Рабочая программа воспитателей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Рабочая программа воспитателей

2018-01-04 212
Рабочая программа воспитателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ №8 «ПОДСОЛНУШКИ»

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатели: Исхакова Светлана Миннулловна,

Абдрахманова Ляйсан Рамилевна,

Нуртдинова Гульнара Рашидовна

срок реализации

2016-2017учебный год

 

 

г. Набережные Челны 2016 год

 

 

Содержание

 

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3.
1.1.Пояснительная записка 3.
1.2. Цели и задачи реализации программы 3.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 5.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики 6.
1.4. 1.Социальный паспорт группы № 8 6.
1.4.2.Анализ показателей состояния здоровья воспитанников старшей группы 6.
1.4.3.Возрастные особенности детей 5 – 6 лет. 7.
1.5. Планируемые результаты освоения программного материала 9.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 12.
2.1. Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям 12.
2.2. Комплексно-тематическое планирование 35.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников 37.
2.4. Взаимодействие с социумом 42.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 42.
3.1. Материально – техническое обеспечение 42.
3.2. Программно-методическое обеспечение 42.
3.3. Развивающая предметно – пространственная среда 43.
3.4. Режим дня 46.
3.5. Расписание непосредственно-образовательной деятельности 46.
3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 48.
IV.ПРИЛОЖЕНИЯ 50.

 

 

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Детского сада комбинированного вида № 106 «Забава» 2016 года и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2013 года № 1155, с использованием следующих нормативно-правовых документов:

1. Конституция РФ (1993 г.).

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

3. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

5. ФГОС дошкольного образования (утверждено Советом Минобрнауки РФ 28.08.2013 г.).

6. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013. №544н).

7. Комментарии к ФГОС дошкольного образования (методические рекомендации Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249)

8. Приказом Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155;

9.Законом РТ №44 от 28.07.2004 г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ»;

Содержание образовательного процесса в группе выстроено в соответствии с программами:

10.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва «Мозаика - Синтез», 2014.

11.Учебно-методический комплект «Говорим по-татарски» Зарипова З.М. Кидрячева Р.Г. Шарипова Л. А. Исаева Р.С., «Хатер». 2011

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Рабочая программа старшей группы определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической составляющей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Рабочая программа старшей группы обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организованных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей; предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям обучающей модели при осуществлении образовательного процесса с детьми.

 

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

НРК: В возрасте 5 – 6 лет развивается познавательный интерес о родном крае (животный и природный мир), городах Республики Татарстан (5 городов: Набережные Челны, Чистополь, Нижнекамск, Заинск, Альметьевск и их достопримечательности,столица РТ – г. Казань). Дети начинают знакомиться с народами Поволжья (Татарстан, Россия, Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мари - Эл, Мордовия) через информационный и наглядный материал, подвижные игры народов РТ. У детей закрепляются знания о символике РТ и РФ (герб, флаг). Формируются представления о главах государства – Президенты РФ И РТ. Усваивают элементы орнамента татарского народа (тюльпан - лалә; лист – яфрак; колокольчик – кыңгырау; гвоздика – канәфер чәчәге; трилистник –өч яфрак;) через изобразительную деятельность и дидактические игры. Закрепляются знания о родном городе, татарской национальной одежде (мальчик, девочка). Систематизируются знания о произведениях татарских писателей и татарских народных сказок. Знакомятся с портретами татарских писателей.

Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам для детей старшей группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО ( ФГОС ДО п. 4.6.):

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Конкретизация требований к планируемым результатам освоения Программы

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

НРК Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры УМК

Ø В возрасте 4 – 5 лет объём словарного запаса: 62 слова татарского языка.

Ø В возрасте 5 – 6 лет объём словарного запаса: 45 слова татарского языка.

Ø В возрасте 6 – 7 лет объём словарного запаса: 60 слова татарского языка.

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»в соответствии с НРК

Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белеем бирү программасы. – РИЦ, 2012. – 208 с.

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих образовательных задач: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Дать детям четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми. Рассматривать и обсуждать с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая внимание на недопустимость и опасность остаться наедине с незнакомым человеком.

Формирование безопасного поведения на дорогах Учить ориентироваться в направлении движений к себе и от себя, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (словесному или звуковому); осваивать пространство, договариваясь между собой о возможных перемещениях; определять относительность движения от объекта в игровой ситуации (движущегося автомобиля, поезда). Добиваться самостоятельного определения своего местона- хождения и места расположения окружающих предметов относительно друг друга, указывая на их положение.

Формировать представления о цветовых сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного).

Познакомить со знаками дорожного движения: «Дети», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка», «Больница», обратить внимание на их сходство и различие.

