Рефлексия по итогам практики. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Рефлексия по итогам практики.

2018-01-04 569
Рефлексия по итогам практики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание: Попробуйте поразмышлять по итогам своей педагогической практики. Выбор формы представления результатов зависит от Вас.

Методическая помощь к данному заданию!

 

Понятие «рефлексия» означает размышление, осознание, осмысление. По своей сути рефлексия представляет собой обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, свое психическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое. Еще Л.Н. Толстой говорил, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти».

 

Для рефлексии педагогической практики могут быть использованы различные формы и приемы (на выбор).

 

· Таблица «ИТОГ»

Интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые наиболее раскрыты, обоснованы.
Общие советы, рекомендации. Главные выводы.

 

 

· Трансфертный лист

Я научился, могу научить других… Кого могу научить…
Я хочу научиться… К кому могу\хочу обратиться…

· Методика незаконченных предложений

В ходе практики я узнал (а)_______________________

Научился (сь)____________________________________

Понял (а)________________________________________

Самым трудным для меня было ____________________

Больше всего мне понравилось, удалось ______________

 

 

· Таблица «+,-, интересно»

     

· Рефлексия в форме эссе.

Эссе - прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с французского слово "essai" значит "попытка, проба, очерк" (поэтому, вероятно, не следует писать в заголовке своей работы "Попытка эссе"); в латинском существовало слово "exagium" -"взвешивание".

Главная примета эссе как жанра - свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.

 


ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

1. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М.: 1999, с. 3-28.

2. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003.-208с. (каб. педагогики).

3. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А.С. Роботовой. М.: 2000.- С. 60-74.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. –М.: ТЦ Сфера, 2000.-128с. (каб. педагогики).

5. Воронов В. Как составить план работы /Воспитание школьников.1999, № 4. – С.-28.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания – М., 2002.

7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /отв.ред. М.И.Рожков – М.: Владос, 2001.

8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: «Академия», 2001. – 208с.

9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.. 1989.

10. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа /Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.

12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе – М.,1999.

13. Педагогический опыт народных традиций /Под ред. Н.С. Маляковой. - Псков: ПОИПКРО, 2003. - 163 с.

14. Новое в образовательном процессе. Псков, 2002.

15. Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб., 2000.-228с. (каб. педагогики).

16. Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.А.Байковой, Л.К. Гребенкиной.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- С.13.

17. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России,1999.-212 с.

18. Профессия – учитель. /Под ред. А.С. Роботовой. –М.: Академия,2005.-368 с.

19. Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.

20. Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб.: РГПУ, 2003.-185с. (кааб. педагогики).

21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе – М., 2000.

22. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел - Смоленск, 1996.

23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.

Дополнительная:

1. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы// Воспитание школьников, 2000.-№1,2; 2001.-№ 4 – 8.

2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя /Классный руководитель.1999, № 3. - 17-29.

3. Дереклеева Н. И. Организация родительских собраний в 1 – 11 классах. М., 2000.

4. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.

5. Изучение личности школьника учителем. Под ред. Васильевой З.И. и др. М., 1991.

6. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. /Под ред. Е. Н. Степанова. М.: 2001.

7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2. /Под ред. Н. А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

8. Корчагина В. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю. //Школьные технологии,- №3, 2004.

9. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, 2002.- № 4.-С. 19-26.

10. Классному руководителю / Под ред. М.И Рожкова – М., 1999.

11. Классному руководителю о классном часе. - М., 2002.

12. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128с. (кааб. педагогики).

13. Несколько рекомендаций для тех, кто стремится овладеть выразительной речью //Директор школы,- № 9.- 2004.

14. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. Кочетова А.И., Минск, 1987.

15. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. Став­рополь, 93. (74.200.58 - обл. биб-ка). П693

16. Певрушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя.//Классный руководитель, 1999, № 7-8.-С.47-249.

17. Словарь современных форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, 2000.- № 8-10; 2001.- №1-3.

