Понятие, виды и структура группы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие, виды и структура группы

2018-01-04 665
Понятие, виды и структура группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа — это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, этнической, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Наиболее распространено деление групп по размеру на большие и малые группы.

Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т. д.).

В отличие от больших групп малые группы — это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы.

Образование и развитие группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения.

Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы.

На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

Референтная группа — это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке. Референтные группы подразделяются на группы присутствия и идеальные группы.

Коллективом можно считать высокоразвитую группу, в которой межличностные отношения опосредуются общественно полезным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Основными признаками коллектива являются:

Ø объединение людей для достижения определенной социально одобряемой цели;

Ø добровольный характер этого объединения, как сознательное и активное формирование межличностных отношений в процессе совместной деятельности;

Ø целостность коллектива, а также то, что он является некой системой деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой управления;

Ø особый характер взаимоотношений, которые способствуют не только целостному развитию коллектива, но и обеспечивают развитие личности каждого его члена.

 

Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп, человек, скажем, одновременно может заниматься туристской деятельностью, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом функции матери или отца семейства. В каждой из групп человек занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволит им ожидать от него определенного поведения.

Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. Это свойство группы подчинять себе личность, "поглощать" ее, подчеркивал известный польский исследователь Я. Щепаньский. Он считал, что такие группы, как ордена, некоторые политические группы, военные и пр., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах. Но чаще всего принадлежность к группе охватывает только некоторые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы.

Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.

Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.

Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.

Мнения конкретных людей могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических черт группы.

Второй признак социальной группы — наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.

Композиция представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.

При анализе группы необходимо дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы.

К групповым процессам относятся динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные процессы сплочения: лидерство и руководство. Различаются уровни развития группы, например, стадии развития коллектива. Любые изменения в социальной группе, ее деятельность, общение, отношения членов группы — являются групповыми процессами. Третьим признаком социальной группы выступает способность людей к согласованным действиям. Это основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую общность действий членов группы. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы.

Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.

Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев.

Еще одним признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами.

Для построения типологии групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы. Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Малая группа — основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека — малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может выступать лишь как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.

Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами. Среди них можно выделить большие, средние и малые социальные группы.

Большие социальные группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп могут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии и политики общества на психологию составляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.

Средней социальной группой называют людей, входящих в состав той или иной сравнительно небольшой социальной организации. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризуются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (организации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от других подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации.

Малая группа представляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:

• наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.);

• личное знание друг друга;

• непосредственное взаимодействие друг с другом;

• существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы;

• наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.

Так понимаемая малая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарн

ую ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости личности, ее психологии и поведения от психологии, действий и отношений людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к которым принадлежит данная личность.

Впервые малая группа стала объектом научного экспериментального исследования в начале XX века (эксперименты Г. Оллпорта, В. Мёде и В. М. Бехтерева, выполненные в течение первых двух десятилетий XX века), но особенно она привлекла к себе внимание ученых в середине XX столетия. К этому времени сложились основные направления изучения малых групп, которые будут рассмотрены далее.

Влияние малой группы на психологию и поведение человека как личности достаточно существенно и может проявляться в следующем.

1. В малой группе человек осваивает нормы поведения, которые позволяют ему стать полноправным членом общества, основанного на этих нормах (например, нормах права и морали).

2. В малой группе человек обнаруживает образны и формы поведения, подражая которым (осваивая которые) он оказывается способным нормально взаимодействовать с другими людьми.

3. В различных малых группах человек осваивает необходимые ему для жизни знания, умения и навыки, формирует и развивает свои способности.

4. В малой группе человек обеспечивается обратной связью или информацией о том, как он выглядит со стороны, как воспринимают и оценивают его окружающие люди. В результате у человека складывается представление о самом себе (образ "Я", или Я-концепция).

5. В малой группе человек получает моральную, материальную и иную поддержку (например, в своей семье или среди близких друзей).

6. В малой группе человек осваивает социальные роли. Благодаря этому он оказывается способным брать на себя и выполнять различные общественные роли: групповые и социальные.

7. В малой группе человек с помощью других людей и благодаря общению с ними удовлетворяет свои основные, жизненно важные социальные интересы и потребности.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность, которая выделяет и обособляет данную группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться в разных вещах — от чисто внешних (например, территориальное объединение людей как соседей по месту жительства или партнеров по работе) до глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность малой группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.

Не существует единого представления о ключевых признаках, на основе которых то или иное объединение людей можно считать малой группой. К примеру, М. Шоу, один из известных специалистов по групповой динамике, утверждает, что конституирующим признаком малой группы является взаимодействие между ее участниками. Однако в связи с выделением такого признака сразу же возникает вопрос, как быть с так называемой номинальной группой, участники которой не взаимодействуют друг с другом. К примеру, сам Шоу утверждает, что пассажиры самолета не являются группой. Такое утверждение находится в явном противоречии со всеми другими известными определениями малой группы, согласно которым пассажиры любого вида транспорта, безусловно, выступают как реальная малая группа.

