Технология структурирования внимания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Технология структурирования внимания

2018-01-03 1123
Технология структурирования внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Технология структурирования внимания — такой способ планиро­вания, который является альтернативой традиционному подходу к состав­лению планов. Главная его особенность — создавать простой и компакт­ный обзор дел, позволяющий вспоминать о нужных делах в нужное время и обеспечивающий принятие решений. Технология позволяет интегриро­вать значительное число классических инструментов расстановки приори­тетов и планирования, сохраняя при этом высокую степень простоты ис­пользования.

В качестве интегрирующей идеи в данной технологии используется аналогия управления личным временем и управления организацией. Такая аналогия позволяет привлечь к задачам управления личной работой прин­ципы стратегического планирования. При этом под стратегическим пла­нированием понимается не составление расписания действий на длитель­ный период времени, а формирование представлений об окружающем ми­ре, о своем месте в нем и, в частности, о своих задачах и способах их при­вязки к времени.

Использование технологии структурирования внимания в рамках лич­ного стратегического планирования основывается на рефлексии: столк­нувшись с проблемой в деятельности (например, недостаточная ее эффек­тивность), человек как бы смотрит на себя со стороны; моделирует свою деятельность; проектирует варианты преодоления затруднения; принимает решения; возвращается в деятельность и осуществляет спроектированные действия.

Момент принятия решения является центральным; к этому моменту сходятся все технологии анализа деятельности, вся поступающая инфор­мация, а также все планы и предположения о будущих действиях. Для этих будущих действий именно момент принятия решения задает основ­ные направления и формы.

Одним из главных принципов работы с технологией персонального стратегического планирования является создание простых схем, позволя­ющих оформить важные для принятия решений элементы — ценности, цели, направления стратегического развития, приоритеты. Схемы всегда являются отличным инструментом, позволяющим отразить в небольшом объеме условных знаков большое количество информации.

Второй принцип в технологии — создание обзора, т. е. достаточно полного представления о проблеме, относительно которой принимается решение. Обзор означает наличие ясной картины ключевых направлений деятельности, основных задач и их взаимосвязей и т. д.

При этом необходимо упорядочивать обозреваемую информацию, но слишком большая упорядоченность может затруднять обзор.

Поэтому можно сформулировать принцип оптимального уровня порядка: необходимо ровно столько порядка, сколько нужно для наиболее эффективной ориентации в материале.

Например, визитные карточки, сложенные в один пакет, могут давать лучший обзор (будучи вынимаемы и перебираемы для поиска нужной), чем аккуратно разложенные по многочисленным систе­матизированным кармашкам.

Аналогично: затраты времени на поиск нужного документа в одной толстой папке могут быть меньше, чем если те же самые документы систематизированно разложены по большому количеству тонких папок.

Следующий принцип можно условно назвать принципом материализации информации. Суть его заключается в следующем: чем меньше информации человек держит в голове, тем больше у него возможностей для но­вых мыслей. Таким образом, чем больше информации о целях, задачах и замыслах выносится на бумагу, тем лучше.

Яркой иллюстрацией является Альберт Эйнштейн, который на вопрос о номере его домашнего телефона отвечал: «Зачем забивать голову такими пустяками, если существует записная книжка?».

Материализация дел помогает избежать типичного стресса менедже­рам, вызванного многочисленными «не забыть сделать то-то...»

Важным принципом формирования обзора в личной работе является принцип картотечности, который означает: каждой единице информации — свой материальный носитель (например, одному делу — один лист, карточка и т. д.). Применение этого принципа позволяет легко работать с информацией, группируя и перегруппируя ее произвольным образом. Для реализации принципа картотечности можно использовать цвета для улучшения обзора (например приоритетные дела записывать на красных листах и т. п.).

Рассмотренные принципы в данной технологии реализуются различ­ными способами.

 

Задание 18. Каковы принципы технологии структурирования внимания?

 

Так, наиболее простой способ представить основные направления своей деятельности — создать схему ключевых областей, разветвляющихся на более детальные направления.

Оптимальное количество основных об­ластей — 7 ± 2. Определить их можно, выписав дела, которые приходится регулярно делать, а затем разбив их на несколько основных групп. Схема ключевых областей помогает представлять себе деятельность как целое и поддерживать гармоничное расходование времени между важнейшими направлениями деятельности. Именно поэтому ее можно условно назвать способом стратегического обзора.

Для создания тактического обзора, т. е. обзора небольших задач, необходимо составить график регулярных дел, жестко не привязанных ко времени. При наступлении конца соответствующего периода (как правило, удобнее всего использовать неделю, но можно и месяц) напротив дел ста­вится отметка «выполнено» или «не выполнено». В последнем случае дело переходит на следующий период.

