Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-04 | 1611 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Аннотация
Из всего курса “Латинский язык” темы “Государственные посты в Древнем Риме”, “Имена римских граждан”, “Летоисчесление у римлян. Римский календарь” не являются темами лексико-грамматическими, а сугубо страноведческими. При изложении материала в системе должностных лиц в Древнем Риме, начиная с 8 века до н. э. и заканчивая распадом Римской Империи, особое внимание уделяется государственным постам в период классической Римской республики. Многие названия вводятся на латинском языке, для того чтобы студенты могли выделить латинскую основу в словах современного русского языка, которые происходят непосредственно из латинского или благодаря посредничеству романских языков. Это способствует развитию логического мышления, расширению общего кругозора и повышению языковой культуры студента-юриста.
План
1. Ранняя государственная организация
2. Переход к военно-государственному строю
3. Борьба патрициев и плебеев
4. От полиса к империи
5. Сенат
6. Система магистратур
7. Кризис республики и становление монархии
8. Государственная организация принципата
9. Переход к новым формам монархии
10. Провинциальная организация империи
1. Ранняя государственная организация
1. Центральной фигурой власти в формирующемся полисе, в так называемый царский период (8 – 6 вв. до н. э.), был rex (царь). Он был политическим, военным и религиозным вождем Рима.
Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат или Совет старейшин (senex – старый, преклонный).
Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя, т. е. префект города, всаднический трибун, военный трибун.
|
Важную роль играли жрецы: фламины, авгуры и понтифики.
2. Переход к военно-республиканскому строю.
Второй этап (6 – начало 4 в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов.
В 510 – 509 гг. до н. э. римский народ, по легенде, изгнал последнего из царей этрусской династии – Тарквиния Гордого. Власть вождя-царя прекратилась вообще. Знать, представленная в Сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка.
Между 443 и 435 гг. до н. э. была учреждена должность цензора, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их гражданских обязанностей.
3. Борьба патрициев и плебеев.
Свободное население города подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев.
Патриции были членами родов; плебеи не имели родовой организации, это были выходцы из других племен и областей, полностью лишенные политических прав.
В 493 г. до н. э. собраниями плебса (consilia plebis) были избраны два народных трибуна, которые должны были исполнять роль заступников плебса.
В середине 5 в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, - были составлены так называемые Законы 12 таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще и далеко не полном на тот момент.
Наконец в 287 г. до н. э. было подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.
4. От полиса к империи.
Термин “республика”, которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима 4 – 1 вв. до н. э. в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae – общие дела). Смысл организации власти в этот период – обеспечение гражданских прав и гарантия свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховенство народа было закреплено в верхних политических, в основном, законодательных правах народных собраний (comitia).
|
5. Сенат.
Центральным учреждением республики был Сенат. Ему отводили роль опекуна римского народа. Члены Сената – сенаторы, patres – почти особое сословие в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями.
Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа.
6. Система магистратур.
Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Магистраты как бы принимали в сокращенном виде царские полномочия; исполняли решения народных собраний или Сената.
Все римские магистратуры подразделялись на сенаторские (давали право на включение в состав Сената) и на городские чины.
Все магистратуры обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и назначать себе помощников.
Высшие магистратуры наделялись правом правительственной власти (imperium).
Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы. Двух консулов избирали на один год. Основной их обязанностью было наблюдение за внешней и внутренней безопасностью города и его владений.
Вторым по важности должностным институтом была претура. Претор считался младшим коллегой консулов, основные полномочия его сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции. Претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta).
Следующей по рангу была должность цензора. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е составление списков населения по классам.
Младшими из обычных магистратов были квесторы, формально – помощники консулов. Они заведовали государственной казной и являлись хранителями государственных документов. Также в их ведении были таможенные дела.
Совершенно иное положение было у народных трибунов, чисто плебейских магистратов, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев.
|
Помощниками трибунов были курульные эдилы. Они осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; снабжали город продовольствием.
Все эти магистратуры действовали обычно вместе и в обычных обстоятельствах.
При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатор избирался на шесть месяцев. Ему предоставлялась вся полнота управления, включая военную власть и право международных отношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.
7. Кризис республики и становление монархии.
