Государственные посты в Древнем Риме — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Государственные посты в Древнем Риме

2018-01-04 1611
Государственные посты в Древнем Риме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

Из всего курса “Латинский язык” темы “Государственные посты в Древнем Риме”, “Имена римских граждан”, “Летоисчесление у римлян. Римский календарь” не являются темами лексико-грамматическими, а сугубо страноведческими. При изложении материала в системе должностных лиц в Древнем Риме, начиная с 8 века до н. э. и заканчивая распадом Римской Империи, особое внимание уделяется государственным постам в период классической Римской республики. Многие названия вводятся на латинском языке, для того чтобы студенты могли выделить латинскую основу в словах современного русского языка, которые происходят непосредственно из латинского или благодаря посредничеству романских языков. Это способствует развитию логического мышления, расширению общего кругозора и повышению языковой культуры студента-юриста.

План

1. Ранняя государственная организация

2. Переход к военно-государственному строю

3. Борьба патрициев и плебеев

4. От полиса к империи

5. Сенат

6. Система магистратур

7. Кризис республики и становление монархии

8. Государственная организация принципата

9. Переход к новым формам монархии

10. Провинциальная организация империи

 

1. Ранняя государственная организация

1. Центральной фигурой власти в формирующемся полисе, в так называемый царский период (8 – 6 вв. до н. э.), был rex (царь). Он был политическим, военным и религиозным вождем Рима.

Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат или Совет старейшин (senex – старый, преклонный).

Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя, т. е. префект города, всаднический трибун, военный трибун.

Важную роль играли жрецы: фламины, авгуры и понтифики.

2. Переход к военно-республиканскому строю.

Второй этап (6 – начало 4 в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов.

В 510 – 509 гг. до н. э. римский народ, по легенде, изгнал последнего из царей этрусской династии – Тарквиния Гордого. Власть вождя-царя прекратилась вообще. Знать, представленная в Сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка.

Между 443 и 435 гг. до н. э. была учреждена должность цензора, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их гражданских обязанностей.

 

3. Борьба патрициев и плебеев.

Свободное население города подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев.

Патриции были членами родов; плебеи не имели родовой организации, это были выходцы из других племен и областей, полностью лишенные политических прав.

В 493 г. до н. э. собраниями плебса (consilia plebis) были избраны два народных трибуна, которые должны были исполнять роль заступников плебса.

В середине 5 в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, - были составлены так называемые Законы 12 таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще и далеко не полном на тот момент.

Наконец в 287 г. до н. э. было подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

 

4. От полиса к империи.

Термин “республика”, которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима 4 – 1 вв. до н. э. в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae – общие дела). Смысл организации власти в этот период – обеспечение гражданских прав и гарантия свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховенство народа было закреплено в верхних политических, в основном, законодательных правах народных собраний (comitia).

5. Сенат.

Центральным учреждением республики был Сенат. Ему отводили роль опекуна римского народа. Члены Сената – сенаторы, patres – почти особое сословие в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями.

Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа.

 

6. Система магистратур.

Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Магистраты как бы принимали в сокращенном виде царские полномочия; исполняли решения народных собраний или Сената.

Все римские магистратуры подразделялись на сенаторские (давали право на включение в состав Сената) и на городские чины.

Все магистратуры обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и назначать себе помощников.

Высшие магистратуры наделялись правом правительственной власти (imperium).

Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы. Двух консулов избирали на один год. Основной их обязанностью было наблюдение за внешней и внутренней безопасностью города и его владений.

Вторым по важности должностным институтом была претура. Претор считался младшим коллегой консулов, основные полномочия его сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции. Претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta).

Следующей по рангу была должность цензора. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е составление списков населения по классам.

Младшими из обычных магистратов были квесторы, формально – помощники консулов. Они заведовали государственной казной и являлись хранителями государственных документов. Также в их ведении были таможенные дела.

Совершенно иное положение было у народных трибунов, чисто плебейских магистратов, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев.

Помощниками трибунов были курульные эдилы. Они осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; снабжали город продовольствием.

Все эти магистратуры действовали обычно вместе и в обычных обстоятельствах.

При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатор избирался на шесть месяцев. Ему предоставлялась вся полнота управления, включая военную власть и право международных отношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.

 

7. Кризис республики и становление монархии.

