Жалея других, не позволяй жалеть себя — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Жалея других, не позволяй жалеть себя

2018-01-04 145
Жалея других, не позволяй жалеть себя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жалость – хорошее чувство по отношению к окружающим, но только не к себе. Себя жалеет только неудачник, жалость и слабость – одно и то же. Сила рождается в борьбе, жалость – остановка на пути к цели. Жалея других, не позволяй жалеть себя.

 

Толкование закона

 

В жизни немало таких ситуаций, когда опускаются руки, и невыносимо хочется кому-нибудь «поплакаться в жилетку». Чужая жалость подпитывает нашу собственную, давая нам хотя бы немного снова почувствовать себя несправедливо обиженными детьми. Жалость как бы снимает с человека ответственность за неправильные действия, превращая его из виновного – в жертву обстоятельств. Одним словом, жалость окружающих – чувство во всех отношениях приятное и полезное.

Но это обманчивое мнение. Давайте попробуем посмотреть на ту же ситуацию с другой стороны. Как верно было замечено, жалость на некоторое время возвращает нас в безответственное детство. Но кто и когда доверит ребенку серьезное дело, тем более ребенку безответственному, который не может отвечать за свои поступки? Таким образом, жалость по градации человеческих чувств стоит очень близко к снисходительности по отношению к более слабому и неподготовленному. Вот и оказывается, что те, кто жалеют человека (якобы из лучших побуждений) на самом-то деле подчеркивают свое превосходство над ним.

Самой природой заведено, что жалость можно принимать только от кровных родственников, причем исключительно женского пола, например, матери и бабушки. Они не входят в систему внутренней власти, которая досталась нам «в наследство» от животного мира. Все остальные люди, включая родственников мужского пола, а также родных братьев и сестер, – подсознательно воспринимаются человеком как возможные соперники за территорию, которую пытается освоить субъект.

По понятным причинам, жалость, исходящая от вышеперечисленных персон, не может восприниматься человеком положительно. Поэтому данный закон самоуправления требует ни при каких ситуациях не позволять по отношению к себе чувства жалости. Ее может испытывать сильный по отношению к слабому, причем это чувство охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Исходя из этого, позволяя себе испытывать жалость к кому-либо, человек как бы берет его под свою опеку.

Позволяя другим испытывать жалость по отношению к себе, он сам попадает под опеку окружающих. Таким образом он расписывается не только в своей слабости, но и в желании быть ведомым чужой волей. Кроме того, вполне понятен и тот факт, что гипертрофированная жалость к себе подобным образом скрывает под собой презрение, иногда граничащее с отвращением. Это тоже достаточно легко объяснить – сильные редко испытывают другие чувства к более слабым.

 

Образ

 

Король, возвышающийся над толпой. Он властен и величествен в своей власти. Перед ним – море нищих и сирот, нуждающихся в опеке. Щедрой рукой он дарует им благо и защиту, снисходя в жалости своей до всех обиженных жизнью. Но никто не посмеет проявить жалость к нему, ибо он – силен.

 

Доказательства закона

 

«Я не любила с давних дней, чтобы меня жалели...» – писала Анна Ахматова, прославившаяся не только как великая поэтесса, но и как удивительно сильная личность, которая была способна с достоинством пережить жизненные невзгоды. Эта фраза могла бы стать девизом многих великих людей, щедрых на жалость к более слабым, но никогда не допускавшим жалость по отношению к себе. История раз за разом примерами жизни настоящих лидеров доказывает нам правильность этого закона.

Так, например, молодой Петр I, проиграв азовское сражение, не допускал, чтобы его приближенные жалели его, а также не терпел излишней пренебрежительности к своим врагам. Рассказывают, что однажды его дядька Василий Котов, считая своим прямым долгом приободрить мрачного царя, начал «хулить и бесславить татар, дескать, нехристи они темные, оттого им нечистая сила и помогает». Однако царь только больше разгневался. По мнению Петра, «только старых да малых жалостью унижают, а меня жалеть не смей!» Сама мысль, что он может вызвать у кого-то жалость, была для молодого царя невыносима настолько. что «толком от поражения не отдохнув, начал готовиться к новой войне за Азов», которую он, как известно, выиграл.

