Тема 2. Тема и идея литературного произведения. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 2. Тема и идея литературного произведения.

2018-01-04 261
Тема 2. Тема и идея литературного произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2. Тема и идея литературного произведения.

1. Тема литературного произведения. Различие между жизненным материалом и темой художественного произведения.

2. Эстетическое кредо, эстетический идеал и эстетические намерения автора.

3. Главная тема и частные темы. Тематика. Тематическая целостность художественного произведения.

4. Идея, идейное содержание художественного произведения.

4. Тема и идея, их взаимосвязь в произведении.

5. Неоднозначность интерпретации идеи художественного произведения (идея объективная и субъективная).

 

Теоретические положения необходимо подтвердить любыми примерами из литературы. Например, определить тему (тематику), проблему (проблематику) и идею пяти рассказов из цикла «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского («Старый мореход», «Он живой и светится», «Англичанин Павля», «Рабочие дробят камень», «Чики-брык») или пяти рассказов из «Записок охотника» И.С. Тургенева («Бежин луг», «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Два помещика»).

Литература:

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия, М., 1988.

2. Советская детская литература / Под ред. В.Д. Разовой. М., 1978. С.7-25.

3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и

П.А. Николаева. М., 1987.

4. Соответствующие главы в учебниках по литературоведению и теории литературы.

Дополнительная литература:

1. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977.

2. Наумова Н.Н. Иван Сергеевич Тургенев. Л., 1976.

3. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. М., 1980. С.160 - 188.

 

Тема 3. Образ как основная единица художественной формы.

1. Дайте определение художественного образа.

2. Отличие художественного образа от конкретно-чувственных образов (иллюстративных, фактографических, информационно-журналистских).

3. Прокомментируйте особенности художественного образа: сочетание общего и особенного, эмоциональность, экспрессивность (выражение идейно-эмоционального отношения автора к предмету), самодостаточность, ассоциативность, многозначность, тщательный отбор деталей.

4. Типология художественных образов.

5. Образ человека – главный образ художественной литературы. Образ-персонаж, -действующее лицо, -герой, -характер, -тип.

6. Типизация и ее формы (способы).

7. Средства и приемы создания образов. Образ и образные детали.

8. Автор. Образ автора.

9. Отличительные черты эпических, лирических и драматических образов и способов их создания.

Задание: подобрать примеры из художественной литературы.

Литература:

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные

понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С.209—220.

2. Виноградов И.А. Образ и средства изображения // Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М., 1972.

3. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С.68—76.

4. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

5. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. М., 1987.

 

 

Тема 6. Язык литературно-художественных произведений.

1. Литературный язык и язык литературного произведения, их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Язык как «первоэлемент литературы» (М. Горький). Язык и стиль.

3. Язык автора и действующих лиц. Речевая характеристика персонажей.

4. Общеупотребительные слова как основа поэтической лексики.

5. Архаизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере стихотворения С.Я. Маршака «Быль-небылица».

6. Неологизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере произведений К.И. Чуковского и В.В. Маяковского.

7. Диалектизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок», сказов П.П. Бажова.

8. Вульгаризмы, их роль в детской книге. Покажите на примере повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

9. Художественные функции омонимов, синонимов и антонимов.

 

 

Тема 7. Тропы и их роль в художественном тексте.

1. Многозначность слова в художественном контексте. Понятие тропа.

2. Эпитеты, их виды, идейно-художественная роль. Приведите примеры.

3. Сравнения, их виды, идейно-художественная роль. Приведите примеры.

4. Метафоры и их значение в художественном произведении. Развертывание и реализация метафоры. Приведите примеры.

5. Олицетворение. Приведите примеры.

6. Аллегория. Приведите примеры.

7. Метонимия, ее виды, идейно-художественная роль. Синекдоха. Приведите примеры.

8. Перифраз и его функции, идейно-художественная роль. Приведите примеры.

9. Функции гиперболы и литоты в художественном тексте. Примеры.