Какой бы из признаков мы ни взяли, всегда можно найти исключения из него и показать, что у некоторых групп этот признак отсутствует. Отсюда следует, что в определение малой группы необходимо включать не те признаки, которые имеются у всех без исключения малых групп, а такие признаки, которые встречаются в малых группах чаще всего или с наибольшей вероятностью.

Существуют различные способы классификации малых групп, и в них могут использоваться следующие основные критерии: величина, состав (количественный и качественный), вид деятельности, время существования, организованность, уровень развития и многое другое. Чаще всего среди малых групп выделяются следующие разновидности: лабораторные и естественные, случайные (временные, непостоянные но составу) и стационарные (постоянные по составу), формальные и неформальные, группы низкого и группы высокого уровня развития, группы членства и референтные. В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и антиреферентные малые группы.

Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования. Это название подчеркивает, что за пределами научной лаборатории, то есть в реальной жизни, такие группы, как правило, не существуют. Естественными называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе. Такие малые группы появляются и изменяются по мере развития общества.

Случайными именуют малые группы, которые собираются из случайно оказавшихся в данном месте людей. Эти группы чаще всего являются временными, возникают и существуют в течение сравнительно короткого времени и создаются ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, небольшая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, собравшихся вместе для того, чтобы понаблюдать какое-либо зрелище, группа прохожих, к которой обратились с просьбой оказать какую-либо сиюминутную услугу, и т. п.

Стационарная, или постоянная, — это такая группа, которая создана и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые такая группа в течение длительного времени должна решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая продолжает существовать).

Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций. Таких групп в обществе достаточно много, и к ним можно отнести семью, учебные группы, различные трудовые и другие коллективы. Положение, занимаемое в обществе, функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо нормативными актами.

Неформальными, или неофициальными, называют такие малые группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним, например, относятся небольшие группы людей, случайно образовавшиеся в том или ином месте, группы друзей и т. п.

Малые группы низкого уровня развития — это такие, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе — единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями.

 

 

Группами высокого уровня развития называют такие малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ними задачами.

В отечественной психологии по сложившейся традиции такие группы принято называть коллективами.

Группа членства — это социальная группа, к которой человек реально принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не принадлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не принимает.

Референтными называют малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние. К такой группе человек не обязательно реально принадлежит, но может на нее ориентироваться. Члены референтной группы выступают для человека образцом для подражания. Индивид особенно дорожит личным участием в жизни и деятельности такой группы, если он на самом деле входит в ее состав.

Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными. Антиреферентными являются малые группы, члены которых имеют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждениям и взглядам данного человека. Индифферентные и антиреферентные малые группы — это, как правило, такие, к которым человек не принадлежит и стать членом которых он не желает.

В свою очередь, референтные группы делятся на следующие разновидности: аспирационные, негативные и позитивные.

Аспирационная референтная группа — такая, к которой человек не принадлежит, но хотел бы принадлежать. Подобная группа оказывает более сильное влияние на убеждения и ценности человека, чем обычная референтная группа. По отношению к такой группе человек ведет себя более конформно, чем по отношению к любым другим группам.

Негативная референтная группа представляет собой группу людей, которую человек использует в качестве отрицательного примера (негативного стандарта) и старается свои взгляды, ценности, интересы и отношения определять прямо противоположным этой группе способом. Понятие негативной референтной группы близко к определению антиреферентной группы. Позитивной называют такую референтную группу, на которую человек ориентируется как на положительный образец, стараясь согласовать с ней свои ценности, взгляды, убеждения, нормы и формы поведения.

Существуют многие другие разновидности малых групп, выделяемые и изучаемые в социальной психологии. Это, например, первичные и вторичные, горизонтальные и вертикальные, гетерогенные и гомогенные, дискуссионные и исполнительские, интерактивные и коактивные, маргинальные, нормативные, психотерапевтические (психокоррекционные) группы, группы равных и неравных и другие. Дадим и им краткие определения.

Первичная группа — это малая группа, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения). К таким группам относятся, например, семья, группа друзей, микрогруппа влюбленных друг в друга людей, небольшой коллектив, в котором человек давно и с удовольствием работает, и т. д. Первичная группа является наиболее устойчивой малой социальной группой и способна, в отличие от других социальных групп, оказывать более сильное воздействие на психологию, поведение и развитие человека. Первичная группа играет существенную роль в социализации человека.

Вторичная — это социальная группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандартного поведения. Во всем остальном такая группа может существенно отличаться от себе подобных, в том числе по влиянию на психологию и поведение входящих в ее состав людей. Кроме того, такая группа намного менее значима для формирования человека как личности, чем первичная группа.

Горизонтальная — это группа, собранная из людей, которые представляют один и тот же социальный класс или занимают одинаковое положение (имеют одинаковый статус) в обществе. Вертикальная группа представляет собой социальную группу, составленную из людей, занимающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п., то есть имеющих в соответствующем обществе различные социальные статусы.