Познакомить с алгоритмом перехода дороги с несколькими полосами движения. Упражнять в умении ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, регулируемых перекрестков. Познакомить детей с понятием «дорожная разметка», со знаками, регламентирующими движение пешеходов на перекрестке: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход». Рассказать о зонах повышенной опасности. Познакомить с предупреждающими дорожными знаками «Скользкая дорога», «Опасный поворот», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и др., обратить внимание на их сходство и различие.

Познакомить с деятельностью инспектора ГИБДД, регулирующими движение транспорта сигналами, развивать умение ценить общественную значимость его труда.

Уточнить знания о назначении специальных транспортных средств: машины скорой помощи, полицейской машины, пожарной машины и др.

Развивать способность реагировать на издаваемые сигналы, отличать их на слух. Обратить внимание на то, что специальные транспортные средства в определенных случаях могут нарушать правила дорожного движения.

Познакомить с правилами безопасного поведения в метро: в вагоне (не прислоняться к дверям, заранее готовиться к выходу), на станции (двигаться в общем направлении движения, не заступать на ограничительную линию), на эскалаторе (стоять справа, готовиться к входу и выходу с эскалатора, координируя свои действия с его движением); при прохождении турникетов.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, оценивать свои и чужие поступки в общественном месте; подводить детей к пониманию последствий несоблюдения правил безопасного поведения на дорогах, их влияния на эмоциональное состояние других людей.

Развивать умение ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности: определять, в каком маршрутном автобусе можно проехать от дома до детского сада, центральной площади, каким транспортом пользуются родители.

Познакомить с правилами перевозки детей в машине: пристегиваться ремнем и сидеть на детском сиденье, не отвлекать водителя, не высовываться из окна, не брать с собой острые предметы; способствовать развитию умения осуществлять контроль своих действий. Инициировать знание ребенком телефона и адреса своего местожительства, названия близлежащей остановки и умения обратиться (при необходимости) за помощью к сотруднику полиции.

Продолжить обучение езде на двух- или трехколесном велосипеде, делая повороты налево, направо, по кругу, змейкой. Развивать умение управлять своими движениями, определять места для катания на велосипеде, самокате.

Поощрять детскую инициативу в организации подвижных и спортивных игр, игр-эстафет: «Дорожка препятствий», «Веселые соревнования» и др. Обучать элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные и воображаемые действия: проигрывание ситуаций, макетирование и моделирование пространственного расположения зданий, транспортных средств, пешеходов, дорожных знаков и т. п.

Побуждать к обобщению полученной информации (водный, наземный, железнодорожный, воздушный, гужевой транспорт) и её самостоятельному использованию в игровой деятельности («Что лишнее», «Автодорожное лото», «Дорожное домино» и др.). Инициировать обсуждение прочитанного, поощряя детские вопросы проблемного характера («Что может случиться, если на регулируемом перекрестке не работает светофор?», «Как поступить, если мячик покатился на проезжую часть дороги?» и др.).

Развивать умение не только разрешать проблемные ситуации, но и самостоятельно их формулировать.

Поощрять создание детьми (совместно со взрослыми) книг – сборников сочиненных сказок, с выделением наиболее значимых для закрепления правил безопасного поведения на дорогах, рассказов из личного опыта, стишков, иллюстрированных детскими рисунками (аппликациями). Предоставить детям возможность самостоятельно добывать информацию.

Формирование предпосылок экологического сознания Продолжать формировать культуру поведения в природе. Рассказать детям о некоторых источниках опасности для при- роды родного края (вырубка деревьев, лесные пожары, сильный мороз, загрязнение водоемов и др.). Формировать представления о взаимосвязи природы и человека, о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Предостерегать детей от возможной опасности при встрече с бездомными животными.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих образовательных задач: Развивать умение общаться на родном языке с детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками), с новеньким в группе детского сада и др. Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения на родном языке взрослого с ребенком и детей между собой в разных видах детской деятельности. Обучать элементарным правилам этикета, задавать этически ценные образцы общения, побуждать использовать в речи татарский народный фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим). Углублять представления о семье и ее истории. Формировать представления о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры), своей принадлежности к семье, родственных связях и зависимостях внутри нее («Я сын для мамы, а для бабушки – внук», «Тетя Азиза – дочь моей бабушки Фатимы»), профессиях и занятиях родителей и родственников; привлекать к рассматриванию фотографий родственников; акцентировать внимание на внешнем сходстве ребенка с родителями и другими родственниками. Развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей, спортсменов Олимпийских игр, артистов на международных конкурсах. Поощрять расширение выбора тем для сюжетно-ролевых игр; способствовать развитию сюжета на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений татарских писателей и поэтов, телевизионных передач, экскурсий по городу (селу), выставок, походов. Поддерживать индивидуальную и совместную режиссерскую игру, в которой дети в условной форме используют национальные игрушки, игрушки-самоделки, отображают события из жизни, сюжеты из сказок народов Поволжья, мультфильмы и т. д. Развивать артистические способности детей, вовлекать их в сценическое искусство: игры в концерт, пение татарских песен, исполнение танцев народов Поволжья, показ сценок из спектакля. Предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и гостями. Поощрять инициативность, соблюдение правил народных игр, умение занимать позицию равноправного партнера.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих образовательных задач: Продолжить формирование представления детей о трудовой деятельности посредством татарских народных сказок («Ремесло выручит», «Три дочери» «Падчерица» и др.). Обращать внимание детей на сказочных героев, которые трудятся. Сопровождать трудовые операции ребенка строчками из стихотворений Г. Тукая («Забавный ученик», «Киска-озорница» и др.). Формировать представления о некоторых профессиях и занятиях людей, живущих в родном городе (селе), – учитель, нефтяник, доярка и др.

