Группа отделов Папоротникообразные — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Группа отделов Папоротникообразные

2018-01-04 306
Группа отделов Папоротникообразные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Решением проблем обеспечения населения продуктами питания, а промышленности сырьем – важная задача, стоящая перед работниками сельского хозяйства.

Чтобы знать оптимальные условия для роста и развития растений, нужно знать их строение, происхождение в их процессы, зависимость этих процессов от факторов внешней среды.

Итогами самостоятельной работы студентов является выполнение контрольной работы и гербария, состоящего из 10 видов растений.

Успех учебной деятельности студента-заочника зависит от ее систематичности и последовательности. При самостоятельном изучении дисциплины подберите основную и дополнительную литературу, подготовьте тетради для рабочих записей и словаря терминов. Руководством для самостоятельной работы служат методические указания. Изучение материала ведите в логической последовательности. Четко уясните себе, что нужно знать по каждой теме. Обратите внимание на схемы, рисунки учебников.

Большие трудности обычно вызывает терминология, поэтому желательно незнакомые термины проговаривать вслух и записывать в словарь. После изучения темы составьте краткий конспект, выделяя главные положения, ботанические термины и понятия. В методических указаниях по каждой теме изложены конкретные рекомендации по оформлению конспекта. Для закрепления изученного материала и самоконтроля используйте вопросы учебников, свою производственную деятельность.

Закончив самостоятельное изучение дисциплины предмета, выполните и представьте в учебное заведение контрольную рабату. Ответы на поставленные вопросы должны быть полными, четкими, последовательными.

 

Организация самостоятельной работы студентов - заочников.

Работа студентов по изучению дисциплины «Ботаника и физиология растений» складывается из следующих этапов:

а) знакомство тематическим планом;

б) подборка рекомендуемой литературы;

в) изучение темы в той последовательности, которая дается в учебных заданиях;

г) заполнение таблиц, схем;

д) выполнение одной письменной контрольной работы по варианту шифра

е) сдача экзамена.

 

Выполнение контрольной работы и её оформление.

1. Дисциплина «Ботаника и физиология растений» на заочном отделении изучается на третьем курсе. За этот период студент выполняет одну контрольную работу.

2. Методика определения контрольных вопросов по вариантам общепринятая по последней и предпоследним цифрам шифра (т.е на пересечении этих цифр ваши вопросы).

3. В контрольной работе необходимо ответить на 8 вопросов(5 вопросов по разделу «Ботаника» и 3 вопроса по разделу «Физиология растений» и выполнить практическую работу «Провести систематическую и морфологическую характеристику двух растений культурного растения и сорняка её засоряющего по предусмотренной схеме.

4. Письменные контрольные работы выполняются в отдельной тетради. На обложке тетради напишите свою фамилию, имя, отчество, шифр, адрес, номер контрольной работы.

5. Работа должна быть написана синей или черной пастой, четким почерком, если тетрадь в клеточку, пишите через строчку. При выполнении работы оставляйте в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и указаний рецензента. Ответы на поставленные вопросы должны быть полными, четкими, последовательными.

6. Если контрольная работа выполнена не в соответствии с вариантом или не полностью она возвращается студенту для доработки.

7. В конце каждой работы необходимо привести список использованной литературы, поставить год издания методических указаний, дату выполнения работы и личную подпись. Если встречаете затруднения при выполнении контрольной работы, обращайтесь за письменной консультацией в учебные заведения.

 

Исправления работы на основе рецензии.

1. При получении проверенной контрольной работы внимательно прочтите рецензию, ознакомьтесь с замечаниями и проанализируйте отмеченные в работе ошибки.

2. Руководствуясь указаниями рецензента, повторите не вполне усвоенный вами учебный материал. Все ответы, в которых были обнаружены ошибки или неточности, перепишите начисто в исправленном виде в конце контрольной работы.

3. Если рецензент потребует переделать работу,тот или иной раздел или вновь выполнить задание, необходимо сделать это без задержки и выслать тетрадь вместе с той работой, в которой рецензент сделал исправления.