Для регулярных дел, не привязанных жестко к времени, тоже можно создать график, но его функция — не контроль исполнения дел, как в предыдущем случае, а планирование.

Для планирования на уровне года можно пользоваться аналогичным графиком, у которого по горизонтальной оси располагаются месяцы, по вертикальной — дни. Такие графики широко используются в органайзерах.

Каждый человек может сконструировать оптимальные для себя способы составления обзора дел. Однако часто человеку бывает сложно распрелить свое внимание между всеми делами, расставить приоритеты.

Полезный способ отделения важного от неважного дает различение качественного скачка и количественных улучшений. Питер Друкер, говоря о расстановке приоритетов, предлагает ставить высокие цели, позволяю­щие существенно изменить ситуацию; искать свои собственные, ориги­нальные пути, позволяющие достигнуть решительного преимущества1. Таким образом, кандидатами на отсев становятся дела, не создающие ка­чественных скачков в развитии, вносящие лишь незначительные «количе­ственные» улучшения.

При расстановке приоритетов стоит принять во внимание необрати­мость некоторых вещей. Здесь имеется в виду, что, принимая решение не делать этого сейчас, человек может навсегда упустить нечто, что невоз­можно повторить.

Помогает осуществить отбор важных дел известный принцип Парето, свидетельствующий, что 20 % дел дают 80 % результатов и т. д.

Наконец, можно привести такой оригинальный способ персонального стратегического планирования, как написание эпитафии2: «Иванов И. И. родился... умер..., достигнув выдающихся высот в... Особенно его люби­ли за... Он отличался непревзойденными...». Такой взгляд на свою жизнь «с высоты птичьего полета» позволяет лучше понять, насколько конкрет­ная цель соответствует реальным ценностям и желаниям, и избежать дел, навязанных внешними обстоятельствами и общественными стереотипами.

Чтобы принимать адекватные стратегические решения, необходимо понять, что является существенно важным в этой жизни. Иначе говоря, сформулировать жизненные ценности. Это можно сделать с помощью написания «Декларации о личной миссии» — документа, в котором сфор­мулировать свои цели и задачи в этом мире.

Используя аналогию «человек-организация», можно перенести на личную миссию способы, общеупотребительные при написании и использовании миссии фирмы. Область конкуренции и стратегическое намерение фиксируется в разделе «достигнув высот в...», а компетентность и конкурентные преимущества в части «особенно любили...», «отличался непревзойденными...».

Более детально определить собственные ценности позволяет последовательный переход от рядовых задач к объемлющим их целям более высокого уровня. Например, при помощи наводящих вопросов можно построить следующую логическую цепочку: Для чего я пишу отчет? — Зачем мне это нужно? — Почему для меня это важно? Таким образом, за 2-3 логических хода можно от текущих дел перейти к определению своих целей и ценностей.


 

1.4. Сущность и принципы самоорганизации учебной деятельности студентов.

Мотивация, контроль и эффективность самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с крайне важной литературой, вырабатывает навыки принятия решений [4].(7)

С этой точки зрения, весьма перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Это особенно важно при подготовке специалистов для современного сложного производства, проектированием и внедрением которого занято большое количество интеллектуалов, как теоретиков, так и практиков. Такой вид учебных занятий подразумевает распределœение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, что требует от преподавателя дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. В последнее время деловые игры получили большое распространение по самым различным учебным дисциплинам. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Οʜᴎ легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых принимают участие. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.

Большую роль в подобной организации СРС играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяя, к примеру, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно, использование в образовательном процессе компьютерных технологий требует в первую очередь от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.

Возможная структурная организация заданий на выполнение студентом контрольной работы и модель Уоллеса для дисциплин специализаций.

Одним из важных организационных моментов в СРС является составление заданий на самостоятельное выполнение контрольных работ, при составлении которых преподаватель руководствуется следующими критериями:

– объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом знании материала студент успел бы изложить ответ на всœе вопросы задания в письменном виде за отведенное для контрольной работы время;

– все задания должны быть одинаковой трудности;

– при всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, к примеру, дать определœение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателœей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами (5).

Введение описанной структурной организации задания при проведения контрольной работы должно гарантировать самостоятельное и эффективное ее выполнение каждым студентом.

Для организации самостоятельной работы по дисциплинам специализаций у студентов старших курсов и развитие творческого мышления, ориентированного на конкретную область знаний по избранному направлению обучения, может быть эффективно использована модель Уоллеса, описывающая творческий процесс и включающая следующие составляющие:

1. Подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2. Инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3. Просветление: интуитивное проникновение в суть задачи. 4. Проверка: испытание или реализация решения (6).