Активизировать участие детей в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей подому

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава­тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор­ческой активности; формирование первичных представлений о себе, дру­гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движе­нии и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест­венных традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений. Фор­мирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружа­ющего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окру­жающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познаватель­ной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате­риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, спо­собности анализировать, сравнивать, выделять характерные, сущес­твенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с пред­метным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметно­го окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природ­ными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представ­лений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элемен­тарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет. Формировать умение создавать множества (группы предме­тов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, раз­мера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым мно­жеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.Формировать умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каж­дого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан­ному числу (в пределах 10).Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить ко­личество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).Познакомить с цифрами от 0 до 9.Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, формировать умение различать воп­росы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от ве­личины предметов, расстояния между предметами, формы, их распо­ложения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина. Формировать умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис­тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зе­леная уже желтой и всех остальных лент» и т. д.Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосре­дованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравни­ваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).Формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении пред­меты одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки сто­лов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху—внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева—справа, между, рядом с,

около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — вни­зу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро,вечер, день и ночь составляют сутки

Формировать умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), опре­делять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Познавательно-исследовательская деятельность. Закреплять уме­ние использовать обобщенные способы обследования объектов с помо­щью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцеп­тивных действий.Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использо­ванию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в про­цессе его исследования.

Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной де­ятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять раз­нообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).Формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.Продолжать знакомить с различными геометрическими фигура­ми, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обсле­довании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совер­шенствовать глазомер.Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая за­нимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Органи­зовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.Создавать условия для реализации проектной деятельности твор­ческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивиду­альный характер.)Способствовать развитию проектной деятельности нормативного ти­па. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объ­единяя детей в подгруппы по 2-4 человека; формировать умение выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Формировать умение сравнивать предметы, подмечать не­значительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоцио­нально положи- тельный отклик на игровое действие.Формировать умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать твор­ческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание образовательной области

«познавательное развитие» в соответствии с НРК

Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ, 2012. – 208 с.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих образовательных задач: Формировать представление о том, что Татарстан – многонациональная республика. Казань – крупный промышленный центр, один из древнейших городов России. Казань – столица республики и всех татар мира. В Казани работают президент, правительство Татарстана, мэр города. Рассказать детям истории, легенды, мифы о родном крае. Познакомить с достопримечательностями, событиями прошлого, историческими памятниками, музеями, улицами родного города (села). Познакомить с основной символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн). Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Познакомить детей с географическим положением Республики Татарстан (на карте и глобусе обозначить территорию республики, реки Волгу и Каму, Куйбышевское и Нижнекамское водохранилище, озеро Кабан, озера и реки окрестностей). Познакомить с традициями, обычаями, обрядами народов, живущих в Республике Татарстан. Дать представление о национальных праздниках (Науруз, Курбан-байрам, Сабантуй, Нардуган и др.). Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Приобщать к прошлому и настоящему национальной и мировой культур. Познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы и искусства: поэты (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин и др.), писатели (А. Алиш, Р. Батулла и др.), художники (Х. Якупов, Х. Казаков и др.), скульпторы (Б. Урманче и др.). Вызвать интерес к их жизни и деятельности.

Расширять знания детей о природе родного края с учетом их интересов. Познакомить с природоохранительной деятельностью человека. Рассказать о Волжско-Камском государственном заповеднике, национальном парке «Нижняя Кама», их роли в охране природы республики. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать непотребительское отношение к природе родного края, первые навыки природопользования («Если я и другие люди будем собирать лекарственные травы с корнями, то…»). Поддерживать интерес к наиболее часто встречающимся растениям и животным родного края. Учить группировать и классифицировать объекты природы по характерным признакам (деревья хвойные и лиственные, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы, комнатные растения; дикие и домашние живот


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.