Этика и деонтология в работе медсестры — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Этика и деонтология в работе медсестры

2018-01-04 830
Этика и деонтология в работе медсестры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные стороны медицинской этики определяют отношение медицинского работника к пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой. Этика сестринского дела является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности.

Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. При этом медицинская этика весьма тесно соприкасается с медицинской деонтологией – учением о проблемах морали и нравственности, являющимся разделом этики. Деонтология главным образом определяет нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента. Этика и деонтология тесно взаимосвязаны. Впервые термин

«деонтология» ввел в обиход британский философ И. Бентам в начале XIX в., подразумевая под ним учение о нормах поведения представителя любой профессии. Слово «деонтология» является производным от двух греческих корней: deon – «должное», и logos – «учение». Следовательно, медицинская деонтология – это учение о долге медицинских работников перед пациентом. Согласно формулировке древнегреческого врача Гиппократа «…должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Определение «этика» используется, когда речь идет о теории морали, того или иного толкования таких понятий, как долг, совесть, честь, справедливость и т. п. Соблюдение этики и деонтологии представляется чрезвычайно важным в системе взаимоотношений между


 

медработником и его подопечным. Известно, что врачи, приступая к профессиональной деятельности, приносят клятву Гиппократа, определяющую понятия врачебной этики. Аналогом данного текста для медицинских сестер стала клятва английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл в XIX в.

По окончании Второй мировой войны основанная в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с разработки и принятия Женевской декларации, явившейся по сути обновленным вариантом клятвы Гиппократа. Толчком к созданию декларации стали известные события, когда «докторами» Третьего рейха и его союзников дискредитировалась сама профессия врача: с целью осуществления так называемых

«научных исследований» были проведены десятки тысяч бесчеловечных экспериментов над людьми, унесших огромное количество жизней. Женевская декларация не только лишний раз подчеркнула важность стремления медицинского работника к гуманистическим идеалам, но и гарантировала независимость его профессии от идеологии и политики.

Согласно современным правилам этики и деонтологии работа в медицинском учреждении должна подчиняться строгой дисциплине с соблюдением субординации. По отношению к пациенту медицинский работник обязан проявлять внимательность и корректность.

К деонтологии относится также такой аспект, как сохранение врачебной тайны. Бывают ситуации, когда целесообразно скрыть от пациента реальное состояние его здоровья и дальнейший прогноз, особенно в онкологии. Сохранять тайну обязаны не только врачи, но и все представители медицинского персонала, контактирующие с пациентом.

Непосредственное отношение к медицинской деонтологии имеет ятрогения – болезненное состояние, развивающееся у пациента в связи с негативным влиянием на него медицинского работника. Неосторожное озвучивание в присутствии пациента серьезного диагноза, упоминание о возможном летальном исходе и другие сведения – все это может негативно отразиться на его психическом и физическом состоянии. Также недопустимо в присутствии пациента обсуждать состояние здоровья и диагнозы других больных. Если пациенту свойственны чрезмерная мнительность и психологическая нестабильность, то ему легко внушить, что у него имеется какая-нибудь патология. При этом человек начинает искать у себя симптомы несуществующей болезни. В такой ситуации медицинский работник должен постараться убедить пациента в отсутствии надуманных заболеваний. К ятрогении также причисляются болезни и повреждения, возникшие вследствие неквалифицированных или необдуманных действий врача.

Взаимоотношения медицинского работника с коллегами – часть деонтологии. Недопустимо критиковать действия сослуживца или даже незнакомого медработника в присутствии пациента. Замечания коллегам следует делать исключительно с глазу на глаз, сохраняя таким образом их авторитет. Медицинский работник должен прислушиваться к любому совету, даже если он исходит от сотрудника рангом ниже. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить пациенту, что консультировавший его специалист плох. Тактика медицинского работника и его отношения с пациентом всегда должны строиться с учетом индивидуальных особенностей характера больного, уровня его образованности и тяжести его состояния. Взаимоотношения медицинского работника с родными и близкими пациента представляют собой наиболее сложную проблему в современной медицинской деонтологии. Если заболевание не опасно, прогноз благоприятный, а лечение проходит согласно намеченному плану, то можно быть

максимально откровенным.

В случае, если имеются какие-либо осложнения, до пустим тактичный разговор с ближайшими родственниками. Самым разумным со стороны медицинской сестры является в тяжелых случаях ответ типа «спросите у лечащего врача».