4. Прорецензированные контрольные работы т рецензии являются учебными документами, которые необходимо сохранять до конца сессии.

 

Перечень знаний и умений, которыми студент должен владеть к моменту сдачи экзамена.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

 

Ø распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;

Ø - анализировать физиологическое состояние растений разными методами;

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

Ø - систематику растений;

Ø - морфологию и топографию органов растений;

- элементы географии растений;

Ø - сущность физиологических процессов, происходящих в растительном организме;

Ø - закономерности роста и развития растений для формирования высококачественного урожая

 

Примерный тематический план.

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения
всего В том числе
лабораторных работ
     
Введение    
Раздел 1.Структура и функции растительного организма    
Тема Клетка    
Тема Ткани    
Тема Вегетативные органы    
Тема Размножение растений    
Раздел 2. Систематикакак биологическая наука    
Тема Вирусы   -
Тема Бактерии    
Тема Грибы    
Тема Низшие растения    
Тема Высшие растения    
Тема Голосеменные растения    
Тема Покрытосеменные растения    
РАЗДЕЛ З. Элементы географии растений   -
Тема Флористическая география   -
Тема Экологическая география    
Тема Культурные растения    

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

Л-1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос С, 2002.

Л-2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника – М.: Агропромиздат, 2008.

Л-3 Соколова Н.Н. «Практикум по ботанике» М, Агропромиздат, 2008 Л- Л- 4 Пильщикова Н.В. Физиология растений с основами микробиологии М.: «Мир» 2008г

 

 

Дополнительная

 

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель растений средней полосы Европейской части СССР. – М.: Просвещение, 1981.

Материалы периодической печати, описывающие морфологические и биологические особенности растений разных стран и континентов, их возделывание, использование.

 

 

Учебное задание

Введение

Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в особом виде.

Реализуется жизнь в индивидуальных биологических организмах и их совокупность (популяциях, видах). Каждый организм является открытой саморегулирующей системой, для которой характерны: наличие процесса обмена веществ и энергии (метаболизм); управление ростом, развитием, размножением. Если есть обмен веществ и энергии, значит не обходима постоянная связь с внешней средой.

Обмен веществ в пределах организма представлен совокупностью процессов ассимиляции, то есть синтеза органических веществ с затратами энергии, и диссимиляции, то есть распада и выведения из организма продуктов отработанных структур, что сопровождается освобождением энергии.

Автотрофные организмы в качестве единственного или главного источника углерода используют углекислый газ. Источником энергии может быть энергия солнечного света у фотосинтезирующих организмов (зеленые растения, бактерии, фотофторы) или энергия окисления неорганических соединений у хемоавтотрофов (железобактерии, серобактерии).

Гетеротрофы для построения собственных органических веществ используют энергию, освобождающуюся при распаде полученных экзогенно (извне) органических веществ (все животные, грибы, большинство бактерий, бесхлорофилльные наземные растения).

Все многообразие живых организмов биологии разделили на четыре Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Растения – это царство эукариотических организмов, способных к фотосинтезу. Раздел биологии «ботаника» - наука, изучающая растения – комплексный предмет. Она дает знания о строении растений; процессах а них происходящих; распределении растений на земном шаре; взаимоотношениях между растениями и окружающей средой; о строении и значении растительных сообществ, об использовании растений человеком.

Поэтому подготовка специалиста – растениевода начинается именно с изучения ботаники. Она входит в комплекс взаимосвязанных дисциплин, которые студент изучает на третьем курсе: ботаника, физиология растений с основами микробиологии, земледелие с почвоведением, сельскохозяйственная мелиорация и агрометеорология.

Получение знания создают фундаментальную теоретическую основу для последующего освоения технологических дисциплин: растениеводства, плодоводства, овощеводства и так далее.

Агроному особенно важно изучить особенности покрытосеменных (цветковых) растений, которые широко возделываются в сельском хозяйстве и используются в различных отраслях народного хозяйства.

 

Задания

 

 

*1. Изучите задачи и разделы ботаники.

Л-1, с 3-5; Л-2, с. 3-10.

*2. Изучите роль растений в природе и жизни человека.

