспорт отходов для размещения на территории к югу 60º ю.ш.;

- запрещать экспорт отходов, если страна-импортер не согласует в письменной форме условия импорта;

- запрещать транспортировку или размещение опасных отходов не уполномоченными на то лицами;

- назначить или учредить одну или более компетентных структур и один контрольный пункт.

В случае какого-либо происшествия при трансграничном перемещении отходов и наличии подозрения на угрозу здоровью людей и окружающей среде в других странах, эти страны должны быть немедленно проинформированы.

Стороны должны пользоваться техническими указаниями по должному управлению охраной окружающей среды в рамках Конвенции.

Экспорт отходов разрешается лишь в том случае, если страна-экспортер "не имеет технической возможности" или "соответствующих площадок для размещения", а страна — импортер имеет эти возможности и средства.

Применение в России. Россия ратифицировала Базельскую Конвенцию 31 января 1995 г. Компетентной организацией, ответственной за применение Базельской Конвенции в России, согласно существующему законодательству является МПР РФ

Законодательной базой по управлению отходами является закон "О производстве и утилизации отходов", одобренный Советом Федерации 10 июня 1998 г., подписанный Президентом Российской Федерации и вступивший в силу 24 июня 1998 г. (зарегистрирован как ФЗ №89).

Государственный контроль за трансграничным перемещением опасных отходов в России осуществляется в рамках федерального закона «О ратификации Базельской Конвенции по контролю трансграничных перемещений опасных отходов и их размещения», а также рядом указаний и приказов.

Выполнение международных соглашений требует внедрения в РФ как уже применяемых процедур наблюдения за состоянием окружающей среды, так и относительно новых процедур мониторинга экологических проектов и программ.


31.ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.

Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов.

В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).

Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

Нормативы качества окружающей среды, их классификация В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

- мед ици нский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его ге­нетической программе);

- технологический (способность экономики обеспечить выполнение ус­тановленных пределов воздействия на человека и условия его жизне­деятельности);

- научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам). Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требо­вания к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной по­роговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, био­логического, радиационного и другого воздействия.

ответ.Природный компонент среды, его особенность и роль в сохранении устойчивости окружающей среды

Компоненты природной среды, влияющие на организмы, называют экологическими факторами. К ним относят:

· абиотические — компоненты неживой природы (лито­сфера, гидросфера, атмосфера, почва, климат):

· биотические — особи и популяции в природных сооб­ществах:

· антропогенные —деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания организмов. Антропогенный фак­тор вызван популяционным взрывом и разрушает биосферу.

Недостаток или избыток того или иного экологического фактора (экологического воздействия) ведет к невозможности существования живых организмов. В таких случаях говорят о лимитирующих экологических факторах.

Таким образом, понятие «окружающая среда» шире, чем понятие «природная среда», оно включает и природную, и искусственную (техногенную) среду — совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной деятельностью человека и не имеющих аналогов в естественной природе (здания, сооружения и т. п.).

Таким образом, в определении окружающая среда два составляющих компонента - Природный и общественный

Природный компонент среды - это совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это, прежде всего, планета Земля с ее многообразными оболочками.

 

6 ответ. Понятие «среда», её компоненты(по Д. Ж. Марковичу) их свойства и особенности.

Понятие «среда» является принципиально соотносительным, так как отражает субъект-объектные отношения и потому утрачивает содержание без определения того, к какому субъекту оно относится. Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов, что дает возможность говорить о большом количестве сред, по отношению к которым «среда человека» выступает родовым понятием. Разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конечном счете многообразие ее влияния на него.

По мнению Д. Ж. Марковича, понятие «среда человека» в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной (рис. 1). Природный компонент среды составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это, прежде всего, планета Земля с ее многообразными оболочками. Общественную часть среды человека составляют общество и общественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.

В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) Д.Ж. Маркович рассматривает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы.

Растения, животные и микроорганизмы составляют живую природную среду человека.

7 ответ. Понятия «состояние окружающей среды» и «качество окружающей среды» содержание и основные оценочные показатели.

состояние окружающей среды — совокупность биологических, химических, физических и иных показателей, описывающих состояние компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, изменяющееся под влиянием процессов и явлений, происходящих в результате естественных причин и факторов антропогенного воздействия;

качество окружающей среды — характеристика ее состояния по степени соответствия значений ее физических, химических, биологических и иных показателей и (или) их совокупности потребностям людей и других живых организмов;

Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов. В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.