Особенное значение в определении правил поведения медсестер имеет Этический кодекс медицинской сестры России. При его составлении были учтены новые идеи, оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры.


 

В первую очередь этот документ отражает современные представления о правах пациента, которые во многом определяют обязанности медицинского работника.

 

За нарушение Этического кодекса медицинской сестры России медсестра несет ответственность, предусмотренную Уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России.

Согласно документам, на основе которых был составлен Кодекс (таким как Устав Всемирной организации здравоохранения (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.) и т. д.), медицинские сестры являются не только исполнителями назначений врача, но и представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными, и располагают необходимым уровнем знаний в области психологии.

Первое впечатление о лечебном учреждении основывается в том числе и на том, как вас встретил медицинский персонал, и именно это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента и медперсонала, наличие или отсутствие между ними доверия и т. д. И внешний вид, и внутренний эмоциональный настрой медсестры должны располагать к ней пациента. Медсестре не следует отстраненно называть пациента «больной», поскольку это говорит о ее безразличном отношении. Для создания атмосферы доверия в общении между медсестрой и пациентом необходимо дать больному возможность почувствовать, что вам не безразлична его судьба и вы действительно хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может получить полную и объективную информацию о подопечном, особенностях его психики, узнать его мнение о собственном заболевании и больничных условиях. Такая информация даст возможность поставить сестринский диагноз, что в дальнейшем облегчит процесс излечения.

Медсестре необходимо помнить, что всегда следует оставлять за собой ведущую роль и не переходить грань между доверием и панибратством. Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и пациентом эмпатии, но ни при каких условиях не идентифицировать себя с больным: при всем понимании его проблем и стремлении облегчить его состояние, помочь ему следует критично относиться к своим действиям и не допускать того, чтобы идти у него на поводу. Для установления доверительных отношений необходимо убедить пациента в конфиденциальности ваших бесед.

Получив представление об особенностях личности пациента, его эмоциональных переживаниях, медсестра может тактично разъяснить ему не только его права, но и обязанности, а также аккуратно подготовить больного к обследованиям и терапевтическим процедурам, изложив необходимую информацию в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые процедуры не должно спровоцировать развития негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры.

При построении взаимоотношений «медсестра – пациент» важное значение имеют индивидуальный стиль работы и личные особенности медицинской сестры. Необходимыми качествами в данном случае являются профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

Стиль работы и поведение медсестры во многом зависят от этических норм, установленных в данном лечебном учреждении. К сожалению, частым недостатком среднего медицинского персонала является нравственная индифферентность (безразличие). Некоторые поступки, противоречащие основным понятиям этики и деонтологии, медики объясняют наличием объективных факторов современной действительности. Тем не менее не существует таких обстоятельств, которые могли бы стать оправданием неэтичных поступков медицинского работника.

 

Глава 2


ПРАВА ПАЦИЕНТА

У всех законов, принятых в нашем государстве, – одна главная цель, которая заключается в защите жизни, здоровья, свободы и человеческого достоинства граждан. Отстаивая свои основные права, мы защищаем не только самих себя, но и свою страну.

Одним из основных социальных благ является здоровье человека, являющееся непреходящей ценностью как личности, так и общества. В последние десятилетия это стало особенно актуальным в связи с ростом так называемых «социальных» заболеваний, к которым относятся венерические болезни, ВИЧ-инфекция, наркомания и туберкулез. Данным заболеваниям наиболее подвержены группы населения, дискриминируемые обществом, а также работники сферы здравоохранения. Неизбежным следствием дискриминации пациентов являются различные нарушения их прав, ведущие к усугублению их проблем. Даже вполне благополучные люди при обращении в лечебное учреждение совершенно не застрахованы в настоящее время от нарушения их прав. К сожалению, многим пациентам порой поневоле приходится постигать азы юриспруденции, чтобы доказать свою правоту и восстановить справедливость.

 

«Право каждого человека на жизнь охраняется законом» (статья 2

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Все виды медицинской деятельности согласно существующему законодательству являются медицинской услугой, оплачиваемой из бюджетов разных уровней, страховых фондов и других источников, включая личные средства пациента. Форма оплаты услуг зависит от форм собственности лечебных учреждений (частная клиника, муниципальное медучреждение и т. д.). В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации государство предоставляет гражданам медицинские услуги бесплатно в принадлежащих ему учреждениях. При этом гражданин обязан платить в государственную казну налоги, за счет которых здравоохранение обеспечивается необходимыми материальными ресурсами. Сотрудники государственных медицинских учреждений принимают на себя конституционные обязанности государства.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон от 22 августа 2004 г.