*3. Заполнить схему 1.

 

 

В жизни человека

Схема 1. Ботаника – наука о растениях

 

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

Клетка

Студент должен знать: разнообразие форм и величин клеток; строение клетки как структурной единицы одноклеточных и многоклеточных растений, ее химический состав и деление;

Уметь: готовить временные микропрепараты; различать формы растительной клетки и ее компоненты; находить поры клеточной стенки.

 

Лабораторные работы

1. Оптические микроскопы. Временные препараты. Рисунок

2. Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука.

3. Строение стенки клеток эпидермы листа аспидистры.

4. Движение гиалоплазмы в клетках листа элодеи. Хлоропласты.

5. Лейкопласты в клетках листа традесканции.

6. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов.

7. Митотический цикл в клетках кончика корня лука.

 

Методические указания

Изучение строения растений начните с клетки. Рассматривая различные организмы в целом или отдельные органы, обратите внимание на чрезвычайное разнообразие живых существ (растения, животные и микроорганизмы). На клеточном уровне обнаруживается глубокое единство всего органического мира: по своему строению и функционированию любые клетки растений и животных поразительно сходны между собой.

Цитология – наука о структуре и жизнедеятельности клеток. Во многом успех в разработке важных проблем сельского хозяйства зависит от уровня развития цитологии. Например, такие проблемы, как преодоление бесплодия при отдаленной гибридизации, морозо-, засухо-, и солеустойчивых растений не могут разрабатываться без углубленного цитологического анализа. Клетка представляет собой структурную единицу растительного организма живую, открытую, саморегулирующуюся систему. Процессы фотосинтеза, дыхания, корневого питания связаны с внутриклеточными процессами, а рост растений – с делением клеток и их ростом.

Благодаря использованию новейших методов научного исследований и достижений химии, физики, техники получено много ценнейших ведений о структуре и физиологии клетки.

 

Последовательность изучения

*1. Ознакомьтесь с историей изучения клеток, сущность клеточной теории.

Л-1, с. 6-7; Л-2, с. 11-12.

*2. Ознакомьтесь с методом исследования клетки.

Л-1, с. 7; Л-2, с. 12-13.

*3. Изучите особенности строения растительных клеток, их формой и величиной, химическим составом.

Л-1, с. 8-26; Л-2, с. 13-27.

*4. Заполните схему 2

 

 

Схема2. Строение растительной клетки. Протопласт

 

 

*Клетки эукариотические имеют ядро, отграниченное двухмембранной оболочкой от цитоплазмы (Л-1, с. 214).

Клетки прокариотические не имеют отграниченного мембраной ядра (Л-1, с. 203; Л-2, с. 24).

Производственные протопласта (вакуоль с клеточным соком, запасные продукты и клеточная стенка) составляют неживую часть клетки, результат ее жизнедеятельности. Особая роль во внутриклеточных процессах принадлежит запасными продуктами – органическим веществам.

Условия роста и развития растений влияют на процесс образования этих веществ. Они используются сразу после образования или оттекают в органы запаса – клубни, луковицы, корневища, плоды, семена, имеющие хозяйственное значение.

*5. Изучите особенности производных протопласта: химический состав, роль в жизнедеятельности клеток.

Л-1, с. 32-48; Л-2 с. 32-40.

Заполните схему 3.

 

 

Схема 3. Характеристика производственных протопласт

 

 

Живые растительные клетки питаются, дышат, растут, делятся, обмениваются веществами и энергией с внешней средой, обладают раздражимостью. Одним из видимых проявлений жизнедеятельности клетки служит движение цитоплазмы, которые обеспечивает транспорт веществ.

 

Деление клеток лежит в основе роста и развития всего растительного организма, обеспечивает восстановление целого растения при вегетативном размножении и так далее.

*6. Изучите способы деления растительных клеток, их биологическую сущность и значение для жизнедеятельности растения.

Л-1, с. 26-32; Л-2, с. 27-32.

*7. Заполните таблицу 1.

