В.С Попов и руководимые им хоровые коллективы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

В.С Попов и руководимые им хоровые коллективы.

2018-01-04 911
В.С Попов и руководимые им хоровые коллективы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.С. Попов (10 декабря 1934 г. — 28 июля 2008 г.) – выдающийся русский хормейстер, педагог, создатель певческой школы, ученый-методист, основатель нескольких хоровых коллективов и высшего учебного заведения – принадлежит к кругу тех, кто определяет лицо отечественной культуры. Подвижническая деятельность Виктора Попова почти полвека служила сохранению и развитию традиций русского хорового искусства. Своим трудом и талантом он обеспечил перспективу развития российской хоровой культуры, воспитав несколько поколений певцов, хормейстеров, солистов, педагогов и просвещённых любителей музыки.

В.С. Попов – основатель и руководитель Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (1970), Академии хорового искусства (1991), главный дирижер (1977) и художественный руководитель (1983) Московского хорового училища имени А.В. Свешникова, заслуженный артист РСФСР (1977), народный артист РСФСР (1983), Народный артист СССР (1989), профессор (1990), лауреат премии Ленинского комсомола (1980), премии правительства Москвы в области литературы и искусства (1996), Государственной премии Российской Федерации (2001), премии «Триумф» (2004), награжден орденом Дружбы народов (1994), орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени (2005), орденом Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского (2006), французским орденом Искусства и литературы (1991). Таковы только основные регалии, свидетельствующие об общественном признании художника.
«Маг хорового искусства», «лучезарная русская душа», «харизматический руководитель» – такие эпитеты устойчиво закрепились за Виктором Поповым в откликах зарубежной прессы. «Хоровая империя Виктора Попова» – в такой ранг были возведены хоровые коллективы Попова в рецензии одного из самых жестких отечественных музыкальных критиков.
Как же начиналась жизнь этого удивительного художника? Оказывается, в начале его пути вопрос стоял просто о выживании…

Виктор Попов: «Я родился в Тверской губернии, в маленьком городе Бежецке. Мой отец, Сергей Петрович Попов (1915-1934), умер, когда мне было десять дней. Маму, Александру Михайловну Попову (1915-1948), я знал до двенадцати лет. Она была талантливым человеком. В народном творчестве существует такой вид пения – плач. Так вот, она была плакальщицей, а это уникальное явление. В нашем маленьком городе ее часто приглашали оплакивать. Видимо, ее дарование как-то передалось и мне. Я стал петь.
Моя артистическая биография началась рано, в годы войны. Мы жили в тридцати километрах от линии фронта. Вокруг была разруха, голод, а поскольку я не только пел, но и плясал, мои дарования зачастую использовались взрослыми, прямо скажем, в неблаговидных целях: я должен был отвлекать караульных, пока кто-то из взрослых добывал на продовольственном складе пропитание.
Это было в 1945 году, в сентябре. Мне уже было десять лет. В Бежецке, где я родился, моя бывшая учительница музыки из детского сада, Ольга Лобанова, услышала по радио, что набираются мальчики в хоровое училище. Помня, что у меня есть голос, она сказала о наборе моей матери, та списалась со своей сестрой, которая жила под Москвой, в Мытищах, и мы приехали.
На другой день мы попали в хоровое училище. Когда я пришел, внизу за дверью в большом зале как раз были занятия хора. На самом деле это очень маленький зал, но он считался большим, а зал на втором этаже – малым. Пока мальчики пели, мы поднялись в кабинет Свешникова. Там я спел: «Я на свадьбу тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай». Александр Васильевич и Николай Иванович Демьянов меня прослушали и решили, что я подхожу.
Я остался в училище. Меня одели в особую форму, мою одежду мать забрала, и я сразу перешел как будто в детдом. Но детдома не чувствовалось. Было много москвичей, и ощущалась какая-то совершенно особая атмосфера».

После этого мальчик свою маму больше не видел, так как вскоре она умерла после долгой тяжелой болезни. Училище стало его родным домом.

Поступив в 10-летнем возрасте в хоровое училище, только что созданное А.В. Свешниковым «по образу и подобию» Синодального, Виктор Попов стал, сам того еще не осознавая, наследником многовековой культурной традиции.