Рим становился огромной державой даже не средиземноморского, а уже и мирового масштаба, и власть в такой империи уже по природе своей (в условиях античного общества) не могла быть построена иначе, чем на монархических началах.

Главнейшим показателем кризиса республиканской организации стало формирование в 1 в. до н. э. института военно-политической диктатуры одного лица, которая стала в Риме почти постоянным институтом.

Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82 – 79) видного военноначальника.

Вторым этапом была диктатура Юлия Цезаря (45 – 44 гг. до н. э.), после развязанной им гражданской войны, в которой Цезарь, опираясь на верное ему войско, одержал победу. Провозглашенный императором Цезарь сосредоточил в одних руках наиболее значительные магистратуры: бессрочное диктаторство, пожизненная власть трибуна, цензорские полномочия, сохранив еще и права великого жреца – понтифика.

Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.), духовного наследника Цезаря, стало завершающим этапом становления нового строя. Сам Август закрепил за собой звание императора. Сложившийся государственно-политический уклад получил название принципата и сохранился до конца 3 века.

 

8. Государственная организация принципата.

Основные полномочия в этот период были у императора, принцепса (princeps – первый, главный). Власть его основывалась на цельном законе – lex de imperio, который издавал Сенат при восшествии нового принцепса.

При Августе начал функционировать еженедельно заседавший Совет (consilium).

Важнейшим должностным лицом стал префект претория, командовавший войсками.

Поручения императора выполнялись назначенными им кураторами по разным государственным делам, легатами – представителями на местах, прокураторами – финансовыми представителями вне Италии.

Полицейскую власть осуществлял префект города.

9. Переход к новым формам монархии и управление при доминате.

Постепенно возрастают централизаторские устремления в управлении. Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus – господин). Монарх получил новый титул – Dominus Noster – государь наш.

Императорский или Государственный Совет (consistorium) состоял из лиц, персонально назначенных императором: министры, капеллан – высший правитель гражданских дел.

В 3 в. появляется значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократия.

 

10. Провинциальная организация империи.

Военное командование армией в провинции осуществляли преторы. Правители провинций получили название пропреторов и проконсулов.

Квестор заведовал финансовой частью.

Один из важнейших принципов управления провинциями выражался в лозунге: “Разделяй и властвуй!” (“Divĭde et impēra!”). Завоеванная земля провинций объявлялась собственностью римского народа – ager publĭcus.

В период принципата император лично назначал своих посланцев – легатов (либо прокураторов).

А в период домината префекты претория были практически на положении вице-императоров в своих областях.

Использованная литература:

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 1996.

2. История государства и права зарубежных стран. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 2002.

3. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипелев. Москва, 1995.

4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: “Манускрипт”, 1994.

5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1996.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черниловского. Москва: фирма Гардарика, 1996.


Глоссарий

1. Диктатор – должностное лицо, наделенное исключительными полномочиями, избираемое на место всех магистратур.

2. Доминат – вариант монархической власти с неограниченными правами монарха в управлении.

3. Император – глава государства, сосредоточивший в своих руках наиболее значительные полномочия и власть.

4. Квестор – должностное лицо, заведовавшее государственной казной и таможенными делами.

5. Консул – должностное лицо, стоявшее во главе всех республиканских магистратур.

6. Куратор – должностное лицо, выполнявшее поручения императора по разным государственным делам.

7. Курульный эдил – помощник трибуна, осуществлявший полицейскую власть в городе и снабжавший город продовольствием.

8. Легат – представитель императора на местах.

9. Магистрат – должностное лицо, в руках которого находилась исполнительная власть в республике.

10. Патриций – свободный житель города, являющийся членом рода.

11. Плебей – свободный житель города, не имеющий рода и являющийся выходцем из других племен и областей.

12. Претор – младший коллега консулов, в полномочия которого входила уголовная и гражданская юрисдикция.

13. Принципат – вариант монархической власти, при котором основные полномочия были у императора.

14. Сенат – властный, управительный орган, центральное учреждение республики.

15. Трибун – плебейский магистрат, главной задачей которого было обеспечение гражданских прав плебеев.

16. Царь – центральная фигура власти в период ранней государственной организации.

17. Цензор – должностное лицо, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их обязанностей и составление списка населения по классам.

 

 

ТЕСТ ПО ТЕМЕ

“Государственные посты в Древнем Риме”


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.