Настолько же отрицательно относился к жалости и один из «титанов Возрождения» – знаменитый скульптор и художник Микеланжело Буонаротти. Он считался одним из лучших мастеров росписи, так что не удивительно, что именно его пригласили расписывать большую Сикстинскую капеллу в Ватикане, где им были расписаны свод и алтарная стена. На этой поистине грандиозной работе он, по его собственным словам, потерял последнее здоровье и расположение друзей, так как у него просто не оставалось свободного времени на какие-либо развлечения и отдых.

Однако попытки проявить к гению жалость нередко заканчивались для его друзей дуэлями с Буонаротти. Сам он предпочитал не жаловаться на судьбу, не всегда благосклонную к нему, а саркастично смеяться – и над ней, и над недругами, и даже над самим собой. Вот что он говорил по этому поводу в своих заметках: «То, что у да Винчи (они были постоянными соперниками в творчестве и жизни) вызывает депрессию, у меня вызывает хохот. Так кто из нас равен Богу?»

Долгое время считалось, что человек достоин жалости исключительно на смертном одре, когда «ни изменить своих ошибок, ни совершить новых», как говорил Марк Твен, он уже не в состоянии. Поэтому только на похоронах разрешалось плакать по всем несчастьям, выпавшим человеку за жизнь. Но пока человек жив, жалеть его означало заранее оплакивать. Вот почему та же переписка Ивана IV Грозного с Курбским носит оттенок взаимной жалости, заметно смешанной с глубоким презрением.

Для примера можно вспомнить и взаимоотношения юного Павла I со своей венценосной матерью Екатериной II Великой, которая не скрывала своей царственной жалости к нелюбимому сыну и демонстрировала это даже на глазах у всего двора. В результате мальчик, воспитанный с гнетущим его комплексом неполноценности, не чувствовал к матери и ее делам ничего, кроме глубокой ненависти. Таким образом, исторические факты доказывают нам правильность восприятия жалости как пренебрежения к человеку. Не потому ли дети так стремятся выйти из-под опеки родителей, что жалость по отношению к ним задевает их и, возможно, даже унижает. Особенно жалость матери к сыну.

Кроме того, в человеческом сознании глубоко укоренилась мысль, что тот, «кто жалости достоин», никогда не сможет достигнуть высот жизненного успеха. Так, например, Владимир Мономах, создавая свои «Законы земли Русской», причислял к таким людям – «болезных, убогих, сирот, нищих и разума лишенных». Неудивительно, что, если проявление жалости допускается исключительно к этим группам людей, ни один нормальный человек не пожелает испытать жалость окружающих на себе.

История сохранила для нас историю гибели одного из известнейших пиратов XVI века, по кличке Злой Рок. Он считался самым удачливым флибустьером Тихого океана и наводил ужас на торговые корабли таких стран, как Нидерланды, Италия, Португалия, Великобритания. Поймать его считалось делом чести каждого морского офицера. Однако судьба была благосклонна к нему и очень долгое время никто не мог похвастаться, что лично скрещивал шпагу с известным пиратом.

Но фортуна, как известно, капризна, и однажды флотилию Злого Рока окружила английская эскадра. В бою пират потерял два из трех своих кораблей. Последний, на котором и находился Злой Рок, взяли на абордаж. Капитан Моргент, командовавший эскадрой, повелел взять знаменитого пирата живьем. Команда сделала все возможное, чтобы выполнить приказ. Но Злой Рок дрался, как зверь, и уложил многих из команды Моргента, а сам был тяжело ранен в ходе боя.

Его окружили трое оставшихся живых офицеров, и Моргент лично приставил ему шпагу к горлу. «Вы арестованы, сударь, – сказал капитан, – я дарую вам жизнь, ибо недостойно офицера убивать более слабого». Однако «благородный» поступок Моргента не был оценен Злым Роком. «Вы можете победить меня, – сказал он, – но я не позволю вам испытывать ко мне жалость!» И с этими словами он рванулся навстречу шпаге, пронзив себе горло. Предводитель пиратов предпочел смерть жалости врага.

 

Авторитетное мнение

 

– Не смей меня жалеть! – взвился Астри, сверкнув глазами. – Я не урод и не нищий, чтобы так оскорблять меня! Или ты считаешь, что мне меньше позволено, чем тебе, если ты никогда не проходил по краю пропасти? Я свободен, и потому силен...