К моменту окончания училища в 1953 году Виктор Попов проявил себя и как хормейстер, и как педагог. За восемь лет, проведенные в хоровом училище, он прошел путь, который многим не удается пройти и за всю жизнь. Все, что предоставила ему судьба в лице государства, попало на благодатную почву. Начав «с нуля», он выстроил свою жизнь и судьбу сам. Он видел примеры, достойные подражания, и выбрал дорогу созидания, преданности своему делу, полной самоотдачи.
Во время учебы в Московской консерватории в классе Владимира Павловича Степанова, а затем Александра Борисовича Хазанова Виктор Попов начал самостоятельную преподавательскую и хормейстерскую работу. Все начиналось с детских музыкальных школ в Красногорске и в Тушине.

Уже на третьем курсе, это был 1957 год, Попов получил приглашение от Владислава Геннадиевича Соколова подготовить программу с его детским хором для фестиваля и затем работал с ним до 1964 года.
В 1964 году к Попову обратился Владимир Сергеевич Локтев с просьбой помочь в ансамбле Дворца пионеров. С этим хором Виктор Попов выступал во Франции.
Два года (1958-1960) молодой специалист преподает в Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потемкина, где при его непосредственном участии открывается музыкально-педагогический факультет.
Десять лет (1960-1970) были посвящены работе в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, причем в течение четырех лет Попов был деканом сразу трех факультетов: дирижерско-хорового, историко-теоретико-композиторского и народных инструментов. В 1974-1975 годах он заведовал кафедрой хорового дирижирования института.
В 1970 году Виктор Попов принимает два важнейших, судьбоносных решения. Во-первых, по приглашению Александра Васильевича Свешникова возвращается в альма-матер – становится дирижером хора мальчиков Московского хорового училища, во-вторых – создает Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Последующие двадцать лет Попов заботливо растит оба коллектива, создает свою концепцию репертуара, объединяет единомышленников, налаживает творческие контакты с композиторами, симфоническими дирижерами, много гастролирует в России и за рубежом.
В восьмидесятые начинается работа Попова в Московской консерватории. На кафедре дирижирования он проработал с 1980-го по 1993 год, ему было присвоено ученое звание профессора.

В 1989 году он организует мужской хор из старшекурсников и выпускников Хорового училища, а через два года на основе Училища – Академию хорового искусства. Приказ о создании академии был подписан в конце 1991 года, а первые студенты приступили к занятиям в сентябре 1992. Классическое направление в творчестве хормейстера получило мощнейший импульс для развития. В его руках оказался полный спектр хоровых составов, которые можно сформировать из голосов мальчиков, юношей, а также мужских и женских голосов. С этим коллективом за шестнадцать лет работы Виктор Попов сумел воплотить свои самые смелые, самые сокровенные замыслы. Состоялись тысячи концертов, исполнены тысячи произведений, воспитаны сотни музыкантов, создан мощный оплот национальной хоровой культуры.

Поражает интенсивность исполнительской деятельности хормейстера на протяжении всего долгого пути в искусстве. Поистине исполинский репертуар созданной Виктором Поповым Академии хорового искусства представляет музыку разных эпох и стилей: от знаменного пения до рок-оперы, от Всенощной Рахманинова до саундтрека к фильму «Властелин колец».
Коллективы и солисты Академии участвуют в больших проектах в содружестве с представителями самых разных художественных направлений. Ежегодные фестивали в Ольденбурге, Рейнгау, Кольмаре, выступления со всемирно известными певцами, дирижёрами, премьеры произведений выдающихся композиторов, театральные постановки культовых режиссёров – и это далеко не исчерпывающий перечень музыкальных событий с участием коллективов Виктора Попова.

Хоровое исполнительство заполняло его творческий мир во всех своих формах: академическое и самодеятельное, детское и взрослое. В его руках были детские, юношеские хоры, хор мальчиков, мужской хор, камерные, смешанные и большие сводные хоры.

Он сказал новое слово в воспитании детского голоса, перекинув мост через ранее непреодолимую пропасть мутационного периода.

Он создал все условия для появления солиста нового типа – с детства воспитывавшегося именно в недрах певческой школы, мыслящего музыканта, готового к самостоятельной творческой жизни. И в этой области он нашёл единомышленников – крупнейших специалистов в области вокала, предоставив им все условия для творчества.