Содержание практических задач (включая и межпредметные связи с другими дисциплинами) обеспечивает реализацию первого этапа моделирования творческого процесса, осуществляемого в рамках самостоятельной работы. Результатом обсуждения с преподавателœем является корректная формулировка предложенной студентом задачи и обозначение возможных путей решения. Такой подход позволяет практически всœем студентам подготовить конкретные предложения, реализуемые в дальнейшем в соответствии со сделанными дополнениями и замечаниями в виде полноценного проекта.

Освоение пакетов прикладных программ, как инструментария для решения задачи, позволяет переключится на информационные технологии, отвлекаясь от практических задач, решаемых в рамках специализации. Такие программы как MS Project Expert 5.0, Time Line и MS Excel актуализируют знания, полученные по дисциплинам кафедр специализаций, соответствующую терминологию и особенности проблем предметной области задачи в силу своей специфики.

Необходимость использования результатов первого этапа процесса для освоения технологии работы с пакетами программ, способствует интенсивному мыслительному процессу, обеспечивая возникновение нестандартных подходов и предложений.

Имитационное моделирование, включающее осознанное манипулирование исходными данными и анализ получающихся результатов, позволяет на заключительном этапе полностью сформировать логическую структуру мыслительного процесса решения задачи.

Параметры и возможные формы организованной самостоятельной работы студентов

Основные формы организации самостоятельной работы студентов в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях по существу не имеют отличий и определяются следующими параметрами:

– содержание учебной дисциплины; – уровень образования и степень подготовленности студентов; – крайне важность упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.

Исходя из этих параметров, бывают предложены следующие формы ОргСРС:

– рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока;) – семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам); – курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам); – курсовые проекты (по общетехническим и выпускающим кафедрам); – аттестационные работы бакалавра, специалиста͵ магистра.

Форму ОргСРС предлагать кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин. При этом они могут установить и другие формы, не указанные выше, если с ними соглашается научно-методический совет по направлению (или специальности) [2].

В случае если же говорить о значении этих форм СРС, то за рубежом отношение к ним несколько иное. К примеру, в Нидерландах для каждого предмета͵ читаемого в любом нидерландском ВУЗе существует определенное базовое учебное пособие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выбирается специально созданной комиссией на конкурентной основе. После того, как базовый учебник по курсу определен, всем студентам данного учебного заведения, изучающим данный курс, рекомендуется его приобрести. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, занятия по каждой дисциплине ведутся по конкретному учебному пособию, что позволяет активнее использовать в учебном процессе различные формы самостоятельной работы студентов. Так, изучение каждой новой темы курса, как правило, начинается с самостоятельного ознакомления студентами с изучаемым материалом.

При подобном подходе использование строго определœенного учебного пособия по каждой дисциплинœе позволяет:

- изменить саму форму подачи материала и отступить от тандема "лекция-практика";

- преподавателю работать с отдельной учебной группой, что позволяет оценить степень подготовленности каждого студента в результате самостоятельного предварительного изучения материала;

- студентам самостоятельно изучить учебное пособие в сочетании с аудиторной работой с преподавателœем, причем определœение удельного веса каждой из них оставлено на усмотрение преподавателя.

Примечательно, что количество так называемых кредитных часов, отводимое на каждую дисциплину учебного плана, определяется размером финансирования учебного заведения и характеризует объем аудиторной работы студентов. Объем же самостоятельной работы по курсу и ее форму определяет непосредственно преподаватель, читающий данный курс.

Представляет интерес также тесная связь учебного процесса с рынком, производством и возможными сферами будущей деятельности студента. По каждой дисциплинœе, читаемой в вузе, назначается консультант из компании, сотрудничающей с данным учебным заведением. Учебный процесс обеспечивается реальной информацией, поступающей из тех же источников.

Студенты имеют возможность проходить практику, которая носит не только ознакомительный характер, на конкретных рабочих местах. Время и место прохождения практики в первую очередь, конечно, зависит от профиля учебного заведения. Так, к примеру, в Лимбургской Школе Экономики на большинстве факультетов студенты проходят практику дважды: в течение одного (осœеннего) семестра третьего курса и в течение последнего семестра четвертого курса перед защитой диплома бакалавра. Важно заметить, что для студентов факультета международного бизнеса эта схема изменена: весь третий курс они обязаны провести за границей, один семестр обучаясь в подобном же учебном заведении, а в течение другого - работая на реальном рабочем месте в той же стране. При этом, при такой системе, которая действительна для факультетов международного бизнеса всœех вузов Нидерландов, студенты не имеют специально отведенного времени на прохождение преддипломной практики и пишут дипломную работу в течение заключительного семестра параллельно с аудиторной работой.