(Дин Торренс, «История четырех»)

 

 

Обратная сторона закона

 

Обратная сторона данного закона может привести к тому, что человек станет относиться ко всем проявлениям чувств, как к недопустимым вещам для такого сильного субъекта, как он. Таким образом, он начинает окружать себя ледяной стеной, не позволяя никому проникнуть за нее. Во-первых, это приводит к его полному отдалению от близких ему людей. Такое «ледяное сердце» может само страдать от недостатка теплоты, но, как уже понятно, даже свойственные всем людям чувства он будет воспринимать, как проявление слабости. И, следовательно, он будет стремиться избавиться от них. Поэтому существует опасность превращения в «робота», не способного на проявление чувств: ему чужды страсти, которые делают человека человеком.

Во-вторых, запрещая окружающим проявлять по отношению к себе жалость, человек рискует вообще лишиться сочувствия и помощи в трудные минуты, которые случаются с каждым. «Один в поле не воин» – справедливость этого утверждения подмечали еще наши предки. Считая, что сочувствие и жалость – это одно и то же, человек стремится ни в коем случае не показывать, что он не может справиться с ситуацией, стараясь решить ее самостоятельно. Но это редко приносит положительные результаты.

Так что если человек, не терпящий по отношению к себе жалости, воспринимается обществом, как потенциальный лидер, то человек, не принимающий помощи, уже становится аутсайдером. Следовательно, он автоматически становится чужд обществу, поскольку воспринимается как чуждый элемент.

В обоих рассмотренных случаях человеческая гордость, перерастающая в отвратительную гордыню, в принципе не может принести никаких положительных результатов.

 

Притча

 

Умирал в одном городе старик. Прожил он жизнь долгую и счастливую и потому оставлял мир без сожаления, ибо выпало ему вдосталь и счастья. Оставлял он на земле сына – парня умного и смекалистого. И не о том переживал старик, что не сможет сын продолжить его дело, а о том, что тяжело ему будет в изменчивом мире. И перед самой смертью позвал его старик к себе и сказал: «Бойся трех зол – скупости, ярости и жалости». С тем и умер. Стал его сын вести дела отца и никогда не забывал про его последние слова. Но удача не приходила к нему.

Проходили годы – но ни друзей, ни возлюбленной у него не было. Люди старались не общаться с ним, зная, что ничем нельзя тронуть его ледяное сердце. Прожил он жизнь долгую, но сложную, и не было ему радости. Перед самой смертью снова явился к нему дух отца и потребовал ответа, как прожил он жизнь. И сказал сын: «Отец, я всю жизнь выполнял твою волю, но не был счастлив.» Отец печально покачал головой и ответил: «Ты сам виноват. Я сказал тебе не быть скупым, а ты стал растратчиком – и друзья твои друзьями не были. Я сказал тебе не быть яростным, а ты стал холодным, как лед, и даже любовь не допустил в сердце свое. Я наказал тебе не допускать взращения жалости, а ты культивировал в себе гордыню и не принимал помощи. Так о чем скорбеть сейчас?»

(Из рассказов А. К. Толстого)

 

 

ЗАКОН 6

НЕ БУДЬ РАБОМ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ

 

«Желание порождает страдание», – говорили древние. «Избавься от желаний – и ты избавишься от страданий». Но человек – существо желающее, поэтому абсолютно избавиться от желаний он не в силах, однако он вполне способен быть свободным по отношению к ним.

 

Толкование закона

 

Вся человеческая жизнь представляет собой набор различных целей, которые человек ставит перед собой всю сознательную жизнь. Добиваясь одной, он незамедлительно ищет себе другую, и так до бесконечности, ибо человек – существо желающее. Основой цели, то есть более или менее четко спланированного плана действий, является желание. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, если бы человек действительно избавился от этой своей черты – постоянно чего-то хотеть, человечество не смогло бы полноценно развиваться. Но, с другой стороны, человек разумный никогда не будет рабом своих желаний. Ведь, если смотреть на этот вопрос с философской точки зрения, желание – это производная человеческого мышления. В тот момент, когда они меняются местами, человек оказывается уже не в состоянии управлять своей волей.

Если избавление от желаний подобно смерти человека как общественной единицы (человек, у которого отсутствуют желания, не в состоянии добиться чего-либо), а зависимость от желаний приводит к моральному рабству, вопрос напрашивается сам собой: что же следует делать, чтобы не переступить заветную черту? Правило первое гласит: соизмеряйте свои потребности со своими возможностями. Во-первых, это избавит от будущих разочарований. Во-вторых, это наиболее короткий путь к рабству, так как в этом случае человек готов на совершение любых безумств и преступлений ради достижения своей цели.