18. Светенко Т.В., Галковская И.В. Большая книга о маленькой школе. – Псков, - 2003.

19. Сценарии классных часов и вечеров. 7 – 9 классы. / Сост. В. А. Ведерникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – с.80.

20. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция),3 -8 классы. /Сост. Н. А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004. – 160 с.

21. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

22. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

23. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

В настоящее время существует большое количество журналов, газет, методических пособий для классного руководителя, где можно найти не только сведения о новых наиболее эффективных педагогических средствах, методиках, фактах, цифрах, но и уже готовые материалы для классных часов, тематические планы, методические советы и многое другое.

1. Научно-методический журнал “Классный руководитель” издается с января 1997 года и выходит 8 раз в год. Здесь вы можете получить полную информацию:

- о книгах, методических пособиях, журналах;

- о курсах повышения квалификации, семинарах для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- о прайс-листах;

- о подписке.

Так, например, в №1, 2004 года вы можете найти стихи к празднику последнего звонка и выпускного, стихи и песни, посвященные учителям, школе, стихи для школьных праздников, инсценировки, конкурсы, тематические сценки к каждому празднику. В каждом выпуске журнала есть рубрика “Материалы для классных часов”. Здесь представлены классные часы, приводятся беседы на тему нравственных ценностей.

В №2, 2004 года вы познакомитесь с методикой КТД: планирование, организация, этапы КТД, подведение итогов, методические советы по разработке КТД, примеры КТД. Безусловно, данные советы можно применить на практике.

В №3, 2004 года есть рубрика “Сценарный отдел”, материалы которой так же можно внедрить в практику.

2. Научно-методический журнал “Директор школы” издаётся с 1993 года и выходит 10 раз в год. Статьи, авторы которых дают взаимные рекомендации, комментируют и подробно знакомят читателей с той частью предлагаемых нововведений, инноваций, которые непосредственно касаются жизни общеобразовательной школы. Так, например, в №7 2004 года вас может заинтересовать статья Букатовой В. “Как из родительского собрания сделать собрание родителей”.

На страницах журнала всегда представлены высказывания самых разных взглядов, журнал интересен для чтения и полезен для практической работы.

3. Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” основан в 1933 году и представляет следующие рубрики:

- Воспитание и образование;

- Альтернативы;

- Консультация;

- Методическая копилка;

- Критика и библиография.

4. Теоретический и научо-методический журнал “Воспитание школьников” издается с 1966 года, выходит 10 раз в год. Журнал представляет следующие рубрики:

- Директору школы;

- Классному руководителю;

- Социальному педагогу;

- Школьному психологу;

- Для бесед с родителями;

- Точка зрения;

- Здоровье.

Статьи журнала затрагивают большой спектр вопросов, касающихся воспитательной работы в классе, так же журнал приводит публикацию актуальных методических разработок занятий, классных часов, педагогических мастерских для родителей и учащихся, темы бесед с родителями и учащимися.

5. “Семья и школа” - журнал для родителей, основан в 1871 году, возобновлен в 1946 году. В журнале вы найдете следующие рубрики:

- Советы и рекомендации;

- Повод для размышления;

- Чтение;

- Домашние задания.

Журнал представляет материалы иностранной печати, статьи по материалам Интернета, статьи преподавателей, психологов, социологов, медиков и письма родителей, детей.

6. Научно-теоретический журнал “Педагогика” издается с 1937 года. Вы сможете обнаружить следующие рубрики:

- Научные сообщения

- Вопросы обучения и воспитания

- Кадры науки, культуры, образования

Статьи исследователей касаются психолого-педагогических проблем, философских, дидактических проблем. Представлен опыт работы Российских государственных институтов, университетов. Так же представлены оригинальные методические решения актуальных проблем образования, опыт и анализ работы педагогов, авторское видение теоретических основ воспитательного процесса.

