Андрагогика как направление педагогики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Андрагогика как направление педагогики

2018-01-04 1362
Андрагогика как направление педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образование взрослых – динамично развивающееся направление за рубежом.

Взрослый обучающийся — человек, обладающий пятью v основополагающими характеристиками, отличающими его от не­взрослых обучающихся:

1) он осознает себя все более самостоя­тельной, самоуправляемой личностью;

2) он накапливает все боль­ший запас жизненного (бытового, профессионального, социаль­ного) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;

3) его готовность к обучению (мотива­ция) определяется его стремлением при помощи учебной деятель­ности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конк­ретные цели;

4) он стремится к безотлагательной реализации по­лученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, про­странственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

Виды образования:

- Face to face education – очное обучение

- Институциональное – в стенах учебных заведений

- Формы неформального («non-formal») и внеинституционного («informal») образования взрослых, включая обучение на рабочих местах, в добровольных организациях, общинах, дома и т.п.

Свободное («открытое») образование (англ. open lear­ning) — форма организации процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, мести, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организация, методов, источни­ков и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования.

Формальное образование (англ. - formal education) – организация обучения, отвечающая пяти основным требованиям –

1) в специально предназначенных для обучения учреждениях;

2) специально подготовленным персоналом; I

3) ведущее к получению общепризнанного документа образовании;

4) систематизированное;

5) характеризующееся целенаправленной деятельностью обучающихся.

Дополнительное образование взрослых в Великобритании обучение трактуется как сотрудничество, «фасилитация» («содействие»), а преподаватель-андрагог рассматривается как «фасилитатор» («содействующий»).

Дополнительное образование взрослых начинает рассматриваться обществом как ведущее образовательное направление («mainstream education»), в то время как основное образование выступает его основным условием и предпосылкой развития. К такому мнению приходит большинство британских экспертов по дополнительному образованию взрослых: П. Джарвис, А. Роджерс, П. Рэггатт, М. Тайт, К. Титмус, Дж. Филд, Р. Эдвардс и др.

Интерес для андрагогов представляет классификация методов обучения, предложенная П. Джарвисом. В ее основу положена роль преподавателя и учащихся при обучении. Английский андрагог выделяет методы обучения, центрированных на преподавателе - демонстрация («demonstration»), лекция-обсуждение («lecture-discussion») и др. и 21 метод, центрированный на обучающемся - совещающаяся группа («buzz-groups»), групповая терапия («therapy groups») и др.

Проблемно-поисковая модель реализуется в Англии – имеет ряд преимуществ над традиционно-дидактической:

1) знания не являются навязанными обучающимся извне, они сами их формулируют, используя собственный опыт;

2) обучающиеся создают новые знания, а не только их воспроизводят;

3) использование этого подхода заставляет обучающихся быть активными участниками процесса обучения. Однако обязательным условием успешного обучения является умение преподавателя правильно задавать вопросы, быть гибким.

Британские андрагоги Г. Гиббс, М. Стивенс, К. Макки, П. Джарвис, Р. Кидд и др. выделяют пять основных принципов обучения:

- принцип учета имеющихся у взрослых знаний и опыта;

- принцип личностной актуальности содержания обучения;

- принцип практической ориентированности изучаемого материала;

- принцип учета индивидуальных когнитивных способностей взрослых и их учебных стилей;

- принцип поощрения взрослых к осознанию собственного прогресса в обучении.

Для успешного обучения взрослых андрагогам рекомендуется придерживаться следующих правил: 1) помогать обучающимся в выявлении образовательных потребностей, имеющегося опыта и знаний для их последующего использования в качестве средства обучения; 2) быть толерантным к возможным физическим недостаткам взрослых; 3) обучать слушателей эффективным технологиям учения и самообучения, которые помогут сформировать необходимые когнитивные умения и навыки как практического, так и теоретического характера; 4) использовать методы обучения, которые укрепляют чувство собственного достоинства и развивают другие человеческие качества взрослых; 5) создавать на занятиях комфортную психологическую атмосферу, заключающуюся во взаимодействии андрагога и взрослого учащегося.

Тема 6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

План семинара.

  1. Категории дидактики
  2. Принципы и закономерности обучения
  3. Формы организации обучения. Урок
  4. Семинарские, практические и лабораторные занятия, факультатив, консультация.
  5. Лекция, типы лекций

 

 

По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

 

Категории дидактики

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве.

Основные категории дидактики: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка.

Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную, развивающую.

Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Цель в дидактике – образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Образование – процесс становления человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания - информация, которая может преобразовываться. и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

дидакт Лернер говорит о трех уровнях знаний:

• усвоение и воспроизведение,

• использование на практике,

• перенос на нестандартные ситуации.
Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

• теоретическую,

• практическую,

• мировоззренческо-нравственную.

В ходе обучения учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы:

- общечеловеческие,

- общие учебные (письмо),

- поисково-информационные (библиотеки)

- организационные.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ осуществления учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Под содержанием понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. Это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Познавательная активность – характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Организационная форма обучения – (И.М. Чередов) Специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

Организационная система обучения – совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Правило - основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила – конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:

- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна,

занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника;

- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого,

социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.);

- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление

расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.