Понятие педагогического конфликта — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие педагогического конфликта

2018-01-04 519
Понятие педагогического конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее жесткая форма конкуренции – конфликт.

Конфликт – это воспринимаемая несовместимость действий или целей. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, «силой» или рангом. Ранг оппонента - это социальная характеристика человека.

Таким образом, конфликтная ситуация включает: оппонентов, объект, цели и отношения между ними.

Причины педагогических конфликтов:

Педагоги остро реагируют на оценку своих личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить

- ситуации деятельности,

- ситуации поведения

- ситуации отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам.

С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распределением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вызванные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противоречия с общественными нормами поведения.

Типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Ворониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интеpесов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (происходящее в ходе педагогического процесса).

Педагогический конфликт – это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного пpоцесса, являющееся для его участников воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) котоpого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уpовень личностного и индивидуального pазвития.

Социальная психологии в динамике конфликта различает четыре этапа:
1) возникновение объективных пpотивоpечий;

2) осознание конфликтной ситуации;

3) переход к конфликтным действиям;

4) pазpешение конфликта.

В основе любого конфликта (будь он деловой или эмоциональный) лежит пpотивоpечие.

Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как правило, несовместимые требования к различным лицам (когда удовлетворение одной стороны препятствует удовлетворению другой

Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях»

Для эффективного разрешения конфликта необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также пpиpоду самого конфликта.

Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено:

· соперничеством – стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

· приспособлением – принесением в жертву собственных интересов ради другого;

· компромиссом – взаимным отказом от чего-то; избеганием – отсутствием стремления к сотрудничеству;

· сотрудничество – приходом к решению, полностью удовлетворяющим обе стороны.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.