Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-04 | 425 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Состав слова
1. Морфемика (от греч. «морфе» – форма) – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
2. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний.
Например: подводник.
Данное имя существительное состоит из 4 морфем:
-вод- – корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
под- – приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо;
-ник – суффикс, указывает на человека по роду деятельности.
□ – нулевое окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
3. Для разных морфем есть свои условные значки:
– корень;
– приставка;
– суффикс;
– окончание.
Корень слова
1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
|
Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование гласных
Гласные | Примеры |
О – е | Возить – везти, носить – нести, пою – петь. |
О – а | Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать. |
О – ы, е – и | Вой – выть, шей – шить. |
О – е – и | Сбор – соберу – собирать. |
О – ы – у | Сохнуть – заcыхать – сухой. |
О/е – «ноль» звука (беглые гласные) | Рот – рта, день – дня. |
И – ы | Искусный – безыскусный. |
Чередование согласных
Согласные | Примеры |
К – ч | Рука – ручной, дружок – дружочек. |
Х – ш | Сухой – сушить. |
Г – ж – з | Друг – дружить – друзья. |
Д – ж – жд | Водить – вожу – вождение. |
Т – ч – щ | Свет – свеча – освещение. |
Ст – щ | Пёстрый – испещрить. |
Д/т – с | Веду – вести, мету – мести. |
Б – бл | Любить – люблю. |
П – пл | Купить – куплю. |
В – вл | Ловить – ловлю. |
Ф – фл | Графить – графлю. |
М – мл | Кормить – кормлю. |
Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А / О
Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. | Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец. | Приг а рь, изг а рь, выг а рки. |
Клан-/клон- | Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение. | ||
Твар-/твор- | Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться. | Утв а рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. | З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять. | З о ревать, з о рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а. | Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец. | Пл о вец, пл о вчиха; пл ы вуны |
Зависимость от значения
|
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Мак-/мок- | Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». | Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». | Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»). | Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник. |
Корни с чередующимися гласными И / Е
Корни | Правило | Примеры |
Бир-/бер- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. . | Заб и рать – заб е ру. |
Жиг-/жег- | Выж и гать – выж е гший. | |
Стил-/стел- | Заст и лать – пост е лить. | |
Блист-/блест- | Бл и стать – бл е стеть. | |
Мир-/мер- | Ум и рать – ум е реть. | |
Тир-/тер- | Ст и рать – ст е реть. | |
Дир-/дер- | Разд и рать – разд е рёт. | |
Пир-/пер- | Зап и рать – зап е реть. | |
Чит-/чет- | Выч и тать – выч е ты. Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та. |
Обратите внимание!
1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.
М и р, м и рный, усм и рять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.
|
П и р, п и ровать.
Чередование A(Я) / им(ин)
Корни | Правило | Примеры |
Корни с чередованием а(я)/им(ин) | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им (ин), если суффикса нет, то в корне пишется а / я. | Пож им ать – пож а ть, наж им ать – наж а ть, разм ин ать – разм я ть, пон им ать – пон я ть, нач ин ать – нач а ть, пом ин ать – пам я ть. |
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, кра е вед).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]) также пишется е, а не э.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е | Пишется Э |
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. | 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ. |
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. | 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт. |
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. | 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить). |
Приставки
1. Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
Бежать – при бежать, вы бежать, пере бежать, до бежать, от бежать, за бежать, вз бежать.
Приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычного происхождения. Одни из приставок встречаются в большом количестве слов, другие менее частотны.
2. Русские приставки: без- (бес -), в - (во -), воз - (вос -, возо -), вз - (вс -), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо -), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо -), обез - (обес -), от - (ото -), по-, под- (подо -), пере-, пре-, пред- (предо -), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с - (со -), со-, через- (черес -), чрез -.
Приставками являются также те, что восходят к наречным предлогам: вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-.
|
Внеклассный, межпланетный, сверхприбыльный, окололитературный, противоракетный.
· Очень немного слов в русском языке имеют приставки па- (паводок, пасынок, падчерица), пра- (правнук, прадед), су- (сугроб, супесь, сумрак).
3. Приставки иноязычного происхождения: а- (аморальный), анти- (антимонопольный), архи- (архиважный), де- (деквалификация), интер- (интернационализм), инфра- (инфракрасный), контр- (контрмеры), про- (проамериканский), пан- (панславянский), пост- (постперестроечный), прото- (протозвезда), ре- (ретрансляция), суб- (субтитры), супер- (супермодный), транс- (трансамериканский), ультра- (ультрасовременный).
4. Как и корни, приставки могут менять свой внешний облик.
Например: в-/во- (в ходить – во йти), под-/подо- (под бирать – подо брал), раз-/рас-/разо-/роз-/рос- (раз бирать, рас писать, раз обрать, роз вальни, рос пись), вз-/вс- (вз бежать, вс помнить), воз-/вос- (воз двигнуть, вос поминание) и др.
Давить → раздавить, рвать → разорвать; ходить → сходить, гнать → согнать.
5. Основная функция приставок – создавать слова (приставка изменяет значение того слова, к которому она прикрепляется).
Ср.: по волжский, при волжский, за волжский.
По добрее (приставка по - наряду с суффиксом - ее используется при образовании сравнительной степени прилагательного добрый или наречия добро).
Обратите внимание!
При конкретном анализе морфемного состава слова наиболее типичными ошибками являются следующие:
1) выделение в качестве приставки части корня, совпадающей по звучанию и написанию с имеющейся в языке приставкой, например: выгода, обман, исказить, природа и др.
В русском языке есть приставки: вы - (вы бежать), об - (об ходить), ис - (ис ходить), при - (при ходить). Но в вышеназванных словах (выгода, обман, исказить, природа) эти звуковые комплексы являются частью корня, поскольку мы не можем подобрать в русском языке слова без этого звукового комплекса.
