Тема : Психогигиена как наука и практика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема : Психогигиена как наука и практика

2018-01-04 355
Тема : Психогигиена как наука и практика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гигиена (греч. hygieinos — здоровый, целебный, приносящий здоровье) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и под­держании психического здоровья человека (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984). Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфичес­кой особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клини­ческой (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым (1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отече­ственным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена вклю­чена в медицинскую психологию.

Психогигиена — отрасль медицины, разраба­тывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирова­ния человека.

Психогигиена — научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. В психогигиене как фундаментальной науке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладной научной дисциплине разрабатываются конкретные мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Психогигиена как практика — это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как отдельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

1)создания для государственных и общественных учреждений научнообоснованных нормативов и рекомендаций, регламентиру­ющих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

2)передачи психогигиенических знаний и обучения психогигие­ническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психоги­гиеническую ситуацию в целом;

3)санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигие­нических знаний различных общественных организаций.

Задачи психогигиены

Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge).

Психогигиена представляет собой довольно обширную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, психогигиена личности.

В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно выделить в качестве основных:

1) разработка концепции саногенного потенциала личности;

2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики;

3) профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).

Разделы психогигиены. Здесь используются различные критерии для выделения в психогигиене разделов. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и об­щественную (социальную) психогигиену.

По возрастному критерию их делят на:

- психогигиену детей и подростков;

- психогигиену зрелого возраста;

- психогигиену пожилого и старческого возраста.

По видам активности в психогигиене выделяют:

- психогигиену труда (с подразделами — умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности);

- психогигиену воспитания и обучения;

- психогигиену общения;

- психогигиену спорта;

- психогигиену отдыха и быта;

- психогигиену половой жизни.

Вместе с этим встречаем деление на следующие разделы:

1) воз­растная психогигиена; 2) психогигиена труда и обу­чения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.

ЗАДАНИЕ 1: ПОЯСНИТЕ СУТЬ КАЖДОГО РАЗДЕЛА.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.