№ 122-ФЗ, в соответствии с которым действовавшее ранее общее правило о бесплатном предоставлении гражданам РФ всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи заменено предоставлением медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, устанавливаемой и изменяемой Правительством РФ (при лечении пациентов в государственных медицинских учреждениях).

Получение пациентом медицинских услуг в рамках Программы добровольного медицинского страхования предполагает, что оно осуществляется исключительно при условии, что им был заключен договор добровольного медицинского страхования.

Пациент, который обратился в любое лечебно-профилактическое учреждение или к врачу, занимающемуся частной практикой, имеет право на бесплатное предоставление полного объема информации об оказываемых услугах, их стоимости и условиях их исполнения. Данное право гарантируют пациенту ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пункт 10 Правил предоставления платных услуг населению. Полная информация об этом, перечень услуг и прейскурант должны размещаться на видном месте во всех лечебно-профилактических учреждениях.

Возможно возникновение неприятной ситуации, когда помощь вам оказывается в не удовлетворяющих вас санитарно-гигиенических условиях. В данном случае следует обратиться с жалобой в органы санитарно эпидемиологического надзора.

Основанием для проверки и принятия определенных мер является несоблюдение медицинским учреждением нормативов, установленных Министерством здравоохранения


 

Российской Федерации, которые называются «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

 

Из «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г.

Согласно ст. 15 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения различных форм собственности имеют право оказывать соответствующие услуги исключительно при наличии лицензии. Лицензией называется выданное государством разрешение на осуществление определенных видов медицинской деятельности и предоставление услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Она выдается только после аккредитации учреждения (в соответствии со ст. 20 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»). Согласно ст. 30

«Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» пациент, обратившийся в медицинское учреждение, имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со ст. 61 настоящих «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 настоящих «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 настоящих «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст. 31 настоящих «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со ст. 68 настоящих «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Неуважительное и даже негуманное отношение к пациентам со стороны медицинского персонала ни в коем случае не является нормой. Существующее законодательство предоставляет возможность пациенту адекватно отреагировать на факт неуважения и по крайней мере написать жалобу на имя руководителя медицинского учреждения. В


 

составленной вами жалобе должно быть подробно изложено, в чем именно проявилось неуважение к вам. Также вы можете подать на медицинского работника в суд и требовать компенсации морального ущерба.

Одним из важнейших является ваше неотъемлемое право выбора врача. Однако этим бывает довольно затруднительно воспользоваться в условиях бесплатной муниципальной поликлиники, когда вы проживаете на участке, который обслуживается определенным врачом. В данном случае вы вправе обратиться к администрации медицинского учреждения с письменной просьбой о замене лечащего врача. Если вы получили отказ от администрации, то можете обращаться в вышестоящие инстанции; в любом случае ваша просьба должна быть удовлетворена.

Вы можете реализовать право на полную конфиденциальность информации о фактах обращения в медицинское учреждение, о состоянии вашего здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных в процессе обследования и лечения, следующим образом: заявите о том, что вы настаиваете на сохранении всей информации, полученной от вас, в тайне в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ст. 30, пунктом 6. Письменное заявление о требовании сохранения тайны должно быть вклеено в вашу медицинскую карту.

Получение от человека его согласия на проведение медицинского вмешательства в том или ином объеме определяется ст. 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В данной статье оговаривается, что в ситуациях, когда состояние здоровья пациента не позволяет ему четко выразить свою волю и при этом представляет явную угрозу для здоровья и жизни, вопрос об осуществлении неотложной медицинской помощи решает консилиум врачей, а при невозможности собрать таковой – непосредственно лечащий или дежурный врач. О данном факте должны быть своевременно поставлены в известность соответствующие должностные лица медицинского учреждения. Согласие на проведение медицинских вмешательств в отношении детей младше 15 лет и граждан, официально признанных недееспособными, должны давать их законные представители, как правило, родители ребенка или же его опекуны. Проще говоря, врачу перед проведением какого-либо вмешательства следует получить информированное добровольное согласие одного из родителей ребенка. Если не имеется возможности связаться с законными представителями пациента, то решение принимается консилиумом врачей или лично лечащим врачом, т.е. тактика в данном случае такая же, как и по отношению ко взрослому пациенту, не способному выразить свою волю.