10. Ирония, ее значение.

 

 

Тексты

Пушкин А.С.: К морю. К*** (Я помню чудное мгновенье...). Зимнее утро. Пророк. Анчар. Вновь я посетил...

Лермонтов М.Ю.: Парус. Бородино. Тучи. Родина. Выхожу один я на дорогу...

Некрасов Н.А.: Тройка. Родина. Памяти Добролюбова. Несжатая полоса.

Фет А.А.: Я пришел к тебе с приветом. Я тебе ничего не скажу.

Также стихи другие стихотворения по выбору.

Литература

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч.: В 9 т. — Т.3. М., 1982.

2. Гаспаров М.Л.Русские стихи 1890 – 1925 годов в комментариях. М., 1993.

3. Гинзбург Л.Я.О лирике. Л., 1974. С. 6—26, 222—240.

4. Гинзбург Л.Я.О литературном герое. Л., 1979. С. 89—149.

5. Кожинов В.В.Стихи ипоэзия. М., 1980.

6. Маймин Е.А.Опыты литературного анализа. М., 1972. С. 184—206.

7. Поспелов Г.Н.Лирика среди литературных родов. М., 1976. С.62—177.

8. Поэтическийстрой русской лирики / Под ред. Г.М. Фридлендера. Л., 1973. 9. Русскоестихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов / Под ред. М.Л. Гаспарова: М., 1979.

10 Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977 (разд. «Семантическая структура лирического стихотворения». С. 5—45; «Концовка лирического стихотворения». С. 168—-174).

11. Эйхенбаум Б.М.Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. С. 328—348, 391—435.

А также литература по стиховедению, указанная к занятию 9.

 

 

Школе.

1. Сформулируйте оптимальный уровень читательских представлений (ожиданий) об эпосе как роде литературы, который может освоить ребенок младшего школьного возраста.

2. Проверьте свои выводы, изучив современные учебники по чтению и литературе для начальной школы по одной из образовательных систем.

3. Изучите 2 разных комплекта учебников по чтению и литературе для начальной школы и сделайте выводы о том, какие жанры эпоса включаются в детское чтение.

4. Проанализируйте методический аппарат учебников и сделайте выводы о том, как он (методический аппарат) нацелен на формирование представления об эпосе как роде литературы у детей.

5. Прочитайте несколько статей о работе над эпическими произведениями в начальной школе, сформулируйте свое отношение к позициям авторов.

6. Предложите целесообразный, с Вашей точки зрения, алгоритм работы над эпическим произведением в начальной школе.

Литература

См. литературу к темам №№ 12 и 13.

 

Тема 2. Тема и идея литературного произведения.

1. Тема литературного произведения. Различие между жизненным материалом и темой художественного произведения.

2. Эстетическое кредо, эстетический идеал и эстетические намерения автора.

3. Главная тема и частные темы. Тематика. Тематическая целостность художественного произведения.

4. Идея, идейное содержание художественного произведения.

4. Тема и идея, их взаимосвязь в произведении.

5. Неоднозначность интерпретации идеи художественного произведения (идея объективная и субъективная).

 

Теоретические положения необходимо подтвердить любыми примерами из литературы. Например, определить тему (тематику), проблему (проблематику) и идею пяти рассказов из цикла «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского («Старый мореход», «Он живой и светится», «Англичанин Павля», «Рабочие дробят камень», «Чики-брык») или пяти рассказов из «Записок охотника» И.С. Тургенева («Бежин луг», «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Два помещика»).

Литература:

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия, М., 1988.

2. Советская детская литература / Под ред. В.Д. Разовой. М., 1978. С.7-25.

3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и

П.А. Николаева. М., 1987.

4. Соответствующие главы в учебниках по литературоведению и теории литературы.

Дополнительная литература:

1. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977.

2. Наумова Н.Н. Иван Сергеевич Тургенев. Л., 1976.

3. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. М., 1980. С.160 - 188.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.