Он создал вокально-хоровую школу на основе развития многовековых отечественных традиций, выстроил систему вокально-хорового образования, единую от начального до высшего звена.

Он вырастил собственную хормейстерскую школу – учеников, которые продолжают его дело.

Он способствовал развитию отечественной композиторской школы, исполняя сочинения современных композиторов самых разных направлений.

Он создал в своих интерпретациях особый художественный мир, где любое произведение, независимо от масштаба, это высказывание о самом главном: о жизни и смерти, о небесном и земном.

Он был и особым педагогом. Он воспитывал не ученика, а человека, не певца, а музыканта. «Это уже не просто певец, это Музыкант» – высшая похвала в его устах.

Во всём этом проявляется единство отношения к профессии, к музыке, к ученикам, то единство, которое позволяло Виктору Попову полвека держать в своих руках важнейшие нити развития отечественной культуры. В перспективе ближайшего к нам семидесятилетнего периода ясно вырисовывается линия преемственности. 40-50-е годы – А.В. Свешников, 60-е – А.А. Юрлов, 70-2000-е годы – В.С. Попов. Каждый из них является уникальной художественной личностью, их заслуги перед отечественной культурой невозможно переоценить, каждый из них не только продолжал, но и создавал традицию, исполнительскую школу.

Вокально-хоровые навыки.

Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.

Все это должно сопровождаться получением учениками определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков...»

Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.

Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными

К основным вокальным навыкам относятся:

- звукообразование;

- певческое дыхание;

- артикуляция;

- слуховые навыки;

- дикция;

- эмоциональная выразительность исполнения.

Звукообразование

Звукообразование - целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани.Звукообразование - это не только «атака» звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание.

Первым требованием при воспитании у учащихся певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса.

Наблюдения и анализ исследований свидетельствуют об особом и очень важном свойстве голосов — полетности. Установлено, что полетностьприсуща не только взрослым голосам, но также и голосам детей. Многие физические свойства детских голосов (сила, ровность звучания, спектральный состав), в том числе полетность и звонкость, зависят от эмоционального состояния ребенка. Замечено также, что при пении произведений звонкость и полетностьзаметны больше, чем при исполнении упражнений. Важнейшей вокально-педагогической основой для развития полетности и звонкости голосов является воспитание свободного и непринужденного звукообразования и дыхания, исключение форсированного пения, зажатости гортани и напряжения лицевых и дыхательных мышц, максимальное использование резонаторных систем, постоянное внимание к эмоциональному состоянию певцов.

Для того, чтобы правильно и эффективно развивать вокально-хоровые навыки, необходимо соблюдать важнейшее условие – певческую установку, то есть правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения.

Главное правило певческой установки: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов следует:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

Сидеть, положив ногу на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали то вверх, то вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Певческое дыхание

Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

- ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;

- грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;

- брюшной или диафрагмальный,- дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота;

- смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объеме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение. Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно. Вдох через нос способствует углублению дыхания.

Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Как показали исследования, развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа.

Цепное дыхание - это коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов. Основные правила цепного дыхания:

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Певческая артикуляция

Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.

Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения.

Навык артикуляции включает:

- отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;

- умеренное округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;

- нахождение высокой вокальной позиции;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.

Дикция в хоровом пении

Дикция (греч.) - произношение. Основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.

Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

Правила работы над гласными звуками

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, без искажений.

В речи не совсем точное произнесение гласных мало влияет на понимание слов, так как основную смысловую роль выполняют согласные. В пении же, когда длительность гласных возрастает в несколько раз, малейшая неточность произнесения становится заметной и отрицательно влияет на ясность дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – «и», «э», «а», «о», «у», «ы», четыре сложные — «я» (йа), «ё» (йо), «ю» (йу), «е» (йэ). При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, последующий за ним простой гласный тянется долго.

Правила работы над согласными звуками

Формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути движения воздуха в речевом тракте. Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: «м», «л», «н», «р». Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.

Далее идут звонкие согласные «б», «г», «в», «ж», «з», «д», которые образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; глухие «п», «к», «ф», «с», «т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; шипящие «х», «ц», «ч», «ш», «щ» также состоят из одних шумов.

Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать в процессе специальных упражнений.

Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными требуют мгновенной перестройки артикуляционных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.