7. Российский общественно-педагогический журнал “Народное образование” издаётся с 1803 года. В нём представлены следующие рубрики:

- Образовательная политика;

- Управление образованием;

- Проблемы обучения;

- Школа и воспитание;

- Жизнь в профессии;

- Информационный иммунитет;

- Официальные вести;

В №1 2004 года статья Лодкиной Т., Кевля Ф. “Диагностика в работе классного руководителя с семьёй ” представляет модель анализа работы классного руководителя и предполагаемые в помощь примеры карточек семьи для индивидуальной работы с ней.

8. Научно-теоретический журнал “Школьные технологии”. Научно-теоретические и научно-методические статьи по проблемам образования, анализ школьной жизни, опыт, реализуемый в практике педагогов. Представлены методики, объективные данные, экспертизы, диагностики, примеры способов работы.

9. Общероссийская газета для родителей, учеников и учителей “Педагогический вестник”. Вы можете использовать её сами и посоветовать её родителям и своим ученикам.

 

 

Тематика классных часов.

5 - 8 классы.

1. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности, милосердие и толерантность.

2. С кем дружить? Выявить представление учащихся о том, что такое дружба, способствовать успешному протеканию процесса самопознания и самосозидания личностей учащихся, содействовать формированию дружного коллектива класса.

3. Окружающая среда, человек и природа, общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью, отношение к флоре и фауне.

4. Человек и семья: социальные семейные роли отца и матери, сына и дочки, бабушки и дедушки. Жизнь близких. Изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора.

5. Человек и его профессия: профессиональный труд как способ самовыражения, способности и таланты в профессиональном труде, определение профессиональных интересов.

6. Человек и творчество: конструкторское, художественное, познавательное товарищество на основе общих интересов, человек в общении с другими людьми. Роль другого в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые.

7. Человек в отношении к самому себе: проявление и развитие достоинства. Способы защиты от посяганий на собственное достоинство. Внешность как выражение к самому себе.

8. Создание собственного имиджа: проблема имиджелогии, умение производить положительное впечатление, быть приятным в общении, мобилизировать усилия учащихся на создание собственного имиджа, коррекция навыков ведения беседы, общения и поведения.

9. Родина: место, где человек родился, познал счастье жизни, история Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Интернационализм как национальное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства.

10. Диалог культур: традиции и обычаи народов мира. Знакомство учащихся с понятием “культура мира” и раскрытие его составляющих. Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру. Продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.

11. Общество как социальная среда человека: общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами; общество как фактор развития человека, условия существования человека в обществе, условия духовной жизни в обществе.

12. Различия человека в обществе: богатые и бедные, злые и добрые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители. Возрастные, национальные, психологические, половые различия. Углубление знаний об истории англоговорящих стран мира и европейских государств.

13. Память человечества о заслугах героев: безымянные герои, дань уважения им.

14. Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек, долг человека по отношению к обществу, долг общества по отношению к отдельной личности.

Классы.

1. Добро как общая категория: сотворение добра как творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра.

2. Красота в жизни человека: красота природы, вещей, предметов, красота человеческого лица, движений человека, Красота как характеристика поступков человека, красота как продукт человеческой деятельности. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать ее. Атмосфера красоты в школе, в семье, в школе, в городе.

3. Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, гармония мира и его единство. Общие закономерности человеческой жизни, формирование вкуса к жизни в процессе ее целостного восприятия. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Выявление позиции в поступке, различие жизненной позиции мужчины и женщины: природное предназначение. Иерархия интересов, склад физический и духовный. Образ человека и образ жизни.

4. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека.

5. Государство как регулятивный аппарат общественной жизни: демократическое государство как власть народа, способы взаимоотношений государства и граждан.

6. Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Культура отбора и восприятия информации, роль средств массовой информации в жизни человека.

7. Профессиональные склонности и интересы учащихся: подготовить учащихся к выбору будущей профессии, обратить внимание на характерные особенности представителей разных профессий, познакомить учащихся с особенностями некоторых профессий.


Приложение 2

КЛЮЧЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УМЕНИЕ –


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.