1. Деление ядра и клетки

 

Причины деления  
Последовательность  
Способы        
Фазы        
Результат        
Какие клетки делятся таким способом        

 

Подробно основы физиологии клетки (обмен веществ, водный обмен, транспорт веществ через мембрану) будут изучать в курсе «Физиология растений с основами микробиологии».

(Раздел I. Физиология растений).

 

 

Ткани

Студент должен знать: значение, классификацию и строение тканей;

Уметь: готовить временные микропрепараты из разных видов растительной ткани; находить и распознавать разные виды растительной ткани.

 

Лабораторная работа

1. Первичная меристема стебля элодеи.

2. Волоски на эпидерме листьев различных растений.

3. Пробка стебля бузины.

4. Древесные волоски стебля герани.

5. Сосуды и ситовидные трубки стебля тыквы.

6. Проводящие пучки стебля кукурузы и тыквы.

 

Методические указания

Высшие растения появились на суше примерно 430 млн. лет назад в виде небольших по размеру и примитивных по строению риниофитов, или псилофитов.

Оказавшись в совершенно новой воздушной сфере, они постепенно адаптировались к необычной обстановке: появились вегетативные органы, которые явились следствием развития у высших растений разнообразных тканей – групп клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемые функциям.

Если у одноклеточных водорослей тело состоит из одной клетки, то у мхов уже насчитывается около 20 разных типов клеток, у папоротников – около 40, а у покрытосеменных – около 80.

Группы сходных клеток выполняли у древних растений важнейшие функции: проводящая система решила проблему транспорта веществ; эпидермис с кутикулой или пробкой защищали растение от высыхания; развитие кутикулы привело к возникновению устьиц, регулирующих газообмен и транспирацию, механические ткани обеспечивали прочность вегетативным органам, особенно стеблю.

Растение – целостный организм, поэтому все ткани связаны друг с другом.

Расположение тканей, связь их строения с выполняемыми функциями необходимо хорошо знать для последующего изучения микроскопического строения органов растения.

 

Задания

*1. Изучите классификацию тканей, их расположение, строение в связи с функциями.

Л-1, с. 52-80; Л-2, с. 41-56.

*2. Заполните таблицу 2.

 

2. Ткани растений

 

Название ткани Название группы Местопо- ложение Особенности строения Функции
         

 

 

Задания для самоконтроля

Выполните программированное задание. Охарактеризуйте растительные ткани.

Ткани Функции Представители
     
I. Покровные ткани II. Меристемы (образовательные)   III. Механические IV. Проводящие     1) защитная 2) проводящая 3) газообмен   4) фотосинтез 5) запасающая 6) опорная 7) поглощающая 8) обеспечивает рост органов растения     а) камбий б) колленхима в) ситовидные трубки г) корка д) склеренхима е) сосуды ж) пробка з) хлоренхима и) нектарий к) эпидерма

Ответы записывайте следующим образом. Например. I. Покровные ткани – 1, 3, г, ж, к.

 

Вегетативные органы

Студент должен знать: органы растения, строение, форму, размеры и метаморфозы корня, побега, листа как основных вегетативных органов растения;

Уметь: определять типы корневых систем, морфологию корнеплодов и их внутреннее строение; тип древесины; находить ядровую древесину, заболонь, годичные кольца на распилах;

Определять на микропрепаратах поперечного среза стеблей разные виды тканей, типы ветвления побегов, месторасположение на побегах, жилкование листьев, метаморфозы листа и побега.

Лабораторные работы

1. Корневая система различных растений.

2. Первичное строение корня ириса.

3. Вторичное строение корня тыквы

4. Метаморфизированные корни.

5. Строение стебля однодольного растения.

6. Строение стебля древесного двудольного растения.

7. Микроморфология листа

8. Микроскопическое строение листа.

9. Строение побегов. Местоположение.

10. Метаморфозы листа и побега.

 

Методические указания

Тело растения состоит из клеток, которые объединяются в ткани; комплексы тканей формируют органы. Органы высших растений подразделяются на вегетативные (вегетатив (лат.) – растительный) - корень, стебель с листьями – и генеративные (генераре (лат.) – порождать, производить) – цветок и плод.