Условия отказа от медицинского вмешательства детально изложены в ст. 33 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» – «Отказ от медицинского вмешательства».

Любой человек и в любой момент имеет полное право отказаться от медицинской помощи, предварительно уведомив об этом врача или иного медицинского работника и поставив личную подпись под соответствующей пометкой в медкарте или другом официальном документе.

Согласно ст. 54 и 55 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на оказание населению медицинской помощи имеют только дипломированные специалисты, получившие сертификат и лицензию на осуществление определенных видов деятельности. Занятие незаконной медицинской практикой преследуется по закону.

 

«Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Вы можете потребовать провести врачебный консилиум, если не очень доверяете мнению одного конкретного врача. Консилиум собирается вашим лечащим врачом и при его обязательном участии. Статус лечащего врача определен ст. 58 «Основ законодательства


 

Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Лечащий врач обязан организовать своевременное, всестороннее и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставлять полную и объективную информацию о состоянии его здоровья по требованию самого пациента или его законного представителя.

Любой пациент имеет право на облегчение боли, связанной с его заболеванием или медицинскими манипуляциями, что обязывает сотрудников медицинского учреждения принять все доступные меры по снижению болевых ощущений. При этом пациент должен предварительно получить полную информацию, касающуюся возможных последствий применения данных средств. Обезболивание должно быть рациональным и хорошо обдуманным.

 

Из проекта российской Декларации в защиту прав пациента от 28.05.2010 г.

В ст. 1 говорится о том, что пациентом считается любой человек, обратившийся за медицинской помощью, независимо от состояния своего здоровья и/или наличия какого-либо заболевания. Понятие медицинской помощи включает в себя мероприятия, направленные на диагностику, лечение и профилактику заболевания (заболеваний), а также уход и предоставление медицинской информации.

Ст. 2 подтверждает, что права, изложенные в настоящей Декларации, признаются за всеми пациентами на территории Российской Федерации независимо от нозологической принадлежности и степени тяжести заболевания (заболеваний), которым страдает пациент и без различия и дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора независимо от того, относится ли это к самому пациенту или к его семье.

В ст. 3 говорится о том, что интересы пациента выше интересов общества и науки; каждый пациент имеет право на уважение своего достоинства. Отношения между пациентом и врачом должны строиться на принципах терпимости, взаимопонимания и с соблюдением прав и основных свобод каждой из сторон.

Ст. 4 свидетельствует о том, что каждый пациент имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в том объеме, который определяется общим состоянием его здоровья, нозологической формой и степенью тяжести заболевания (заболеваний), а также степенью ограничения возможностей пациента реализовывать свои потребности, обусловленной заболеванием (заболеваниями), но не менее объема обязательной медицинской помощи.

Объем обязательной медицинской помощи при любом заболевании (заболеваниях) должен соответствовать уровню развития современной медицины, включать в себя методы с доказанной эффективностью и безопасностью и должен быть закреплен нормативными актами Министерства здравоохранения РФ и (или) местных (городских, областных и региональных) органов здравоохранения. Объем обязательной медицинской помощи не ограничивает врача в его действиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья пациента, а лишь определяет тот минимальный объем медицинской помощи, которая должна быть ему оказана.

Ст. 5 подтверждает, что каждый пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений в рамках объема обязательной медицинской помощи. Неотложная медицинская помощь предоставляется пациенту бесплатно всеми медицинскими учреждениями и специалистами независимо от места работы последних, в полном объеме и до тех пор, пока сохраняется угроза жизни пациента.

В ст. 6 говорится о том, что каждый пациент имеет право на полную и достоверную информацию относительно состояния своего здоровья, включая: диагноз; информацию о существующих методах профилактики, диагностики и лечения с обязательным разъяснением


 

показаний и противопоказаний для каждого метода; оценку риска возможных осложнений и побочных эффектов того или иного врачебного вмешательства; прогноз. Информация о состоянии здоровья пациента должна предоставляться в деликатной и доступной для него форме. Каждый больной имеет право на полный или частичный отказ от предоставления информации относительно своего здоровья. В тех случаях, когда имеются веские опасения, что предоставление информации относительно состояния здоровья пациента в полном объеме может не столько принести ему пользу, сколько причинить серьезный вред, допускается ограничение информации, но только той ее части, которая представляет реальную угрозу для здоровья и жизни больного. Информация относительно состояния здоровья пациента является конфиденциальной и не может быть предоставлена третьим лицам без согласия самого больного, даже после его смерти. В случае злокачественного или крайне тяжелого течения заболевания, а также в ожидании скорого неблагоприятного исхода информация относительно состояния здоровья больного может быть предоставлена его ближайшим родственникам или другим лицам, проявляющим заботу о пациенте.

