Организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки для оценки последствий чрезвычайных ситуаций — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки для оценки последствий чрезвычайных ситуаций

2018-01-04 1248
Организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки для оценки последствий чрезвычайных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разведка в зоне ЧС– вид обеспечения действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключающийся в своевременном сборе и передаче достоверных данных:

- о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС;

- силах и средствах, необходимых для эффективного проведения аварийно-спасательных работ;

- силах и средствах при ликвидации ЧС и организации жизнеобеспечения населения.

Медико-санитарная разведка– совокупность мероприятий, проводимых службой медицины катастроф для получения сведений об обстановке в районе ЧС. Должна быть целенаправленной, своевременной, оперативной, достоверной и преемственной.

По назначению медико-санитарная разведка подразделяется на медико-тактическую, санитарно-эпидемиологическую, санитарно-химическую, санитарно-радиационную и психолого-психиатрическую.

Результаты разведок в зоне ЧС служат основанием для организации экстренной медицинской помощи, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в мирное время.

Органы и учреждения Роспотребнадзора организуют и проводят в медицинских целях санитарно-радиационную, санитарно-химическую и санитарно-эпидемиологическую разведки.

Основной целью перечисленных разведок является получение своевременных и достоверных данных по характеристике действующих в окружающей среде поражающих факторов ЧС (радиационной, химической и биологической природы), на основании которых руководящие органы Роспотребнадзора могут принять решение о проведении необходимых мероприятий по локализации, нейтрализации и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - это непрерывное и своевременное получение достоверных сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке.

Основные задачи, решаемые при проведении разведки:

- выявление источников, характера и масштабов микробного заражения территории, а также степени опасности и распространения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

- получение имеющейся в территориальных органах управления информации о заболеваемости населения, находящегося в очаге поражения и зоне ЧС, а также о наличии запасов средств дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- изучение возможностей использования сохранившихся в зоне ЧС учреждений здравоохранения и средств медицинской защиты населения от действий поражающих факторов;

- выбор в зоне ЧС и за ее пределами возможных мест размещения пострадавшего населения, спасателей, медицинских учреждений и формирований, а также путей эвакуации пораженных.

 

Выполнение задач разведывательными группами может осуществляться в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности:

- подготовка специалистов Роспотребнадзора, включенных в состав разведывательных групп, к действиям в ЧС;

- проведение их аттестации;

- обеспечение постоянной готовности разведывательных групп и обобщение опыта организации и проведения разведки в ЧС;

- участие в разработке и реализации планов и программ по совершенствованию приемов и методов проведения разведки, улучшению оснащения разведывательных групп;

- создание запасов и поддержание в исправном состоянии СИЗ, портативных укладок, средств передвижения и связи.

Режим повышенной готовности:

- постоянный сбор информации о санитарно-гигиенической, эпидемиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке;

- участие в прогнозировании дальнейшего развития ситуации и постановка вытекающих из него задач;

- проверка исправности аппаратуры, состояния средств индивидуальной защиты и другого оснащения в соответствии с возникающими задачами;

- формирование состава разведывательных групп, проведение тренировочных занятий по конкретно сложившемуся варианту развития ЧС;

- постановка конкретных задач, стоящих перед группами разведки.

Режим чрезвычайной ситуации:

- получение дополнительной информации о сложившейся обстановке, местах пребывания людей в зоне воздействия факторов ЧС, а также о состоянии местности, жилого фонда, коммунально-бытовых и других объектов (постановка конкретных задач, стоящих перед группами разведки; выход разведывательных групп в зону ЧС);

- выявление контингента пораженных (больных), определение условий эвакуации из зоны бедствия, установление наличия очагов инфекционных заболеваний;

- проведение необходимого объема работ по замерам параметров поражающих факторов ЧС, отбору и доставке проб в лаборатории СНЛК и учреждения Роспотребнадзора;

- доклад о полученных результатах разведки и предварительных выводах по их оценке на месте.

При проведении санитарно-эпидемиологической разведки необходимо проводить:

- выявление наличия, характера и распространенности инфекционных заболеваний среди различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;

- выявление эпизоотий среди диких и домашних животных, наличия и активности природных очагов инфекций в районах бедствия;

- определение санитарно-гигиенического состояния территории, населенных пунктов и водоисточников, проведение отбора проб воды для лабораторных исследований;

- учет и обследование местных санитарно-технических учреждений (санитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекционные больницы, лаборатории, водоочистные сооружения и т.п.) для решения вопроса об их использовании для нужд пострадавшего населения и прибывающих спасателей;

- оценка сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф, а также возможности их использования для проведения противоэпидемических мероприятий;

- изучение полученных данных об инфекционной заболеваемости от сохранившихся медицинских учреждений, органов местной власти в зоне ЧС.