Рим становился огромной державой даже не средиземноморского, а уже и мирового масштаба, и власть в такой империи уже по природе своей (в условиях античного общества) не могла быть построена иначе, чем на монархических началах.
Главнейшим показателем кризиса республиканской организации стало формирование в 1 в. до н. э. института военно-политической диктатуры одного лица, которая стала в Риме почти постоянным институтом.
Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82 – 79) видного военноначальника.
Вторым этапом была диктатура Юлия Цезаря (45 – 44 гг. до н. э.), после развязанной им гражданской войны, в которой Цезарь, опираясь на верное ему войско, одержал победу. Провозглашенный императором Цезарь сосредоточил в одних руках наиболее значительные магистратуры: бессрочное диктаторство, пожизненная власть трибуна, цензорские полномочия, сохранив еще и права великого жреца – понтифика.
Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.), духовного наследника Цезаря, стало завершающим этапом становления нового строя. Сам Август закрепил за собой звание императора. Сложившийся государственно-политический уклад получил название принципата и сохранился до конца 3 века.
8. Государственная организация принципата.
Основные полномочия в этот период были у императора, принцепса (princeps – первый, главный). Власть его основывалась на цельном законе – lex de imperio, который издавал Сенат при восшествии нового принцепса.
При Августе начал функционировать еженедельно заседавший Совет (consilium).
|
Важнейшим должностным лицом стал префект претория, командовавший войсками.
Поручения императора выполнялись назначенными им кураторами по разным государственным делам, легатами – представителями на местах, прокураторами – финансовыми представителями вне Италии.
Полицейскую власть осуществлял префект города.
9. Переход к новым формам монархии и управление при доминате.
Постепенно возрастают централизаторские устремления в управлении. Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus – господин). Монарх получил новый титул – Dominus Noster – государь наш.
Императорский или Государственный Совет (consistorium) состоял из лиц, персонально назначенных императором: министры, капеллан – высший правитель гражданских дел.
В 3 в. появляется значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократия.
10. Провинциальная организация империи.
Военное командование армией в провинции осуществляли преторы. Правители провинций получили название пропреторов и проконсулов.
Квестор заведовал финансовой частью.
Один из важнейших принципов управления провинциями выражался в лозунге: “Разделяй и властвуй!” (“Divĭde et impēra!”). Завоеванная земля провинций объявлялась собственностью римского народа – ager publĭcus.
В период принципата император лично назначал своих посланцев – легатов (либо прокураторов).
А в период домината префекты претория были практически на положении вице-императоров в своих областях.
Использованная литература:
1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 1996.
2. История государства и права зарубежных стран. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 2002.
3. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипелев. Москва, 1995.
4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: “Манускрипт”, 1994.
5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1996.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черниловского. Москва: фирма Гардарика, 1996.
Глоссарий
1. Диктатор – должностное лицо, наделенное исключительными полномочиями, избираемое на место всех магистратур.
2. Доминат – вариант монархической власти с неограниченными правами монарха в управлении.
3. Император – глава государства, сосредоточивший в своих руках наиболее значительные полномочия и власть.
4. Квестор – должностное лицо, заведовавшее государственной казной и таможенными делами.
5. Консул – должностное лицо, стоявшее во главе всех республиканских магистратур.
|
6. Куратор – должностное лицо, выполнявшее поручения императора по разным государственным делам.
7. Курульный эдил – помощник трибуна, осуществлявший полицейскую власть в городе и снабжавший город продовольствием.
8. Легат – представитель императора на местах.
9. Магистрат – должностное лицо, в руках которого находилась исполнительная власть в республике.
10. Патриций – свободный житель города, являющийся членом рода.
11. Плебей – свободный житель города, не имеющий рода и являющийся выходцем из других племен и областей.
12. Претор – младший коллега консулов, в полномочия которого входила уголовная и гражданская юрисдикция.
13. Принципат – вариант монархической власти, при котором основные полномочия были у императора.
14. Сенат – властный, управительный орган, центральное учреждение республики.
15. Трибун – плебейский магистрат, главной задачей которого было обеспечение гражданских прав плебеев.
16. Царь – центральная фигура власти в период ранней государственной организации.
17. Цензор – должностное лицо, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их обязанностей и составление списка населения по классам.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
“Государственные посты в Древнем Риме”
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!