Правило второе предупреждает: будьте последовательны при достижении поставленной цели. Никогда ничего не решайте наобум. Если ситуация в любой момент может выйти из-под контроля, то скорее всего так и произойдет. В этом случае человек попадает в кабалу к собственному азарту. Так чаще всего происходит с любителями азартных игр. Между прочим, последние – тоже рабы желаний, желаний прослыть удивительными счастливчиками, проживающими «легкие» деньги. Впрочем, человек по-настоящему азартный найдет свою «прорву» везде – от карьерного роста до желания объездить весь мир.

И, наконец, правило третье: не сотвори себе кумира из желаний. Человеческая жизнь многообразна и благодаря этому прекрасна, так что не стоит превращать ее в бесконечную погоню за исполнением своих желаний. Кроме того, существует еще один, скрытый и коварный риск. Говорят, когда боги хотят нас наказать, они исполняют наши желания. Никогда нет гарантии, что, получив то, о чем мечтал, человек станет более счастлив. Между тем, история пестреет примерами, когда исполненное желание становилось для человека гибелью. Вообще, чем невозможней ставят перед собой люди цель, тем больше вероятности, что они пожалеют об этом, вне зависимости от того, исполнится она или нет.

Если желание не исполняется, человек проживает всю жизнь в ожидании «звездного часа». А такая жизнь скорее напоминает наркотическую зависимость, нежели полноценное существование. А если он исполнится, вполне может оказаться, что результат принесет еще больше огорчений. Не говоря о том, что жизнь в этом случае начинает напоминать безводную пустыню – когда уже нечего желать и некуда стремится. Не зря же говорят, что сладко не столько исполнение желания, сколько ожидание этого.

 

Образ

 

Игрок казино, спускающий на рулетке все свое состояние и растрачивающий жизнь, не имеет сил остановиться в вечной погоне за нереальной мечтой. Он стал рабом собственных желаний и не в состоянии избавиться от них – и поэтому гибнет.

 

Доказательства закона

 

Как уже быдло замечено, история полна фактов, когда исполнение сокровенного желания становилось причиной еще большего несчастья. Так, например, некто Джон Рибен, проживавший в 1876 году в Нью-Йорке, больше всего на свете хотел разбогатеть и сделать это быстро и без последствий. Его работа мелкого клерка при всей его старательности вряд ли могла помочь ему в исполнении этого желания. Однако у него был престарелый дядя-коммерсант, который был не прочь завещать своему племяннику определенную, очень крупную сумму денег вместе с шикарным домом. Правда, при условии, что тот будет ухаживать за ним и честно вести его дела до самой смерти. Тогда, посоветовавшись с женой, Джон решил принять предложение своего родственника.

С этих пор на протяжении 12 лет семья Рибенов оказывала пожилому джентльмену обещанные услуги. Как каждый человек в его возрасте, хозяин дома был требователен, если не сказать капризен, но супруги все терпели, помятуя о наследстве. Однако, когда дядя умер и, действительно, по завещанию семья получила дом и кругленькую сумму, Джон уже не был этому рад. Те простые мелочи жизни, к которым он привык, внезапно стали для него недостижимым счастьем, круг, к которому теперь принадлежал Джон и его жена, диктовал свою линию поведения. Кроме того, доставшийся им дом навевал слишком много воспоминаний о годах, которые они провели в нем, ухаживая за престарелым человеком. В конце концов Рибены продали дом и уехали в Калифорнию, чтобы начать жизнь сначала.

А вот другой пример того, что бывает с человеком, когда он попадает в рабство к своим желаниям. Поль Дювалье, некогда известный брокер Парижской биржи начала ХХ века, был охвачен стремлением попасть на развалины старого Мемфиса. Многие из его коллег считали эту затею безумием. Однако сам Поль относился к ней совершенно серьезно – увлекшись еще в юности египтологией, он прочитал однажды, что проведенная в одной из великих пирамид ночь дает человеку сверхспособности – телепатию, левитацию и т. п.

Для подтверждения своей теории Дювалье прочитал массу литературы – как научной, так и популярной, буквально «заболев» этой идеей. На литературу, выставки, проводимые различными музеями, а также открытые лекции необходимы были деньги. Он тратил на свою мечту все заработанные франки, с каждым годом все меньше и меньше обращая внимание на свой собственный вид.