Ст. 7 предусматривает право больного на полный или частичный отказ от предлагаемой медицинской помощи при условии, что ему были разъяснены последствия этого шага. Полный или частичный отказ пациента от предлагаемой медицинской помощи не может служить причиной ограничения его в правах, предусмотренных настоящей Декларацией, и не должен влиять на взаимоотношения врача и б. Осуществление права на полный или частичный отказ от предлагаемой медицинской помощи может быть ограничено в случаях, предусмотренных законодательством, с целью защиты здоровья, прав и законных интересов как самого пациента, так и других лиц.

Ст. 8 говорит о том, что участие больного в биомедицинских исследованиях допускается только с его информированного согласия, для обеспечения которого пациенту должна быть предоставлена полная и достоверная информация о целях и задачах исследования, о показаниях и противопоказаниях к применению изучаемого метода или лекарственного препарата, также пациент должен быть проинформирован о возможных последствиях своего участия в эксперименте. Каждый больной имеет право на отказ от участия в биомедицинских исследованиях, даже если они совмещены с оказанием медицинской помощи. Отказ пациента от участия в биомедицинских исследованиях не может служить причиной ограничения его в правах, предусмотренных настоящей Декларацией, и не должен влиять на взаимоотношения врача и больного.

В случае, если методика биомедицинского исследования не предполагает информированного согласия пациента на участие в эксперименте, необходимость ограничения его права на информацию должна быть рассмотрена независимой экспертной комиссией и оформлена в соответствии с законодательством.

Ст. 9 предусматривает право каждого пациента на повторное обследование и на повторную консультацию у специалиста (специалистов), если результаты предыдущих обследований и консультаций не позволяют ему дать информированное согласие на оказание медицинской помощи.

Ст. 10 говорит о том, что обращение больного за альтернативной медицинской помощью не может служить причиной ограничения его в правах, предусмотренных настоящей Декларацией, и не должно влиять на взаимоотношения врача и пациента.

В ст. 11 подтверждается, что каждый больной имеет право на информацию относительно своих прав и способах их защиты.

Ст. 12 подтверждает, что в случае несовершеннолетия пациента осуществление его прав, изложенных в настоящей Декларации, переходит к его родителям или к другим лицам, проявляющим заботу о больном в соответствии с законом. В случае если пациент признан судом недееспособным и не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в их ограничении, то осуществление прав, изложенных в настоящей Декларации, полностью или частично переходит к родным больного или к другим лицам, проявляющим о нем заботу в соответствии с законом.


 

В ст. 13 говорится о том, что ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо лицу или группе лиц права совершать какие-либо действия, направленные на ограничение прав, провозглашенных в данной Декларации, в большей степени, нежели это предусматривается законодательством. В равной степени ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как отрицание или умаление общепризнанных прав и свобод человека независимо от того, является ли он пациентом или нет.

 

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно»... (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Ст. 14 сообщает о том, что данная Декларация подлежит периодическому пересмотру со внесением дополнений и изменений, соответствующих уровню развития общества и медицины, но только в сторону расширения и приумножения провозглашенных в Декларации прав пациента.

 

Медицинское вмешательство без согласия пациента

Оказание медицинской помощи больному без его согласия или согласия его законных представителей возможно только в том случае, если пациент находится в угрожающем его жизни состоянии, требующем неотложной помощи, и не может выразить свое решение, а его законные представители отсутствуют.

Осуществление медицинских вмешательств в отношении больных без их предварительного согласия или согласия их законных представителей, связанное с теми или иными мероприятиями по борьбе с эпидемиями, регламентируется соответствующими разделами санитарного законодательства РФ.

Психиатрическое освидетельствование и помещение в стационар пациентов, страдающих серьезными расстройствами психики и представляющих опасность для себя и окружающих, осуществляются без их согласия и в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В том случае если человек совершил общественно опасное деяние, то он по решению суда, может быть отправлен на принудительное лечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нахождение такого пациента в лечебном учреждении закрытого типа продолжается до момента исчезновения оснований для пребывания в нем или по решению суда.

 

 

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.