Ср.: выбежать – бежать, обходить, исходить, приходить – ходить;
2) необоснованное присоединение к приставке части корня:
безоружный, надвигаться, подвинуть, разобщать, обосновать.
В русском языке есть приставки над - (над писать), под - (под прыгнуть), обо - (обо рвать) и др. Однако в вышеназванных словах мы имеем дело с другими приставками, что убедительно доказывает выделение корня.
Ср.: без- оруж -ный – без оруж ия, на- двиг -а-ть-ся – двиг аться, по- дви -ну-ть – дви нуть, раз- общ -а-ть – общ ий, об- основ -а-ть – основ а;
|
3) необоснованное выделение в качестве одной приставки сочетания приставок.
Так, в слове предостеречь две приставки (пред-, о-), поскольку в этом слове можно выделить корень – стереч - (стерег у), приставку о - (о стеречься) и приставку пред -.
Правописание приставок
Правописание приставок включает пять типов правил:
1) слитное и дефисное правописание приставок (кроме слитного, дефисного и раздельного написания наречий);
2) правописание безударных гласных в приставках;
3) правописание конечных согласных в приставках;
4) правописание двойных согласных на стыке приставки и корня;
5) правописание разделительного ъ на стыке приставки и корня.
Частично правила 2, 3 и 4 рассмотрены в п. 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением, 1.11. Употребление букв Ь и Ъ, 1.15. Правописание согласных. В данном пункте обобщим эти правила и остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
Суффиксы. Постфиксы
1. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый – добр от а (суффикс - от – словообразовательный), добр ее, добр ейш ий (суффикс - ее – формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс - ейш – формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь, например: Поволжь [ j ] е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ] е [зъΛн’э́жjь].
2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить – учи тель, учитель ств о, учитель ск ий.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
Быстр ее, быстр ей, дорож е, стар ше, глубоч айш ий, мудр ейш ий.
Пришё л, узна л.
Бер и, вед и.
Ср.: граждан ин (ед.ч.) – граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) – друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [ а ], но и за счёт суффикса -j- – [друз’ j а́]); сын (ед.ч.) – сын овь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [ а ], но и за счёт суффикса -овj – [сынΛв’ j а́]); ут ён ок (ед.ч.) – ут ят а (мн.ч.).
Ср.: мать – (нет) мат ер и, время – (нет) врем ен и.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) – -ть, -ти, -чь (бежа ть, вез ти, бере чь). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (чита ющ ий, чита ем ый, прочита вш ий, прочита нн ый) и деепричастий (чита я, прочита в). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж- к -а – книж- ек; скольз- к -ий – скольз- ок, смеш- н -ой – смеш- он, стар- ец – стар- ц -а, блюд- ц -е – блюд- ец.
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к / ч, ова / уj).
Ср.: книж- к -а – книж- еч -к-а, ком- ок – ком- оч -ек, пир- ова -ть – пир- уj -ю.
4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
§ В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк (а): «Сашенька – уменьшительно-ласкательное к Саш а».
§ В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к (а): «Вишенка – маленькая вишн я».
§ В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х / ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина – единичная составляющая гороха»; суффикс -к (а): «Горошинка – маленькая горош ина».
2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
§ В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать – предаваться мечт ам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель – тот, кто любит мечт ать»; суффикс прилагательного -н (ый): «Мечтательный – такой, как мечтатель; свойственный мечтател ю».
§ В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн (ый): «Сознательный – такой, который правильно созн аёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Обратите внимание!
Основа и окончание
1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
· Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книг а – книг и – книг у.
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
· Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
· рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание - я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
· падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание - ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание - и указывает на родительный падеж);
· лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание - ю указывает на 1 лицо, единственное число);
· рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание - а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет нож а, резать нож ом.
· Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
· Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
· у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
Стол □, дочь □.
· у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
Нет сил □, нет дел □, нет солдат □.
· у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
Весел □, счастлив □.
· у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
Читал □, пел □.
· у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.
Лисий □, волчий □.
Обратите внимание!
1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий □, предгорий □, блюдец □. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.
Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ] ю, арми [ j ] ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й), а в других формах он не получает специального обозначения.
В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).
Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’ j ь] – предгор ий [пр’иэдго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].
2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.
Ср.: волч ий – волчь [ j ] его, лис ий – лись [ j ] его.
4. Окончание обычно находится в конце слова.
Исключения составляют:
Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.
В тр ёх ст ах, нет пят и десят и.
Обратите внимание!
Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.
Жёлт ый.
Жёлт-изн -а, по-желт-е -ет.
6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.
Например: лист □ и листь [ j ]- я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.
Ср.: жд-а - ть и жд - у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс - а); чит-а - ть – чит-аj - ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).
Обратите внимание!
1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (арм ия, сандал ия, революц ия и др.) и среднего рода с финалью -ие (быт ие, напряжен ие, возмезд ие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.
Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.
2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й, санатори й, кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]- я, кра [ j ] -ю, кра [ j ]- ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).
Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол □, конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:
край □, пролетарий □, санаторий □.
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.
Как ого - то – окончание - ого, основа как.. то; уч ит ся – окончание - ит, основа уч..ся.
Записа - ть, записал - а, запиш - у.
Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал - а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы - ть: записа-.
Обратите внимание!
1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).
2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся, мы ть ся) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.
3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □/ сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.
4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол - также непроизводная (она включает только корень стол -).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат □, ночь □, стен- а, окн- о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит - и глагольный суффикс - а -. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Обратите внимание!
1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!