В результате он стал охладевать к своей работе. Его друзья еще пытались вернуть его на «грешную землю», но – безрезультатно. Он отдалился от общества и поменял работу на бирже на работу сторожем в музее древностей. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, но однажды он нашел единомышленника. Вместе с этим человеком Поль намеревался отправиться в Египет и осуществить свою мечту. На сборы ушло полтора года.

За это время они успели найти экспедицию, руководитель которой согласился взять их с собой за определенную плату и с условием, что на него не ложится никакой ответственности за их судьбы. Чтобы найти необходимую сумму, Дювалье пошел на преступление – вместе со своим новым приятелем они вскрыли небольшую ювелирную лавку. Судьба и в этот раз оказалось к нему благосклонна – экспедиция отправилась в Африку раньше, чем полиция Парижа вышла на их след.

Там, в старом Мемфисе, мечта Дювалье все же осуществилась, правда не сразу. Очень долгое время он не мог пробраться в пирамиду и, тем более, провести в ней ночь. Однако и здесь ему помогли деньги. Подкупив одного из смотрителей, Поль проник внутрь и стал ждать... Наутро он вышел оттуда совершенно разбитый и практически безумный. Конечно, его мечта была не более чем клевком на уловку журналистов, старавшихся привлечь внимание к газете и потому написавших ту злополучную статью. Но для человека, всю свою жизнь положившего на исполнение своего желания, это было полным крахом. В результате Поль Дювалье, у которого не было даже денег, чтобы вернуться домой, покончил с собой, не пережив разочарования.

У каждого человека существуют такие периоды в жизни, когда какое-либо желание или цель кажется настолько сладостной, что жить без нее невозможно. Но у разумного человека, человека, который в состоянии одолеть свои страсти, свои желания, всегда найдутся силы справиться с этими внутренними «монстрами», способными разрушить человеческую личность.

 

Авторитетное мнение

 

Они нам все дают и все отнимают – власть, богатство, женщин. Мы считаем себя их господами, а на самом деле мы – лишь жалкие их рабы. Имя им – желания.

(«Махабхарата»)

 

 

Обратная сторона закона

 

Так, может быть, лучше вообще избавиться от желаний раз и навсегда и достичь желанной нирваны? Но, как ни удивительно, здесь и кроется обратная сторона закона. Впрочем, жизнь не была бы тем, что она есть, если бы все головоломки решались просто. Человек перестает быть человеком, как только перестает стремиться к невозможному. Одна из неотъемлемых сторон человеческой натуры – вечная тяга «за линию горизонта». Таким образом, избавляясь от желаний, человек избавляется от жизни.

Цель нередко определяет человеческое существование. Кто-то безответно влюблен и стремиться обрести взаимность. Кто-то небогат и стремится к благосостоянию. Кто-то не может жить однообразием и стремиться в дальние страны – за новыми ощущениями и впечатлениями. Следовательно, в основе всех достижений человека лежат только желания. Отказывается от желаний только человек, максимально пресыщенный успехом и легкостью достижения любых целей.

Следом за подобным состоянием обычно на человека наваливается полная апатия – отказ от любых действий. Или, что не менее разрушительно для человеческого «я», – постоянный поиск чего-то нового, что постепенно перерастает в манию. Бесстрастность, казалось бы, дает человеку множество преимуществ перед себе подобными, но это обманчивое мнение. Лишаясь желаний, человек лишается целей, лишаясь эмоций, неразрывно связанных с желаниями, он теряет способность наслаждаться жизнью. Таким образом, выстраивается замкнутый круг.

Кроме того, постоянно держа себя в «ежовых рукавицах» и не позволяя себе подпадать под власть желаний, человек рано или поздно начинает ненавидеть и себя – за неспособность оценить человеческие радости, и тот стиль жизни, который он сам себе навязал. В результате человек стремиться высвободиться из-под гнета собственной строгости, а это чаще всего приводит к совершенно противоположному эффекту, он становится несдержанным, излишне подверженным страстям и эмоциям, а главное – постоянным переменам в настроении, что делает общение с ним чрезвычайно затруднительным. Замечено, что, чем строже запреты, налагаемые на личность, тем неожиданнее и беспощаднее она будет бунтовать против них. Поэтому можно только посоветовать не забывать о чувстве меры при выполнении этого закона.