Гетерогенная группа состоит из людей, существенно отличающихся друг от друга по своей психологии и поведению. Гомогенная группа представляет собой социальную группу, состоящую из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.

Дискуссионной называют группу, основная цель которой заключается в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу. Исполнительская — это группа, которая сама решения не принимает, но выполняет те решения, которые принимаются кем-либо, например членами другой социальной группы.

Интерактивной называют малую группу, в которой ее участники могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе совместной работы. Коактивная — это группа, в которой несколько человек в одно и то же время работают над решением какой-либо задачи, но при этом они непосредственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межличностное общение во время решения задачи ограниченно.

Психотерапевтической, или психокоррекционной, называют малую социальную группу, которая создается и используется в психотерапевтических целях, например для лечения неврозов, исправления недостатков в психологии и поведении людей.

Группа равных — это любая социальная группа, как правило малая, члены которой имеют одинаковый статус, то есть занимают примерно одинаковое положение в группе и обладают одинаковыми правами и обязанностями. Группа неравных — это группа людей, в которой существует четкая иерархия (неравенство, соподчинение и т. д.) между ее членами, то есть такая группа, в которой разные члены занимают различное положение.

Существуют следующие основные направления исследований или подходы к изучению малых групп: социометрическое, интеракционистическое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.

Социометрическое направление связано с изучением межличностных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я. Морено.

Интеракционистический подход ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в работах К. Левина и Р. Бейлза.

Стратометрический подход разработан А. В. Петровским и реализован в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном описывается коллектив как группа высокого уровня развития и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в стратометрической концепции коллектива выделено три: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоционально непосредственные отношения (третий, или поверхностный, слой).

Параметрометрический подход к коллективу разработан Л. И. У майским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и развитие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А. С. Чернышев) и эмоциональное единство (А. Н. Лутошкин).

Организационно-управленческий подход отличается тем, что малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организациях.

Наконец, тренинговый подход к изучению малых групп состоит в том, что в малой группе организуется и проводится социально-психологический тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотерапевтических или психокоррекционных целях, ас другой — становится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.

Группу в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики. Под структурой малой группы понимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы. Динамику малой группы представляют через происходящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды (последнее понятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии).

Структуру малой группы можно описывать по-разному: через индивидуальные психологические особенности членов данной группы, через взаимоотношения, роли, исполняемые отдельными членами группы, через систему общения и многое другое. Чаще всего структурные элементы малой группы определяются через такие понятия: величина, композиция, каналы коммуникаций, распределение ролей, лидерство, статусы и межличностные отношения.

Под величиной малой группы понимается количество людей, входящих в состав данной группы. Среди всех малых групп отдельно выделяют микрогруппы, включающие в свой состав двух-трех человек. В микрогруппах складываются наиболее близкие отношения между людьми. Микрогруппу, включающую двух человек, иногда также называют диадой, а микрогруппу, включающую трех человек, — триадой.

Под композицией группы понимают ее индивидуальный состав, определяемый по психологическим особенностям членов группы. Различают однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные) по композиции группы. Однородные, или гомогенные, состоят из психологически похожих друг на друга людей, разнородные, или гетерогенные, включают в свой состав психологически различных людей.

Каналами межличностных или групповых коммуникаций называют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами. Благодаря сложившейся в группе системе каналов коммуникаций члены группы могут обмениваться нужной информацией друг с другом, взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями и характером образования. В процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. Известны пять типов социальной власти, которые с раннего возраста испытывает на себе каждый: власть вознаграждения, принуждения, эксперта, авторитета и власть закона.

Важнейшая проблема психологии — развитие социальной группы. Эта проблема часто решается в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.

Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.

Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.

Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей.

В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.

Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.

Теория коллектива, основные идеи которой были заложены Макаренко, развиты в работах таких известных отечественных педагогов и психологов, как Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов. Она может иметь самое широкое применение не только в педагогике, но также во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во всех случаях, где функционируют социальные группы

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Раскрывая сущность производственных отношений как основы общества, Маркс писал: "В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство".

Реальные связи и отношения, складывающиеся объективно между людьми в ходе их общественной жизни, в производстве, находят отражение в субъективных отношениях людей. Фабрикант осуществляет эксплуатацию рабочего, трудящегося на предприятии, и это составляет сущность их реальных связей и отношений. Эти объективные отношения находят отражение в системе субъективных отношений рабочего к предпринимателю - в возникающей у пролетариата классовой ненависти, в пробуждении революционного сознания, а также в субъективном отношении фабриканта к рабочему, выражающемся в страхе перед революционными преобразованиями, в стремлении отвлечь рабочего от борьбы за лучшее будущее и т. д.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. В. И. Ленин, отвечая на вопрос о том, по каким признакам следует судить о реальных помыслах и чувствах отдельных людей, писал: "Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, - а так как речь идет только об общественных "помыслах и чувствах", то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальны


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.