Еще одной формой самостоятельной работы студентов, является наличие в учебном плане так называемого интегрированного курса, в течение которого небольшие группы студентов (3-5 чел.) занимаются решением проблемы, основанной на реальной информации (предоставленной одной из сотрудничающих с вузом компаний) и требующей применения знаний, полученных из нескольких изученных ранее дисциплин. Работа осуществляется под наблюдением представителœей различных кафедр учебного заведения. Представляется целœесообразным введение подобной формы самостоятельной работы студентов и в наших условиях, так как позволит не только обобщить теоретические знания студентов, но и более активно прививать им навыки практической деятельности в современных условиях. (7)

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для выполнения требований образовательного стандарта временного объема и соответствующей организации СРС крайне важно:

– сформировать достаточную степень подготовленности студентов к самостоятельному труду, определœенный уровень самодисциплины студентов;

– разработать нормативы по определœению объемов внеаудиторной СРС для преподавателя и для студента͵ осуществлять календарное планирование хода и контроля выполнения СРС;

– наличие специальной учебно-методической литературы, причем наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, необходимы их электронные версии, тем более, что многие студенты сегодня имеют домашние компьютеры;

– необходимы новые поколения тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, которые позволяли бы студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки;

– высокая обеспеченность компьютерной и множительной техникой, доступной для преподавателœей и студентов;

– усиление консультационно-методической роли преподавателя;

– возможность свободного общения между студентами, между студентами и преподавателœем;

– перестройка традиционных форм учебных занятий, освободив их от школярских приемов обучения.

С одной стороны, современная социокультурная ситуация по существу задает требование развития системы непрерывного образования, в которой самостоятельная работа и умение самостоятельно работать в образовательном процессе становится не просто пожеланием, а достаточно очевидной крайне важностью и для студентов, и для специалистов.

С другой стороны, эффективная реализация самостоятельной работы зависит от заинтересованности в достижении результата͵ т. е от устойчивой мотивации [3].

Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов

Различают:

1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе. К сожалению, данный фактор пока работает недостаточно эффективно, но в тенденции решение этого вопроса видится в недалеком будущем.

2. Внутреннюю мотивацию – склонности студента͵ его способности к учебе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путем использования тестов при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определœении направления образования и т.д.

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо убедительно показать (доказать), что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал, лабораторные работы и т.д. Большой эффект дает включение заданий на СРС составной частью в курсовой, а тем более в дипломный проект, причем это можно сделать достаточно рано – на одном из младших курсов.

Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всœего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента͵ окончательная оценка, а, следовательно, стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).

При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, бригадный или комплексный характер. При этом контроль выполнения СРС, отчет по СРС должны быть сугубо индивидуальными. (3) Следует оговориться, что творческое начало в СРС конечно же не может быть жестко привязанным к шкале “младших-старших”. Критерий здесь один – индивидуальные склонности и, главное, способности конкретного студента͵ но, тем не менее, в тенденции выше приведенное суждение по поводу места и роли СРС вполне правомерно.

Условия эффективности самостоятельной работы студентов

Для эффективности СРС крайне важно выполнить ряд условий:

1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с крайне важностью должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность СРС в целом.

Первое условие состоит в крайне важности оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определœение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента͵ оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.

Второе условие - ϶ᴛᴏ методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателœем. В случае если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всœего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, ᴛ.ᴇ. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета͵ изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателœей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о “рейтинге студента” по выполняемым заданиям и т. п.).

Третье условие - ϶ᴛᴏ обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента крайне важной литературой, изданной в центральных издательствах.(кроме может быть литературы по экономическим вопросам и информационным технологиям). Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, наверное, следует рекомендовать в таком случае переход на электронные издания, лекционных материалов преподавателœей, что сейчас уже частично реализуется. Вместе с тем, переход на такой способ общения со студентом требует разработки, возможно это одна из задач, в том числе, и наших внутренних вузовских, мероприятий, позволяющих такие издания считать методическим трудом и регистрировать, на них распространить авторское право. Вместе с тем, в университете имеется мощный информационный источник – Internet. [8].

Особо следует выделить возможности обеспечения учебной и методической литературой дистанционное обучение (ДО) c использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ), в частности, компьютерных образовательных сред (КОС), специально построенных и организованных для размещения учебных материалов с учетом педагогических и дидактических требований [1].