Проведение санитарно-эпидемиологической разведки предусматривает:

- непосредственное обследование районов катастроф, населенных пунктов и отдельных объектов, оценку их санитарно-гигиенического состояния и возможного влияния на здоровье людей;

- сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы здравоохранения, учреждения ветеринарной и других служб и ведомств;

- отбор для лабораторного исследования материалов от людей, животных и объектов внешней среды;

- получение и использование сведений от штабов спасательных служб, других разведывательных подразделений.

 

Руководитель территориального отдела Роспотребнадзора, ФБУЗ ЦГиЭ, получившие информацию о возможных изменениях условий на своей территории, прежде всего изучают обстановку по имеющимся у них сведениям. Существенное значение имеет ознакомление с медико-географическими и санитарно-эпидемиологическими описаниями. Если возникает потребность в непосредственном обследовании отдельных районов и объектов, принимается решение о проведении санитарно-эпидемиологической разведки. Формулируется задача, определяются конкретные исполнители, указываются основные маршруты и объекты, а также сроки, место и порядок доклада о результатах разведки.

Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует полученные сведения в интересах противоэпидемического обеспечения населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:

- уточнение с территориальным органом управления медицины катастроф обстановки в зоне ЧС и возможных сроков проведения разведки;

- определение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;

- обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения: централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение и другие питьевые водоисточники; базы продовольственного снабжения и предприятия общественного питания; коммунально-бытовое обеспечение; объекты экономики, как источники потенциально опасных веществ и т.п.);

- сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы исполнительной власти, учреждения здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте; возможное количество людей, оставшихся в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);

- получение сведений от сохранившихся в ЧС территориальных органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения об инфекционной заболеваемости и привитости (вакцинировании) населения, оказавшегося в очаге и зоне ЧС, а также данных о природных очагах инфекционных заболеваний на территории и эпизоотиях;

- отбор проб почвы и воды из поверхностных водоемов для микробиологического контроля;

- представление донесений о результатах разведки и соответствующих рекомендаций.

 

Санитарно-эпидемиологическую разведку в условиях изменяющейся обстановки необходимо проводить с момента возникновения чрезвычайной ситуации непрерывно. Для уверенности в достоверности получаемых сведений требуется постоянное сопоставление данных, поступающих из разных источников. Важным требованием к санитарно-эпидемиологической разведке является ее преемственность и действенность, то есть использование вышестоящими звеньями медицинской и санитарно-эпидемиологической службы информации из нижестоящих звеньев в целях эффективного проведения необходимых мероприятий (например, локализация и ликвидация выявленных эпидемических очагов или организация режимно-ограничительных мероприятий).

При постоянном пребывании разведывательных формирований в районах катастроф санитарно-эпидемиологическая разведка перерастает в санитарно-эпидемиологическое наблюдение.

Санитарно-эпидемиологическое наблюдение проводится с целью непрерывного изучения санитарно-эпидемиологической обстановки районов катастроф и выявления факторов, отрицательно влияющих на здоровье и трудоспособность населения. Для выявления причин заболевания населения сопоставляют данные конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки с условиями быта, производственной деятельности населения и другими факторами, отрицательно влияющими в районе катастроф на здоровье людей.

По результатам санитарно-эпидемиологической разведки дается оценка санитарно-эпидемического состояния зоны ЧС по следующим критериям.

Благополучное состояние:

1) наличие инфекционных заболеваний среди населения не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

2) эпизоотическая обстановка не представляет опасности для населения и формирования спасателей;

3) отсутствие условий для широкого распространения инфекционных заболеваний (удовлетворительное санитарное состояние территорий, объектов водоснабжения, коммунальная благоустроенность, качественное проведение всего комплекса противоэпидемических мероприятий);

4) в соседних районах среди населения отсутствуют массовые инфекционные заболевания, а имеющиеся единичные заболевания не представляют в существующих условиях непосредственной опасности для населения;

5) противник не применял по району действия (расположения) войск БО.

Неустойчивое состояние:

1) возникновение отдельных, не регистрировавшихся ранее инфекционных заболеваний, незначительное повышение спорадического уровня инфекционной заболеваемости или возникновение отдельных групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению при удовлетворительном состоянии территории, объектов питания и водоснабжения, коммунальной благоустроенности и качественном проведении всего комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению;

2) отсутствие инфекционной заболеваемости, за исключением спорадической, при наличии эпизоотических очагов зоонозных инфекций, могущих представлять угрозу для пострадавшего населения и подразделений спасателей и (или) неудовлетворительном санитарном состоянии территории, объектов водоснабжения, коммунальной неблагоустроенности, низком качестве проведения противоэпидемических мероприятий;

3) наличие очагов инфекционных заболеваний без выраженного развития эпидемии;

4) расположение района ЧС в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние:

1) появление групповых, опасных инфекционных заболеваний в зоне бедствия или очагов чумы, холеры, желтой лихорадки, геморрагических лихорадок (Ласса, Марбург, Эбола) на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения (неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние района);

 

2) возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями эпидемически не связанных между собой;

3) противник применил БО, не включающее возбудителей ООИ.