Последовательность указания

*1. Изучите общие закономерности строения вегетативных органов по предлагаемой форме.

 

Закономерность Сущность Пример
     

Л-1, с. 80-82; Л-2, с. 58-60.

*2. Изучите формирование вегетативных органов из зародыша при прорастании семян.

Л-2, с. 82-84, с. 60-61.

Важнейший вегетативный орган растений – корень. Зная его строение, функции, особенности развития, агроном может использовать различные приемы (пикировку, окучивание), влияя на развитие корневой системы, а значит и на корневое питание растений.

*3. Изучите строение, функции корней; строение корневых систем; многообразие метаморфозов корней, их роль в природе и использование человеком.

Л-1, с. 84-107; Л-2, с. 61-70.

*4. Заполните схему 4.

 

Видоизменения
КОРЕНЬ

           
     
 
 


функции

 

Схема 4. Строение и функции корня.

 

Стебель начинается от корневой шейки (места перехода корня в стебель) и заканчивается мелкими разветвлениями – побегами, несущим листву. Многие растения имеют стебли прямостоячие. Из них в процессе приспособительной эволюции возникли лазящие, вьющиеся и другие. Стебли многих растений широко используются в народном хозяйстве.

*5. Изучите строение, функции, особенности роста и развития травянистых и древесных стеблей; использования стеблей.

Л-1, с. 119-146; Л-2, с. 70-82.

*6. Заполните схему 5.


 

Схема 5. Строение и функции стебля

 

Для роста, создания новых клеток, образования живой цитоплазмы растения нуждаются в готовых органических веществах. Зеленые растения способны сами создавать эти вещества (автотрофы) в процессе воздушного питания – фотосинтеза. Основные органы фотосинтеза – листья. Поэтому их строение определяется этой важнейшей функцией и, конечно, дыхательным газообменом и транспирацией.

От интенсивности фотосинтеза зависит урожай сельскохозяйственных растений. Отсюда вытекает необходимость изучения макро- и микроскопического строения листьев.

*7. Изучите функции, макроскопическое (формации, классификацию) и микроскопическое строение листа; метаморфозы листа.

Л-1, с. 147-169; Л-2, с. 82-90.

 

 

*8. Заполните схему 6.

Лист
Функции

Схема 6. Строение и функции листа.

 

Стебель при благоприятных условия постоянно растут в высоту, давая ответвление и увеличения листовую поверхность. Стебель с листьями или почками называется побегом. Он характеризуется определенным листорасположением. В сельскохозяйственной практике побегом роста и опадания листьев его называют годичным приростом. Уясните биологические особенности развития побега из различных видов почек. Это поможет вам со знанием дела проводить обрезку деревьев и кустарников, освоить особенности рациональных агроприемов в борьбе с корневищными сорняками. Стебли или побеги могут выполнять запасающую или другие специализированные функции. При этом они видоизменяются. Например, в клуни, луковицы, корневища направляется поток сахара из листьев, где откладывается запас питательных веществ. Эти органы растений широко используются в народном хозяйстве.

*9. Изучите строение побега;строение и классификацию почек; ветвление побегов; листорасположения; метаморфозы побегов, их роль в жизни растений и практическое использование.

Л-1, с. 107-119, 169-191; Л-2, с. 91-98.

*10. Заполните схему 7.

 

 

 


 

Схема 7. Строение, развитие и функции побега.

 

При выращивании растений необходимо учитывать их связь со средой. Среда обитания растений – это место его произрастания с определенной совокупностью условий – факторов среды или экологических факторов. Это влага, температура, свет, рельеф местности, другие живые организмы (растения, животные, человек). Под влиянием этих факторов складывается облик растения – жизненная форма.

*11. Изучите жизненные формы растений

Л-1, с. 117-119; Л-2 с. 104-106.

*12. Заполните таблицу.

3. Жизненные формы растений.

 

Жизненные формы Морфофизиологические особенности Примеры растений
1. Древесные растения    
2. Полудревесные    
3. Травы многолетние    
4. Травы однолетние    

 

Задания для самоконтроля

*1. Дайте морфологическую характеристику корневых систем следующих растений: пшеница яровая, сурепка обыкновенная, капуста белокочанная, горох посевной, свекла столовая, пырей ползучий, картофель.