 

Притча

 

В древности жил один царь, славившийся своей великой скупостью и любовью к деньгам. Он был сказочно богат, но единственным его желанием было – обогатиться еще больше. Ничего ему так не хотелось, как прослыть самым богатым человеком на свете. Царь буквально бредил этой мечтой, постоянно взывая к Богу, чтобы тот помог стать ему еще богаче и еще могущественней. Наконец, Господь устал от его просьб, и однажды ночью явился к царю прекрасный крылатый посланник и молвил: «Твои мольбы услышаны, проси все, что ты хочешь». И тогда царь, безмерно обрадовавшись, воскликнул: «Я хочу, чтобы все, к чему бы я ни прикоснулся, превращалось бы в золото». Посланник печально кивнул и сказал: «Да будет так».

Утром, проснувшись, царь решил проверить свой дар и – о, чудо! – к чему бы он ни прикоснулся, все превращалось в золото. Царь словно обезумел – он превратил свою мебель, и животных, и деревья в саду в золото, но ему хотелось еще. И тогда в его дворце вместо проворных слуг выстроились золотые статуи. Но прошло время – и царь проголодался. Тогда он внезапно осознал, что находится совершенно один. Он схватился за голову и тут же превратился в глыбу желтого металла.

 

 

ЗАКОН 7

СОЗДАЙ СВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

 

Каждый человек неповторим. В этом безумном, безумном, безумном мире просто необходимо иметь точку опоры. Ее можно найти в себе, в своей неповторимости, в своем оригинальном образе жизни.

 

Толкование закона

 

Как часто случается, что ежедневная гонка за успехом, благосостоянием и «местом под солнцем» лишает людей, пожалуй, самого дорогого – их индивидуальности. Многие добровольно приносят в жертву свое неповторимое «я» для того, чтобы приблизиться к своей мечте. Но проходит время – и непонятная, но душащая пустота внутри заслоняет и цель жизни, и саму ее радость. В чем же тут дело? Однако, оказывается, все просто.

В нашем постоянно меняющемся, безумном, иногда даже лишенном логики, мире просто необходимо иметь точку опоры. Но никому не удастся найти ее в доме или в семье, если таковой нет внутри самого человека. И прежде всего необходимо создать свой внутренний мир, свой особенный стиль жизни, который поможет на долгое время сохранить интерес к происходящему вокруг.

Что же такое стиль жизни? Это все те разнообразные и материальные, и духовные составляющие человеческой личности. Это и музыка, которую предпочитает слушать человек, и стиль одежды и поведения, и круг общения, и профессия, и даже хобби. Иногда случается так, что именно профессия закладывает основу своеобразного стиля человеческой жизни, но, возможно, его основой будет хобби, которое занимает в душе гораздо больше места, нежели основная работа. И это определяет отношение к человеку окружающих, количество сторонников и друзей – словом, создает лейтмотив человеческого поведения на несколько лет, а то и десятилетий.

Как видно из всего вышеперечисленного, стиль жизни играет большую роль в формировании личности. Но человек сам в состоянии создать его по своему усмотрению, а не полагаться на волю судьбы. И при необходимости даже изменить его, но для этого требуются большая сила воли и желание. Однако так или иначе, замечено, что стиль жизни складывается из множества мелочей, окружающих человека, влияющих на его предпочтения и вкус. Помимо этого, нередко случается так, что в перипетиях судьбы имено свой, оригинальный стиль жизни помогал человеку выстоять и сохранить свою личность.

Подводя итог, можно сказать, что культивировать свою индивидуальность очень сложно в мире, где большинство стремится как раз избавиться от нее, но необходимо для человека, ценящего свою неповторимость и внутренний мир.

 

Образ

 

Путешественник, который видит смысл своей жизни не в новых открытиях и славе, а в новых ощущениях, позволяющих ему разнообразить свою жизнь и не терять интереса к ней. Он стремиться постоянно у новому, раскрашивая свои будни в разноцветные краски событий и знакомств с доселе неизведанным. И потому больше всего на свете путешественник ценит свой стиль жизни.