Чрезвычайное состояние:

1) нарастание числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения в короткий срок;

2) групповые заболевания особо опасными инфекциями;

3) активизация природных очагов чумы, туляремии и появление заболеваний среди людей;

4) по району действий (расположения) войск в качестве БО применены возбудители особо опасных инфекций.

 

Результаты санитарно-эпидемиологической разведки используются для проведения целенаправленных мероприятий по рациональному распределению сил и средств санитарно-эпидемиологического надзора и местных ресурсов в интересах санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения.

При неблагополучном санитарно-эпидемиологическом состоянии решается вопрос о введении режима обсервации, а при чрезвычайном – карантина.

Обсервация – режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

При обсервации осуществляется:

- ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервационную территорию;

- обеззараживание объектов внешней среды;

- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

- проведение санитарной обработки пораженного населения;

- проведение экстренной профилактики среди лиц, подвергшихся угрозе заражения;

- усиление медицинского контроля, за проведением санитарно - гигиенических противоэпидемических мероприятий;

- усиление ветеринарно-бактериологического контроля, за зараженностью сельскохозяйственных животных и продуктов животноводства;

- введение противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

При установлении карантина проводимые при обсервации мероприятия усиливают дополнительными режимными, которые включают:

- охрану и оцепление размещения карантинизированных групп населения в целях изоляции от соседних групп населения;

- запрещение выезда без разрешения из района карантина и строгое запрещение въезда в него;

- организацию специальной комендантской службы для обеспечения в районе карантина установленного порядка и режима в организации питания, охраны водоисточников и др.;

 

- снабжение объектов народного хозяйства, продолжающих работу в районе катастроф, и населения через перегрузочные и передаточные пункты, развертываемые на границах с зонами карантина.

Обсервация и карантин отменяются по истечению срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

 

В зависимости от условий и задач Роспотребнадзора разведка проводится специалистами различного профиля ФБУЗ ЦГиЭ и его филиалов на базе которых создаются группы эпидемиологической разведки (ГСЭР).

Специалистам групп санэпидразведки (ГСЭР) предоставлено право:

- знать, выявлять и уточнять обстановку (по профилю предназначения группы) в местах проведения работ, пунктах временной дислокации пострадавших;

- давать рекомендации по правилам безопасности в местах проведения работ и лечебно-профилактических учреждениях; отстранению работающих лиц, грубо нарушающих требования санитарных правил и норм;

- представлять руководителям медицинской и санитарно-эпидемиологической служб материалы о грубых нарушениях требований безопасности;

- вносить в установленном порядке предложения о принятии дополнительных мер режимно-ограничительного характера в зонах повышенной эпидемической опасности, привлечении к юридической ответственности лиц, виновных в невыполнении требований санитарного законодательства.

 

Группы эпидемиологической разведки могут укомплектовываться различными специалистами, в зависимости от ее конкретных задач, в количестве 3-5 человек, на автотранспорте. В ГСЭР могут входить: врач-эпидемиолог, врач-бактериолог и лаборант или врач-эпидемиолог, врач-гигиенист, врач-токсиколог и два лаборанта, и др.

Разведывательные группы оснащаются табельными СИЗ (АИ-2, ИПП-12 и др.). На период работы за группой разведки закрепляется высокопроходимый транспорт, в том числе водный, а при необходимости и воздушный.

 

 

Рекомендуемый состав ГСЭР

Врач-гигиенист 1

Врач-эпидемиолог (или инфекционист) 1

Лаборант 1-2

Водитель 1

Примерный перечень имущества ГСЭР

Костюм "Кварц-2" 5 шт.

Противогаз изолирующий 5 шт.

Аптечка индивидуальная 5 шт.

Дезкомплект 10 шт.

Костюм химический (Л-1) 3-4 шт.

Сумка-холодильник или сосуд Дьюара 1 шт.

Укладка для отбора проб материала, взятого от людей, грызунов, эктопаразитов и других объектов внешней среды 1 компл.

 

В состав укладки входят: шпатели, термометры, банки с притертыми пробками, пробирки, пробирки с тампонами, предметные стекла, шприц на 10 мл, пинцеты анатомические и энтомологические, пробирки с гофрированной бумагой, клей, мешочки хлопчатобумажные, совок, батометр, бутылки, аппарат для забора проб воздуха, ложки, корнцанги, 70%-ный этиловый спирт, 5%-ный раствор хлорамина, спиртовка, вата, спички, карандаш по стеклу, простой карандаш, бланки направлений, резинки аптечные (обхватки), салфетки, пергаментная бумага, этикетки бумажные, писчая бумага, ножницы, лейкопластырь, полиэтиленовые мешочки, клеенка медицинская.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.