*2. Дайте морфологическую характеристику стеблей следующих растений: ржи, гороха, фасоли, кукурузы, яблони, одуванчика, гречихи.

*3. Выполните программирование задания I, II, III.

 

Задание I

Вопросы Ответы
I. Определите тип корневой системы пшеницы яровой а) смешанная система; б) система главного корня; в) система придаточных корней;
II. Укажите особенности корневой системы однодольных растений 1) по составу корней; 2) по форме системы; 3) по микроскопическому строению (на поперечном разрезе корней)     а) стержневая; б) боковые корни; в) главный корень; г) вторичное строение; д) не хватает данных;
III. Проверьте правильность следующих выражений: «корневую систему картофеля составляют столоны, пырея ползучего – корневище, капусты белокочанной – главный и боковые корни».     а) все выражения правильные; б) все выражения неправильные;
IV. Какова причина образования клубеньков на корнях бобовых культур? а) вирусная инфекция; б) результат деятельности паразитических бактерий; в) проникновения клубеньковых бактерий; г) место хранения запасных продуктов; д) не знаю;

 

 

Задание II

Органы В о п р о с ы
           
Корень            
Стебель            

Вопросы. 1. Какие органы выполняют запасную функцию?

2. Какие органы имеют вторичное строение?

3. Какие органы относятся к репродуктивным?

4. Какие органы выполняют опорную функцию?

5. Какие органы образуют микоризу?

6. Какие органы имеют апикальную меристему?

Ответы ставьте знаком «+» в соответствующей клетке.

 

Задание III

 

1. Какой стебель злаков называется соломиной?

а) полый, то есть имеющий а центре отверстие;

б) заполнений сердцевидной паренхимой.

2. У какого злака стебель – соломина?

а) ячмень;

б) пшеница.

3. Сколько колец камбия можно обнаружить на поперечном срезе 10-летнего ствола липы?

а) десять;

б) одно.

4. Где находиться самое молодое годичное кольцо древесины с стволе дерева?

а) в центре;

б) на периферии.

5. Как называется нефункционирующая ксилема в центральной части многолетнего ствола дуба?

а) ядро;

б) заболонь.

6. Какая часть древесины представляет большую товарную ценность?

а) ядро;

б) заболонь.

 

*4. Ответьте на вопросы.

1. Почему сенокос начинают до цветения растений?

2. Почему на хорошо увлажненной почве часто можно видеть увядание и даже отмирание листьев огурцов?

3. Почему один и тот же лист утром и вечером имеет разный вес?

4. Почему, убирая урожай, салат и шпинат срезают в конце дня?

5. Почему салат, капуста требует большего полива, а кукуруза, морковь, свекла – меньшего?

 

*5. Заполните таблицу, ответив на вопрос.

Видоизменением каких органов является:

1) корнеплод моркови;

2) усы земляники;

3) клубеньки на корнях бобовых;

4) корневище пырея;

5) клубень картофеля;

6) усики гороха;

7) луковица лука;

8) колючки кактуса?

 

Вегетативные органы В о п р о с ы
               
Корень                
Лист                
Побег                

Ответ ставьте знаком «+» в соответствующе клетке таблицы.

 

Размножение растений

Студент должен знать: типы размножения растений, их значение в природе и применение в агрономической практике.

Уметь: определять способы вегетативного размножения растений; различать растения, возникающие при семенном и вегетативном размножении.

 

Лабораторные работы

 

1. Определение способов вегетативного размножения растений.

2. Различение растений, возникающих при семенном и вегетативном размножении.