 

Доказательства закона

 

«О, этот безумный, безумный, безумный мир...» История, хранящая память о всех тех, кто прославился своей неповторимостью, чудаках веселых и печальных, но неизменно счастливых своей участью, лучше всего подтверждает правильность данного закона. Самым оригинальным античным философом был, конечно, Диоген, отказавшийся от благ современного ему мира, чтобы познать истину природы, открывающуюся избранным. Он был настроен резко против несправедливости общества, но так как не терпел насилия, он удалился от людей и прожил свою жизнь в обычной бочке, считая себя самым счастливым и свободным человеком на земле. Его стиль жизни даже породил целое философское течение – кинизм; оно, возможно, в какой-то степени сродни движению хиппи сформировалось под влиянием этих философских интенций.

Не менее известен Джон Лингрей, профессор Кембриджского университета, живший в XIX веке и считавшийся долгое время одним из самых ярых противников дарвинизма. Кроме своих работ по биологии и антропологии, мистер Лингрей прославился своим хобби, определившем его стиль жизни. Он буквально грезил путешествиями на воздушных шарах и даже состоял в клубе любителей этого вида спорта. Его биографы писали позднее, что почтенный профессор не раз говорил, что открытие в сфере антропологии его порадует меньше, чем кресло председателя клуба, и когда он все-таки получил его, Лингрей радовался так, словно был представлен к премии Ее Величества.

Этот достаточно экзотический вид спорта стал определяющим для стиля жизни Лингрея. Он постоянно встречался с единомышленниками и расширял свои познания в истории и практике подобных полетов. Говорят, у него даже были специальные костюмы для путешествий на воздушных шарах.

Когда один из репортеров известного научного альманаха поинтересовался в ходе интервью, почему столь уважаемый ученый отводит столько времени своему хобби, Лингрей ответил: «Наука знает все, вы правы. Они не оставляет нам тайн для открытий и высот для покорения. Воздушный спорт – это больше, нежели простая трата времени, это – стиль жизни. И я рад, что обладаю таким богатством.» В Лондонском историческом музее портрет Лингрея встречается дважды – на доске университета и среди экспонатов, посвященных истории воздушных полетов.

Приверженность стилю помогла почтенному профессору сохранить не только свое оригинальное «я», но и молодость души, постоянно стремившейся в неизведанные дали и не погибшей под гнетом серьезной работы и чтения научных трудов. То же самое можно сказать и о другом известном человеке – Лайяне Горде, сделавшем для австралийской сцены то же, что и Лоренс Оливье для английской. Помимо великого таланта актера он обладал способностью собирать вокруг себя шумные компании.

Именно эти вечеринки и были стилем жизни Горда. Он обожал окружать себя художниками, начинающими актерами и поэтами всех мастей, чувствуя себя в таком свободном и творческом окружении, как рыба в воде. Несколько раз его более серьезные друзья пытались его «наставить на путь истинный», внушая ему, что столь известному актеру, причем актеру серьезному, не следует таким образом «прожигать жизнь». Однако все эти разговоры ни к чему не приводили – Лайян продолжал вести тот образ жизни, который был ему по нраву. Что, впрочем, не мешало ему не переходить границу дозволенного и совершенно не мешало его карьере.

В конце жизни престарелый актер написал автобиографию, в которой так объяснил свое пристрастие к богемному существованию: «Жизнь никогда не была для меня излишне сладка. Многие проблемы и несчастья, о которых никогда не догадывалась общественность, сопровождали мой жизненный путь. Но наши веселые вечеринки помогали мне забыть о них хотя бы на время. Ради них я готов был работать, работать до изнеможения... Именно они сделали меня тем, кем я стал.» Таким образом, стиль жизни Лайяна был не только замечательной релаксацией после трудной работы на сцене, но и одним из источников вдохновения.

Кроме того, выбранный образ жизни сводит вместе людей, которые никогда бы не встретились, хотя бы по причине принадлежности к различным социальным кругам. Общие интересы снимают социальные преграды, обусловленные сословной принадлежностью, нередко одаривая людей крепкой дружбой или настоящей любовью. Так, например, достаточно странной была, с точки зрения общественности, дружба лорда Эрли и дочери редактора небольшой ливерпульской газеты Маргарет Олли. Эта, одна из самых романтичных историй любви, началась в 30-х годах XX века... в автомобильном гараже. Дело в том, что оба они испытывали сильнейшую тягу к автомобилям. Лорд Эрли даже участвовал в нескольких гонках и одерживал победы. Этот аристократ, казалось, знал об автомобилях все.

