Товар, его свойства и функциональные формы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Товар, его свойства и функциональные формы

2018-01-04 285
Товар, его свойства и функциональные формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения тру­да, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совер­шить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоя­нии и научиться производить товаров в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Обычно на первый план выдвигаются процессы, происходящие в сфере произ­водства, — разделение труда, специализация, кооперация, но без торговли (обме­на). Эти процессы если и существовали, то в очень незначительных масштабах.

 

Потребительная ценность продукта — это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным фи­зическим или другим свойствам.

3).Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг Основными теориями стоимости являются трудовая теория и теория предельной полезности. Российская экономическая наука либо принимает теорию предель­ной полезности, либо остается в рамках трудовой теории, либо вырабатывает третий вариант. Третьим вариантом может быть:

• выработка совершенно иного подхода к стоимости, что маловероятно;

• разработка информационной теории стоимости, которая находится в за­чаточном состоянии;

• синтез трудовой теории и теории предельной полезности.

Последний вариант (синтез теорий) нам представляется весьма перспектив­ным как с точки зрения развития мировой экономической науки, так и с точки зрения осознания экономических интересов России.

Потребительная ценность — это полезность вещи, ее способность удовлетво­рять какую-либо человеческую потребность. Ею продукт отличается от других про­дуктов, у которых другие потребительные свойства. Стоимость товара (продукта) образуется из затрат труда на его производ­ство. Соответственно, величина стоимости товара определяется количеством труда и необходимым рабочим временем на производство товара. Следовательно, если принять интенсивность трудовых усилий за постоянную величину, то, чем больше необходимого времени тратится на производство продукта, тем выше его сто­имость. Если потребительная стоимость продукты разъединяет, то стоимость — объ­единяет.

Таким образом, не только продукт труда, но и сам труд оказывается двойствен­ным процессом — процессом конкретного и абстрактного труда. Конкретный труд образует потребительную стоимость товара. Абстрактный труд — стоимость. Результатом конкретного труда является продукт, а специфическая способность продукта удовлетворять потребности есть его потребительная стоимость.

Теория предельной полезности утверждает, что человеку, чтобы жить, нужна определенная совокупность материальных благ. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека есть его полезность.

 

Лекция 6

Тема: Рынок: виды, структура, модель

Цель: изучение рынка как системы отношений.

План:

1. Сущность и функции рынка

2. Структура рынка

3. Конкуренция и рыночная инфраструктура

4. Преимущества и недостатки рынка

Ключевые слова: рынок, структура рынка, конкуренция, инфраструктура рынка.

1. Рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.

Функции рынка

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Самая важная функция рынка – регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает -- сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

 

2. Структура рынка - это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также - национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

 

3. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

Рыночная система эффективно функционирует, когда существует развитая инфраструктура.

Рыночная инфраструктура – совокупность отраслей, учреждений, которые обслуживают рынок. Сюда относятся: оптовые и розничные торговли, маркетинг, реклама, сеть складских помещений, транспорт и связь, банки и биржи.

 

4. Позитивные и негативные стороны рынка

Рынку принадлежит важная позитивная роль. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "человека административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

 

Лекция 7.

Тема: Спрос и предложение

Цель: изучение влияния спроса и предложения на потребительское поведение.

Ключевые слова: спрос, предложение, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие, эластичность.

План:

1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.

2. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4. Понятие эластичности.

5. Конкуренция как элемент рыночного механизма

Q

 

1. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

· доходы потребителей;

· вкусы и предпочтения потребителей;

· цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые товары;

· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

· информация о товаре;

· время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

 

2. Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

.

4. Эластичность — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (|E|>1).

Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|<1).

Эластичность спроса относительно цены

Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

 

, где Q – спрос (количество); P - цена.

 

Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.

 

4. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

· отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

· отсутствие ограничений на количество участников рынка;

· однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

· свободные цены;

· отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Несовершенная конкуренция

 

2. Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.