 

Методические указания

Сохранение каждого вида растений, расселение их на новых территориях связано с важнейшим свойством живых организмов – размножением. Оно может осуществляться особыми клетками (спорами и зооспорами), вегетативными органами растениями растений или половыми клетками – гаметами, которые сливаются, образуя зиготу. Она дает начало новому организму, который развивает до своей естественной смерти. В ходе своего развития (онтогенеза) каждое растение проходит определенные периоды и фазы, иногда повторяющие некоторые фазы развития предков. Значение последовательности, продолжительности фаз онтогенеза позволит агроному создать оптимальные условия для развития каждой, а значит влиять на урожай сельскохозяйственных культур. В практике сельского хозяйства широко используется вегетативное размножение, про котором сохраняются все признаки ценного сорта, без изменений передающиеся новым (дочерним) растениям. У покрытосеменных растений возможно вегетативное (бесполое) и семенное (половое) размножение в сельском хозяйстве часто приходится комбинировать оба способа.

Известно, что при семенном размножении плодовых пород вырастают новые экземпляры, отличающиеся от материнского растения обычно в худшую сторону. Поэтому без вегетативного размножения ценные качества сорта трудно сохранить. К тому же, выращивание сортов плодовых культур из семян требует гораздо более длительного времени. При вегетативном же размножении черенки быстро укореняются и дают начало молодым растениям.

 

Задания

 

*1. Изучите основные типы и способы размножения растений.

Л-1, с. 192-198; с. 129-132.

Воспользуйтесь предложенным кратким конспектом.

 

1.Эндогенные споры (споры, зооспоры) 2.Экзогенные споры (конидиеспоры) Растение, на котором образуются споры – спорофит. Спора всегда гаплоидна!  
Вегетативное размножение
Собственное бесполое
Половое
Бесполое
Размножение

 

*2. Изучите способы искусственного вегетативного размножения растений.

Заполни таблицу 4.

4. Вегетативное размножение растений

Способ вегетативного размножения Вегетативные органы, их части или видоизменения Примеры растений, размножающихся таким способом
     

*3. Изучите закономерности чередования поколений и смены ядерных фаз у высших растений.

Л-1, с. 199; Л-2, с. 134.

Воспользуйтесь предложенной схемой.

Цикл развития спорового растения («Биология». Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. М.: «Аст-Пресс», 2001).

       
   
Сперматозоиды (n)
 
Яйцеклетка
 


       
 
Оплодотворение яйцеклетки архегонии при наличии воды
 
   

 

 


Задания для самоконтроля

Укажите тип и способ размножения следующих растений: облепиха, морковь, земляника садовая, горох, гладиолус, ревень, слива.

 

СИСТЕМАТИКА КАК

БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Систематика и эволюция

Студент должен знать: значение систематики; основные этапы эволюции растений.

Методические указания

Растительный мир нашей планеты разнообразен. Благодаря науке систематике все многообразие растений удалось объединить в группы, то есть квалифицировать их, определить место каждого организма в общей системе растительного мира, быстро ориентироваться во множестве существующих и вымерших организмов. По степени родства организмы объединяют в группы: от наиболее крупных – отделов (покрытосеменных), до мелких – видов (василек синий), каждый из которых имеет двойное название (бинарная номенклатура).

Эти систематические группы называются таксонами.

В настоящие время при классификации организмов учитывают признаки родства как с ныне живущими, так и с вымершими.

Опираясь на данные всех разделов биологии, особенно на эволюционное учение, используя таксоны систематики различного ранга, пытаются создать естественную систему органического мира, которая отображала бы сам ход эволюции.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов, сложившиеся в процессе филогенеза, т.е. исторического развития органического мира, представляют подобие ветвей могучего дерева (филогенетического древо).

Последовательность высших таксонов Царство Растений представлена в учебнике Л-2, с. 137-138.

Задания

 

*1. Изучите задачи систематики растений основные и вспомогательные таксоны.

Л-1, с. 200-202; Л-2, с. 135-137.

*2. Ознакомитесь с основными этапами эволюции растений.

Л-1, с. 5 (представлена геохронологическая таблица); Л-2, с. 318-325.

 

Вирусы

 

Студент должен знать: общею характеристику вирусов; особенности их строения, питания и размножения; роль вирусов в природе и жизни человека.

Методические рекомендации по изучению этой темы найти в раздела II. «Основами микробиологии», теме 2.1. «Микроорганизмы: их клас<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.245 с.