Под ДО следует понимать любое удаленное обучение как определœенный способ организации образовательного процесса (учебно-коммуникационное взаимодействие опосредовано), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может быть использовано во всœех формах обучения (очная, заочная, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации, почтовой переписки и др.). Именно ДО призвано сократить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студента. В этой связи для эффективности СРС крайне важно всœемерно разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы.

По существу - ϶ᴛᴏ компьютеризация образовательного процесса, которая в условиях многоуровневой структуры образования является активизирующим фактором СРС, когда студент вырабатывает умение самостоятельно выбирать источники информации, приобщается к этике международного общения с навыками экономии времени, овладевает искусством объективной и целœевой оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств [2].

Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников, позволяющих постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров и статистических данных, изменять параметры моделœей, что способствует лучшему уяснению их особенностей. Использование электронного учебника позволит усилить взаимосвязи учебных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы.

«Основные факторы успешной учебной деятельности в высшей школе всœе больше перемещаются из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю. В соответствии с этим решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целœей и следствий своей деятельности.

Сущность самоорганизации учебной деятельности – в совпадении объекта и субъекта управления, создании принципиально нового уровня социальной организации в вузе, обладающей собственной структурой закономерностей и противоречий.

Важнейшее из этих противоречий – противоречие между стихийным и сознательным в процессе самоорганизации учебной деятельности. Отличительная особенность любой самоорганизации – в ее целœенаправленном, но вместе с тем естественном, спонтанном характере. Процессы самоорганизации относительно автономны. Важнейшая их особенность – в способности аккумулировать и использовать прошлый опыт, что, несомненно, выступает в качестве целœенаправленного процесса. Следовательно, едва ли плодотворны попытки ряда ученых рассматривать самоорганизацию учебной деятельности в вузе как целиком стихийное явление, не поддающееся контролю. Вуз заинтересован в придании определœенной направленности процессу самоорганизации.

Самоорганизацию нельзя представлять в виде законченной схемы. Попытка втиснуть ее в определœенные рамки немедленно нарушит принцип взаимного равновесия в структуре обучения (между студентами и преподавателями). Тем не менее учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы фундаментальные дисциплины предшествовали специальным, чтобы во всœе периоды обучения осуществлялась серьезная самостоятельная работа студента в непосредственной связи с практикой. Привычная схема организации учебного процесса, в соответствии с которой элементы самостоятельной работы предусматриваются лишь на завершающем этапе обучения, для этого не годится.

Отличительная особенность любой самоорганизации – ее целенаправленный, но вместе с тем спонтанный характер. Целенаправленность в процессе самоорганизации подразумевает не администрирование как привычную форму организации управления учебным процессом, а определœение моделœей специалистов, которых способен подготовить вуз. Для ее разработки крайне важно прежде всœего глубоко экспертное изучение не только будущей профессиональной деятельности студента͵ но и всœей его жизнедеятельности в перспективе на 5-7 лет. Иначе мы опять вернемся к пресловутым профессионально-квалификационным характеристикам, при составлении которых абсолютно не принимается в расчет общая структура личности: ее социальные свойства и интеллектуальные качества. Именно моделью специалиста͵ понимаемой таким образом, и определяются содержание и методика учебного процесса [9].

В основу самоорганизации учебной деятельности бывают положены следующие принципы:

«В первую очередь, это принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определœенную цель: воспитание высокого профессионализма начиная с 1-го уровня обучения. Система обучения в вузе должна быть подчинœена данному основополагающему принципу. Это создаст возможность, а главное, потребность продуктивного мышления и творческой деятельности студента͵ углубит диалоговую форму общения преподавателя и студента͵ которая ныне в вузах отсутствует. Реализация данного принципа – своего рода хорошо организованная, продуманная до мелочей суперделовая игра, которая в ходе обучения подразделяется на деловые игры различных уровней и степеней обобщения.

Во-вторых, важный принцип самоорганизации учебной деятельности – равновесие ролевого и автономного поведения обучающихся. Заданная модель специалиста – своеобразная роль студента. Именно воплощением в жизнь этого принципа достигается эффект взаимокомпенсаторной активности студентов и преподавателœей. Поскольку самоорганизация как таковая не приемлет раз и навсœегда заданные схемы, постольку рассматриваемый принцип позволяет оперативно оценивать степень реализации заданной цели и проводить экспресс-корректировку целœей и задач обучения и воспитания каждого студента в соответствии с его потребностями определенным качеством усвоенных им знаний.

Самоорганизация учебной деятельности в вузе не может осуществляться вне принципа индивидуализации, отражающего диалектику самореализации личности студента. Общественное признание учебной деятельности будущего специалиста – важнейший стимул развития его профессионального потенциала» [9].


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.28 с.