Тягу к машинам Маргарет разделяла полностью. К сожалению для нее, в то далекое от нас время женщин еще не допускали к вождению автомобилей, и, естественно, и речи быть не могло, чтобы они участвовали в гонках. Но дочь редактора это не остановило, и она периодически делала для газеты отца репортажи об автомобилях. Семья как могла противостояла увлечениям девушки, считая такое занятие неподобающим настоящей леди. Ведь подобные репортажи требовали от Маргарет постоянных разъездов по стране и общению с мужчинами, что считалось неприличным для девушки из хорошей семьи.

Однако она не собиралась менять свой стиль жизни. В результате лорд и молодая журналистка познакомились перед началом одного из соревнований и, конечно, быстро нашли общий язык. Вскоре двое любителей автомобилей уже не мыслили жизнь друг без друга, и через год после знакомства они поженились.

 

Авторитетное мнение

 

Главное в человеке – его неповторимость. Только ничтожества легко отказываются от нее для достижения своих, мелочных и мелких целей, цена которым – лишний рубль в жалованьи. Да, это трудно, почти невозможно, но оставайтесь самим собой, чего бы это вам ни стоило!

(А. П. Чехов)

 

 

Обратная сторона закона

 

Но данный закон имеет свою обратную сторону, о которой нельзя не упомянуть. Чрезмерное увлечение своим обликом, стилем часто приводит человека к полному отказу от реального мира. Никто не спорит, путешествия внутрь собственного «я» нередко более увлекательны, а оригинальный стиль жизни никогда не даст соскучиться и устать от ежедневной рутины, но уход от реального мира не может быть оправдан даже наличием самой сложной ситуации. Избирая свой, непохожий на другие, стиль существования, человек должен быть максимально сдержан и осторожен в поступках.

Общество, хочется нам этого или нет, всегда жило, живет и будет жить по своим неписаным законам. Поэтому, как только человек начинает противопоставлять себя этим законам, оно стремится избавиться от него любыми способами. Таким образом, человек становится аутсайдером – и на его карьере можно поставить крест. Некоторые люди предпочитают приносить любые жертвы, чтобы сохранить свою индивидуальность. Сейчас, в демократическом мире, это сделать легче, чем, например, лет 10 – 20 назад. Но и сейчас «вопиющая оригинальность», идущая вразрез с правилами поведения внутри общества, остается неприемлемой.

Кроме того, может случится и так, что уход в свой внутренний мир выстроит настоящую стену между человеком и окружающим его миром. В этом случае человек все меньше и меньше начинает интересоваться происходящим вокруг, все его внимание направлено только на поддержание того стиля жизни, который он однажды избрал. В результате человек теряет те общественные ценности, которые играют ведущую роль в формировании человеческой личности, как составляющую общества, перестает ориентироваться в реальной обстановке.

Образно говоря, его ничто не держит в привычном всем людям мире действительности, который он готов в любой момент покинуть. Подобные люди не стремятся достигнуть в жизни тех высот, которые манят остальных. В этом случае оригинальный стиль жизни является как бы протестом против всевластия этого «безумного мира». Но обычно подобный бунт обречен на провал. Так что, избирая свой неповторимый стиль жизни, нужно постараться, чтобы он органично вписывался в окружающую среду, как природную, так и социальную.

 

Байка

 

Зима одна, а спасаются от нее все по-разному, все по-своему. Вот медведь, например, берлогу благоустраивает, спать собирается на всю суровую зиму лечь. Ему и заготовок особенных не нужно – осенью жир нагуливает, чтобы в долгие зимние недели от голода не просыпаться. Белка по веткам прыгает, желуди да орехи высматривает, что на землю попадали. Найдет один такой орех, быстро на землю спускается, орешек подберет – и снова на ветку, домой, в дупло прятать.

А заяц шубку меняет: из серой в белую переодевается, чтобы его на снегу незаметно было. Так и весь лес живет: каждый по-своему к зиме готовиться. Кто-то нору утепляет, чтобы зимние морозы страшны не были, кто-то заготовки делает, чтобы и на голодный март хватило. А кто-то, пернатые да поющие, на юг собрались, в теплые края, где зимы никогда не бывает. И ведь никто другого не повторяет, каждый своим умом готовится. А вместе – зиму ждут, и лес живет, не замирая ни на один миг.

(В. Бианки)

 

 

ЗАКОН 8

Н


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.